Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности налогообложения, подлежащие отражению в учетной политике туристских фирм



Согласно действующему законодательству в настоящее время туристские фирмы используют следующие налоговые льготы:

1. Льгота по НДС, впервые определена статьей 5, пунктом 1у) Закона РСФСР от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции от 22.05.92), уточнена в пункте 12у) инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», действует с 01.04.92 с учетом последующих изменений и дополнений.

2. Льгота по размеру относимых на себестоимость услуг расходов на рекламу, определена письмом Минфина РФ от 06.10.92 № 94 «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения», действует, начиная с 01.01.94 и в настоящее время. Для турфирм действует льготный порядок применения норм расходов на рекламу. Турфирмам разрешено увеличивать предельную, возмещаемую за счет себестоимости туру слуг норму расходов на рекламу в три раза.

3. Льгота по налогу на землю, определена пунктом 5.9. Инструкции ГНС РФ по применению Закона РФ «О плате за землю» от 17.04.95 № 29. Туристские фирмы полностью освобождены от уплаты земельного налога.

Кроме того, на практике турфирмы встречаются с другими льготируемыми в части НДС оборотами: по реализации билетов на международные авиарейсы, оформленные единым перевозочным документом (льгота действует согласно пунктам 12а) и 14г) Инструкции № 39); по операциям по страхованию и перестрахованию туристов (льгота действует согласно пункту 12е) Инструкции № 39); по оплате государственной пошлины за выдачу и за бланк загранпаспорта (льгота действует согласно пункту 12 и Инструкции № 39); по оплате виз и консульских сборов, которые не включают НДС.

Не вызывают трудностей применение используемых туристскими фирмами двух льгот: льготы по налогу на землю (этот налог туристские фирмы (код ОКОНХ 916204) не платят) и льготы по размеру относимых на себестоимость услуг размеров расходов на рекламу.

Порядок применения льготы по НДС в части туристских и экскурсионных путевок представляет собой несистематизированную информацию, которая изложена частями в отдельных нормативных актах.

В соответствии с пунктом 12у) Инструкции ГНС РФ № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11.10.95 от НДС освобождаются: «...туристско-экскурсионные путевки... При освобождении от налога... туристско-экскурсионных путевок следует иметь в виду, что данный порядок не распространяется на дополнительные (сверх стоимости этих путевок) платные услуги, в частности связанные с проживанием и питанием в вышеназванных учреждениях и оформленные иными документами (в том числе кассовыми приходными ордерами)». Эта льгота была первоначально предусмотрена статьей 5, пунктом 1у) Закона РСФСР от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в редакции от 22.05.92. и в связи с этим действует с 01.04.92.



Согласно совместному письму от 25.09.96. ГНС РФ № ВЗ-4-03/58н, Минфина РФ № 04-03-07 и Госкомитета по физической культуре и туризму № СШ-01/449, зарегистрированному Минюстом РФ 30.01.97. за № 1240, порядок освобождения от НДС с 24.02.97. распространяется только на туристско-экскурсионные путевки, оформленные в учете на утвержденных Минфином РФ и зарегистрированных Минюстом РФ бланках строгой отчетности, и на туристские ваучеры, выдаваемые иностранным туристам. В настоящее время письмом Минфином РФ от 26.03.96 № 16-00-30-19 утверждена как бланк строгой отчетности типовая форма туристской путевки «ТУР-1», которая может использоваться любыми туристскими фирмами. Письмом Минфина РФ от 16.06.94 № 16-30-65 утверждены как бланки строгой отчетности три формы туристских путевок, рекомендованные для использования организациями Российской ассоциации социального туризма. Все формы зарегистрированы Минюстом РФ 30.01.97. за №№ 1236—1239, следовательно, при использовании этих бланков реализация туристско-экскурсионных путевок НДС не облагается, кроме того, эти бланки могут использоваться при оказании населению услуг без применения контрольно-кассовых машин.



В соответствии со статьей 5, пунктом 1у) Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» в редакции от 28.04.97, введенной в действие Федеральным законом № 73-ФЗ, с 11.05.97 от НДС освобождаются:...туристские и экскурсионные путевки (за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок)».

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» туристский продукт представляет собой право на тур (комплекс услуг), поэтому от НДС освобождаются путевки и ваучеры, в стоимость которых включен комплекс услуг. Если же путевкой оформлено оказание только одной услуги (только проживание, только питание и т.п.) или двух услуг, которые не могут быть рассмотрены как комплекс услуг, то льгота по НДС на эти услуги не распространяется. В данном случае, понятие «комплекс услуг» подразумевает как минимум три услуги: размещение, перевозка, питание туристов, то есть услуги, обеспечивающие минимальный уровень удобств для туриста.

Например, таймшеры. — сертификаты на право проживания в отелях и на территориях курортов за рубежом не являются путевками, включающими комплекс услуг. Поэтому оказание услуг гражданам в приобретении права членства в зарубежных курортных клубах и недель таймшера, а также по вторичной продаже таймшера, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» «предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобожденные от НДС, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот... только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров, (работ, услуг)».

Таким образом, порядок освобождения туристских и экскурсионных путевок от НДС за период своего действия претерпевал определенные изменения, которые в хронологическом порядке можно обобщить следующим образом:

1. С 01.04.92 по 23.02.97 льгота по НДС относилась к комплексу услуг, которые включены в стоимость туристских и экскурсионных путевок, оформленных на произвольных бланках, то есть все услуги, в том числе и дополнительные, включенные в стоимость любых туристских и экскурсионных путевок, в названный период освобождались от НДС.

2. Дополнительные услуги, не включенные в стоимость туристских и экскурсионных путевок, облагались НДС в течение всего периода действия льготы по НДС и облагаются в настоящее время.

3. С 24.02.97 по настоящее время льгота по НДС относится только к комплексу услуг, которые включены в стоимость туристских и экскурсионных путевок (ваучеров), оформленных на утвержденных Минфином РФ и зарегистрированных Минюстом РФ бланках строгой отчетности.

4. Комиссионное и агентское вознаграждение, не включенное в стоимость туристских и экскурсионных путевок (ваучеров), оформленных на любых бланках, в течение всего периода действия льготы по НДС облагалось НДС и облагается в настоящее время.

5. С 01.04.92 по 23.02.97 не облагалось НДС комиссионное и агентское вознаграждение, включенное в стоимость туристских и экскурсионных путевок (ваучеров), оформленных на произвольных бланках.

6. С 24.02.97 по 10.05.97 не облагалось НДС комиссионное и агентское вознаграждение, включенное только в стоимость туристских и экскурсионных путевок (ваучеров), оформленных на утвержденных Минфином РФ и зарегистрированных Минюстом РФ бланках строгой отчетности.

7. С 11.05.97 по настоящее время облагается НДС любое комиссионное и агентское вознаграждение, полученное турпосредником от продажи туристских и экскурсионных путевок, независимо от того, включено оно или не включено в стоимость туристских и экскурсионных путевок.

Очевидно, что льгота по НДС оказывает значительное влияние на отражение в бухгалтерском учете туристских фирм отдельных величин. Например, какие услуги включить в стоимость освобожденной от НДС туристской путевки; какую величину НДС по необлагаемой этим налогом деятельности следует отнести на издержки производства и обращения, а какую величину НДС по облагаемой этим налогом деятельности следует принять к зачету в расчетах с бюджетом.

В связи с этим порядок применения туристской фирмой льготы по НДС должен найти отражение в ее учетной политике.

Ответ на вопрос о составе услуг, входящих в стоимость туристского продукта, а, следовательно, и путевки был дан в приказе Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ РФ) «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у

организаций, занимающихся туристской деятельностью». Содержание этого приказа будет раскрыто ниже при выборе учетной политики туристской фирмы по вопросу группировки и включения затрат в стоимость туристского продукта.

Тем не менее, неясно, согласятся ли налоговые органы РФ с предложенным ГКФТ РФ составом входящих в стоимость туристской путевки услуг. В настоящее время уже вызывает сомнение включение в стоимость туристских путевок услуг по оформлению туристам медицинской страховки, поскольку в письме ГНС РФ от 23.04.97 № СШ-6-08/315 «О примерной программе и методических рекомендациях по проведению правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц туристскими и аудиторскими фирмами», отмечено, что при зарубежных поездках помимо путевки (ваучера) турист приобретает у турфирмы полис медицинской страховки, существующий в качестве самостоятельного документа, то есть документа, отличного от путевки.

Туроператорам, которые являются единственными производителями туристских путевок, необходимо обосновать и закрепить в учетной политике перечень услуг, формирующих стоимость реализуемых ими путевок. Услуги, не включенные в этот перечень, будут рассматриваться как дополнительные, оплачиваемые сверх стоимости путевок и облагаемые НДС в общеустановленном порядке.

Осуществляя косвенные (они же условно-постоянные, накладные) затраты, туристские фирмы приобретают основные средства, нематериальные активы, различные услуги вместе с НДС. Если туристская фирма одновременно занимается туроператорской и турпосреднической деятельностью, то перед ней встает вопрос о распределении этого налога между облагаемыми и необлагаемыми видами деятельности, поскольку бухгалтерский учет НДС в этих двух случаях различается. В настоящее время этот вопрос действующим законодательством не регламентирован, поэтому туристским фирмам рекомендуется включить в учетную политику условие, при котором к зачету в расчетах с бюджетом принимается часть уплаченного поставщикам НДС в размере, соответствующем удельному весу доходов, полученных от реализации облагаемых оборотов, в общей сумме доходов за отчетный период. Кроме того, пункт 12 Инструкции № 39 требует раздельного учета услуг, освобождаемых от НДС, и услуг, облагаемых налогом, для получения права зачета НДС в расчетах с бюджетом.

Следует иметь в виду, что с 01.01.97 возмещение НДС возможно только на основании предъявленного поставщиком услуг счета-фактуры, наличие которого является теперь третьим необходимым условием для возмещения НДС. (Первое условие — выделение НДС отдельной строкой в расчетных документах, второе — оплата и оприходование полученных от поставщика товарно-материальных ценностей или услуг). Кроме того, в платежном поручении в графе «Назначение платежа» должна быть ссылка на номер счета-фактуры.

Расчет НДС, подлежащего зачету в расчетах с бюджетом, рассмотрим на условном примере.

ПРИМЕР: В отчетном периоде сумма НДС по оплаченным услугам в туристской фирме составила 400 руб., по оплаченной и введенной в эксплуатацию основным средствам (оргтехнике) — 600 руб.

Рассмотрим три варианта:

1) в отчетном периоде туристская фирма осуществляла только туроператорскую (необлагаемую НДС) деятельность, выручка от этой деятельности составила 20000 руб. (100% общей выручки);

2) в отчетном периоде туристская фирма осуществляла только турпосредническую (облагаемую НДС) деятельность, выручка от этой деятельности составила 10000 руб. (100% общей выручки);

3) в отчетном периоде туристская фирма осуществляла как туроператорскую, так и турпосредническую деятельность, выручка по туроператорской деятельности (необлагаемой НДС) составила 15000 руб. (75% в общей выручке), по турпосреднической деятельности (облагаемой НДС) составила 5000 руб. (25% в общей выручке). Общая выручка туристской фирмы в отчетном периоде составила 20000 руб.

Первоначально вся сумма НДС, как обычно, отражается по дебету соответствующих субсчетов счета 19 (НДС при осуществлении капитальных вложений; НДС по приобретенным НМА;

НДС по приобретенным материальным ресурсам, НДС по услугам) в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Дальнейший порядок отражения НДС в бухгалтерском учете туристских фирм по рассматриваемым трем вариантам сведем в табл. 7.3.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!