Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 2. Электронное государство миф или реальность?



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Политическая социология

 

на тему «Электронное государство. Анализ практики использования новых политических коммуникаций»
 

 

 

Выполнил студент группы
2С-310 группа
направления подготовки (специальности)
040100.62 Социология
шифр, наименование
Баютина Екатерина Романовна
фамилия, имя, отчество

 

Руководитель
Спирина Дарья Васильевна
фамилия, имя, отчество
доцент
должность

 

Дата представления работы
«______»__________________20 ___ г.
 
Заключение о допуске к защите
 
 
 
 
Оценка _______________, _______________
количество баллов
Подпись преподавателя_________________

 

Череповец, 2013

год

Оглавление

Глава 1. Электронное государство – требование информационного общества. 5

1.1. Концепция электронного государства. 5

1.2. Электронное правительство как элемент электронного государства. 11

1.3. Электронная демократия как элемент электронного государства. 17

Глава 2. Электронное государство миф или реальность?. 22

2.1. Мнение Россиян в отношении развития механизмов Электронного Правительства и Электронной Демократии. 22

2.2. Отношение и использования механизмов Электронного Правительства и Электронной Демократии студентами ЧГУ.. 33

Заключение. 42

Список литературы.. 45

Приложение. 47


 

Введение

 

Сегодня мы живем в мире информационных технологий, которые являются важнейшим элементом жизни всего общества. Этот факт приводит к изменениям во всех сферах общества, не только в культурной и социальной, как может показаться, но и в политической сфере. На сегодняшний день число пользователей интернета растет с каждым годом. И, несмотря на то, что ведущие в этой сфере государства в значительной степени опережают уровень информатизации в России, наше государство постепенно развивает программу под названием «Электронное государство». Хочется отметить, что существуют интегрированные рейтинги, оценивающие степень готовности различных государств к информационному обществу и его управленческим структурам, и Россия стоит в этом списке на самых последних местах.



Однако за рубежом накоплен многосторонний опыт, обобщив который Россия сможет сделать значительный шаг в совершенствовании государственного управления на основе применения информационных технологий. При этом необходимо понимание того, что, с одной стороны, государства-лидеры в области электронного государства применяли в процессе трансформации государственного управления принципиально различные политические стратегии. Это означает, что Россия может выбрать для себя наиболее адекватную из них для адаптации на своей территории и применительно к своим условиям и целям.

С другой стороны, структура органов государственной власти и местного самоуправления, культурные и профессиональные характеристики государственной службы в России отличаются рядом особенностей. Государственное управление еще не стало системой, обслуживающей интересы гражданского общества. Отсюда наложение друг на друга процессов информатизации и рационализации государственной службы.

По идее, развитие программы «Электронного государства», должно не только упрощать взаимодействие между государством и обществом, в плане предоставления широкого спектра государственных услуг с помощью интернета, но также и способствовать формированию более демократического государства. Такого государства, в котором гражданам представится все больше возможностей для реализации свои прав, инициатив и принятия участия в формировании политической системы страны.



Таким образом, разработка политической стратегии формирования электронного государства в современной России является весьма актуальной проблемой.

Объект: Электронное государство

Предмет: практика использования новых политических коммуникаций

Цель: выявить особенности практики использования новых политических коммуникации

Задачи:

· Дать характеристику феноменам «электронного правительства» и «электронной демократии» в России;

· Проанализировать использование механизмов «электронного правительства» и «электронной демократии» населением России;

· Выяснить отношение студентов Череповецкого Государственного Университета к новым политическим коммуникациям.

Эмпирической базой моего курсового проекта является исследование проведенное Центром изучения общественного в феврале-марте 2013 года, в котором приняли участие 3200 человек из 42 регионов страны, в возрасте старше 18 лет. А так же собственное исследование, проведенное в декабре 2013, в котором приняло участие 50 студентов Череповецкого Государственного Университета. Методологической базой исследования явились такие прикладные методы, как сбор информации – массовый опрос; анализ данных с помощью программы SPSS с применением таблиц сопряженности и обработка данных в программе Excel.

Глава 1. Электронное государство – требование информационного общества

 

1.1. Концепция электронного государства

 

В своей статье «Информационно-правовые учетные системы федеральных органов исполнительной власти в «электронном государстве» » Филатова Л.Е. отмечает, что построение глобального открытого информационного общества привело к реализации практически во всех странах мира концепции электронного государства. Которая основана на трансформации государственного управления при широком использовании информационных технологий в процессе государственной деятельности и оказании государственных услуг. [12]



Первоначально теория трансформации государственного механизма в условиях глобализации появилась в 1978 г. в работе профессоров Нью-Йоркского университета П. Бредли и А. Хула «Трансформация форм государственной системы: публичное (государственное) принуждение и административная юрисдикция», а сам термин «электронное государство» начал широко использоваться во времена президента США Билла Клинтона. [12]

На наш взгляд, интересной является замечание Филатовой о том, что когда в современной литературе различного рода говорят об «электронном правительстве», фактически речь идет об «электронном государстве», «электронном государственном аппарате», «электронной инфраструктуре государства», «государстве информационного общества» и о самом этом обществе, которое также превращается в информационное, приобретая совершенно новые и прежде несвойственные ему черты. Поэтому многие российские специалисты подчеркивают, что перевод термина «e-government» как «электронное государство» более удачно отражает содержание программ информатизации государства, нежели «электронное правительство». На наш взгляд данная точка зрения наиболее справедлива, так как предлагаемый термин касается, хотя и в разной степени, всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Конечно, это не означает сосуществования двух государств — бумажного и электронного — это одно и то же государство, но с новыми методами работы.

Существуют две основные модели политической стратегии формирования электронного правительства: “западная” и “восточная”. Процесс реформирования государственного управления в западных странах, ориентированный на модель электронной демократии, связан с реорганизацией государственных органов на основе принципов “нового государственного управления”, создания “открытого и отзывчивого государства”. Проекты внедрения электронного правительства в восточных государствах успешно реализуются на основе применения принципов традиционализма и “рациональной бюрократии”. Также американская и европейская модели и доминирующие теории информационно-коммуникативных технологий несколько отличаются. В Европе в целом больший акцент делается на роль ИКТ в административном реформировании и сервисе для граждан, рассматриваемых как покупателей. В США же, помимо совершенствования административной деятельности, большее внимание уделяется влиянию ИКТ на политическое участие, сознание, улучшению функционированию политической системы в целом. В принципе каждая страна имеет свои особенности формирования, развития и реализации концепции электронного государства. [12] Можно сказать, что общий подход к электронному государству и правительству и понимание их функций во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Например, в России, где электронное государство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления в целях обеспечения доступа к информации с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность.

Опять же в нашей стране, возможно из-за того, что программа «электронного государства» начала получать свое распространение относительно недавно, а может и вовсе из-за специфики России, мы относимся к Европейской модели построения «электронного государства». В нашей стране рассматриваемая концепция понимается в узком смысле.

На наш взгляд важно отметить, что на государственном уровне в сфере модернизации государственного управления должен применяться широкий подход, предусматривающий построение электронного государства, т. е «уход» от сведения понятия «электронное государство» к «электронному правительству».

В интересной статье «Теория, методология и методики анализа инновационности «электронного правительства» ученый Ирхин Ю.В также замечает влияние информационного общества на развития «электронного государства».

Он отмечает, что переход к постиндустриальному обществу предполагает трансформацию политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи. Новые информационные интегративные технологии получают все более широкое распространение, они стали основой глобализации, существенно влияют на общественное развитие. Быстро возрастает количество лиц и институтов, использующих Интернет. В этих условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии реагировать с необходимой скоростью на многообразные изменения окружающего мира. Возрастают потребности в большей мобильности государственных служб на принципах гибкости и прозрачности. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении. [4]

Реализация концепции электронного государства находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления. С одной стороны, переход к электронному государственному управлению требует определенной перестройки основ административной системы, а с другой, - способствует повышению оперативности принимаемых управленческих решений; снижению издержек на содержание государственного аппарата, повышению производительности труда; борьбе с коррупцией и др.

«Электронное государство» рассматривается в качестве такой технологии, которая должна усовершенствовать работу уже существующих структур и по-новому организовать систему взаимодействия между традиционными структурами федерального, регионального, муниципального уровней. Ирхин выделяет следующие преимущества «электронного государства»– упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, исчезновение коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти. [4]

Хотелось бы отметить, что мы согласны со многими преимуществами, за исключением того, что коррупция исчезнет. На наш взгляд, если учитывать что в нашей стране широкое распространение получило пока только электронное правительство, а именно оказание государственных услуг в электронном виде, об этом преимуществе говорить еще рано, поскольку на данном этапе, несмотря на популярность данных практик, все же электронные услуги не заменяют полностью традиционные, и лишь немногий процент россиян ими пользуются, а значит, те, люди, которые для удовлетворения своих потребностей пойдут на участие в коррупционных действиях просто пойдут по традиционному пути, и лишь тогда, когда электронный способ полностью заменит привычный, можно будет, говорит об исчезновении коррупции в данной сфере.

Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «электронного государства» необходим ряд условий. Среди них: принятие соответствующих государственных решений; достаточный уровень «интернетизации» общества и государственных институтов; финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства; «снятие» узко-технологических подходов при формировании и деятельности «электронного правительства»; рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта и др.

Существует целый ряд факторов социального, политического, психологического, финансового и организационного характера, которые препятствуют формированию электронного правительства. Среди них: конкуренция нового информационно-общественного и традиционного способов государственного управления; значительные затраты на информатизацию государственных структур управления; изменение управленческой ментальности и повышение ИКТ квалификации государственных служащих; недостаточная эффективность определенных технологических программ; проблемы обеспечения информационной безопасности, резкого увеличения объемов информации и ее оптимизации, социально-цифрового неравенства и т.д.

Для успешной реализации программы электронного государства, на наш взгляд необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

1. Повышение компьютерной грамотности, как служащих, так и всего населения страны, приобретения соответствующих навыков.

2. Совершенствование технологий и сетевой инфраструктуры,

3. Укрепление этических основ электронного правительства, как неотъемлемой составной части формирующего этического режима в Российской Федерации.

4. Вовлечение граждан в процессы обсуждения и принятия политико-административных решений.

5. Расширение практики интернет-трансляции соответствующих мероприятий органов власти всех уровней, судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них.

6. Создание порталов с целью трансляции картинки с веб-камер на избирательных участках в дни выборов (Первый опыт такой деятельности продемонстрировал портал webvybory2012.ru 4 марта 2012 г. в день выборов Президента России)

7. Введение правила обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в Интернете, а в правительстве страны – 40-50 тысяч.

Стратегической целью при переходе к более высоким, инновационным стадиям «электронного правительства» является его большая эффективность и ориентация на нужды граждан как потребителей государственных электронных услуг, улучшение управления в целом, расширение и повышение качества обратных связей с обществом. Электронное правительство должно функционировать в интересах граждан, содействовать их непосредственному участию в управлении, взаимодействию и воздействию на органы власти. [4] В принципе речь идет как о совершенствовании собственно электронного правительства, так и электронного гражданского общества, но как мы видим, в нашей стране речь пока что может идти только об электронном правительстве.

 

 


 

 

1.2. Электронное правительство как элемент электронного государства

 

Как таковое определение понятия электронного государства встречается не часто, поскольку практически всегда оно заменяется словосочетанием «электронное правительство», что, на мой взгляд, является не совсем правильным. Понятие электронное государство все - таки несколько шире, и ему можно дать следующее определение: это способ организации государственной власти, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий. То есть электронное государство включает в себя все то, что упрощает и увеличивает эффективность во взаимодействии государства и общества с помощью ИКТ. [8]

Мне кажется, что самыми важными элементами электронного государства являются электронное правительство и электронная демократия. Итак, для начала рассмотрим, что же представляет собой электронное правительство.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. [14]

Важно понимать, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.[7]

Исходя из того, что в большей степени электронное правительство направленно именно на оказание государственных услуг, можно выделить следующие его цели:

· снижение временных, организационных и финансовых издержек для граждан и организаций при получении государственных услуг;

· снижение административных барьеров и бремени избыточного регулирования для хозяйствующих субъектов;

· сокращение бюджетных расходов на деятельность органов исполнительной власти и повышение эффективности этих расходов;

· повышение прозрачности деятельности органов государственной власти;

· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

· снижение воздействия фактора географического местоположения. [10]

В нашей стране основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы «Информационное общество». [2]

В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, главной составляющей, которого является «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Единый портал государственных и муниципальных услуг — федеральная государственная информационная система, обеспечивающая:

· доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

· предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание;

· учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Единый портал входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Правительством Российской Федерации в качестве оператора Единого портала определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Единый портал доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам.

Все услуги, размещенные на Едином портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.

Первым шагом для получения доступа к возможностям Единого портала является выбор интересующего региона, после чего будут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта. Государственные и муниципальные услуги классифицированы по ряду признаков (по ведомствам, по жизненным ситуациям, по категориям пользователей, по популярности — частоте заказа услуги) и представлены в виде каталога.

В информационной карточке каждой услуги содержится следующая информация:

· наименование услуги;

· наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставляющего услугу;

· категории заявителей, которым предоставляется услуга;

· необходимые документы, подлежащие представлению заявителем для получения услуги, способы получения документов заявителями и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;

· сведения о возмездности (безвозмездности) оказания услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга оказывается на возмездной основе;

· результат предоставления услуги;

· сроки предоставления услуги;

· основания для приостановления предоставления услуги или отказа в ее предоставлении;

· информация о месте предоставления услуги;

· сведения о допустимости досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих услугу, и результатов предоставления этой услуги;

· контакты для получения дополнительной информации (телефоны органа государственной власти или органа местного самоуправления, ответственного за предоставление услуги, телефоны мест предоставления услуги);

· формы заявлений и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для обращения в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для получения государственной или муниципальной услуги (в электронной форме).

На Едином портале реализована концепция «личного кабинета» пользователя, обеспечивающая после его регистрации на портале следующие возможности:

· ознакомление с информацией о государственной или муниципальной услуге (функции);

· обеспечение доступа к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги (функции), их заполнение и представление в электронной форме;

· обращение в электронной форме в государственные органы или органы местного самоуправления;

· осуществление мониторинга хода предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной функции;

· получение начислений и возможность оплаты государственных пошлин, штрафов и сборов;

· хранение реквизитов пользователя;

· получение результатов предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом.

В настоящее время для доступа к услугам на Едином портале реализовано два способа авторизации:

· с использованием логина/пароля,

· с использованием электронной подписи.

Помимо информации о государственных и муниципальных услугах на Едином портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по той или иной услуге (рубрика Новости).

Для получения дополнительной информации по сведениям, представленным на портале, круглосуточно работает телефонная горячая линия. [5] А так же существует страница государственных услуг на сайте Twitter, на которую можно писать при возникновении каких – то проблем, где можно выразить свое отношение и предложения по улучшению портала и т.д. [6]

Хочется отметить, что этот сайт, является достаточно популярным, так по состоянию на декабрь 2012 г. на Портале зарегистрировались более 3,3 миллионов пользователей, которые подали более 6 млн. заявлений на оказание федеральных, региональных и муниципальных услуг. [9]

Итак, из основных целей электронного правительства, на мой взгляд, следует то, что электронное правительство можно отождествить в большей степени именно с оказаниями государственных услуг, которые в нашей стране реализуются с помощью специализированного сайта «Единый портал государственных и муниципальных услуг».


 

1.3. Электронная демократия как элемент электронного государства

 

Еще одним, на мой взгляд, важным элементом электронного государства является электронная демократия. Электронная демократия – это форма прямой демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий, как основного средства для коллективного обсуждения и принятия решений, а также контроля их исполнения. [13]

Важно отметить, что «электронная демократия» и «электронное правительство» — это совершенно разные понятия. Если последнее означает главным образом повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения, так называемых «демократических» возможностей каждого гражданина.

Хотелось бы отметить, что если электронное правительство в России осуществляется по инициативе государства, то электронная демократия такой сильной государственной поддержки не имеет. Из всех сайтов, которые созданы в рамках проекта «электронной демократии» лишь один крупный сайт создан по инициативе Правительства РФ. Это Единый портал электронной демократии Российской Федерации. Предполагалось, что система должна позволять:

· формировать и отправлять в органы власти всех уровней публичные, в том числе коллективные, обращения, отслеживать их статус, получать ответы;

· проводить публичные обсуждения документов, сбор замечаний и предложений;

· вести блоги органов власти;

· оценивать качество принятых органом власти мер или ответа на обращение;

· формировать статистику качества работы органов власти на основании оценок граждан.

Но на сегодняшний день этот сайт, видимо, прекратил свое существование, поскольку все мои попытки на него зайти закончились неудачей. Но есть и некоторые работающие сайты, про один из которых мне бы хотелось поговорить поподробнее. Им является интернет-проект «Демократор». Как заявляют его создатели, это глобальная, универсальная и структурированная площадка публичного и открытого взаимодействия граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, партий и общественных движений. [3]

Цели данного проекта:

· направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления;

· обеспечение прав граждан участвовать в управлении делами государства;

· предоставление гражданам, органам государственной власти и местного самоуправления, общественным организациям, партиям, профсоюзам, средствам массовой информации и др. для принятия поведенческих и управленческих решений информации по опубликованным проблемам, отправленным обращениям, полученным ответам, оценкам этих ответов и др., а также аналитической и статистической информации (обобщенной или выборочной) с учетом предусмотренных в «Демократоре» рубрикаторов и их комбинаций (категорий проблем, полного перечня органов государственной власти и местного самоуправления, территориального деления (от поселения до субъекта РФ и РФ в целом), периода времени поступления обращений, количества граждан, поддержавших важность проблемы и т.п.);

· вывод информационной системы «Демократор» на международный уровень как российского инновационного проекта в сфере развития информационного общества, демократии, обеспечения прав и свобод человека.

 

Задачи проекта:

· предоставление универсальной коммуникационной площадки для обеспечения гражданам, экспертным сообществам возможности публичного открытого обсуждения общественно значимых вопросов;

· вовлечение граждан и организаций в принятие решений органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с использованием мобильных устройств;

· повышение эффективности борьбы с коррупцией и ее проявлениями;

· общественный мониторинг деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с обеспечением публичной оценки взаимодействия граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, партий и общественных движений;

· мониторинг приема и рассмотрения публичных открытых (индивидуальных и коллективных) обращений граждан и организаций в органы государственной власти и местного самоуправления и в иные организации;

· повышение социальной защиты и качества жизни граждан за счет повышения ответственности органов государственной власти и местного самоуправления и иных организаций при принятии решений по публичным открытым обращениям граждан;

· формирование лояльного, партнерского отношения граждан к органам государственной власти и местного самоуправления, т.к. конечным продуктом открытого и публичного обсуждения проблемы является документ-обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, а не призыв к протестным действиям.

Принципы проекта:

· публичность и открытость взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, иными организациями;

· свобода и равенство доступа граждан к информации и информационным технологиям;

· независимость от политического и административного воздействия;

· высокая оперативность и интерактивность взаимодействия граждан с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями.

Итак, если обобщить все цели, задачи и принципы данного интернет-проекта, то Демократор — это веб-сайт, который позволяет гражданам объединяться вокруг общих социально-значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, отслеживать состояние работы по указанным коллективным обращениям. Мне кажется, что цели, задачи и принципы данного проекта хорошо отражают сущность самой электронной демократии.

Основное отличие данного сайта от аналогичных проектов заключается в принципе "после того как обращение набирает 50 подписей, оно оформляется на бумажном носителе и отправляется в тот или иной орган государственной власти".

Итак, электронное правительство является неотъемлемым элементом информационного общества. В свою очередь, мы выяснили, что главными его составляющими являются электронное правительство и электронная демократия.

В нашей стране электронное правительство ассоциируется, главным образом, с оказанием государственных услуг не выходя из дома, и практически ни с чем больше. Свое развитие электронное правительство во многом получает за счет специализированного сайта, при поддержке государства под название «Единый портал государственных и муниципальных услуг», созданный в 2009 году и в настоящее время продолжающий свое существование. Еще одним важным проявлением электронного государства является электронная демократия, которая так же получает распространение за счет специализированных сайтов, с помощью которых, граждане могут принимать активное участие в жизни своей стране.

А теперь попробуем разобраться с тем, как граждане реализуют «свои права» на электронное государство.

 

 


 

Глава 2. Электронное государство миф или реальность?

 

2.1. Мнение Россиян в отношении развития механизмов Электронного Правительства и Электронной Демократии

 

В 2013 году Центром Изучения общественного мнения был проведен опрос, в котором приняло участие 3200 человек, не младше 18 лет в 42 округах. Населению задавали вопросы не только по поводу того, пользуются или не пользуются они новыми политическими возможностями и услугами, и их к ним отношения, но и по поводу то, слышали ли они вообще об этом.

Итак, по результату этого исследования были получены следующие показательные результаты. На вопрос о том, слышали ли респонденты где-либо термин «Электронное Правительство» и «Электронная Демократия», большинство респондентов (51 %) ответили, что не слышали об электронном правительстве и значительное большинство, целых 78% не слышали ничего об электронной демократии. Всего 18% респондентов неоднократно слышали о первом термине, но процент, тех, кто слышал о втором, невероятно мал, всего 4%. (Рис. 1)

По мнению большинства населения, электронное правительство представляет собой способ предоставления государственных услуг населению посредством специальных интернет-сайтов (52 %), а электронная демократия – это возможность свободно в интернете высказывать свои политические убеждения. (Рис. 2, 3)

Значительное большинство респондентов поддерживают как, электронное правительство (79%) так и электронную демократию (80%), здесь в результатах нет заметной разницы, между этими двумя терминами. (Рис. 4, 5)

На вопрос о том, какие возможности, предоставляемые электронным государством наиболее важны для респондентов, самым часто выбираемым ответом стал ответ «возможность получения государственных услуг в электронном виде» (40%), вторым по популярности ответом стал вариант «возможность направить жалобу или предложение в органы власти в электронном виде» (34%). (Рис. 6)

На вопрос о том, что респондентам представляется более надежным, предоставление государственных услуг в электронном или традиционном варианте, большинство считает, что оба варианта одинаковы по надежности (43%), но в пользу электронного формата преобладание процентов ответивших все-таки больше, чем традиционного (33% против 16%). (Рис. 7)

Хочется отметить, что у различных возрастных категорий это распределение несколько меняется, так например, респонденты старше 60 лет чаще остальных отмечали, что для них традиционный вариант получения госуслуг более предпочтителен, чем электронный. В целом у других возрастных категории распределение ответов является практически одинаковым.

Далее респондентам задавались вопросы о портале госуслуг. И по результатам исследования только 17 % опрошенных хорошо осведомлены о данном сайте, проценты тех, кто что-то слышал, и не слышал ничего, распределились практически одинаково (42% и 41 % соответственно). (Рис. 8)

Всего лишь 21 % респондентов пользовались услугами на данном портале, хочется отметить, что из них значительное большинство все-таки осталось довольно оказанными услугами. (Рис. 9)

На вопрос о том, какие механизмы Электронной демократии для Вас имеют наибольшую ценность, 39% отметили возможность отслеживать работу органов власти, 21% подачу собственных инициатив, 19% участие в обсуждении законодательных инициатив. Целым 15% все это неинтересно совсем. А если посмотреть распределение ответов на вопрос: «Какие из перечисленных механизмов Электронной демократии Вам приходилось использовать?», то бросается в глаза то, что 79% опрошенных не использовали никакие механизмы Электронной демократии. (Рис. 10, 11)

На вопрос о том, кто должен быть инициатором развития электронных форм взаимодействия органов власти, граждан, а также коммерческих и некоммерческих организаций, большинство респондентов отметили вариант «представители органов власти» (50%), вариант «общественные организации» и «граждане» выбрало примерно равное количество респондентов (16 и 22 % соответственно). (Рис. 12)

И, наконец, 63% респондентов считает, что необходимо вести более активное информирование населения о проектах Электронное правительство и Электронная демократия. [1]

Итак, какие выводы мы можем сделать по результатам данного исследования?

В целом россиянам нравится попытка властей сделать систему управления страны более прозрачной и открытой с помощью систем электронного правительства и электронной демократии. Большинство поддерживают как проект «Электронная демократия», так и «Электронное правительство». На мой взгляд, важно отметить тот факт, что половина респондентов не слышали об электронном правительстве, а электронную демократию не слышали вовсе 78 %. Поэтому все-таки их поддержка в большинстве случаях основывается на догадках и интуитивных представлениях, чем же являются данные проекты. Это можно подтвердить следующими фактам: большинство респондентов даже не знают, что это такое электронная демократия, 41% опрошенных полагает, что электронная демократия — это право граждан свободно высказывать свои политические убеждения в интернете. Тогда как, правильно понимают этот термин, то есть как форму взаимодействия граждан, властей, общественных и коммерческих организаций на специальных интернет-сайтах только 25% россиян. Электронное правительство у большинства респондентов, а точнее у 52% респондентов ассоциируется с оказанием госуслуг с помощью специализированных интернет-сайтов, что, в принципе, соответствует реальному положению: как уже было сказано ранее, основная политика электронного правительства направлена именно на улучшение и упрощение оказание различных услуг населению.

Для 40% опрошенных возможность получения государственных услуг в электронном виде оказалось самой главной возможностью, но при этом всего 20% респондентов реально пользовались данными услугами.

Опять же в целом отношение россиян к электронному правительству, а точнее к получению госуслуг в электронном формате больше положительное. Респонденты в основном либо считают одинаково удобным получение госуслуг традиционным и новым способом, либо отмечают надежность электронного формата получения услуг, опять же стоит отметить, что в большей степени респонденты основываются на предположениях, нежели на реальном опыте, ведь, как уже отмечалось ранее, лишь 20% опрошенных пользовались единым порталом госуслуг. И лишь 17 % опрошенных вообще хорошо знают об этом сайте, когда как другие либо не знают ничего, либо немного слышали о нем.

Ситуация с электронной демократией выглядит еще более «печальной». 15 – и процентам респондентов механизмы электронной демократии не интересны. Россияне часто выбирают так называемую пассивную форму участия в виде отслеживания работы органов власти. Но существует немалый процент таких, кто интересуется подачей собственной инициативы и готовы поучаствовать в обсуждении законопроектов. Но с другой стороны, несмотря на ценность той или иной возможности, 79 процентов опрошенных никогда реально ими не пользовались. И лишь некоторые принимали участие в опросе или голосовании по актуальным для них темам (11 %), в направлении в электронном виде коллективных обращений и предложений (8%), а также в обсуждении законодательных инициатив (4%), причем как показывают проценты одни и те же люди пользовались разными возможностями.

Итак, что же можно сказать, в целом россияне положительно относятся к данным проектам, считая, что их уже сейчас нужно активно развивать, и информировать о них население страны. Как показывает данное исследование, несмотря на положительное отношение к электронному государству, все-таки уровень осведомленности о главных проектах очень низкий, из-за чего кажется совершенно логичным тот факт, что наблюдается не высокий процент практики использования новых возможностей. Во многом, как мне кажется, в таком «незнании» населения, большое значение имеет тот факт, что государство не проводит как таковой рекламы данных проектов. Возможно, в каких-то странах и не нужно много средств и сил тратить на информирование народа о подобных проектах. Но, на мой взгляд, это явно не относится к нашей стране, где население обладает таким низким уровнем политической инициативы и грамотности.

Вообще идея электронного государства в нашей стране начала развиваться в рамках программы «Электронная Россия», которая прекратила свое существование в 2010 году. Можно отметить, что по состоянию на 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд. рублей, фактически было израсходовано лишь 21 млрд. рублей. [11]

На мой взгляд, за 3 года ситуация скорее всего немногим изменилась в плане финансирования, судя по результатам.

Одним из недостатков создания электронного государства является тот факт, что оно является недоступным для некоторых категорий граждан, в частности для пенсионеров, но только ли недоступность интернет ресурсов является главной проблемой. Попробуем выяснить, как осведомлены и используют новые политические коммуникации, те, кто, казалось бы, больше всего на сегодняшний день должен ими пользоваться, а именно молодежь, в частности студенты Череповецкого Государственного Университета.


 

2.2. Отношение и использования механизмов Электронного Правительства и Электронной Демократии студентами ЧГУ

 

В моем исследовании приняло участие 50 студентов ЧГУ различных курсов и направлений подготовки. Студентам были заданы вопросы о том, слышали ли они о проектах Электронное правительство и Электронная демократия, о том, как они относятся к этим проектам и какими механизмами новых политических коммуникаций они пользуются.

Итак, по результату этого исследования были получены следующие показательные результаты. На вопрос о том, слышали ли респонденты где-либо термин «Электронное правительство» и «Электронная демократия», большинство респондентов (58 %) ответили, что не слышали об электронном правительстве и значительное большинство, целых 74% не слышали ничего об электронной демократии. Всего 14% респондентов неоднократно слышали о первом термине, но процент, тех, кто слышал о втором термине, составляет всего 4%. (Рис. 13, 14)

По мнению большинства студентов, электронное правительство представляет собой способ предоставления государственных услуг населению посредством специальных интернет-сайтов (54 %). Электронная демократия, по их мнению (54%), это форма взаимодействия граждан, властей, общественных и коммерческих организаций на специальных интернет-сайтах. (Рис. 15, 16)

 

Как мы видим, большинство студентов затрудняются ответить, поддерживают они электронное правительство и электронную демократию или нет, и в этом случае вариант «затрудняюсь ответить» отнюдь не является не показательным. Но все-таки, зная или не зная о таких проектах, студенты чаще поддерживают их, чем не поддерживают. (Рис. 17, 18)

На вопрос о том, какие возможности, предоставляемые электронным государством наиболее важны для респондентов, самым часто выбираемым ответом стал ответ «возможность получения государственных услуг в электронном виде» (32%), остальные варианты распределились примерно одинаково. (Рис. 19)

На вопрос о том, что студентам представляется более надежным, предоставление государственных услуг в электронном или традиционном варианте, большинство считает, что оба варианта одинаковы по надежности (40%), но в пользу электронного формата преобладание процентов ответивших все-таки больше, чем традиционного (28% против 10%), опять же достаточно большой процент опрошенных затруднились ответить. (22 %). (Рис. 20)

Далее респондентам задавались вопросы о портале государственных услуг. И по результатам исследования 24% опрошенных хорошо осведомлены о данном сайте, проценты тех, кто что-то слышал, и не слышал ничего, распределились практически одинаково (36% и 40 % соответственно). Очень большой процент (90 %) студентов не пользовались услугами на данном портале. (Рис. 21, 22)

Вопрос о том, какие механизмы электронной демократии для студентов имеют наибольшую ценность и о том, какие механизмы они сами использовали, к сожалению, не попал в анкету, и мнение респондентов на эту тему оказалось не известным.

На вопрос о том, кто должен быть инициатором развития электронных форм взаимодействия органов власти, граждан, а также коммерческих и некоммерческих организаций, большинство студентов отметили вариант «представители органов власти» (54%), что, по сути, соответствует тому, как и должно развиваться электронное государство. (Рис. 23)

И, наконец, 68 процентов респондентов считает, что необходимо вести более активное информирование населения о проектах электронное правительство и электронная демократия. 16 процентов респондентов опять же затруднились ответить.

Итак, если попытаться анализировать полученные результаты, то больше половины студентов, а именно 58 % ничего не слышали о таком термине как электронное правительство, а значительное большинство 74 % не слышали об электронной демократии. Если сравнивать данные результаты с результатами, полученными ВЦИОМ, специалисты которого, опрашивали не только студентов, а все население страны, то мы можем увидеть, что результаты не сильно отличаются.

По мнению большинства студентов, электронное правительство представляет собой способ предоставление государственных услуг населению посредством специальных интернет-сайтов, опять же тут мнение студентов совпадает с мнением всего населения. Но в отличие от результатов первого исследования, студенты в большей степени понимают, что такое электронная демократия, по их мнению, это форма взаимодействия граждан, властей, общественных и коммерческих организаций на специальных интернет-сайтах. Тут все-таки студенты оказались более грамотными, хотя опять же в большинстве своем, судя по тому, что 90 процентов студентов не слышали об электронной демократии до того, как увидели анкету, выбор они сделали, скорее всего, интуитивно.

На многие вопросы студенты часто затруднялись ответить, что не противоречит тому, что они мало информированы о проектах в рамках электронного государства. Очень малая часть студентов, по результатам опроса, пользовались электронным порталом государственных услуг, хотя в отличие от всего населения, студенты больше информированы о данном сайте. Возможно, это объясняется тем, что молодежь реже других вообще пользуется государственными услугами, а не только электронными.

Хотелось бы так же отметить, что студенты гуманитарных специальностей в большей степени слышали о таких проектах как электронное правительство и электронная демократия, но в принципе, несмотря на то, что изначально мной предполагалось различие в ответах «гуманитариев» и «техников», распределение ответов и тех и других было примерно одинаковое.

Еще хотелось бы отметить, что большинство студентов, которые отвечали на открытые вопросы по поводу того, почему они одобряют электронное правительство и демократию, говорили о том, что это требование информационного общества и о том, что это удобно. К сожалению, на эти вопросы отвечали немногие респонденты.

Итак, несмотря на то, что молодежь, в данном случае представители студенчества, по идее, должна быстрее реагировать на все новое, особенно на то, что получает свое распространение с помощью интернета, результаты данного исследования не подтвердили данную гипотезу. Лишь немногочисленная часть студентов хорошо осведомлена о проектах в рамках Электронного Государства, и уж тем более, немногие пользуются новыми возможностями.

Каких – то разительных отличий в ответах студентов и всего населения мной выявлено не было, на мой взгляд, возможно, так получилось потому, что на сегодняшний день продвижению электронного государства в нашей стране уделяется не такое внимание. Единственным успешным проектом, о котором хоть кто – то слышал, и которым хоть кто-то пользуется, является единый интернет портал государственных услуг, но и он не имеет, как показывают результаты исследований особой популярности.

 


 

Заключение

 

Таким образом, мы выяснили, что понятие электронное государство все шире, чем понятие электронное правительство, и ему можно дать следующее определение: это способ организации государственной власти, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий. То есть электронное государство включает в себя все то, что упрощает и увеличивает эффективность во взаимодействии государства и общества с помощью ИКТ.

В нашей стране электронное государство представлено двумя основными проектами, это «Электронное правительство» и «Электронная Демократия».

Электронное правительство имеет следующие основные цели:

• снижение временных, организационных и финансовых издержек для граждан и организаций при получении государственных услуг;

• снижение административных барьеров и бремени избыточного регулирования для хозяйствующих субъектов;

• сокращение бюджетных расходов на деятельность органов исполнительной власти и повышение эффективности этих расходов;

• повышение прозрачности деятельности органов государственной власти;

• поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан.

В нашей стране электронное правительство можно отождествить в большей степени именно с оказаниями государственных услуг, которые в нашей стране реализуются с помощью специализированного сайта «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Электронная демократия – это форма прямой демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий, как основного средства для коллективного обсуждения и принятия решений, а также контроля их исполнения.

Важно отметить, что «электронная демократия» и «электронное правительство» — это совершенно разные понятия. Если последнее означает главным образом повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения, так называемых «демократических» возможностей каждого гражданина. В нашей стране наибольшее распространение получает электронное правительство, нежели электронная демократия, которая в основном поддерживает свое существование на общественных началах.

Как показывает практика, в целом россияне положительно относятся к данным проектам, считая, что их уже сейчас нужно активно развивать, и информировать о них население страны. Но, несмотря на положительное отношение к Электронному государству, все-таки уровень осведомленности о главных проектах очень низкий, из-за чего кажется совершенно логичным тот факт, что наблюдается не высокий процент практики использования новых возможностей.

Выдвинув гипотезу о том, что студенты должны быть более «продвинутыми» в плане осведомленности и использования новых политических интернет проектов, выяснилось, что гипотеза не оправдала себя.

Студенты также плохо информированы о проектах «Электронное правительство» и «Электронная демократия», как и все население страны. Лишь немногие использовали новые возможности, предоставляемые в рамках электронного государства.

Каких – то сильных отличий в ответах студентов и всего населения мной выявлено не было, на мой взгляд, возможно, так получилось потому, что на сегодняшний день продвижению Электронного Государства в нашей стране уделяется не такое внимание. Единственным успешным проектом, о котором хоть кто – то слышал, и которым хоть кто-то пользуется, является единый интернет портал государственных услуг, но и он не имеет, как показывают результаты исследований особой популярности.

Итак, развитие программы Электронного Государства, должно не только упрощать взаимодействие между государством и обществом, в плане предоставления широкого спектра государственных услуг с помощью интернета, но также и способствовать формированию более демократического и открытого государства. Такого государства, в котором гражданам будет предоставлено все больше возможностей. Возможностей для реализации свои прав, инициатив, для принятия участия в формировании политической системы страны.

Но как показывает практика, в современной России до создания того, когда государство и общество будут близки друг к другу еще очень далеко, поскольку большая часть населения даже не имеет понятия, что же представляет собой электронное государство и какие оно открывает преимущества для населения.

Я не могу согласиться с тем, что с появлением программы электронного государства и власть стала отдалиться от народа, но и ближе она тоже не стала, по крайней мере, на данном этапе развития России.

 

 

Список литературы

 

1. Eсть ли будущее у электронного правительства в нашей стране? // ВЦИОМ – 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=270&uid=114155 (Дата обращения 21.12.13)

2. Государственная программа «Информационное общество» // Википедия – 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/_Государственная_программа_«Информационное_общество» (Дата обращения 21.12.13)

3. Информационная система публичного общения граждан с организациями // Демократор.ру – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.democrator.ru/about (Дата обращения 21.12.13)

4. Ирхин Ю.В. Теория, методология и методики анализа инновационности электронного правительства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosbook.ru/document/71557/71592/preview (Дата обращения 28.12.12)

5. О Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) // Госуслуги.ру – 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosuslugi.ru/pgu/content/120/290/309 (Дата обращения 22.12.13)

6. Портал госуслуг РФ // Твиттер – 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/EPGU (Дата обращения 21.12.13)

7. Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства // Кафедра электронной коммерции - 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://elcom.psuti.ru/content/other/?ID=834 (Дата обращения 22.12.13)

8. Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы "электронный суд" // Государство и право. 2007. N 9. С. 80 - 85.

9. Прямой эфир — в Новосибирске объявят приоритеты региональной информатизации // Экспертный центр электронного государства – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/pryamoj-efir-v-novosibirske-obyavyat-prioritety-regionalnoj-informatizacii.html (Дата обращения 21.12.13)

10. Цель формирования электронного правительства // Системный проект – 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://sp-egov.ru/blog/chapter1/s13 (Дата обращения 21.12.13)

11. Час икс: Асоциальная сеть // Ведомости.ру – 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/250727/asocialnaya_set (Дата обращения 20.12.13)

12. Филатова. Л.Е. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. - 2011. - № 11. – С. 6 -10.

13. Электронная демократия // Реформация – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://reformations.ru/?page_id=2992 (Дата обращение 21.12.13)

14. Электронное правительство // Кафедра электронной коммерции – 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://elcom.psuti.ru/content/dictionary/detail.php?ID=611&term=Электронное%20Правительство.htm (Дата обращения 21.12.13)


 

Приложение

Анкета

Уважаемый Студент! Наш опрос посвящен изучению общественного мнения в отношении развития механизмов Электронного Правительства и Электронной Демократии. Нам очень важно Ваше мнение. Будем признательны, если Вы примете в нем участие. Анкету заполнить легко - наиболее близкий к Вашему мнению вариант ответа обведите кружком.


Просмотров 1386

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!