Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Роль семьи в развитии способностей детей в младшей школе



Воспитательная работа в ОУ основана на идее тьюторского сопровождения социального взросления.

В школе создана определенная традиция, в которой работа тьютора не смешивается, а, напротив, разделяется с работой психолога и учителя-предметника. «Правовые» рамки работы тьюторов необходимо описывать относительно границ содержания его деятельности. Так, проведение каких бы то ни было психологических тестирований не может входить в обязанности тьютора, но санкционировать работу психолога в этом направлении - прямая его обязанность. Психологические консультации родителям также не являются сферой компетентности тьютора. А рекомендовать родителям в случае необходимости посещение психологической службы – собственно и есть часть деятельности тьютора как координатора социально-коммуникативного развития в начальной школе.

Направляющая и организующая образовательный процесс функция тьютора обязывает его работать над формированием у детей ценностных ориентаций ОУ, поддерживать принципы РО и ШДК, являться членом команды, работающей на классе, иметь свою область ответственности.

Выделим область ответственности субъектов в образовательном пространстве отделения:

 

Педагог Тьютор Психолог
Отвечает за развитие способностей, компетентностей, лежащих в предметном содержании. Работает с социальной успешностью ребенка: организует пространство социальных проб и ошибок, работает над детско-детским сотрудничеством. Работает с областью психических переживаний ребенка, подключается тогда, когда педагогического воздействия недостаточно.
Учебный процесс тьютор рассматривает как условие социальной успешности, в которой заинтересованы все субъекты процесса  
  Тьютор должен знать и использовать в своей работе закономерности психологического развития ребенка и уметь организовывать работу психолога.

5.2.1. Целями работы тьютора начальной ступени являются: обеспечение полноценного движения ребенка в социальном пространстве. Участие в формировании конструктивной родительской позиции по отношению к процессам развития ребенка. Участие в формировании единого образовательного пространства школы.



Всю работу тьютора в начальной школе можно разделить на несколько основных этапов, в каждом из которых работа строится по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогами.

Каждое направление определяется кругом задач.

Первый этап. Адаптационный. Самый важный в жизни первоклассника и его родителей. Успешная адаптация будет являться залогом учебной и социальной успешности ребенка.

Работа с детьми

Для данного периода характерно включение ребенка в новое пространство, в систему социальных отношений школы и осознанное принятие ребенком его новой роли – ученика.

Организационными формами является двухнедельный цикл «Введение в школьную жизнь», беседы, тренинговые занятия, игры.

Результат: комфортный, максимально «сопроводительный» переход в новое пространство школы.

Работа с родителями

Формирование у родителей ответственной позиции за своего ребенка. Совместный поиск решений выявленных трудностей у ребенка в учебной деятельности и межличностных отношениях.

Организационными формами являются тематические родительские собрания, анкетирование, включение родителей в деятельность общественной организации, включение родителей в общешкольные интеллектуальные и социально-значимые проекты.



Результат: со стороны родителей – сотрудничество, партнерство, а не потребительское отношение.

Работа с педагогами

Выстраивание единой системы требований педагогов к ребенку и к классу в целом.

Организационными формами являются совместные семинары.

Второй этап (основной)

Постадаптационный период, на котором происходит становление собственно учебной деятельности ребенка.

Работа с детьми

Данный период – самый объемный по содержанию и продолжительный по времени. На протяжении этого периода формируется учебность: оказывается педагогическая поддержка при освоении детьми требований школы, класса, учителей; проводятся социологические исследования среды, окружающей ребенка, и организация рефлексии им своей деятельности (учебной и социальной), позволяющей вскрыть причины успехов и неудач, при этом фиксируя внимание на успехах ребенка и его трудностях.

Организационные формы: специально организованные и ситуативно возникшие проявления роли ученика; организация рефлексивного пространства и времени, где можно вскрыть причины неудач и успехов. Постановка задач роста в плане развития учебности и социальной зрелости.

Результат: осознание и принятие роли ученика ребенком. Ребенок – полноправный член учебного процесса. Субъектность ребенка в отношениях учитель-ребенок-родитель – основной залог успешного развития ребенка.

Работа с родителями

На основе выработанной в предшествующий период системы отношений «тьютор-родитель-образовательные ситуации» создается система партнерских отношений между тьютором и родителем в обучении и воспитании ребенка; осуществляется работа над пониманием и принятием родителями целей РО; показывается динамика продвижения ребенка в надпредметном, социальном пространстве; формируется активная позиция не только по отношению к собственному ребенку, но и к процессам, происходящим в школе.



Организационные формы: совместные детско-родительские межвозрастные и общешкольные проекты. Родительские собрания. Конфликтные комиссии.

Результат: адаптация родителей к новым формам работы с их детьми, включенность родителей в процесс развития их детей.

Работа с педагогами

В совместной деятельности с педагогами создается система прецедентов успешной деятельности ребенка, укрепляющих его веру в себя и подкрепляющих желание учиться; проводится анализ ситуаций в предмете, осуществляется поиск причин неуспешности ребенка; рассматривается социальная ситуация развития ребенка.

Оргформы: методические семинары, тьюторские проекты.

Результат: групповое взаимодействие на классе.

Третий этап

Ориентировочно-направляющий – подготовительный этап к переходу ребенка в среднюю школу.

Работа с детьми

Основополагающим принципом заключительного этапа тьюторского сопровождения в начальной школе является работа с детской самостоятельностью, которая проявляется в разных областях жизнедеятельности, как отдельного ученика, так и класса в целом.

Оргформы: детско-взрослые проекты с последующим анализом результатов, детские погружения, стажерство.

Результат: умения самоподготовки, планирования, обозначение границ своих умений и неумений в социальной и учебной сферах, определение путей преодоления дефицитов.

Работа с родителями

Образовательная, просветительская работа с родителями относительно возрастных особенностей предподросткового возраста. Психологическая подготовка родителей к изменениям ребенка. Позиционирование родителей как профессионалов, а не только «нянек».

Оргформы: лекции, семинары, организация мест для проявления профессионального ресурса родителей.

Результат: максимально безболезненное приятие родителями статуса «родитель подростка».

Работа с педагогами

Участие тьюторов в разработке содержания образования в средней школе. Совместные проекты тьюторов и учителей-предметников.


 

Роль семьи в развитии способностей детей в младшей школе

На изучение одного предмета в младшей школе отводится 40 минут. Если дома не происходит подкрепления познавательной активности ребенка, то все старания ОУсходят на нет. Поэтому родители должны со-трудничать с тьютором и предметником в развитии ребенка.

1. Прививать элементарные представления о дисциплине: не опаздывать на уроки (часто родители сами являются инициаторами опозданий, что непростительно для взрослых, ибо в конечном счете это становится дурной привычкой не только родителей, но и детей.). Собирать портфель с вечера, а не утром, причем собирать портфель должен ребенок, а родители должны научить его это делать и лучше в игровой манере, а не при помощи крика. Приучать ребенка следить за расписанием, учить планировать времяи т.д..

2. Интересоваться продвижением ребенка в предмете на уровне, предполагающем задавание следующих вопросов: что нового ты сегодня узнал, что тебя сегодня заинтересовало, работал ли ты у доски, трудно ли тебе было…?

3. Контролировать выполнение домашних заданий, если ребенок тратит на домашнюю работу слишком много или слишком мало времени, это должно настораживать и это является поводом для консультации с тьютором и предметником. (По нормам ребенок младшей ОУ должен тратить на выполнение домашнего задания от 30 минут в начале первого класса, до полутора часов в конце 4 кл.)

4. Просить объяснить, что ребенок делает, когда выполняет домашнюю работу, но ни в коем случае не делать работу за ребенка, играя «в учителя и ученика». Не торопитесь оценивать процесс делания домашнего задания. Помните, что ребенок очень зависим от внешних оценивающих высказываний.

5. Раз или два в месяц находить время, чтобы присутствовать на уроках математики и русского языка.

6. Обеспечивать ребенку благоприятный режим дома: смену периодов активности и отдыха, ограничивать сидение ребенка за компьютером и телевизором, больше общаться с ребенком и играть в развивающие и взрослого и ребенка игры: «Города», «Живое - не живое» и так далее, обсуждать с ребенком известия науки и техники, отвечать на детские «Почему?», стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность. Создавать дома ситуации, в которых ребенок видит читающих взрослых. Создавать культ книги дома.

7. Со-переживать удачам и неудачам ребенка, вселять в ребенка уверенность в его собственные силы.

8. Настраиваться на долгий процесс развития тех или иных способностей ребенка. Процесс развития глубоко индивидуален, затраты на развитие у всех также индивидуальны, поэтому сравнивать нужно именно самого ребенка в настоящем состоянии с ним же самим в прошлом. Ни в коем случае не нужно сравнивать успехи своего ребенка с успехами одноклассников в негативе по отношению к детям: «У Васи получается все лучше, чем у тебя…» или «У тебя получается все лучше, чем у Пети».

9. Обязательно приходить на конференции, концерты, презентации, в которых участвует Ваш ребенок, но не за успехом, а за со-переживанием и со-причастием! Любите ребенка, не ставя при этом никаких условий.

10. Помнить, что ОУ создает условия для развития ребенка (технология развивающего обучения, задачность, олимпиады, выездная школа, конкурсы, творческие мастерские), но если Вы ими не пользуетесь, то положительной динамики не будет.

11. Выполнять рекомендации тьютора и предметника, ибо цель у нас одна – развитие ребенка.

12. Обсуждать с тьютором все волнующие Вас проблемы развития Вашего ребенка.

 


Просмотров 515

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!