Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Определение характеристик ядерного обьекта



Основные нормативные документы РФ по физической защите

Физическая защита ядерных объектов (ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов) – вид деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемый с целью предотвращения несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

Нормативное и правовое обеспечение физической защиты ядерных объектов формируют две группы документов:

· федерального и отраслевого уровня.

В первую группу входят следующие документы:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.

2.Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.93 № 5485-1.

3.Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ.

4.Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 № 5151-1 и Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ.

5.Федеральный закон Российской Федерации «О ведомственной охране» от 14.04.99 № 77-ФЗ.

6.Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2007 № 456.

7.Положение о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.97 № 392.

Во вторую группу входят нормативные документы, ранее (до 2004 г.) разработанные в Министерстве Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России) и в Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности (ГАН — Госатомнадзор России), и документы, которые разрабатываются и будут приняты Федеральным агентством Российской Федерации по атомной энергии и Федеральной службой Российской Федерации по атомному надзору.

Особо важно отметить, что любые требования ведомственных нормативных актов должны быть не ниже требований, установленных нормативными актами федерального уровня.



Дальнейшее рассмотрение особенностей систем физической защиты ЯО базируется на документе «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» (далее —Правила), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации.

Правила разработаны на основе законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности при осуществлении ядерной деятельности и с учетом международных обязательств Российской Федерации и рекомендаций МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов и ядерных установок.

Правила устанавливают требования к организации и обеспечению физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на всей территории Российской Федерации, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами, осуществляющими ядерную деятельность, независимо от форм собственности, источников финансирования и ведомственной принадлежности, федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими, координирующими и контролирующими ядерную деятельность, а также осуществляющими надзор за этой деятельностью.

Правила регулируют отношения, возникающие в процессе организации и обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, и распространяются на организацию и обеспечение физической защиты ядерных материалов, изделий на их основе, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов как мирного, так и военного назначения.



В соответствии с Правилами устанавливаются следующие требования:

•Обеспечение физической защиты должно быть предусмотрено и осуществляться на всех этапах жизненного цикла ядерной установки и пункта хранения ядерных материалов: при их создании, эксплуатации и выводе из эксплуатации, при обращении с ядерными материалами, а также при их транспортировке.

•Ядерная деятельность без обеспечения физической защиты в соответствии с требованиями настоящих Правил запрещается.

Определение характеристик ядерного обьекта.

Определение характеристик и особенностей объекта предполагает описание самого объекта и всех процессов, имеющих место наданном объекте.

1)физические условия:

-выявление границ обьекта;

-количества зданий и их местоположение;

-поэтажны план зданий;

-наличие входов выходов;

-существующие средства физической защиты и все подробности инфраструктуры

-рельеф

-растительность

-животный мир

-шумовой фон

-климат и погода

-почва, наличие дорожных покрытий.

2)описание характеристик рабочих процессов на объекте.

3)выявление существующих мер защит.

 

Вся эта информация используется для:

-предсказания путей проникновения нарушителей на объект;

-установления местоположения целей нападения;

-выявление потенциальных причин пожарной тревоги.

 

4.Определение возможных угроз

Угроза безопасности объекта- нанесения объекту определенного вида ущерба.

Возможные угрозы: •действий нарушителей; •воздействия стихийных сил; •сбоев в работе средств СФЗ; •воздействия субъективного фактора, связанного с непреднамеренными ошибками персонала объекта, недостаточного уровня его квалификации.



Угрозы разделяют на внешние и внутренние. При рассмотрении различных угроз необходимо учитывать также способы их осуществления. Данные факторы определяют уязвимые места объекта и его СФЗ, что очень важно при анализе их уязвимости.

К исходным данным относится информация о потенциальных нарушителях, о стихийных бедствиях, которые могут проявиться в местности, где располагается защищаемый объект, а также о специфике объекта и характеристиках его персонала.

Сбор информации: Разведывательные организации подробная информация о группах, которые представлять угрозу для объектов. Изучение истории преступности и преступности в настоящем. конференции и встречи различных профессиональных организаций. Электронные базы данных, текущие периодические издания и литература. Сбор информации о местности и погодных условиях.

определения модели нарушителя необходимо: •категории нарушителя и его возможных тактических методах; •возможных действиях нарушителя; •причинах и мотивах действий нарушителя; •возможностях нарушителя. Нарушители подразделяются на три категории: внешние, внутренние и внешние нарушители в сговоре с внутренними.

Внешний нарушитель имеет намного больше сложностей в проникновении на объект, плохо ориентируется на объекте и легко заметен,проявляется внезапно, неизвестен заранее и может вооружен.

внутренний нарушитель хорошо ориентируется на объекте и может иметь необходимые права доступа в защищаемые зоны. Это затрудняет противодействие его замыслам, он известен как сотрудник объекта.

Сговор- самый опасный вид нарушителя. Этот вид включает все плюсы обеих нарушителей

При рассмотрении возможных действий нарушителя следует учитывать, в каких видах преступной активности он заинтересован, и какие из этих видов преступной активности могут иметь отноше- ние к данному объекту, понимание мотивов и причин действий противника, определение его потенциальных возможностей, количество нарушителей, оснащенности ,транспортных средств уровень технических навыков и опыта нарушителей, а также вероятность содействия нарушителям со стороны служащих объекта.

Макромодельсодержит следующие сведения: · категория нарушителя; · ожидаемая акция; · цель акции; · количественный состав (в случае группы нарушителей); · осведомленность; · подготовленность; · техническая оснащенность; · вооружение. Микромодель содержит следующие сведения: · способы преодоления физических барьеров и средств обна- ружения (СО); · скорость перемещения в зоне обнаружения СО; · наличие подручных средств; · наличие специальных технических средств, например, пред- назначенных для деблокирования СО.

Макромодели используются, в основном, при разработке концепции построения объекта в целом, тогда как микромодели позволяют выработать требования к отдельным элементам СФЗ,к средствам обнаружения и физическим барьерам на периметре, локальных зонах, в зданиях, помещениях и т.п. Модель нарушителя следует регулярно пересматривать. Поводом для этого могут послужить изменение обстановки вокруг объекта и изменения на самом объекте. В заключение следует отметить, что на практике модель нарушителя для конкретного объекта формируется после анализа его уязвимости путем заполнения соответствующих анкет.

5. ПОДСИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ

Подсистема (далее – система) контроля и управления досту- пом – важнейшая составляющая системы физической защиты безо- пасности объекта. Она выполняет функции обнаружения и задерж- ки и имеет свою структуру. В состав системы входят различные средства, реализующие различные технологии и процедуры, обес- печивающие доступ на объект или на отдельные части объекта субъектов, имеющих необходимые права, и препятствует доступу, если таких прав нет.

 

3.1. Определения и назначение подсистемы контроля и управления доступом Под контролем и управлением доступом (КУД) понимается комплекс мероприятий, направленных на ограничение и санкцио- нирование доступа людей, предметов, транспорта и других объек- тов в (из) помещения, здания, зоны и территории. Подсистема контроля и управления доступом как составная часть системы физической защиты объекта представляет собой (определение № 1) совокупность организационных мер, оборудова- ния и приборов, инженерно-технических сооружений, алгоритмов99 и программ, которая автоматически выполняет в определенных точках объекта в заданные моменты времени следующие основные задачи: •разрешает проход уполномоченным субъектам (сотрудникам, посетителям, транспорту); •запрещает проход всем остальным. Современные системы контроля и управления доступом могут решать и другие задачи в зависимости от специфики объекта. С учетом этого возможны еще два определения, относящиеся к сис- темам КУД. Определение № 2. Совокупность программно-технических и организационно-методических мероприятий, с помощью которых решается задача контроля и управления посещением объекта в це- лом и отдельных его частей, а также оперативный контроль пере- мещения персонала и времени его нахождения на территории объ- екта. Определение № 3. Совокупность оборудования и процедур, ис- пользуемых для подтверждения права уполномоченных лиц прохо- дить на территорию объекта, а также для обнаружения и задержа- ния неуполномоченных лиц и неразрешенных материалов при пе- ремещении персонала и материалов по установленным маршрутам. С учетом задач, которые должна решать подсистема контроля и управления доступом, и которые отражены в определениях, при- веденных выше, можно определить назначение систем КУД, кото- рое формулируется в виде перечня основных и дополнительных возможностей. Основные возможности системы контроля и управления дос- тупом: 1) обеспечение входа и выхода в зоны объекта только уполно- моченным субъектам; 100 2) обеспечение управления перемещением персонала и мате- риальных ценностей в пределах объекта; 3) обнаружение и предотвращение попадания на объект не- уполномоченных субъектов и транспорта; 4) обнаружение и предотвращение выноса с территории объек- та материальных ценностей неуполномоченными субъектами; 5) обнаружение и предотвращение попадания на территорию объекта контрабандных материалов; 6) обеспечение задержки нарушителей при их попытках про- никновения на объект; 7) предоставление службе безопасности (охраны) информации, предназначенной для быстрой оценки ситуации и развертывания сил ответного реагирования. Дополнительные возможности системы контроля и управления доступом: • организация и учет рабочего времени; • управление освещением, лифтами, вентиляцией и другой сервисной автоматикой; • управление автоматикой автостоянок; • поддержка различных функций охранной и пожарной сиг- нализации; • управление приборами подсистемы телевизионного наблю- дения.

 

В совокупно- сти такие компоненты иногда называют средствами контроля и управления доступом – это механические, электромеханические, электрические, электронные устройства, конструкции и программ- ные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом. Управляющее устройство (контроллер) получает со считывате- лей информацию «свой/чужой». После того как характеристики субъекта определены и подтверждены, система принимает реше- ние, имеет ли он право на проход через данную точку доступа. Для этого система проводит авторизацию субъекта доступа, проверяя его уровень полномочий (иногда говорят уровень доступа или уро- вень привилегий). В системах контроля и управления физическим доступом при- меняется так называемая дискреционная модель доступа. Для каж- дого пользователя системы подразумевается существование таб- лицы полномочий, в которой каждой точке доступа объекта ставит- ся в соответствие набор операций, которые субъект в данной точке имеет право выполнять. Возможно, на объекте будет целесообраз- нее иметь таблицы для каждой точки доступа, в которых каждому

Идентификация и аутентификация. Для выполнения ос- новной задачи системе управления доступом необходимо опреде- лить, имеет ли право субъект выполнить запрашиваемое действие или нет. Для этого, прежде всего, надо ответить на два вопроса: «Кто этот субъект?» и «Тот ли он, за кого себя выдает?». Точность, с которой можно ответить на эти вопросы, определяет надежность системы КУД. Существует мнение, что если нет возможности точ- но определить характеристики субъекта, то все другие средства безопасности не имеют смысла. Идентификацией (identification) называется процесс отождест- вления объекта с одним из известных системе объектов. Другими словами, идентификация – выяснение того, кто есть, например, че- ловек (субъект), предъявивший системе некоторые данные (иден- тификатор). Аутентификация (authentication) – проверка соответствия субъекта предъявляемому им идентификатору. Иначе говоря, ау- тентификация (употребляют термины верификация, отождествле- ние) – это ответ на вопрос: «Является ли человек тем, кем предста- вился?». Предположим, что человек с предъявленным идентифика- тором зарегистрирован в системе КУД. Аутентификация заключа- ется в сравнении дополнительно вводимых признаков этого чело- века с хранящимися в базе данных (БД) эталонами (полученными во время контрольного заполнения БД).

6. Подсистема обнаружения вторжения

Подсистема, или далее – система обнаружения, устанавливает факт несанкционированного действия, направленного на объект, и в рамках системы физической защиты выполняет функцию обнаружения проникновения на объект постороннего лица (нарушите- ля) или транспортного средства, пытающихся получить несанкционированный доступ на защищаемый участок объекта [2.1].

2.1. Основные принципы построения системы обнаружения К основным принципам построения системы обнаружения от- носятся:

• непрерывность (равномерность) линии обнаружения;

• одинаковый уровень защиты (равнопрочность);

• комплексное применение технических средств обнаружения, использующих различные физические принципы;

• учет климатических условий (температура воздуха, высота снежного покрова, осадки);

• учет помеховой обстановки. Помехи разделяют на природные и индустриальные;

• учет уровня подготовки обслуживающего персонала;

• учет особенностей функционирования объекта. Система обнаружения не должна мешать работе объекта и оказывать влияние на технические процессы на объекте. Все перечисленные выше принципы являются следствием общих принципов построения СФЗ.

7. Внешние и внутренние извещатели

Системы обнаружения проникновения включают системы внешних и внутренних датчиков проникновения, видеосистему оценки аварийной ситуации, систему пропускного контроля и систему аварийной связи, функционирующие одновременно и во взаимодействии друг с другом. Внешние датчики обнаружения используются на открытой местности, а внутренние датчики -обнаружения устанавливаются внутри зданий и помещений.

Функция обнаружения проникновения определяется как обнаружение лица или транспортного средства, пытающегося получить неразрешенный доступ на защищаемый участок. Идеальной поверхностью обнаружения проникновения служила бы сфера, окружающая защищаемый объект и обеспечивающая обнаружение всех видов проникновения — на поверхности земли, в воздухе, под водой или под землей. В ходе разработке средств обнаружения проникновения основное внимание уделялось обнаружению проникновения на уровне поверхности земли или на небольшом растояний от поверхности земли, но в последнее время все болььше учитывается возможность проникновения с воздуха

Эффективность датчика обнаружения описывается тремя фундаментальными характеристиками:

вероятностью обнаружения PD;

частотой возникновения ложных сигналов тревоги;


Просмотров 326

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!