Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Организация государственного контроля е торговле



Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядков применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли Российской Федерации (Госторгинспекция). Ее деятельность направлена на искоренение злоупотреблений в торговле и недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Госторгинспекции подчинены территориальные управления по республикам в составе российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также инспекционные пункты в отдельных городах и районах.

Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а так-

#се качества продукции у изготовителя. Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки.

Свою деятельность в деле защиты прав и интересов граждан территориальные управления координируют с органами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей.

В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изготовителем.

Госторгинспекция организует работу и осуществляет контроль за деятельностью территориальных управлений. В её функции также входит:



участие в разработке предложений по совершенствованию правил торговли;

внесение в Комитет Российской Федерации по стандартизации и ."•■трологии предложений о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

осуществление непосредственного контроля за продавцом, изготовителем и выполнение в отношении них тех же функций, что и у территориальных управлений;

вносит в органы государственного управления предложения о мерах по улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения;

разрабатывает методические материалы, инструкции, рекомендации по организации работы территориальных управлений.

Госторгинспекция наделена очень широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:

осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их

требованиям стандартов или других нормативных документов-

производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту.

Госторгинспекция имеет право составлять акты и даватьобязательные к исполнению продавцом, изготовителем предпри-сания об устранении выявленных нарушений правил торговли итехнологической дисциплины при производстве товаров, о снятии с реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья иимущества граждан товаров и приостановлении или введенииособых условий приемки и реализации товаров, изготовленных снарушением требований нормативной документации. Она имеетправо передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допустившихнеоднократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализацию недоброкачественной продукции, наносящей значительныйущерб интересам потребителей. (



Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.

Глава 25

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

25.1. Правила продажи отдельных видов товаров

Продажа товаров на предприятиях розничной торговли должна осуществляться в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Они утверждаются Правительством Российской Федерации и распространяются на предприятия, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи, независимо от их организационно-правовой формы.

Режим работы магазина или другого предприятия розничной торговли, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. В остальных случаях режим работы предприятия устанавливают самостоятельно.

Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом (магазином или другим предприятием розничной торговли) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.

Он обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных прайилах и других нормативных документах, а также должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими надлежащие условия торговли.

До сведения покупателей должно быть доведено с помощью вывески фирменное наименование* организации, место ее нахождения и режим работы. А если продавец является индивидуальным предпринимателем, то он должен предоставить также покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность продавца подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

В обязанность продавца входит доведение до сведения покупателей достоверной информации о товарах и их изготовителях, которая должна содержать:

наименование товара;

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

обозначение стандартов, требованиям которых должен соответствовать товар;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

! срок службы или срок годности, если они установлены для данного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену и условия приобретения товара.

Покупатель должен быть проинформирован, если приобретаемый им товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток.

При продаже сертифицированных товаров продавец должен иметь в подтверждение факта сертификации подлинник сертификата или копию сертификата, заверенную в установленном порядке.) Факт сертификации также может быть подтвержден сведениями о сертификации в товар но-сопроводительных документах, заверенных подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием" его адреса и телефона.

Магазин или другое предприятие розничной торговли должны предоставить потребителю информацию об оказываемых услугах, ценах на них и условиях их оказания, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам и т. д.)..

Покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Он имеет право осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Цена реализуемых на данном предприятии товаров, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением тех случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.

Покупателю могут быть предложены услуги в связи с продажей товаров только с его согласия. Он вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товаров, а также потребовать

' 372

возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

В случае доставки крупногабаритных товаров силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить их погрузку на транспортное средство покупателя. •■

При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.

Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом.

Если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Эти требования подлежат удовлетворению при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца. Это правило не распространяется на товары, не подлежащие обмену и включенные в соответствующий перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного- безвозмездного устранения недостатков товаров;

возмещения расходов на устранение недостатков товара;

расторжения договора купли-продажи.

Одновременно покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества..

В Правилах продажи отдельных видов товаров изложены особенности продажи:

продовольственных товаров;

текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви;

технически сложных товаров бытового назначения;

парфюмерно-косметических товаров;

автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов;

изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней."!

Особенности продажи продовольственных товаров. Кроме уже упоминавшейся информации о товаре, покупателю должна быть предоставлена в зависимости от свойств продовольственных товаров информация, содержащая:

наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая вкусовые добавки;

сведения о пищевой ценности, весе или объеме;

область применения (для пищевых продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания, пищевых добавок);

способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского, лечебно-профилактического и диетического питания);

условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);

дату изготовления;

противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний.

Перед поступлением в торговый зал или иное место продажи товары должны выть подготовлены к реализации (освобождены от тары, оберточных или увязочных материалов, должны быть удалены загрязненные поверхности или части товара и т. д.). Необходимо произвести проверку качества товаров по внешним признакам, наличия на них необходимой документации и информации. На расфасованных товарах следует указать их наименование, массу, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасования, срок годности, номер или фамилию фасовщика.

Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. При этом упаковочные материалы должны соответствовать обязательным требованиям стандартов.

По просьбе покупателя должна быть произведена нарезка гастрономических изделий.

Хлеб и хлебобулочные изделия в местах мелкорозничной торговли разрешается продавать только в упакованном виде.

Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви. До подачи в торговый зал эти товары должны пройти предпродажную подготовку (распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества, чистку, утюжку и т. д.). Товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и ростам и выставлены в торговом зале. '

Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.

Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары — по видам меха. Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха — информацией о виде меха.

На товарных ярлыках должны быть указаны: наименование товара, артикул, цена, размер (для одежды и т. д.) и рост (для одежды и белья).

Покупателю должны быть предоставлены условия для примерки швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви.

Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже должно производиться путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке или столе в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром'пу-тем отбрасывания ткани на прилавок ?при свободном без натяжения приложении ткани к метру.

Для отмеривания всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, можно использовать вмонтированную в прилавок или стол клейменую металлическую мерную ленту.

Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (хазо-вых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.

При отпуске товаров работник торгового предприятия должен в присутствии покупателя проверить качество товара (путем внешнего осмотра), а также точность меры (количества),

правильность подсчета стоимости покупки. Отпускаются товары в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Вместе с товаром покупателю выдается товарный чек, в ко-" тором указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара. Чек должен быть подписан лицом, осуществляющим продажу.

Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения. До подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки товары должны пройти предпродажную подготовку. Образцы продаваемых товаров должны быть размещены в торговом зале и иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара. Необходимо также наличие кратких аннотаций, содержащих основные технические характеристики товара.

По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. В его присутствии должно быть также проверено качество приобретаемого товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.

Вместе с приобретенным товаром покупателю также выдается товарный чек, содержащий все необходимые сведения.

Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров. Помимо обычных сведений о товарах информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях, способах и условиях применения.

Парфюмерно-косметические товары перед подачей в торговый зал распаковываются и осматриваются, проверяется их качество и наличие необходимой информации.

Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, а также другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или

фирменной ленты. Необходимо также произвести проверку на функционирование аэрозольной упаковки товара в присутствии покупателя.

Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Товары должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителями продукции, о чем в сервисной книжке или заменяющем ее документе продавец должен сделать соответствующую отметку.

Покупателю должен быть обеспечен свободный доступ к предлагаемому к продаже товару.

При передаче товара покупателю одновременно передаются соответствующие принадлежности и документы, в том числе сервисная книжка или иной, заменяющий ее документ, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, для их государственной регистрации.

В случае утраты покупателем документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, продавец обязан по заявлению владельца и предъявлении им паспорта или другого документа, его заменяющего, выдать новый документ с пометкой «дубликат» с указанием серии, номера и даты ранее выданного документа.

При передаче приобретенного товара в присутствии покупателя должно быть проверено качество выполненных работ по его предпродажной подготовке, а также комплектность товара.

В товарном чеке, передаваемом вместе с товаром, указываются наименование продавца и товара, его марка, номера его агрегатов, дата продажи и цена товара. Чек подписывается лицом, непосредственно осуществляющим продажу.

Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Продаже подлежат ювелирные украшения, предметы сервировки стола, украшения помещения и другие изделия из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий и их сплавы), изделия с драгоценными камнями (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней только при наличии на этих изделиях установленных в Российской Федерации оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации. Это требование распространяется как на изделия, произведенные в

России, так и на изделия, ввезенные на ее территорию. Кроме того, изделия российского производства должны иметь оттиски именников изготовителей.

Ограненные природные драгоценные камни (алмазы, рубины изумруды, сапфиры и александриты) могут продаваться только при наличии на каждый камень или набор продаваемых камней сертификата.

До сведения покупателей должны быть доведены извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.

Перед подачей в торговый зал изделия должны пройти предпродажную подготовку: осмотр и разбраковку; проверку наличия оттисков государственного пробирного клейма и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков.

Изделия сортируются по размерам, группируются по назначению и снабжаются опломбированными ярлыками с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия. Они должны иметь индивидуальную упаковку.

Покупатель имеет право потребовать произвести в его присутствии взвешивание приобретенного изделия без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 до 10 кг — на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,1 г.

Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указывается наименование продавца и Товара, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара. На приобретенные ограненные природные камни передаются также сертификаты.

Контроль за соблюдением Правил продажи отдельных видов товаров осуществляется Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и их территориальными органами, а также другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.

25.2. Правила работы предприятии розничной торговли

В целях улучшения работы розничных торговых предприятий л усиления защиты интересов покупателей/ с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и формторговли.

В общих положениях этих правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенной группой товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования.

Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяется его Уставом. Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы предприятия-^

При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.

В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.

^Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.

Средства измерений в соответствии с установленными требо ваниями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы не реже одного раза в год и удостоверяться соответствующим клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Соответствующие документы должны находиться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.

В магазине должна быть представлена следующая информация:

указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;

фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;

перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;

текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;

о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;

адреса и телефоны местных органов администрации.

На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.

В правилах работы розничных торговых предприятий следует также определить:

основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;

порядок продажи товаров;

требования, предъявляемые к продавцам;

контроль за работой розничных торговых предприятий.

Принятые по количеству и качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.

Хранение товаров должно быть организовано с учетом строгого соблюдения основных принципов товарного соседства, санитарных и других правил, а также соответствующих режимов,.

Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.

Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам на общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.

Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.

Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.

В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.

Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.

На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.

Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.

Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, должны продаваться с соблюдением этих норм.

Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.

В магазинах, торгующих продовольственными товарами, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т. п.), а в магазинах, торгующих тканями, — контрольные метры.

Покупателю должно быть предоставлено право проверки пра-

вильности цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроков хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация магазина обязана создать для этого необходимые условия.

Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чекер времени их выписки) до оплаты не более часа.

^'фтагазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3-х суток.

Контрольно-кассовые машины, используемые в предприятиях торговли, должны быть зарегистрированы в налоговых службах в установленном порядке.

В правилах работы предприятий розничной торговли особое место уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.

Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров, их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он должен уметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т. п. В правилах же сформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а также предусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.

25.3. Правила эксплуатации контрольно-кассовых

машин

В Российской Федерации действуют Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Министерством финансов России в соответствии с Законом Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

Правилами установлено, что при денежных расчетах с покупателями (клиентами) разрешается применение только тех типов контрольно-кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Госреестр.

Ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и списание контрольно-кассовых машин должны производиться

заводами-изготовителями или специализированными предприятиями, техническими центрами, наделенными соответствующими правами по данному роду деятельности.

Используемые для денежных расчетов с населением контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия. В их обязанности также входит осуществление контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях торговли и других И предприятиях, применяющих контрольно-кассовые машины. |{ К работе на кассовых машинах допускаются лица, освоившие [ • правила их эксплуатации в объеме технического минимума, с ко-ц торыми заключается договор о материальной ответственности. к' Заводской номер машины обязательно указывается во всех А документах, относящихся к ней (кассовом чеке, отчетной ведо-|[ мости, паспорте, «Журнале кассира-операциониста» и др.), а f i также в документах, отражающих перемещение кассовой маши-! [ ны в связи с отправкой в ремонт, передачу другому предприятию Л и т. п.

11 Каждая контрольно-кассовая машина должна иметь паспорт [ I установленной формы. В него заносятся сведения о вводе маши-* I ны в эксплуатацию, среднем и капитальном ремонтах, а также Л указываются реквизиты фирменного клише с обозначением на-( именования предприятия и номера кассы.

;' Перевод суммирующих денежных счетчиков на нули (гаше-t ние) может осуществляться при вводе в эксплуатацию новой машины и при инвентаризации. При необходимости, в случае ремонта денежных счетчиков в мастерской, их гашение может осуществляться только по согласованию с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Перевод по-,. казаний денежных счетчиков оформляется актом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию контролиру-ющей организации, а второй остается в магазине. Актом оформ-г ляется и передача контрольно-кассовой машины на другое пред-; приятие или в мастерскую для ремонта и обратно. В нем фиксируются показания секционных и контрольных счетчиков (регистров). Отметка о передаче машины делается в «Журнале кассира-операциониста» и в паспорте на машину. Оформление акта необходимо и в случае ремонта денежных счетчиков непосредственно в магазине.

Ввод в эксплуатацию новых контрольно-кассовых машин осу-

ществляет механик организации, производящей гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт соответствующего типа машин. При вводе в эксплуатацию электронных контрольно-регистрирующих машин и кассовых терминалов необходимо присутствие программиста-электронщика. Механик или программист должны иметь удостоверение на право технического обслуживания и ремонта машин данного типа.

Ввод машин в эксплуатацию должен осуществляться в присутствии кассиров.

Оформление передачи машины в эксплуатацию осуществляется механиком (программистом) путем заполнения всех необходимых данных в заводском паспорте. Он же обязан опломбировать машину после установки фирменного клише с наименованием предприятия и номером расчетного узла. В электронных контрольно-регистрирующих машинах его вводят в программу машины.

До включения кассовых машин замки должны быть закрыты, а ключи (кроме ключей для перевода секционных денежных счетчиков на нули) должны храниться у директора (заведующего) магазина. Ключи для перевода денежных счетчиков на нули передаются директором магазина контролирующей организации (налоговой инспекции), где хранятся в сейфах и выдаются по письменному распоряжению руководителя и главного бухгалтера этой организации специалисту, уполномоченному для проведения проверки магазина.

Администрация магазина заводит на каждую контрольно-кассовую машину «Журнал кассира-операциониста» по установленной форме. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, директора и главного (старшего) бухгалтера магазина и печатью.

Действующими Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением не допускается ведение в магазине общего «Журнала кассира-операциониста» на все имеющиеся в нем контрольно-кассовые машины.

Паспорт кассовой машины, акты, «Журнал кассира-операциониста» и другие документы хранятся у директора магазина, его заместителя или главного (старшего) бухгалтера.

Перед началом работы кассир получает под роспись все необходимое для работы на контрольно-кассовой машине (ключи от

384 ■

кассовой кабины, от привода кассовой машины и от денежного ящика, а также разменную монету и т. д.).

Обязанности директора магазина, либо его заместителя, дежурного администратора при подготовке кассовых машин к работе сводятся к следующему:

открытию замка привода и счетчиков машины, снятию (вместе с кассиром) показаний секционных и контрольных счетчиков, сверке их с показаниями за предыдущий день и внесением в «Журнал кассира-операциониста»;

оформлению начала контрольной ленты с указанием на ней типа и заводского номера машины, даты и времени начала работы, показаний секционных и контрольных счетчиков (данные на контрольной ленте заверяются подписями);

закрытию замка показаний денежных счетчиков и выдаче кассиру (контролеру-кассиру, продавцу) ключей от замка привода машины;

выдаче указания кассиру о мерах по предупреждению подделки чеков (шифровка чека, предельная сумма чека и т. д.);

обеспечению кассира разменной монетой и необходимыми купюрами.

При этом кассир, контролер-кассир или продавец перед началом работы на контрольно-кассовой машине обязан:

проверить исправность блокирующего устройства, заправить чековую и контрольную ленты, установить дататор на текущую дату, перевести нумератор на нули;

включить машину в электросеть и получением нулевого чека проверить ее работу от электропривода;

напечатать два-три чека без обозначения суммы с целью проверки четкости печатания реквизитов на чековой и контрольной лентах и правильности установки дататора и нумератора;

нулевые чеки приложить в конце дня к кассовому отчету;

установить со стороны покупателя табличку со своей фамилией;

разместить на рабочем месте необходимый инвентарь.

В процессе обслуживания покупателя кассир (контролер-кассир, продавец) обязан определить общую сумму покупки и назвать ее, получить от покупателя деньги за товары и выполнить следующее:

четко назвать сумму полученных денег и положить их отдельно на виду у покупателя;

напечатать чек;

назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).

Чеки контрольно-кассовых машин действительны только в течение дня выдачи их покупателю. Выдача денег по возвращенным покупателями чекам производится только при наличии на них подписи директора или заместителя директора магазина и только по чекам, выданным в данной кассе.

Неиспользованные чеки актируются в конце смены.

Кассир не имеет права снимать кассу без разрешения администрации магазина, а также не выдавать кассовые чеки покупателям.

В течение смены по указанию директора или заместителя директора магазина кассир может изменять шифр, применять штампы и оттиски «погашено», «контроль» и т. п., а также получать распечатки по кассовой машине и изменять совместно с программистом (оператором) шифр в кассовой машине.

В случае неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты кассир обязан совместно с представителем администрации магазина проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли указываются прописью) и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты.

В случае обнаружения неисправности контрольно-кассовой машины, кассир совместно с представителем администрации магазина оформляет окончание работы на данной машине так же, как при окончании смены, с отметкой в «Журнале кассира-операциониста» времени и причины окончания работы. .

Кассиру запрещено работать без контрольной ленты или склеивать ленту в местах обрыва. Нельзя допускать к кассовой машине посторонних лиц. Не разрешается покидать кассовую кабину без уведомления администрации магазина, отключения кассовой машины и запирания на ключ ее и кассовой кабины. Запрещается иметь в кассе личные деньги кассира и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).

При предъявлении расчетного чека Сбербанка в уплату за товар, контролер-кассир проверяет подлинность чека, срок его действия, удостоверяется в личности предъявителя чека по паспор-

; ту или заменяющему его документу и ставит на обороте штамп : с текстом «Чек принят в уплату за товар» с указанием номера и [ наименования магазина и даты приема чека, расписывается на 1 штампе, а также делает отметки в специальной ведомости. За-[ тем пробивается сумма, указанная в чеке, и выдается кассовый [ чек. Сумма проводится только через вторую секцию, по которой I пробиваются только безналичные расчеты.

' Расчет за купленный в магазине товар может производиться I посредством чековых книжек и кредитных карточек. f Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых [■ машин при осуществлении денежных расчетов с населением : установлен также порядок окончания работы на кассовой ма-J шине. При закрытии магазина или по прибытии инкассатора 1 кассир должен подготовить денежную выручку и другие пла-'. тежные документы, а также составить кассовый отчет и сдать ! выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру, а в небольшом магазине с одной-двумя кассами — непосредственно инкассатору банка.

Представитель администрации магазина в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает контрольную ленту и подписывает их концы, указав тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков, дневную выручку, дату и время окончания работы.

Отчетные ведомости на конец рабочего дня вписываются в «Журнал кассира-операциониста».

Сумма выручки определяется по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и конец рабочего дня. Она должна совпадать с суммой, сданной старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку, с итоговым чеком контрольно-кассовой машины. После этого делается соответствующая запись в «Журнале кассира-операциониста», которая скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Данные о выявленных недостачах или излишках также заносятся в соответствующие графы «Журнала кассира-операциониста».

После окончания работы на контрольно-кассовой машине кассир проводит ее межремонтное обслуживание.

Старший (главный) кассир после получения всех необходимых документов составляет сводный отчет за текущий день по установленной форме.

Использованные кассовые чеки и копии товарных чеков хранятся у материально ответственных лиц не менее 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией.

Контрольные ленты хранятся в упакованном и отпечатанном виде в бухгалтерии магазина в течение 15 дней после проведения и подписания результатов последней инвентаризации,- а в случае недостачи — до окончания рассмотрения дела.

В Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением определены также обязанности обслуживающих организаций и механика (оператора) по ремонту и техническому обслуживанию кассовых машин, а также правила техники безопасности при их эксплуатации.

25.4. Санитарные правила торговых предприятий

Предприятия торговли обязаны соблюдать действующее в Российской Федерации санитарное законодательство, и установленные санитарные правила, осуществлять контроль за их выполнением.

Особые санитарные правила установлены для предприятий продовольственной торговли, в соответствии с которыми они должны быть оснащены необходимым торгово-технологическим и холодильным оборудованием в зависимости от типа предприятия, его мощности и действующих норм оснащения.

Торговое оборудование, инвентарь и тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами, легко поддающихся мойке и дезинфекции. Приспособления для выкладки и хранения товаров (полки и т. п.) должны иметь гладкую поверхность, легко поддающуюся мойке. Высота стеллажей и поддонов должна быть не менее 15 см от пола.

Для каждого вида продуктов необходимо иметь отдельные разделочные доски и ножи с четкой маркировкой, которые должны храниться в соответствующих отделах на специально отведенных местах.

Холодильные установки должны быть оснащень} термометрами для контроля температурного режима хранения продовольственных товаров.

На базах, складах, овоще- и фруктохранилищах ежедневно должен осуществляться контроль за температурным режимом хранения товаров и еженедельный контроль относительной влажности воздуха. Результаты производимых измерений должны заноситься в специальный журнал.

Предприятия торговли должны принимать для реализации только доброкачественные товары. В сопроводительных документах на особо скоропортящиеся продукты должны быть указаны дата и час выработки продукции, температура хранения и конечный срок реализации.

Загрузку пищевых продуктов в складские помещения, охлаждаемые камеры, овоще- и фруктохранилища необходимо производить партиями, с тем, чтобы можно было четко соблюдать сроки их хранения и контролировать качество. При этом должно соблюдаться товарное соседство и другие условия рационального складирования товаров.

Санитарными правилами не разрешается принимать на предприятиях торговли непотрошеную птицу за исключением дичи. Мясо допускается к приемке только при наличии ветеринарного свидетельства и клейма. Нельзя принимать условно-годное мясо.

При приемке кондитерских изделий с кремом запрещается перекладывание их из лотков поставщика в тару магазина, а также реализацию их по методу самообслуживания.

Перед выдачей консервов в реализацию в обязательном порядке должен быть произведен их осмотр. Признанные непригодными в пищу консервы должны храниться в отдельном помещении, на особом учете, с точным указанием количества забракованных банок. Ответственность за сохранность отбракованных банок и их дальнейшее использование несет руководитель торгового предприятия.

При выявлении бактериологического бомбажа в одной партии консервов более 2% администрация предприятия обязана прекратить их реализацию, информировать об этом завод-изготовитель и территориальную санитарно-эпидемиологическую станцию для решения вопроса о дальнейшей реализации консервов.

Вопрос о месте и способе уничтожения бомбажных банок решается руководителем предприятия по согласованию с санэпи-демслужбой.

Реализации подлежат только доброкачественные продукты.

В случае обнаружения недоброкачественных товаров реализация их должна быть задержана, о чем продавцы должны доложить администрации для решения вопроса о возможности дальнейшей их реализации.

Ответственность за реализацию покупателю недоброкачественных продуктов несет продавец.

Санитарными правилами запрещается взвешивание пищевых продуктов непосредственно на весах, без оберточной бумаги и других упаковочных материалов. Нельзя отпускать пищевые продукты в грязную тару покупателям и печатную макулату-

РУ-

Запрещается реализация соков на розлив в отделах овощей и фруктов.

Продажа моющих, отбеливающих средств, стиральных порошков и паст допускается только в обособленных отделах крупных продовольственных магазинов, универсамов, в условиях, исключающих возможность контакта их с пищевыми продуктами как в торговом зале, так и в складских помещениях.

Выбор места для размещения мелкорозничных предприятийторговли должен согласовываться с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. !

В стационарных объектах мелкорозничной торговли должно быть подсобное помещение для хранения тары, складское помещение для дневного запаса продуктов. Нельзя хранить тару или затаренные продукты около предприятия.

При торговле из корзин, лотков и т. д. не разрешается ставить их на землю, для этой цели должны быть складные подставки.

Один раз в месяц во всех предприятиях продовольственной торговли устанавливается санитарный день для проведения уборки и дезинфекции помещений, оборудования, инвентаря. Он проводится в соответствии с графиком. Администрация предприятия обязана заранее известить покупателей о проведении санитарного дня.

Для транспортирования пищевых продуктов должен выделяться специальный транспорт. А для транспортировки молочных продуктов, колбасных изделий, хлеба и ряда других продуктов должен быть вьщелен специализированный транспорт с соответствующей маркировкой. Транспорт должен иметь санитарный паспорт, кузов автомашины должен иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке.

Экспедитор или шофер-экспедитор обязан иметь при себе личную медицинскую книжку и спецодежду.

Санитарными правилами установлен порядок и температурные режимы транспортировки отдельных видов продовольственных товаров, а также режим санитарной обработки пищевого транспорта, и определены мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами на предприятиях, торгующих продовольственными товарами.

Лица, поступающие на работу и работающие на предприятиях продовольственной торговли, должны подвергаться в установленном порядке предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, в которой отмечаются результаты всех медицинских осмотров и обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях и т. д.

В санитарных правилах сформулированы также требования личной гигиены персонала торгового предприятия, а также обязанности и ответственность администрации за соблюдение этих правил.

25.5. Правила розничной торговли алкогольной продукцией

Правительством Российской Федерации утверждены Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, которые регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции в розничной торговле. При этом под продавцом понимается организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие покупателям товары по договору розничной купли-продажи, а под покупателем — гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

К алкогольной продукции относятся: спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.

Основанием для розничной торговли алкогольной продукцией является лицензия, выдаваемая в установленном порядке.

Реализация алкогольной продукции может осуществляться только в местах, определяемых органами местного самоуправления.

Покупателю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию.

В розничной торговле запрещена продажа спирта этилового из всех видов пищевого и непищевого сырья, спирта этилового с неденатурирующими добавками, питьевого спирта, в том числе импортного, алкоголесодержащей продукции по фармакопейным статьям, алкоголесодержащих вкусоароматических биологически активных пищевых добавок, спиртованных соков, плодовых сброженно-спиртованных виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов.

Питьевым спиртом разрешается торговать только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.

Продаже подлежит алкогольная продукция, соответствующая по качеству обязательным требованиям стандартов, технических условий, медико-биологическим требованиям и гигиенического заключения (сертификата). Продавец должен иметь товарно-транспортную документацию, заверенную подписью и печатью изготовителя или поставщика и содержащую сведения о наличии сертификата соответствия по каждому наименованию продукции с указанием учетного и регистрационного номеров, срока его действия и органа, выдавшего его. Указанная информация должна быть предоставлена покупателю по его требованиям.

Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия в порядке, установленном Правилами сертификации для групп однородной продукции.

Действующими Правилами установлено, что реализуемая на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортная, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, коде изготовителя или его адресе, знаке соответствия, наименованиях государственных стандартов или других нормативных документов, обязательным требованиям которых эта продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, сроке годности, содержании вредных для здоровья ве-

ществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и противопоказаниях к применению.

На импортную алкогольную продукцию продавец обязан также представлять по требованию покупателя копию справки и грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.

Предприятие розничной торговли должно иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования. Оно обязано обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о действующих Правилах розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, часах торговли, ассортименте, потребительских свойствах.

Реклама алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих продажу этой продукции, с соблюдением требований законодательства о рекламе.

Правилами не допускается розничная реализация алкогольной продукции:

полученной от изготовителя или оптового продавца, не имеющего соответствующей лицензии на производство и оборот этой продукции;

без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной в установленном порядке знаком соответствия;

с истекшим сроком годности, а также алкогольной продукции, на которую должен быть установлен срок годности, но не установлен;

без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие-изготовитель;

без копии справки к грузовой таможенной декларации (на импортную продукцию);

забракованной по показаниям качества и безопасности;

в упаковке, не соответствующей требованиям нормативной документации;

с объемным содержанием спирта более 18 процентов в полиэтиленовых стаканчиках, жестяных банках и тетрапаках;

иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

в бутылках без этикеток, грязных (внутри или снаружи), с

явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющих общее помутнение, посторонние включения, осадок, который допускается в коллекционных винах;

при отсутствии на импортной продукции марок акцизного сбора и специальных марок (кроме пива), нанесенных в соответствии с установленным порядком;

лицам, не достигшим возраста 18 лет;

в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления;

с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов в неспециализированных организациях в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в необорудованных торговых палатках, киосках, павильонах и в других, не приспособленных для продажи этой продукции помещениях, в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях.

Запрещено реализовывать алкогольную продукцию с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов на предприятиях мелкорозничной торговой сети (кроме павильонов, имеющих торговый зал) и оптовых продовольственных рынках. Для введения такого ограничения необходимо решение органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Продажа алкогольной продукции должна осуществляться с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством.

Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи алкогольной продукции в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение действующих Правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации._3'

Контроль за соблюдением Правил розничной торговли алкогольной продукцией осуществляют Министерство внешних эко-

номических связей Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство здравоохране-i ния Российской Федерации, Федеральная служба России по обес-I печению государственной монополии на алкогольную продукцию и их территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в пределах 'своей компетенции.

' Правительством Российской Федерации утверждено также Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией. В соответствии с ним установлен порядок выдачи лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией^ [ Она выдается юридическим лицам, осуществляющим рознич-■; ную торговлю алкогольной продукцией, независимо от организационно-правовой формы, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образова-; ния юридического лица (индивидуальным предпринимателям). ?! Лицензия является официальным документом, разрешающим [■ розничную торговлю алкогольной продукцией, и передача ее § другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрещается. ■i Для получения лицензии заявитель представляет в орган ли-I цензирования (местного самоуправления) на территории, где

|

| предполагает осуществлять деятельность: заявление; копии ) учредительных документов, заверенные нотариусом; копию свидетельства о государственной регистрации юридического ли-| ца; характеристику объекта лицензирования с указанием вида * объекта, специализации, занимаемой площади; заключения органов санитарно-эпидемиологической службы и Государственной пожарной службы о соответствии торговых и складских помещений предъявляемым требованиям. Кроме того, должен быть предъявлен документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления, справка из налогового органа о постановке юридического лица на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа и справка о наличии контрольно-кассовой машины.

''Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии прини-! мается не позднее 30 дней со дня получения заявления. В случаенеобходимости проведения дополнительной экспертизы решение: 395

принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее, чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Лицензия содержит следующие данные:

наименование органа, выдавшего лицензию;

для юридических лиц — наименование и юридический адрес;

для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество, паспортные данные;

вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия;

срок действия лицензии;

условия осуществления розничной торговли алкогольной продукцией;

регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Лицензия выдается на 3 года или на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату выдаются одновременно с лицензией ее заверенные копии на каждый объект с указанием его местоположения. Копии лицензий регистрируются органом лицензирования.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе.

Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя.

Лицензия может быть переоформлена в случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии, о чем лицензент обязан в 15-дневный срок подать заявление. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Органы лицензирования приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случаях:

подачи лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в представленных документах;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!