Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Финансирование экологических программ



Основными составляющими экологического менеджмента, отно­сящимися к сфере экономического регулирования природоохранной деятельности, являются: финансирование природоохранной деятель­ности, аудит, экологическая сертификация и страхование, платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение, лицензирова­ние и др.

Вопрос финансирования экологических программ – один из ключевых моментов международного экологического менеджмента. На Орхусской конференции (Дания, 1998 г.) был опубликован доклад «Финансирование природоохранной деятельности в странах ЦВЕ/СНГ: выводы и рекомендации», представленный Специальной рабочей группой при поддержке Секретариата Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В его выводах указывается, что страны ЦВЕ, добившиеся большего прогресса на пути перехода к рыночной экономике, смогли необычайно успешно мобилизовать средства для экологических инвестиций и в настоящее время создают новые возможности для проведения экологической политики и ин­струменты для этого. В странах СНГ продвижение вперед идет значи­тельно медленнее: источников финансирования природоохранной деятельности остро не хватает, а в некоторых странах их практически нет вообще. Эти обстоятельства подтвердили необходимость более систематического анализа проблем финансирования природоохранной деятельности как проблем взаимосвязи между спросом и предложением.

Финансирование экологических программ может производиться за счет внутренних источников (средств предприятий, экологических фондов), внешних источников (помощь фондов-грантодателей), го­сударственного бюджета (в виде субсидий и дотаций), а также за счет кредитов банков. В рекомендациях указывается, что в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ природоохранные инвестиции должны поступать в основном из внутренних источников, исходя из принципа «загрязнитель платит». Указанный принцип создает основу для финансирования природо­охранной деятельности в условиях рыночной экономики. Согласно ему рекомендуется, чтобы загрязнители использовали свои собст­венные средства для финансирования мероприятий, которые требу­ются для соблюдения стандартов охраны окружающей среды. Роль государства в борьбе с загрязнением состоит в том, чтобы создать по­литическую и организационную основу спроса на финансирование. Такой подход ставит во главу угла связи между проведением эко­логической политики (создавать спрос и увеличивать количество поступлений) и инструментами ее реализации – учреждениями и ведомствами, которые должны распределять скудные ресурсы с наибольшей экономической эффективностью, и инвестициями, пред­полагающими привлечение спонсоров проектов в различных секто­рах экономики.



Привлечение внешнего финансирования должно осуществляться в качестве катализатора инвестиций из внутренних источников, а также в стратегических целях. Одной из таких стратегических целей является оказание финансовой и технической помощи обществен­ным экологическим организациям стран ЦВЕ и СНГ. Внешние ис­точники дополняют внутреннее финансирование. Помощь доноров предоставляется главным образом в виде безвозмездных ссуд (фан­тов) и обычно идет на оказание технической поддержки. Междуна­родные финансовые учреждения выделяют средства в виде займов на более выгодных условиях, чем на внутреннем коммерческом рынке в самих странах – получателях займа. Комитет по подготовке проектов представляет собой структуру доноров и международных финансо­вых учреждений, сотрудничество которых позволяет ускорить эко­логические инвестиции. Имеется также Глобальный экологический фонд, который предоставляет гранты и льготные займы для покры­тия согласованных дополнительных расходов на реализацию утвер­жденных глобальных экологических планов.



В России экологические программы и природоохранные меро­приятия в соответствии со статьей 17 Закона об охране окружающей природной среды финансируются: за счет бюджетов Российской Фе­дерации и ее субъектов; средств предприятий, учреждений и органи­заций; федерального и региональных экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взно­сов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. Сведения об объемах инвестиций в основной ка­питал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, и вводах в действие природо­охранных мощностей представляются в Федеральный государствен­ный комитет статистики. В утвержденной им форме №18 КС (годо­вая) отражаются объемы инвестиций, направленных на охрану и ра­циональное использование различных видов природных ресурсов, на строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захо­ронению токсичных, промышленных, бытовых и иных отходов, вне­дрение установок для утилизации и переработки отходов производст­ва, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий.

В соответствии со статьей 21 Закона об охране окружающей при­родной среды для решения неотложных природоохранительных за­дач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компен­сации причиненного вреда создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федераль­ный, республиканские, краевые, областные и местные экологические фонды. Главной целью создания этих фондов было формирование автономного, независимого от государственного бюджета, источника централизованного финансирования природоохранной деятельно­сти. Вопросы создания экологических фондов и использования их средств регулируются Законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1992 г. № 442 «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и эко­логических фондах на территории Российской Федерации» рекомен­довано создать внебюджетные экологические фонды в субъектах Фе­дерации и утвердить положения о них.

Основными задачами Экологического фонда являются:

- финансирование программ и научно-технических проектов по улучшению качества окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения;

- аккумуляция средств на реализацию природоохранных меро­приятий и программ;

- экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов;

- финансирование строительства природоохранных сооружений;

- финансирование мероприятий по возмещению потерь в окру­жающей природной среде и компенсации причиненного ей вреда;

- финансирование научных исследований, а также экологиче­ского воспитания и образования.

Фонд образуется за счет средств, поступающих от юридических лиц и граждан в том числе:

- платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окру­жающую природную среду, размещение отходов и другие виды за­грязнения;

- сумм, полученных по искам о возмещении ущерба, причинен­ного окружающей природной среде, и штрафов за экологические правонарушения;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыбо­ловства и незаконно добытой с их помощью продукции;

- добровольных взносов юридических лиц и граждан, в том чис­ле иностранных юридических лиц и граждан;

- иных доходов в соответствии с законодательством.

Добровольные взносы юридических и физических лиц, внесенные в Фонд на конкретные цели, направляются исключительно на указан­ные этими лицами цели. Расходование средств Фонда на цели, не свя­занные с природоохранной деятельностью, запрещается. Не использо­ванные в отчетном году средства Фонда изъятию не подлежат.

Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета учреждений банков и распределяются в следующем порядке:

- 60% на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;

- 30% на реализацию природоохранных мероприятий республи­канского, краевого, областного значения;

- 10% на реализацию природоохранных мероприятий федераль­ного значения.

Другим важным источником внутреннего финансирования при­родоохранной деятельности может стать повышение цен на воду и другие природные ресурсы. Доход от этого может намного превысить нынешние расходы и те ресурсы, которые могут быть выделены Ев­ропейским Союзом. В связи с этим большой и сложной задачей ста­нет разработка экономически обоснованных стратегий, которые по­зволят установить реальное равновесие между спросом и предложе­нием финансовых средств.

Основная суть рекомендаций Европейской экономической ко­миссии (ЕЭК) ООН, касающихся использования экономических ин­струментов в экологической политике в странах с переходной эконо­микой, состоит в следующем.

─ Использование в полной мере возможностей, которые открыва­ются в связи с перестройкой экономики. Для эффективного и ус­пешного использования экономических инструментов необходимо четко установить и более точно определить права собственности, в том числе на природные ресурсы, а также нормы, регламентирующие ответственность. Кроме того, необходимо создать соответствующую организационно-правовую базу.

─Предоставление субъектам хозяйственной деятельности реальной свободы выбора и возможности более эффективной адаптации своей работы в части использования экономических инструментов ликви­дировать государственную монополию в не имеющих жизненно важ­ного значения отраслях и произвести соответствующее дерегулиро­вание экономики в условиях перехода к свободному рынку.

─Применение экономических инструментов определять четкими экологическими целями. В частности, налоги или сборы за выбросы должны охватывать в первую очередь наиболее важные загрязнители. В этой связи более целесообразными сокращениями выбросов ток­сичных загрязнителей могут оказаться запреты или иные формы не­посредственного контроля;

─Максимальная связь налогов или сборов за выбросы с внешни­ми факторами, т.е. с ущербом, наносимым выбросами загрязните­лей. Если налоги взимаются за выбросы, содержащие смеси раз­личных загрязнителей, то необходимо найти компромиссный вари­ант расчета налоговых ставок, который не должен быть ни слишком сложен, ни излишне упрощен. Базу расчетов налогов или сборов необходимо сделать максимально простой и понятной. Для реше­ния экологических задач ставки налогов должны быть достаточно высокими.

 

Литература

 

Глухов, В.В.Экономические основы экологии [Текст]: Учебник/В.В.Глухов, Т.В.Лисочкина, Т.П.Некрасова. – СПб: Специальная литература, 1995. – 280 с.

Экология, охрана природы и экологическая безопасность [Текст]. Учеб. пособие для сис­темы повышения квалификации и переподготовки государственных служа­щих/Под общ. ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 744с.

Гейнрих, Д., Гергт М. Экология [Текст]: dtv-Atlas: пер. с 5-го нем. изд./Д.Гейнрих, М.Герг.─ М.: Рыбари, 2003.─ 287с.

Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ [Т.В.Гусева, С.Ю.Дайман, Е.А.Заика, Т.В. Сокорнова, А.В.Малков, А.Е. Хачатуров, Е.В.Пашков, В.Н.Виниченко, Я.П.Молчанова; под ред. Т.В.Гусевой]. ─ М.: ДеЛи принт, 2005. ─ 345с.

 

 

Лекция VI

 


Просмотров 864

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!