Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Б.6. Связь языкознания с другими науками



Языкознание связано с очень многими науками: точными, естественными, гуманитарными, т.к. язык тесно переплетается со всеми отраслями жизнедеятельности человека.

Связь языка с:

1) СЕМИОТИКА -> наука об общ. теории знаков, призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения: как простейшие типы кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, знаковая природа геогр.карт/чертежей, пальцевая техника глухонемых), а также знаковую систему языка. Важность для языковедения (ВДЯ): положения семиотики о знаках, их различительных признаках, группировке и классификации, возможностях комбинаций знаков, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов и текстов на неизв. яз-х. и т.д. Семиотика – часть языка, язык – исходная знаковая система.

2) СОЦИОЛОГИЯ -> ВДЯ: использование языка разными соц.объединениями, влияние на язык миграции, разделения/объединения соц.общностей, образование диалектов (территориально-соц-е группы в пределах одного языка) и языковых союзов (между разными языками);

3) ЛОГИКА -> ВДЯ: соотношение языка и мышления (языковые явления не выходят за пределы логики);

4) ПСИХОЛОГИЯ(а) и ФИЗИОЛОГИЯ(б) -> а) Псих-я изучает речевые акты как процесс (становление речи ребенка, н-р). ВДЯ: проблема «психологии речи» - речевого поведения человека;

б) ВДЯ: связь языкознания с физиологией с тчк. зрения артикуляции и восприятия речевого потока органом слуха (артикуляторная физиология и физ-я слуха).

5) МЕДИЦИНА -> речь о психиатрах, дефектологах, логопедах. ВДЯ: изучение афазий (расстройств речи) очень многое дает лингвистам (с тчк. зрения изучения структуры и функционирования языка);

6) ФИЗИКА -> Акустика!(как ее раздел), ВДЯ: сведения об акустических характеристиках (высота, сила, длительность звука, соотношение явлений тона и шума) нужны лингвисту;

7) ЭТНОГРАФИЯ -> ВДЯ: ее соотношение с диалектологией + проблема функционирования языка в обществах разного типа;

8) АРХЕОЛОГИЯ -> ВДЯ: изучение вымерших языков, определение их носителей, их ареала, их миграций;

9) АНТРОПОЛОГИЯ -> ВДЯ: при исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей и вопроса о связях признака языка и расы.(+через антропологию может быть связана с биологией );

10) ИСТОРИЯ -> особая связь ее с лексикологией (с тчк.зр. происхождения слов и выражений). ВДЯ: локализация тех или иных фактов в истории языка + процессы изменения соц.структур общества;



11) ГЕОГРАФИЯ -> через историю географич.факты могут оказаться лигвистическими. Картография: лингвисты разрабатывают правила подачи и передачи геогр. названий на карте;

12) ФИЛОЛОГИЯ -> это букв-но «словолюбие», изуч-е всего, что связано с письменным словом. Лингвистика как отдельная наука вышла из недр филологии. Каждый литературовед должен быть в какой-то мере лингвистом, вне языка не может быть литературы;

13) МАТЕМАТИКА -> «математическая лингвистика»! – применение к языковым явлениям математических методов, главн. образом это относится к речи, н-р применение теории вероятностей и математической статистики. ВДЯ: применение методов мат.статистики относительно определения объема словника для опред. типа словаря, анализа встречаемости звуков и звукосочетаний опред. текстов и т.д.;

14) ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ -> изуч-е процесса инф-ии по каналам связи. Тут важно упомянуть понятие алгоритма, он играет значительную роль при машинном переводе;

15) КИБЕРНЕТИКА -> наука об управлении. Снова речь о связи с машинным переводом;

16) ФИЛОСОФИЯ -> ВДЯ: проблемы: «сущность языка», «язык и общ-во» и т.д.;

17) ГРАММАТОЛОГИЯ -> изучение письменности. ВДЯ: проблема происхождения и развития письма и алфавитов;

18) ГЕРМЕНЕВТИКА -> изучение текстов. ВДЯ: проблема проблема расшифровки и чтения текстов.

 

Б.7. Предмет и задачи фонетики. Основные понятия физиологии и акустики речи.

Фоне́тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Фонетика – наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования. Она располагает наиболее точными методами линвистич. исследования, внутри языковедения служит образцом точного изучения фактов языка.



Звуки и др. звуковые единицы (н-р слоги) изучаются фонетикой с нескольких точек зрения: 1) с точки зрения их физических (акустических) признаков; 2) в биологическом аспекте (работа, производимая человеком при их произнесении и слух.восприятии); 3) в физиологическом аспекте, т.е. с тчк. зр-я их использования в языке (роль в функционировании языка как средства общ-я).

Из третьего аспекта вытекает такое понятие как фонология (неотъемлемая часть фонетики, ее организующее ядро) - изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, изучение системы фонем языка и их изменений.

2 аспекта фонетики: 1) произносительно-звуковой (он подразделяется на физиологический, или артикуляционный, и акустический); 2) функциональный (изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами) (этот пункт из лекций Осипова).

Без фонетики были бы невозможны правильная методика обучения письму и чтению, постановка произношения, исправление дефектов речи, усовершенствование систем письма и мн.др.(о практическом значении фонетики).

Акустика – занимается общ. теорией звука, явл-ся разделом физики. Звук – колебание. Звук речи = такой речевой отрезок, кот-й может служить одной речевой морфемой, минимально что-то выражать. Речь делится на звуки по акустическому смысловому делению. В языковых звуках сочетаются элементы тона и шума, тоны возникают при колебании связок в гортани, шумы – при преодолении воздушной струей различных преград в речевом канале. Гласные – в основном тоны, глух. согласные – шумы, в сонантах тон преобладает над шумом, в звонких – наоборот. Звуки характеризуются высотой (зависит от частоты колебаний), силой (зависит от размаха колебания), долготой (длительностью), тембром (их специфич.окраска).

Резонанс (оч. важен в образовании звуков речи) – явление, при котором колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в замкнутом пространстве. При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа, глотки, форма, объем, степень упругости стенок резонатора меняются благодаря движениям органов речи, что приводит к образованию разных по качеству звуков (появляются различные резонаторные тоны).

Звуки речи - физиологическое явление, поскольку в их производстве участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевой аппарат. Весь речевой аппарат человека с точки зрения образования звуков речи можно разделить:

• на дыхательный аппарат (все, что ниже гортани: два легких, два бронха и трахея) выполняет роль мехов и нагнетает посредством напряжения мускулов диафрагмы (или грудобрюшной преграды) струю воздуха, необходимую для образования звуков в качестве движущей силы;

• гортань состоит из двух больших хрящей (перстневидного и щитовидного) и маленьких (пирамидальных, или черпаловидных) хрящей к щитовидному и черпаловидному хрящам прикреплены голосовые связки, которые приводит в движение струя воздуха, поступающая из

легких; за счет этого создается основной тон звука;

• резонатор, или надставная труба (все, что выше гортани: полость глотки, полость рта и полость носа), где образуется все разнообразие звуков речи (на основной тон накладываются дополнительные обертоны).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!