Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Б. 31. Основные типы предложения. Реф п 63, зас 95



Типология с тз лексич. наполнения пр-я (по Арутюновой):(Типы предложений в семантическом синтаксисе):

1. Предложения экзистенции – утвержд-е/отрицание наличия ч-л. (Дюймовочек не существует. Пони сущ-т.)

2. Предложения номинации - утверждение/отрицание наименования предмета мысли. (Его зовут не Антон, а Анатолий. Петров его фамилия.)

3. Предложения тождества (идентификации) - утверждение/отрицание тождества к-л. 2-х мнений, Одинаковость каких-л. 2 понятий, действий, состояний и т.д. Пример: степь - безлесная равнина/безлесная равнина - степь.

4. Предложения характеризации, характеристика чего-л.; предмету мысли что-то приписывается… (Петров – хороший продавец. Этот ч-к мне близок.)

Предложения по цели высказывания:

1. Побудительное

2. Повествовательное

3. Вопросительное

Простые предложения делятся на: (по наличию гл. чл-в):

1. Односоставные (подлежащ/ск)/ двусоставные (подл+ск) + пр-я без гл. чл-в (в уч-х не выдел-ся)(Товарищи.ю вперед заре навстречу. За нашу советскую родину! Ребята, за мной)

По наличию второстепенных членов: Распространенные- когда в его составе есть и другие синтагмы /нераспространенные - когда налицо только одна предикативная синтагма

По цели высказывания: Повествовательное Утвердительное Отрицательное Побудительное Вопросительное

По характеру действующих лиц:

1. о/л (определенно-личные) (Сидишь и ничего не понимаешь?)

2. н/л (неопределенно-личные) (За рекой поют)

3. б/л (безличные) (нет дей.лица)

По наличию/отсутствию осложняющих элементов (с обращением, обособленные/однородные члены, вводные/вставные конструкции (Осложненное С однородными членамиС обособленными членамиОпределение Приложение Обстоятельство Дополнение Со сравнительным оборотомС обращениемС вводными словами и предложениямиС уточняющими словами)

По эмоциональной окраске: Восклицательное Невосклицательное

По полноте смысла Полные Неполные

Типы сложных предложений (СП):

1. БСП (бессоюзное СП) - предикативные звенья связаны интонацией. (В зале погас свет, на сцену вышел конферансье)

2. ССЧ (сложносочиненное СП) - предикативные части связаны сочинительными союзами (и, а, но, ...). (В зале п.с. и нас.в.к.)

3. СПП (сложноподчиненное СП) - предикативные части связаны подчинительными союзами (когда, где, ...). (Когда в зале п.с., на с.в.к.)

 

Б. 32. Членение предложения. консп

Членение предложения может осуществляться по двум классификациям: формальной (членение на грамматические элементы) и коммуникативной(актуальное членение).



Грамматическое членение, или синтаксическое – членение предложения с точки зрения его структурных компонентов (выделение структурного ядра предложения - подлежащего и сказуемого - и распространяющих его членов).

Подлежащее – главный член предложения, указывающий на «логический объект», к которому относится сказуемое. Может быть выражено любой частью речи. Эта форма чаще всего выставляется в теме…

Сказуемое – главный член предложения, указывающий на действие, состояние, свойство или качество в отношении к субъекту. Подлежащее и сказуемое связаны между собой предикативными отношениями. Ф-ма, характ-я для ремы или поясняемого слова ремы.

Определение – второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество или свойство предмета. Та ф-ма, для кот. типична позиция поясняющ. слова темы.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий объект в его отношении к действию, предмету или признаку. Поясняющее слово в реме

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий где, когда при каких обстоятельствах совершается действие или указывающий на условие, причину, цель его осуществления и тд. Поясняющее слово в реме

актуальное членение предложения, т. е. смысловое членение предложения на исходную часть сообщения — тему

(или данное) и на то, что утверждается о ней —рему (или новое).

Коммуникативное или актуальное членение предложения - используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

§ исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;

§ новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;



§ элементы перехода.

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации — в противоположность формальному членению предложения на грамматические элементы.

Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным.

Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами.
Предложения, неподдающиеся АЧ, называются нерасчленёнными. Обычно они имеют значение бытности, констатации факта: Идёт снег; Можно начинать.
Начало изучения АЧ обычно связывается с именем В. Матезиуса, хотя о смысловом членении предложения писали многие лингвисты и до него, употребляя, однако, иную терминологию. Наиболее распространено двойное (бинарное) членение - деление предложения на тему и рему, но существуют и другие теории, согласно которым выделяются переходные элементы (в основном служебные слова) и собственно тема и рема.
Рема является главным коммуникативным компонентом предложения, поэтому предложение без ремы невозможно. В то же время тема, по условиям контекста, может быть опущена.

Порядок расположения слов при переходе от темы к реме является прямым, а при переходе от ремы к теме – обратным (инверсия).

Синтаксис АЧ: синтагма – ед-во поясняемого и поясняющего. Книга у товарища. Утоварища (поясняемое) книга (поясняющее)? Если синтагма я-ся темой и ремой одновременно, то это предикативная синтагма(мин. ед-ца стуктурн. схемы П. ПРЕд син-ма состоит из 2-х знаменат. слов. Непредикативн: Где ключ?-На столе преподавателя (поясняем.)Расширенная структурн. схема – схема, в к-й кроме предл-я – др. синтагмы. …

Б. 33. Понятие о словосочетании. Виды связи слов в словосочетании. консп +Ос 251

Словосочетание —грамматически организованное соединение двух или более функционально разнотипных знаменательных слов. (Осипов) В словосоч-ии как мин 2 знаменат-х слова. Нек-е уч-е не счит-т слов-м «подл+сказ-е», якобы «предикативное онош-е», но так. сочетание на сам. деле может и не сод-ть предикативности (категория, к-рая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности).

Словосочетание — синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления или примыкания. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Главное слово своими внутренними свойствами предопределяет связь и намечает схему построения словосочетания. Зависимое слово реализует эту связь.

(Классификация словосочетаний по главному слову:

· Глагольные

· Именные:

a. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике.

b. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

c. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

d. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто—то из учеников, нечто новое.

· Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.)

Словосочетание так же, как и слово, является единицей называющей. Оно обозначает предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемые зависимым. Грамматическое значение словосочетания создается отношением, которое возникает между знаменательными словами. Словосочетание тесно связано с предложением, поскольку функционирует оно в составе предложения, обнаруживая здесь разные правила своего употребления.

Главное и зависимое слово в словосочетании связаны между собой подчинительной связью: (Ос. 256)

Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих у них грамматических формах (рода, числа, падежа). Согласование широко представлено в языках с развитой системой флексий для выражения атрибутивных отношений.

Управление — это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога. В индоевропейских языках главное слово (чаще всего глагол) управляет предложной или беспредложной словоформой имени (существительного или местоимения) в определенном косвенном падеже.

Примыкание —(зависим. слово я-ся неизменяемым); это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, примыкает к главному (зависимость примыкающего слова выражается не изменяемостью его формы, а лишь местоположением и грамматической функцией). Примыкание особенно характерно для языков аналитического типа (в частности, тюркских, английского, вьетнамского и др.).

В некоторых языках существуют и другие виды синтаксической связи слов в рамках словосочетания, например, в иранских и тюркских языках выделяется такой тип атрибутивных конструкций, как изафет (характерн. для тюркск. яз-в): определение здесь находится после определяемого слова и выражается либо энклитикой, присоединяемой к определяемому слову, либо существительным. В таджикском языке китоб 'книга' + показатель связи и + прилагательное хуб 'хорошая' — китоб-и хуб 'хорошая книга'.

В агглютинативных языках существует и такой вид синтаксической связи в рамках словосочетания, как инкорпорирование: компоненты соединяются в единое целое без каких-либо формальных показателей: в чукотском языке атрибутивные отношения в словосочетании «жирный олень» передаются инкорпорацией ата-каа (где каа 'олень', ата 'жирный').

Особым видом синтаксической связи является координация(приспособление форм друг к другу) – согласование главных членов в предложении подлежащего и сказуемого. Это сочетание не является словосочетанием в терминологическом значении слова, предполагающем наличие главного и зависимого компонента. Между этими членами предложения существуют предикативные отношения, возникающие только в предложении.

Не является словосочетанием (в терминологическом значении) и группа однородных членов, связанных между собой сочинительной связью (ручка и тетрадь, синий и зеленый): в этом виде связи нет «грамматического господства» одного слова над другим, оба слова равноправны, что выражается в том, что ни один из членов этого сочетания не может рассматриваться как слово, обозначающее признак другого, в связи с чем оно не допускает грамматического вопроса к другому члену сочетания, т.е. оба члена сочетания сохраняют формальную независимость друг от друга.

Сильн и слаб. связи слов: сильн. и слаб. связи слов возникают не в рамках самого словосоч-я, а в рамках семантич. синтаксиса. Сильн. или слаб. связь зависит от семантики слов. За столом мальчик дочитал книгу. (ЗА СТОЛОМ ДОЧИТАЛ-слаб.управл-е; ДОЧИТАЛ КНИГУ-сильн.упр-е) Деревня РАСПОЛОЖЕНА БЛИЗКО (сильн.) Дер. РАСПОЛ-НА на БЕРЕГУ (слаб)


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!