Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Контроль за состоянием окружающей среды



 

Составными элементами системы контроля за состоянием ок­ружающей среды являются мониторинг и оценка риска от загряз­нения окружающей среды. В ходе оценки риска проводится оценка ущерба здоровью и благосостоянию населения. Данные функции выполняют соответствующие контролирующие органы, как государственные, так и общественные. Контроль над состоя­нием ОС проводится на межгосударственном и национальном уровнях.

Мониторинг окружающей среды.Экологический мониторинг -это комплекс выполняемых по научно обоснованным програм­мам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе вариантов управленческих решений, необходимых и дос­таточных для обеспечения управления состоянием ОС и эколо­гической безопасности. Включает в себя мониторинг окружаю­щей среды, мониторинг источников антропогенного воздейст­вия, биологический мониторинг (рис. 2) и решает следующие задачи:

- организацию единой системы сбора и обработки данных

наблюдений;

- информационное обеспечение органов власти и управления комплексной информацией о состоянии ОС и проблемах охраны

природы;

- оценку и прогноз состояния объектов окружающей при­родной среды;

- оценку рисков от загрязнения окружающей природной сре­ды и разработка нормативов.

 

 

Ключевым элементом экологического мониторинга является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), представ­ляющая собой процедуру учета экологических требований отечест­венного законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. ОВОС организует­ся и осуществляется в целях выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ним социальных, эко­номических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности. Проведение ОВОС при подготовке докумен­тации, обосновывающей проектирование новых объектов, обяза­тельно согласно утвержденному перечню. Целесообразность про­ведения ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению тер­риториальных органов Минприроды России. Результатом прове­дения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздейст­вия намечаемой им деятельности на ОС. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий их реализации.



Контролирующие органы.Действенным институтом междуна­родного экологического мониторинга является Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС), выполняющее функции органа по международному мониторингу окружающей среды. В задачи ЕАОС входит:

- сбор и общее усовершенствование последовательности дан­ных, необходимых для мониторинга ОС;

- применение экспертных знаний для интерпретации и оцен­ки данных, для предоставления политикам, организациям, реализующим социально-экономические программы, и общественно­сти информации о нынешнем и будущем состоянии ОС.

Собираемая ЕАОС информация предназначена для поддерж­ки стратегической политики в двух равно важных областях: в раз­работке политики в отношении ОС и в развитии секторальной политики с учетом общих экологических директив, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, энергетическом секторе, транспорте и туризме. Работа ЕАОС охватывает территорию всей Европы.

На территории стран СНГ функции, которые можно было бы в целом назвать экологическим мониторингом, выполняет ряд организаций. И только одна из них – Росгидромет – имеет мони­торинг в качестве своей главной обязанности. Что же касается других организаций: местных и региональных экологических ин­спекций, подчиняющихся министерствам окружающей среды, санитарно-эпидемиологических станциях, находящихся в веде­нии министерств здравоохранения, то для них мониторинг явля­ется дополнительной функцией, которую они выполняют в про­цессе контроля рационального использования ресурсов или дру­гих своих нормативных функций. В целом эти организации -пользователи собственной экологической информацией, которую они передают в вышестоящие ведомства.



Главная проблема состоит в том, чтобы свести воедино обзо­ры состояния ОС, получаемые из различных источников, по­скольку зачастую имеет место несовместимость и различие в ка­честве данных, получаемых из отдельных отраслевых сетей. Для решения задачи стандартизации информации о состоянии ОС Правительство России предложило создать Единую государст­венную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

Другая немаловажная проблема государственного монито­ринга ОС на территории СНГ состоит в том, что содержание вредных веществ в ОС контролируется морально и физически ус­таревшими приборами, а оснащение служб контроля новыми приборами мирового класса сдерживается отсутствием средств на их приобретение и длительной процедурой сертификации прибо­ров и методик измерения.

Недостаточно развита на территории стран Восточной Европы и система расчетного мониторинга окружающей среды, позво­ляющая определять степень загрязненности ОС в любой заданной точке и прогнозировать ситуацию при изменении производства и погодных условий.

Помимо государственных природоохранных служб, выявле­нием экологических проблем занимаются научные и обществен­ные организации, особенно последние (профсоюзы, партия зеле­ных и др.), борющиеся за чистоту окружающей среды. Доступ общественных организаций к информации о состоянии экоси­стемы, объемах и содержании загрязнений закреплен законода­тельно.

Литература

Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие. – М.: ДеЛи принт, 2005.

Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации [Текст]/Под ред. Осипова Ю.Б. и Львовой Е.М. – М.: Литературное агентство «Варяг», 1996.

Экологический мониторинг [Текст]/Под ред. Т.Я.Ашихиной. – М.: Академический проект, 2005.

Экологическое право. Сборник нормативных актов [Текст]//Сост. Ю.Е.Винокуров, А.Ю.Винокуров.– М.: Изд. Международного независимого экологического университета, 1993.

Экономика природопользования [Текст]//Под ред. Т.С.Хачатурова. – М.: Изд. МГУ, 1991.

 

Лекция IV

Оценка риска и планирование природоохранной деятельности

Оценка риска.Важной составляющей природоохранного управления является оценка риска от загрязнения ОС для здо­ровья населения. Для этого используется фактическая база дан­ных о концентрациях вредных веществ в зонах обитания и изу­чаются по клиническим показаниям их воздействия на здоровье отдельных людей или всего населения в целом. На основании проведенной оценки риска переходят к управлению, т.е. пред­принимают ряд мер для уменьшения или полного исключения риска для здоровья населения и сохранности природных и мате­риальных ценностей. Управление риском начинается с установ­ления стандартов качества окружающей среды, т.е. с нормирова­ния концентрации вредных веществ в воздухе, воде и почве в зоне проживания людей.

В последние десятилетия методология оценки риска быстро развивалась, и в настоящее время она все чаще используется в ка­честве инструмента принятия решений о деятельности, сопря­женной с риском. Поскольку различные методы оценки риска широко используются лицами, принимающими решения, а их выводы и заключения часто становятся основой того, что сооб­щается широким слоям населения и общественности, важно обеспечить полное признание и понимание ограничений практи­куемой в настоящее время деятельности по оценке риска. В про­тивном случае ее применение может привести к необоснованно­му и неуместному доверительному отношению к потенциально опасным и вредным видам деятельности и мероприятиям, тогда как оповещение о факторах риска и опасностях, основывающееся исключительно на такой оценке, может оказаться неправильным и вводящим в заблуждение.

На протяжении последних нескольких десятилетий практика оценки риска сопровождалась множеством деструктивных в эко­логическом отношении подходов и методов и даже в какой-то мере узаконила их. Это приводило к таким нежелательным последст­виям, как ввод и накопление в ОС токсических, биоаккумулируемых (накапливаемых живыми организмами) химических веществ. Поэтому неудивительно, что общественность относится ко всему процессу оценки риска с определенным скептицизмом.

Одной из ключевых проблем при оценках риска и опасно­стей является отношение к научной неопределенности. По мере усложнения структуры современного общества проведение де­тальных и точных оценок факторов риска и опасностей натал­кивается на серьезнейшие трудности. Неопределенность может существовать как в том, что касается вероятности того или иного события или процесса, так и масштабов и характера последст­вий, если такое событие или процесс действительно имеет место. Эти неопределенности объясняются или усугубляются рядом факторов:

- недостаточность или отсутствие данных (например, боль­шой объем новых химических веществ и химикатов, поступаю­щих на рынок, делает всеобъемлющее их тестирование призрач­ной иллюзией, весьма далекой от реальности);

- ошибочные источники данных (зачастую основная инфор­мация о факторах риска и опасностях, связанных с той или иной методикой или технологией, поступает от тех, кто заинтересован в их применении и распространении);

- сложность взаимодействия людей и среды обитания (чрез­мерное количество возможных причин, которые могут вызвать то или иное следствие, чрезмерное количество параметров, которые необходимо проверить или обследовать для выявления той или иной причины);

- появление новых технологий, например генной инженерии, для применения которых не накоплен достаточный опыт или массив данных;

- разрыв причинно-следственных связей в пространстве и во времени;

- синергетические, дополняющие (комплиментарные) и ку­мулятивные последствия и эффекты (например, неспособность учитывать попавшие в организм на предшествовавших этапах времени и задержанные в нем радиоактивные или иные токсич­ные вещества);

- неспрогнозированные или невыявленные источники опас­ности;

- меняющаяся чувствительность и восприимчивость насе­ления.

В той мере, в какой оценка риска не позволяет выявить и оп­ределить эти неопределенности, а также принять надлежащие меры в отношении их, создается необоснованная иллюзия точности и объективности. Те или иные степени неопределенности прису­щи любой оценке риска. Поэтому, учитывая потребности обще­ства, взятого в целом, настоятельно необходимо применять принцип предосторожности. В истории общества было множество примеров, когда ущерб, причиненный здоровью или окру­жающей среде, можно было предотвратить, строго применяя принцип предосторожности. Это касается как риска и опасно­стей, связанных с химическими или ядерными авариями, так и риска в результате привычного воздействия факторов экологиче­ского происхождения, например ультрафиолетового излучения и табачного дыма. Принцип предосторожности должен быть опре­деляющим на всех стадиях, предшествующих попаданию или по­явлению загрязнителей ОС. Принцип предосторожности требует, чтобы принимающие решения лица учитывали не только воз­можность или вероятность ошибочности той или иной гипотезы, но и характер и масштаб возможных последствий, если гипотеза ошибочна. Некоторые виды риска неприемлемы только в силу тяжелых последствий, которые они вызывают. Поэтому возмож­ность необратимых или длительных, затяжных последствий (как в случае стойких органических загрязнителей) требует иного под­хода, чем в ситуациях, когда речь идет о недлительных, преходящих последствиях.

Другой ключевой фактор, который нужно учитывать при оценке риска, ─ роль ценностных или оценочных суждений, ко­торую они могут играть в ходе принятия решений, касающихся риска и опасностей. Научное сообщество несет особую ответст­венность за обеспечение оптимальных оценок риска и опасностей и выявления уровней неопределенности, присущих этим оцен­кам. Тем не менее, даже в чисто количественных оценках ученые могут обнаруживать значительный разброс мнений. Когда для описания степени риска применяют такие качественные характе­ристики и определения, как «маловероятный», «значительный» или «существенный», речь идет о субъективном суждении, выхо­дящем за рамки исчерпывающего знания или понимания сущест­ва фактов. Поэтому необходимо, чтобы принятие решений, ка­сающихся риска, основывалось в максимально возможной степени на научных мнениях, не зависящих от коммерческого или политического давления.

Приемлемость, допустимость того или иного риска может за­висеть от многих факторов, в частности от того, является ли этот риск выбранным или навязанным; можно ли было избежать его; перевешивают ли выгоды или преимущества предлагаемой дея­тельности или продукта связанные и сопряженные с ними опас­ности и риски. Кроме того, допустимость риска может зависеть и от того, насколько сопоставимо или соразмерно распределение таких опасностей и риска среди населения с распределением вы­год, преимуществ.

Хотя часть оценки риска и относится к сфере научной дея­тельности, тот факт, что она связана с ценностными суждениями, обусловливает особую важность привлечения и участия к процес­су принятия общих решений тех, кто может подвергнуться или подвергается риску. Для привлечения экспертов, регулирующих лиц и общественности к обсуждению проблем и вопросов, свя­занных с риском и опасностями, используются самые различные модели: консенсусные конференции, специальные, состоящие из представителей граждан, жюри и консультативные комитеты гра­ждан. Тем не менее, применение таких методов – скорее исклю­чение, чем правило, хотя их следует использовать гораздо шире, как и обмен накопленным опытом.

Результаты исследований, проводящихся при оценке риска в целях получения соответствующих разрешений и лицензий, долж­ны быть достоянием широких кругов общественности и всецело доступны им через средства массовой информации и Интернет.

 

 

Планирование природоохранной деятельности

 

Разработка экологических программ.В национальных про­граммах обычно подробно описывается экологическая обстанов­ка и экологические проблемы страны, устанавливаются амбици­озные (и часто нереальные) цели, предлагаются неконкретные методы и технические меры исправления ситуации. Реализация этих программ слабая. Имеющихся у природоохранных ведомств ресурсов недостаточно для достижения поставленных целей, а другие министерства и ведомства не спешат выделять из своих бюджетов ресурсы на инвестиции в охрану окружающей среды.

С началом процесса «Повестка дня XXI век» изменился и под­ход к разработке экологических программ. Примером этому могут служить Европейская экологическая программа и Программа не­отложных действий по оздоровлению окружающей среды для стран ЦВЕ и СНГ. В основе этих программ лежит принцип ус­тойчивого развития, который можно обеспечить не отдельными природоохранными мероприятиями, направленными на сокра­щение выбросов, стоков и отходов, а комплексной реконструкци­ей производства, позволяющей минимизировать расход природ­ных ресурсов и одновременно уменьшать нагрузку на окружаю­щую среду.

Наряду с национальным природоохранным законодательством международные программы должны учитывать и требования к за­щите окружающей среды, сформулированные в международных конвенциях, протоколах, резолюциях и других документах, описы­вающих нормы межгосударственного экологического права.

Несмотря на то что с момента принятия решения о создании местных национальных программ по защите окружающей среды прошло уже несколько лет, процесс их создания еще не приобрел достаточного размаха и чаще всего носит формальный характер. Анализ разработанных в последнее время местных экологических программ городов России и других стран СНГ показывает, что, несмотря на методические пособия, разработанные националь­ными министерствами в соответствии с требованиями МЭМ, эти программы по-прежнему являются перечнем мероприятий, заим­ствованных из проектов ПДВ, НДС и лимитов на размещение от­ходов. Они не стали частью плана развития предприятия, региона и страны в целом, основанного на детальном анализе материаль­ных и энергетических потоков на предприятиях и тенденций раз­вития экономики страны. Помимо этого разрабатываемые про­граммы не учитывают таких международных требований к охране окружающей среды, как снижение выбросов стойких органиче­ских соединений, тяжелых металлов, озоноразрушающих и тем более парниковых газов. Нет в местных программах и мероприя­тий по выполнению международных соглашений об охране со­предельных водных бассейнов (морей, рек, озер) и сохранению биологического разнообразия.

Однако главной проблемой местных экологических программ является не их ограниченность, а отсутствие движения по их реа­лизации. В связи с этим МЭМ видит свою задачу в повышении ро­ли общественности в принятии ответственных природоохранных решений, оговаривая ее полномочия в Орхуской конвенции и ока­зывая финансовую и техническую помощь общественным органи­зациям, работающим на процесс демократизации и экологизации жизни в странах ЦВЕ и новых независимых государств.

Природоохранные мероприятия.Для достижения целей, по­ставленных экологическими программами в России, определен перечень природоохранных мероприятий, которые могут финан­сироваться за счет природоохранных платежей.

Для охраны и рационального использования водных ресурсов - это:

- строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки;

- внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов;

- выполнение мероприятий для повторного использования сбросных вод, улучшение их очистки, чтобы они не оказывали побочного негативного воздействия на природную среду и другие объекты;

- строительство опытных установок и цехов, связанных с раз­работкой методов очистки сточных вод и переработкой жидких отходов;

- реконструкция или ликвидация накопителей отходов;

- создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод. Для охраны воздушного бассейна:

- установка газопылеулавливающих устройств, предназна­ченных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов перед их выбросом в атмосферу;

- оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализато­рами для обезвреживания отработавших газов;

- создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников вы­броса приборами контроля, строительство, приобретение и осна­щение лабораторий по контролю за загрязнением;

- оснащение установками для утилизации веществ из газов. Для использования отходов производства и потребления:

- строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигатель­ных заводов;

- приобретение и внедрение установок, оборудования и ма­шин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов;

- строительство установок для получения сырья из отходов производства.

Для экологического просвещения, подготовки кадровэкологи­ческое образование кадров.

Для научно-исследовательских работ - разработка:

- экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве;

- нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки газов промышленных предприятий, ути­лизации отходов;

- технологических процессов, оборудования, приборов и реа­гентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилиза­цией образующихся отходов.

То, что экологические программы остаются пока на бумаге, объясняется сложным экономическим положением в странах СНГ и недопоступлением экологических платежей в бюджет. Отсутст­вие средств на проведение природоохранных мероприятий – главный довод, который приводят руководители различных уров­ней для оправдания экологической бездеятельности.

 

 

Литература

 

Глухов, В.В.Экономические основы экологии [Текст]: Учебник/В.В.Глухов, Т.В.Лисочкина, Т.П.Некрасова. – СПб: Специальная литература, 1995. – 280 с.

Экология, охрана природы и экологическая безопасность [Текст]. Учеб. пособие для сис­темы повышения квалификации и переподготовки государственных служа­щих/Под общ. ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 744с.

Гейнрих, Д. Экология [Текст]: dtv-Atlas: пер. с 5-го нем. изд./Д.Гейнрих, М.Гергт.─ М.: Рыбари, 2003.─ 287с.

Системы экологического менеджмента [Текст]: учеб. пособие/ [Т.В.Гусева, С.Ю.Дайман, Е.А.Заика, Т.В. Сокорнова, А.В.Малков, А.Е. Хачатуров, Е.В.Пашков, В.Н.Виниченко, Я.П.Молчанова; под ред. Т.В.Гусевой]. ─ М.: ДеЛи принт, 2005. ─ 345с.

 

 

Лекция V


Просмотров 2399

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!