Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Б. 29. Предложение как основной грамматический элемент. Признаки предложения как предмета синтаксиса. Ос -220, Реф – п.59-64, масс – г.4п5



Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная единица, используемая для передачи относительно законченной информации, а также для по­строения сложного предложения или любого развернутого текста. Простое предложение обладает своими грамматическими признака­ми: будучи образовано по определенному грамматическому образ­цу, оно имеет значение предикативности, обладает семантической структурой, формальными характеристиками, коммуникативной установкой и интонационной оформленностью. Центральным понятием синтаксиса является предложение — основная ячейка, в которой формируется и выражается человеческая мысль и с помощью которой осуществляется речевое общение людей. Специфика предложения по сравнению с «нижестоящими» языковыми единицами заключается в том, что оно есть высказывание, оно коммуникативно. Это значит, что оно

1) соотнесено с определенной ситуацией и

2) обладает коммуникативной установкой на утверждение (или отрицание), на вопрос или на побуждение к чему-либо. Коммуникативность предложения конкретизируется в синтаксических категориях модальности и времени. Эти последние выражаются в глагольных формах наклонения и времени, а также (особенно при отсутствии глагола) с помощью интонации, модальных слов, слов, обозначающих локализацию во времени. По своей структуре предложения очень разнообразны. Они могут реализоваться с помощью одного слова (Пожар! Светает. Домой?), в частности аналитической формы слова (По коням! Буду рад!), но чаще реализуются с помощью более или менее сложного сочетания слов. От слова о д н о с л о в н о е предложение внешне отличается интонацией. По содержанию же между словом пожар и однословным предложением Пожар! — громадное различие. Предложение Пожар! — уже не просто название, а утверждение о н а л и ч и и д а н н о г о я в л ен и я, т. е. пожара, вд а н н о й к о н к р е т н о й с и т у а ц и и , сопровождаемое также теми или иными эмоциональными коннотациями и т. д.

Признаки предложения:

1. Интонация конца - фонетический признак предложения. Она выражает такие содержательные признаки предложения как предикативность и модальность.

2. Предикативность - соотношения содержания предложения с действительностью. Это наличие в предложении утверждения или отрицания чего-л. о предмете мысли.

3. Модальность - оценка говорящим того, что он сказал. Предложения без модальности не бывает. Модальность без предложения возможна



Законченность мысли в предл-ии всегда относительна… Интонация конца выражает так. признаки предл-я как модальность (оценка говорящим того. о чем он сам сказал, что высказал) и предикативность (соотнош-е содерж-я с действит-ю; наличие в предл-ии утверждения или отрицания в предмете мысли). Предик-ть невозможна без модальности (мы должны выразить реальность/нереальность), а вот модальность без предикативности возможна.?(далее о пред-ти)

Предложение, реализуемое с о ч е т а н и е м слов, чаще всего обладает п р е д и к а т и в н о й с т р у к т у р о й , т. е. содержит либо предикативную словоформу («Солнце взошло», «Летят журавли», также с неглагольным предикативом «Здесь жарко»), либо, и без подобной формы, два четко соотнесенных главных члена —подлежащее и сказуемое (Он студент университета; Снег бел; Факт налицо). эти конструкции становятся предложениями благодаря интонации, с которой они произносятся (ср. «Солнце взошло» с повествовательной и «Солнце взошло?» с вопросительной интонацией).

(Предикация (в широком смысле) устанавливает связь предмета и признака, а предикативность — связь сообщаемого в предложении с ситуацией в самом бытии.)

Синтагма – это сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим. Членами синтагмы могут быть: 1) слова, поэтому самое простое определение этого явления, вошедшее в школьную практику, – это «два слова, из которых одно определяет другое» (белый хлеб, ем хлеб, жадно ем, я ем), 2) морфологические части слов – морфемы и сочетания морфем (водо-воз, дом-ик, перевоз-чик, мо-роз-ит), 3) словосочетания, выступающие как один член (Работает спустя рукава; Ваня и Петя пошли гулять; Это был бродяга, который украл лошадь) и более сложные «блоки». (Между членами синтагм (из морфем, слов, словосочетаний) могут быть разные отношения. Из этих отношений главное –предикативное. Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения. Наклонение в грамматике относится к модальным категориям, которые показывают целевую установку речи, в которой подается в речи высказывание: в виде утверждения, отрицания, приказания,



пожелания, допущения и т. п. Так как сама речь всегда реальна и обязательно целенаправленна, то и целевая установка речи тоже реальна. Итак, через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию

наклонения – со своей целевой установкой. Это и составляет предикативное отношение, или предикацию. Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения.

Время в грамматике –результат отношения двух «времен»: времени события ко времени речи: если событие происходит одновременно с речью – Я пишу (или это событие не ограничено временными рамками, например: Земля вращается вокруг Солнца, Птицы высиживают птенцов из яиц и т. п.) – это настоящее время; если время события предшествует времени речи – Я писал – это прошедшее время; если время события должно следовать после времени речи – Я буду писать, Я напишу – это будущее время. Поэтому временное отношение может быть установлено только во время самой речи. )

??(Синтаксические связи и функции. Синтаксической связью мы называем всякую формально выраженную смысловую связь между лексическими единицами (словами, устойчивыми словосочетаниями), соединившимися друг с другом в речи. Обычно выделяют два главных типа синтаксической связи — сочинение и подчинение. Примеры с о ч и н и т е л ь н о й с в я з и слов: стол и стул; я или ты; строг, но справедлив. Для сочинительной связи характерна равноправность элементов, что проявляется в возможности перестановки без существенного изменения. Примеры п о д ч и н и т е л ь н о й с в я з и : ножка стола, подушка из пуха, пуховая подушка, читаю книгу, читаю вслух. Здесь отношения неравноправные: один элемент (ножка, подушка, читаю) является главенствующим, другой элемент (...стола, ...из пуха, пуховая, ...книгу, ...вслух) — подчиненным, зависимым, определяющим, уточняющим значение первого. Элементы здесь либо вообще нельзя поменять местами (например, в читаю книгу, читаю вслух), либо нельзя поменять местами без коренного изменения смысла (пух из подушки имеет другое значение, чем подушка из пуха, ср. брат учителя и учитель брата).

С и н т а к с и ч е с к о й ф у н к ц и е й данной единицы (слова, устойчивого словосочетания) называется отношение этой единицы к тому целому, в состав которого она входит, ее синтаксическая роль в предложении или в переменном словосочетании. Имеются в виду функции членов предложения, а также вставных элементов речи (вводных слов, обращений) и т. д.

Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием.

а) Согласование – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны.

б) Управление– это тот вид связи определяемого и определяющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения.

Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).

в) Примыкание – это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни

согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо

интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.)

Типология с тз лексич. наполнения пр-я (по Арутюновой):(Типы предложений в семантическом синтаксисе):

1. Предложения экзистенции – утвержд-е/отрицание наличия ч-л. (Дюймовочек не существует. Пони сущ-т.)

2. Предложения номинации - утверждение/отрицание наименования предмета мысли. (Его зовут не Антон, а Анатолий. Петров его фамилия.)

3. Предложения тождества (идентификации) - утверждение/отрицание тождества к-л. 2-х мнений, Одинаковость каких-л. 2 понятий, действий, состояний и т.д. Пример: степь - безлесная равнина/безлесная равнина - степь.

4. Предложения характеризации, характеристика чего-л.; предмету мысли что-то приписывается… (Петров – хороший продавец. Этот ч-к мне близок.)

Предложения по цели высказывания:

1. Побудительное

2. Повествовательное

3. Вопросительное

Простые предложения делятся на:

1. Односоставные/ двусоставные

2. Распространенные/нераспространенные

По характеру действующих лиц:

1. о/л (определенно-личные)

2. н/л (неопределенно-личные)

3. б/л (безличные)

По наличию/отсутствию осложняющих элементов (с обращением, обособленные/однородные члены, вводные/вставные конструкции)

Типы сложных предложений (СП):

1. БСП (бессоюзное СП) - предикативные части связаны интонацией.

2. ССЧ (сложносочиненное СП) - предикативные части связаны сочинительными союзами (и, а, но, ...).

3. СПП (сложноподчиненное СП) - предикативные части связаны подчинительными союзами (когда, где, ...).

СТРУКТУРА ПР-Я:

??С тз лексич. наполн-ти П выдел-ся диктум (та объективн. ситуация, к-я отражена в предл-ии)и модус (несубъективн. оттенки, к-е вносятся в представления говорящего о ситуации). Пр: То, из чего сложена стена, кирпич. Материалом для стены послужил кирпич.– одинак. диктум. но модусы разные. Объективн. ситуация неисчерпаема, многогранна, но выбор эл-та ситуации субъективен. Пр: Зал был наполовину полон. Зал был наполовину пуст.- Диктум вроде один, но реалии наполненности и пустоты разные –мы субъективно выбираем то, что важно в дан. момент.

Пресуппозиция –тот эл-т смысла, к-й позволяет нам оценить содерж-е предллож-я как истин или ложн. Пропозиция – объективн. ситуация, факт, к-й отражен в предлож-ии.

1 усл-е оц-ки П с тз ложн. или прав. – мы д-ны знать семантику кажд. слова в П. Семантическ. пресуппозиция – знание семантики в предл. слов, но не всегда достаточно знать лишь сем-ку слов. Ролев. пресуппоз-я-предл-е ч-ку сыграть роль знания того, что он не знает. Прагматич. пресуп-я – необх-ть знания опр. сит-ии.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!