Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Система природоохранной сертификации продукции ISO 14000



 

На конференции в Рио-де-Жанейро было решено, что наиболее действенным стимулом для внедрения экологических программ может стать система природоохранной сертификации продукции, кото­рая наряду с требованиями качества продукции удовлетворяла бы требованиям к способу ее производства. Острая необходимость в соз­дании и внедрении такой системы возникла с выходом на мировой рынок несертифицированной продукции неизвестного происхожде­ния, но более дешевой.

Экологическая сертификация соответствия – подтверждение третьей стороной соответствия сертифицируемого объекта предъяв­ляемым к нему экологическим требованиям. Обязательные экологи­ческие требования установлены в законодательных и нормативных документах и направлены на обеспечение рационального природо­пользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья населения и генетического фонда страны. Система экологической сертифика­ции располагает собственными правилами процедуры и управления для проведения экологической сертификации, сформированными в соответствии с государственной политикой в области сертификации и общими правилами ее проведения на территории Российской Фе­дерации.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О сер­тификации продукции и услуг» Госстандарт России зарегистрировал в Государственном реестре Систему обязательной сертификации по экологическим требованиям (далее Система) и знак соответствия Системы (постановление Госстандарта России от 1 октября 1996 г. № 66-А) и выдал Минприроды России свидетельство за номером РОСС RU.0001.013 TOO.

Введение Системы обязательной сертификации по экологиче­ским требованиям призвано обеспечить:

- реализацию обязательных экологических требований приро­доохранного законодательства при ведении хозяйственной деятель­ности;

- внедрение экологически безопасных производств, технологи­ческих процессов и оборудования;

- соблюдение требований экологической безопасности и пре­дотвращение загрязнения окружающей среды при размещении, пе­реработке, транспортировке, ликвидации и захоронении отходов производства и потребления, а также при производстве, эксплуата­ции и ликвидации различных видов продукции;



- предотвращение ввоза в страну экологически опасной продук­ции, отходов, технологий и услуг;

- содействие интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнение международных обязательств Российской Федерации в области управления качеством окружающей среды;

- установление статуса экологического сертификата и экологического знака соответствия в качестве документа, гарантирующего лице Минприроды России соблюдение требований природоохранного законодательства.

Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:

- предприятия и производства, в том числе опытно-экспериментальные;

- продукция, использование которой может нанести вред окружающей среде;

- отходы производства и потребления, обращение с ними;

- системы управления охраной окружающей среды.

Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации) утверждены приказом Госкомэкологии России от 23 января 1995 г. № 18.

Российские стандарты по экологической сертификации соответствуют международным стандартам серии ISO 14000 по системам управления природопользованием и носят название ГОСТ Р ИСО 14000-98. Эти международные стандарты разработаны Техническим комитетом 207 (ТК 207), созданным Международной организацией по стандартизации (ISO) в январе 1993 г. и действующим под эгидой Стандартизационного совета Канады. В комитете состоит более 6 стран, в их числе Россия, вошедшая в его состав в качестве действующего члена. В настоящее время ТК 207 занимается разработкой проектов ряда стандартов, включающих системы управления природопользованием, экологический аудит, оценку экологических показателей, экологическое маркирование, анализ жизненного цикла экологические аспекты стандартов на продукцию. Серия ISO 1400 призвана обеспечить общую основу для более единообразного, эффективного и успешного управления природопользованием повсеместно в мире.



Стандарты ISO 14000 помогают всем организациям в мире решать экологические проблемы на систематической основе, способствуют тем самым улучшению экологических показателей. Они охватывают все аспекты деятельности компаний в области управления природопользованием, в том числе вопросы возможной реализации экологического учета, возможного определения экологических показателей удовлетворения претензий, предъявляемых к их продукции, проведения анализа жизненного цикла продукции, составления форм, содержащих экологическую информацию для предоставления государственным учреждениям и населению.

Стандарты ISO включают следующие разделы:

- ISO 14001 и 14004 – система управления природопользованием (СУП): спецификация и руководство по использованию, основные принципы и методология, опубликованы в сентябре 1996 года;

- ISO 14010-14012 – руководство по экологическому аудиту: ос­новные принципы, аудит СУП, требования, предъявляемые к квали­фикации аудиторов, опубликованы в октябре 1996 г.;

- ISO 14020-14025 – экологическое маркирование: основные принципы и требования, предъявляемые к сертификации продукции, термины и определения, практическая программа, сертификацион­ная процедура для продуктов, рассмотрены в 1998 г.;

- ISO 14031 – оценка экологических показателей СУП, проект представлен на рассмотрение Техническому комитету в 2000 г.;

- ISO 14040-14043 – оценка жизненного цикла, проект пред­ставлен на рассмотрение в 2000 г.;

- ISO 14050 – термины и определения, опубликован в 1998 г.

Стандарт ISO 14001 описывает системы управления природо­пользованием и призван обеспечить организациям основу для разра­ботки экологической политики, определения экологических факто­ров и их возможного воздействия, оценки соответствия законода­тельных и нормативных документов надлежащим требованиям, определения приоритетов в постановке целей и задач в области охра­ны окружающей среды, создания соответствующей структуры для реализации политики и программы облегчения оперативного кон­троля, мониторинга и обзора СУП в целях налаживания процесса по­стоянного совершенствования. Стандарт ISO 14001 существует в виде так называемого проекта международного стандарта, но уже приме­няется многими компаниями для сертификации своей продукции.

Стандарты ISO 14010-14012 описывают процедуру экологиче­ского аудита, который получил свое развитие только в последние го­ды. Аудит – это систематическая документированная процедура для определения того, насколько деятельность организации удовлетворя­ет существующим требованиям. Для более подробного описания процедуры аудита и были разработаны эти три документа. Стандарт ISO 14010 касается вопросов объективности, независимости и компе­тентности, точности и систематичности процедуры, а также критери­ев, относительно которых она будет проводиться. Стандарт ISO 14011 регламентирует основу для планирования и проведения аудита, опи­сывает обязанности сторон, заинтересованных в проверке: клиента, аудируемого и аудитора. Стандарт ISO 14012 устанавливает требова­ния, предъявляемые к квалификации аудитора, его образование, опыт работы, навыки и познания.

Группа документов ISO 14020-14025 касается экологического маркирования. К сожалению, информация на этикетках продуктов часто не удовлетворяет интереса покупателей к экологической чис­тоте продукта, тем самым подрывая веру в изготовителя. Это за­ставляет производителя искать дальнейшие пути совершенствова­ния продукции. Основной задачей разработчиков стандартов было классифицировать маркировочные программы. Были определены категории трех типов. Тип I – на этикетке продукта указывается, что он успешно прошел испытания и удовлетворил ряду требова­ний. Опыт показывает, что только 10 -15% продуктов попадут в эту категорию. В мире существует несколько подобных программ, та­кие как «Экологический выбор» в Канаде или «Голубой Ангел» в Германии. Программа маркирования ISO не пытается упорядочить их деятельность, а лишь создает основу их взаимодействия. Тип II – сертификация на основе общих правил и подходов. Тип III анало­гичен маркированию пищевых продуктов – предоставляет потреби­тельскую информацию, но не указывает, что продукт удовлетворяет ряду критериев.

Стандарт ISO 14031 рекомендует метод определения экологиче­ских показателей деятельности организации. При этом основное внимание уделяется технологическим операциям и руководству ор­ганизацией. Характеристика технологических операций дается с точ­ки зрения того, какие ресурсы были использованы, сколько выпуще­но продукции, количество выбросов и отходов. Оценка метода руко­водства важна для определения того, достигла ли организация поставленных целей, использовав выделенные для этого ресурсы. Налаженная система определения экологических показателей позво­лит организации представлять отчет о своей деятельности потреби­телям и государству.

Документы ISO 14040-14043 по оценке жизненного цикла про­дукта помогают определить его воздействие на окружающую среду. Эта процедура включает контроль за использованием сырья и энер­гии в ходе производственного процесса, за переработкой и захороне­нием отходов. Процесс оценки может быть разделен на четыре этапа: обоснование, анализ запаса, анализ воздействия, оптимизация. Каж­дому этапу посвящается один из указанных документов.

Задача стандарта ISO 14050 – дать общие определения и разрабо­тать термины для всех документов ISO. Для работы над стандартами ТК 207 подготовил руководство по экологическим аспектам деятель­ности предприятий.

Согласно Венскому соглашению (между ЕС и Международной организацией по стандартизации), если стандарты серии ISO 14000 будут ратифицированы Европейским Союзом, то все конкурирую­щие национальные стандарты должны быть отменены. В настоящий же мо­мент стандарты серии ISO 14000 носят не обязательный, а рекомен­дательный характер.

 

Литература

 

Глухов, В.В.Экономические основы экологии [Текст]: Учебник/В.В.Глухов, Т.В.Лисочкина, Т.П.Некрасова. – СПб: Специальная литература, 1995. – 280 с.

Экология, охрана природы и экологическая безопасность [Текст]. Учеб. пособие для сис­темы повышения квалификации и переподготовки государственных служа­щих/Под общ. ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 744с.

Гейнрих, Д. Экология [Текст]: dtv-Atlas: пер. с 5-го нем. изд./Д.Гейнрих, М.Гергт.─ М.: Рыбари, 2003.─ 287с.

Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ [Т.В.Гусева, С.Ю.Дайман, Е.А.Заика, Т.В. Сокорнова, А.В.Малков, А.Е. Хачатуров, Е.В.Пашков, В.Н.Виниченко, Я.П.Молчанова; под ред. Т.В.Гусевой]. ─ М.: ДеЛи принт, 2005. ─ 345с.

Лекция VII

 

 

Экологическое страхование

Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 23) определено, что в Российской Федерации производится добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учрежде­ний, организаций, а также граждан, объектов их собственности и до­ходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и ка­тастроф. Экологическое страхование (страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде) – страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловлен­ного технологической аварией или катастрофой. Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий за­грязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, постра­давшим от загрязнения, а также затрат на возмещение вреда жизни и здоровью населения, пострадавшего от вредных воздействий, и тре­бует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхова­нию, и методики оценки убытков, причиненных реципиентам в ре­зультате аварийного загрязнения.

Аварийное загрязнение окружающей среды–загрязнение из-за вы­броса или сброса вредных веществ в атмосферу или воду, рассредото­чения твердых, жидких или газообразных веществ на почве, образо­вания запахов, шумов, радиации, температурных изменений, превы­шающих установленный для данных территории и времени уровень, происшедшее в результате случайных (внезапных, непредвиденных) обстоятельств или процессов. Его доля в общем объеме загрязнения окружающей среды достигает 25-30%. К аварийным загрязнениям не относятся такие нарушения окружающей среды, как текущее или перманентное загрязнение (постоянные выбросы и сбросы вредных веществ), загрязнение из-за халатности в работе или преднамерен­ного преступления, приведших к аварии, загрязнение, вызванное войной и другими подобными обстоятельствами.

Очень важно подчеркнуть, что экологическое страхование не рас­считано на страхование безответственности нарушителей природо­охранного законодательства. Компенсация выплачивается в пользу пострадавших третьих лиц, сам же виновник должен нести ответственность по закону и рассчитывать на помощь страховщика только в том случае, если заключил с ним особый договор. В последнем случае ставки страховых премий могут подниматься до уровня запретитель­ных, т.е. практически приравниваться к страховой сумме.

Правовая база необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, обеспечена законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «О страховании», закреп­ляющими ответственность виновников негативных экологических воздействий перед третьими лицами. Этими же законами установле­но, что причиненные убытки должны компенсироваться за счет соб­ственных ресурсов виновников и лишь в исключительных случаях за счет государственных резервов. Однако реальность такова, что в силу ограниченности средств как организаций и предприятий, так и госу­дарства более 80% ущерба от загрязнения среды вообще не компен­сируется, лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное в той или иной степени – из государственных резервов.

Реализация функции аккумулирования определенной доли фи­нансовых и материальных ресурсов предприятий и природоохранных организаций возложена на специальную систему экологического стра­хования(«ЭкСтра»). Ее цель – формирование страховых экологиче­ских фондов для компенсации убытков третьих лиц и самого страхо­вателя из-за аварийного или внезапного загрязнения окружающей среды, а также стимулирование предотвращения аварий у страхова­телей.

Основные функции экологического страхования:

1.Страхование ответственности за аварийное загрязнение окру­жающей среды, т.е. страхование убытков, которые могут возникнуть у третьих лиц в результате экологических аварий. Как правило, эти убытки составляют самую значительную и некомпенсируемую часть экологического ущерба, образующегося из имущественных потерь юридических и физических лиц и потерь доходов населения вследст­вие болезней, увечий и летальных исходов.

2.Стимулирование противоаварийных мероприятий у страховате­лей за счет специальных резервов страховых экологических фондов. Экономические интересы страховщика и страхователя здесь совпа­дают: первый заинтересован в минимизации выплат страхового воз­мещения, второй - в сокращении размеров страховых премий вслед­ствие уменьшения риска экологических аварий.

3.Возмещение за счет страховых резервов убытков самого страхо­вателя, причиненных аварией на его собственном производстве. Следует учесть, что возмещение собственных убытков страхователя не должно превратиться в поощрение его экологической безответ­ственности, поэтому оно не может покрывать более двух третей ущерба.

Формирование страховых экологических фондов как ядра феде­ральной системы «ЭкСтра».

Главным условием создания такой системы выступает принцип трансграничности ее функционирования, т.е. достижение стандартов экологической безопасности общерегионального и даже мирового уровня для всех ее участников.

В федеральную систему «ЭкСтра» входят следующие составляю­щие: страховой фондпредприятий – источников повышенного эко­логического риска и фонд взаимного страхования, создаваемые отрас­левыми или региональными объединениями таких предприятий и построенные по единому образцу. Они предназначены для компен­сации экологического ущерба (как правило, небольшого), необходи­мость в которой возникает лишь в результате судебных или иных требований потерпевшей стороны. Размеры взносов и возмещения убытков из этих фондов определяются совместным решением участ­ников в каждом конкретном случае.

В федеральной системе экологического страхования оба эти фон­да играют вспомогательную роль по отношению к фонду страхования экологического риска, который обеспечивает страховую защиту инте­ресов третьих лиц в случае причинения им ущерба аварийным за­грязнением окружающей среды, а также компенсацию убытков са­мого страхователя. Финансовые ресурсы этого фонда формируются за счет средств федерального Экологического фонда и страховых компаний, деятельность которых направлена на создание условий, стимулирующих проведение природоохранных мероприятий, на усиление ответственности всех участников системы экологического страхования за экологическую безопасность. Суть работы указанных страховых экологических фондов заключается в том, что предпри­ятия – потенциальные источники загрязнения или сами реципиенты вносят некоторую сумму (для страховых компаний это страховая премия) в один или несколько фондов, которые при возникновении аварийного или внезапного загрязнения среды компенсируют по­страдавшим убытки.

Объединение трех фондов в единую систему экологического страхования позволяет при необходимости перемещать капитал из одного фонда в другой, помещать его в высоколиквидные активы, получая дополнительные источники финансирования природо­охранных мероприятий. Можно сказать, что эти фонды выполняют по отношению друг к другу функции перестраховщиков.

Страхование экологического риска проводится как на добро­вольной основе, так и в обязательном порядке. Обязательное страхо­ваниеохватывает предприятия и производства, внесенные в утвер­ждаемый в законодательном порядке перечень экологически опас­ных объектов. В этих целях в системе «ЭкСтра» создается банк данных (экологический архивариус) об опасных для окружающей среды предприятиях и производствах, включающий сведения о раз­мерах ставок, страховых премий и суммах страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий. Доброволь­ное страхованиеэкологического риска, в отличие от обязательного, не вводит никаких ограничений ни для страховщика, ни для страхо­вателя. Здесь единственное условие – чем выше риск аварийного загрязнения, тем выше ставки страховых премий.

Определение риска аварийного загрязнения как для обязатель­ного, так и для добровольного страхования возложено на службу эко­логического аудирования, предоставляющую информацию о степени экологической опасности того или иного объекта и размере потенци­ального экологического ущерба.

Добровольное и обязательное экологическое страхование требует точного перечня предприятий и производств, представляющих по­тенциальную опасность для окружающей природной среды. Этот пе­речень должен составляться на основе специальных исследований многолетнего вероятностного распределения риска экологических аварий. Помимо этого, должны быть выделены и описаны страховые события, разработаны методы определения страховых премий, раз­меров запасных средств, И, наконец, нужны методики оценки эф­фективности проведения превентивных природоохранных меро­приятий.

В основе ранжирования предприятий по степени их экологиче­ской опасности (аварийности) лежат оценки вероятности риска за­грязнения окружающей среды к потенциального экономического ущерба,причиняемого этим загрязнением. Вероятностная оценка риска предполагает наличие репрезентативной статистики об авариях за предыдущий многолетний период. Как правило, такая информация не содержится в отчетных документах ни предприятий, ни выше­стоящих организаций. В лучшем случае по бухгалтерской отчетности можно обнаружить рост затрат, связанный с ликвидацией последст­вий аварий (не обязательно экологических); какие-то сведения мож­но получить в органах МЧС, управлениях пожарной безопасности и милиции. Опыт показывает, что собрать информа­цию об авариях за многолетний период очень трудно, а порой и не­возможно. В тех случаях, когда можно установить объемы выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую среду за несколько преды­дущих лет, а также размер платежей (включая штрафы) за нарушение природоохранного законодательства, перспективно использовать оценки экологической опасности по степени «долевого вклада» в структуру поступления вредных веществ в окружающую среду от ка­ждого изучаемого объекта.

Когда же нет достаточно цельной информации ни об экологиче­ских авариях, ни о долевой структуре загрязнения, применяют метод выделения факторных признаков, основанный на результатах согла­сованных мнений экспертов о влиянии каждого из них на значение результативного признака. Важность того или иного факторного признака устанавливается экспертами самостоятельно путем ранжи­рования этих признаков.

Экономический ущерб от аварийного загрязнения среды служит базой разделения предприятий и производств на экологически особо опасные, опасные и малоопасные. К категории экологически особо опасных –группе А – отнесены предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09 и потенциальным экономическим ущербом от загряз­нения среды более 22 млн руб. в год. Группа Б – экологически опас­ные производства, включающие предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,085 и потенциальным экономическим ущербом около 16 млн. руб. в год. Группа В – это малоопасныепредприятия, в кото­рых вероятность аварий составляет 0,059 и потенциальный ущерб – менее 2 млн. руб. в год. Особо опасные предприятия (группа А) долж­ны подлежать обязательному экологическому страхованию, предпри­ятия группы Б участвуют в обязательном экологическом страховании по решению региональных органов охраны природы, а группы В страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.

Перечень экологически особо опасных и опасных предприятий и производств готовится службой экологического аудирования систе­мы «ЭкСтра» и утверждается на государственном уровне. Регламен­тируются и размеры запасных средств страховщика, принимающего к страхованию экологические риски предприятий для обеспечения гарантированности компенсации пострадавшим понесенных ими убытков.

Традиционно объем запасных средствопределяется трехкратным размером среднего квадратического отклонения суммы страховых возмещении от суммы страховых платежей. Например, чтобы при­нять к страхованию экологические риски на сумму в 342 млн. руб. в год и причиненными убытками в 40 млн. руб. в год, страховщик дол­жен обладать запасными средствами в размере 8,1 млн. руб. Эту зави­симость можно интерпретировать как соотношение размеров запасных средств и годичной нетто-премии по ранжированным группам экологически опасных производств. Для группы особо опасных про­изводств это соотношение должно равняться 38- 40%, для группы Б – 28-30%, а для третьей группы – 25-27%.

Страхование убытков от аварийного загрязнения среды и ответ­ственности за их причинение может осуществляться только тогда, когда известны источники убытков и события, послужившие их при­чиной. Поэтому классификация страховых событий связана с выяв­лением характера загрязнения, его последствий и возможностей про­ведения предупредительных мероприятий. Трудности определения характера загрязнения окружающей среды во многом зависят от про­должительности экспозиции антропогенного воздействия на среду и момента наступления события (причинения убытка), реальности оценки гонадотропных (проявляющихся в следующих поколениях) эффектов. Событие, в результате которого образуется ущерб от за­грязнения окружающей среды, можно рассматривать в качестве стра­хового лишь в том случае, если оно носило случайный (внезапный непреднамеренный) характер.

В механизме экологического страхования необходимо преду­смотреть, во-первых, временные рамки ответственности страховщи­ка и, во-вторых, характер загрязнения: текущий (перманентный) процесс или единичный. Единичные процессы загрязнения чаще всего связаны с какими-либо неожиданными обстоятельствами слу­чайного происхождения: стихийными явлениями природы, пожара­ми, авариями, поломками оборудования и др. В то же время их при­чинами могут быть и обстоятельства субъективного характера, на­пример, не проведенный вовремя ремонт очистного оборудования.

Объем ответственности страховщика должен включать преиму­щественно покрытие убытков, вызванных единичным случайным экологическим загрязнением. В пользу такого подхода свидетельст­вует и теория страхового дела, в соответствии с которой страхова­ние должно возмещать ущерб, возникший в результате наступления экстраординарных или, по крайней мере, неожиданных случайных событий.

Одна из главных проблем экологического страхования – исходная база определения ставок страховых премий.Принципы страхования требуют разделения убытков, причиняемых имуществу пострадавших и физическим лицам. Помимо этого должны существовать норма­тивные оценки убытка, причиненного как имуществу, так и здоро­вью пострадавших.

Традиционно в экономике природопользования под ущербом от загрязнения окружающей природной среды понимают сумму затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (когда такое предупреждение, частичное или полное, технически возможно) и затрат, вызываемых воздействием на них загрязненной среды. В структуре потерь от аварийного загрязнения среды, охваты­ваемых системой экологического страхования, необходимо выделять причиненные убытки и ущерб. Представляется, что под убытками следует понимать вред, причиненный аварийным загрязнением ок­ружающей среды самому источнику загрязнения, а под ущербом — вред, причиненный третьим лицам.

В расчете убытков и ущерба самым трудным вопросом оказывает­ся определение ущерба, нанесенного здоровью (жизни) населения. Поэтому и страховая защита населения от экологических аварий на­талкивается на серьезное препятствие, связанное с неполной инфор­мацией о компенсации такого ущерба. В основе компенсации по­следнего должен лежать, по-видимому, расчет потерь доходов насе­ления в результате аварийного загрязнения среды. До сих пор, однако, оценка ущерба с точки зрения возможностей его максималь­ной компенсации в системе экологического страхования никем не рассматривалась.

Федеральный законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промыш­ленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 15) предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный произ­водственный объект, обязана страховать ответственность за причи­нение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружаю­щей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (протоколы: от 27 октября 1997 г. № БВ-П7-58пр, от 10 декабря 1997 г. № БВ-П7-40063, от 4 февраля 1998 г. № БВ-П7-16пр) для реализации статьи 15 этого закона Минфином России утвержде­ны по согласованию с Госгортехнадзором России и МЧС России от 31 марта 1998 г. «Методические рекомендации по внедрению обяза­тельного страхования ответственности за причинение вреда при экс­плуатации опасных производственных объектов», а также одобрены «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объек­ты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде», утвержденные Всероссийским союзом страховщиков 23 февраля 1998 г.

К настоящему времени несколько страховых организаций полу­чили в Минфине России право осуществлять страхование ответст­венности опасных производственных объектов на основании указан­ных стандартных правил.

В связи с указанным Федеральному горному и промышленному надзору России поручено приступить к выполнению следующих тре­бований ст. 6 и 15 упомянутого Закона:

- довести до сведения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, что они должны страховать ответствен­ность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 15);

- в лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делать запись об обязательности наличия у заявителя на мо­мент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуа­тации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опас­ного производственного объекта (п. 3 ст. 6).

Страховым случаем признается нанесение ущерба жизни, здоро­вью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем и указанном в договоре страхования опасном производственном объ­екте, подтвержденное соответствующим решением суда. Авариейна опасном производственном объекте признается разрушение соору­жения и (или) технического устройства, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) вы­брос, сброс, разлив опасных веществ, отвечающие условиям Феде­рального закона и произошедшие в период действия лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта и действия дого­вора страхования.

Порядок добровольного экологического страхованиябыл установлен Правительством Российской Федерации, в соответствии с распоря­жением которого от 5 апреля 1992 г. № 659-р (п. 1ж) Минприроды России совместно с Росгосстрахом разработало и утвердило «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации». На его основании страховые компании раз­рабатывают свои правила добровольного экологического страхова­ния, в рамках которого компания по данному виду страхования пре­доставляет защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователем за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного непреднамеренного и неожиданного загрязнения окру­жающей природной среды. Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении стра­хователю имущественных претензий физическими или юридически­ми лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды, воздушного бассейна на территории действий конкретного дого­вора страхования.

Страховым событиемявляется возмещение внезапного непред­намеренного ущерба окружающей природной среде, возникшего в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняю­щих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень причин страховых событий и загряз­няющих веществ оговаривается в каждом конкретном случае при за­ключении договора страхования.

Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах размера годового оборота предприятия. Страховое событие включает:

- компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

- убытки, связанные с ухудшением жизни в окружающей среде;

- расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в пригодное состояние;

- расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред;

- расходы, связанные с предварительным расследованием, про­ведением судебных процессов и т.д.

 

Литература

Глухов, В.В.Экономические основы экологии [Текст]: Учебник/В.В.Глухов, Т.В.Лисочкина, Т.П.Некрасова. – СПб: Специальная литература, 1995. – 280 с.

Экология, охрана природы и экологическая безопасность [Текст]. Учеб. пособие для сис­темы повышения квалификации и переподготовки государственных служа­щих/Под общ. ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 744с.

Гейнрих, Д. Экология [Текст]: dtv-Atlas: пер. с 5-го нем. изд./Д.Гейнрих, М.Гергт.─ М.: Рыбари, 2003.─ 287с.

Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ [Т.В.Гусева, С.Ю.Дайман, Е.А.Заика, Т.В. Сокорнова, А.В.Малков, А.Е. Хачатуров, Е.В.Пашков, В.Н.Виниченко, Я.П.Молчанова; под ред. Т.В.Гусевой]. ─ М.: ДеЛи принт, 2005. ─ 345с.

 

 

Лекция VIII

 

Планы улучшения окружающей среды и лицензирование природопользования

 

Планы улучшения окружающей среды

 

Лимиты на природопользование относятся к системе экологиче­ских ограничений по территориям, которая устанавливает предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы выбро­сов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную сре­ду и размещения отходов производства, указанные в планах по улучшению ОС, а также объемы предельного использования (изъя­тия) природных ресурсов, подтвержденные лицензиями на природо­пользование. Лимиты на изъятие природных ресурсов предоставляют­ся природопользователям территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Администрация­ми субъектов Российской Федерации.

Срок достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам регламентируются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональных экологических про­грамм.

Согласно природоохранному законодательству, действующему на территории большинства стран, мониторинг окружающей среды инормативы на ее качество являются основой для разработки эколо­гических планов. Оговоренные законодательством планы носят на­звание «Проектов предельно допустимых выбросов в атмосферу» (ПДВ)», «Проектов предельно допустимых сбросов в водоем (ПДС)» и «Проекта лимитов на размещение отходов производства» Эти документы действуют пять лет, по истечении которых под­лежат обновлению.

В западных странах разработка таких экологических планов на­чинается с анализа данных фонового мониторинга, в результате ко­торого определяются приоритеты в области сокращения загрязнений либо по степени опасности загрязняющего вещества, либо по его концентрации в контролируемой точке. Затем выявляются виновни­ки данного загрязнения путем инвентаризации всех источников. По данным инвентаризации разрабатываются нормативы, ограничи­вающие выбросы от каждого источника, т.е. выдаются разрешения на предельно допустимые выбросы (ПДВ). При этом учитывают, какой это источник: существующий, модифицированный или вновь созда­ваемый. Требования к выбросам от модифицированных и новых ис­точников значительно строже, чем к старым. Далее учитываются тех­нические возможности для обеспечения сокращения загрязнений от конкретного источника. В экологические программы включают ме­роприятия по внедрению наилучших на сегодняшний день техноло­гий контроля за загрязнениями и их сокращениями с учетом стоимо­сти, доступности и других факторов.

Экономический фактор играет значительную роль в установле­нии ПДВ. Если предприятие докажет, что стоимость внедрения тех­нологии сокращения выбросов будет непомерно высокой и превзой­дет ожидаемые выгоды от их внедрения, ему предоставляется право на отклонение от ПДВ, т.е. на работу по временно согласованный выбросам. Подобные отклонения допускаются лишь тогда, когда по­тенциальный риск для здоровья людей от загрязняющего вещества по которому разрабатываются ПДК, невелик. При определении ПДВ учитываются экологические требования общественности v международные соглашения по защите окружающей среды. На ус­тановление пределов выбросов выдаются разрешения. Контроль за ними осуществляется либо периодически, либо непрерывно госу­дарственными природоохранными службами, а также специализи­рованными лабораториями на предприятиях. Фальсификация дан­ных маловероятна, поскольку они находятся под постоянным кон­тролем общественности.

Выдача разрешений на предельно допустимые выбросы сопрово­ждается разработкой программ принуждения к их соблюдению. Программы принуждения действуют на местном, региональном, го­сударственном и межгосударственном уровнях. Примером межгосу­дарственной программы являются директивы по охране окружающей среды, соблюдение которых обязательно для всех стран ЕС.

В нашей стране существует аналогичная система установки ПДВ и ПДС, а также системы контроля за их соблюдением. Однако при разработке проектов не учитываются факторы эффективности, дос­тупности и экономичности планируемых мероприятий, направлен­ных на снижение выбросов, в результате проекты чаще всего оказы­ваются нереальными и не внедряются. Плохая приборная оснастка контрольных служб не позволяет получать необходимые и достовер­ные данные о степени загрязнения атмосферы. При этом оказывают­ся недейственными и программы принуждения, представляющие со­бой планы неотложных мероприятий по оздоровлению окружающей среды.

Проекты ПДВ и ПДС разрабатываются в странах СНГ на каждом предприятии. На их основе природоохранными органами создаются планы территориального развития и государственные экологические программы. Помимо планов министерств по охране окружающей среды, существуют многочисленные планы, подготовленные другими министерствами, а также местными и республиканскими органами власти.

 


Просмотров 464

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!