Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Б. 1: Язык как предмет науки. Природа, сущность и функции языка



Языковеды изучают живой язык. Язык звучащий – предмет языкознания. Общ. языкозн-е изучает закономерности языков мира. Природа языка явл-ся социальной (человек всегда имел потребность в общении). Звуковой язык заменил жестикуляцию. Язык порожден обществом (возникает и исчезает вместе с обществом). Монофункционисты – считающие, что у языка одна функция (коммуникативная). Полифункционисты – счит-е, что у языка много функций. Язык – система звуковых знаков. Знак – сист. информации (по нашему восприятию). Развитая гортань – биологическая основа языка.(Осипов)))

Языкознание— наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строения и развития всех языков мира. Выделяются общее и частное языкознание. Частное – занимается отдельным языком (рус, англ. и т.д.) или группой родственных языков. Может быть синхроническим (описывает факты языка в какой-то момент его истории) и диахроническим (прослеживает развитие языка на опред.отрезке времени). Общее – исследует сущность языка, проблему его происх-я и общие законы его развития и функционирования.

ЯЗЫК- сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимо­действии с сознанием и мышлением человека. Язык- система устного общения, материя языка – знаки и звуки. По своей природе язык является коммуникативным, по сущности знаковым.

Знак – сигнал условный, он имеет 2 стороны:

1. Материальную

2. Смысловую

Предмет языкознания:

Вопрос о сущности языка явл-ся одним из сложнейших в языковедении.

- язык рассматривается то как явление биологическое (или природное, не зависящее от человека)

-то как психическое (индивидуальное);

-то как социальное (общественное).

Разное понимание сущности языка порождало и разные подходы к его определению — каждая теория акцентировала разные моменты. Можно заметить,что в этих разных определениях язык понимается то как явление биологическое (или природное),то как явление социальное (общественное).Если признать язык явлением биологическим,то его следует рассматривать тогда в одном ряду с такими способностями человека как есть ,пить,спать и т.д.и считать что язык наследуется человеком,т.к. заложен в самой его природе. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих. Вряд ли правомерно считать язык явлением психическим,возникающим в результате индивидуального духа-человеческого или божественного.Несомнено, что язык-явление социальное:он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности общения людей друг с другом.Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы к его определению. Шлейхер: Язык-есть мышление,выраженное звуками. Гумбольдт: «Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа,стремящуюся превратить звук в выражение мысли.» Бодуэн де Куртенэ: «Язык-явление психосоциальное,имеющее «коллективно-индивидуальное» или «собирательно-психологическое» существование,при котором индивидуальное является одновременно и общим,общечеловеческим. Соссюр: «Язык есть социальный элемент речевой деятельности,внешний по отношению к индивиду,который сам по себе не может ни создавать язык,ни его изменять»



Будучи социальным явлением, язык обладает определенными функциями:

коммуникативной - как средство человеческого общения

(Все нижеследующие функции стоит рассматривать как напрямую связанные с коммуникативной)

· мыслеформирующая – (Гумбольдт: «язык - образующий орган мысли»)

· когнитивная (познавательная) - как средство получения новых знаний о действительности

· эмоциональная (экспрессивная) — выражения чувств и эмоций человека

· эстетическая – (стихи, повести, романы)

· поэтическая

· метаязыковую – функция истолкования языковых фактов (н-р, объяснение значения слова, непонятного для собеседника)

3 аспекта языковых явлений (сформулировал Щерба): 1.языковая система(совок-ть правил произнош-я, образ-я и сочетания слов);2.речев.деятельность(говорение,понимание);3.языковой материал.

Функции языка (еще раз):

КОММУНИКАТИВНАЯ(как ср-во чел.общ-я)-ее производные->контактоустанавливающая (ф-лы приветствия/прощ-я во всех яз-х); апеллятивн. (ф-я призыва, побуждения к дей-ю);конативная (ф-я усвоения инф-ии адресатом, связанной с сопереживанием – в архаич.общ-ве – магич.заклин-я,проклятия,в соврем.-тексты реклам);волюнтативн.(ф-я воздействия, связ-я с волеизъявлением говорящего);эпистемическ.(ф-я хранения и передачи знаний о действит-ти, трад-й, истории нар.);ф-я связи яз. с действит-ю(фрагм-ты действит-ти,выделен. и обработан.сознанием ч-ка в ед-х яз-а).



КОГНИТИВНАЯ(связывает яз. с мыслит.деят-ю ч-ка)-ее произв-е->аксиологическ.(ф-я оценки);номинативн.(ф-я назв-я);ф-я общения(возм-ть с пом.яз-а выражать сложнейш.понятия);предикативн.(ф-я соотнесения инф-ии с действит-ю)

кроме основн.ф-ий выделяют эмоциональн.,эстетическ.,поэтич.,метаязыков…

 

Б. 2. История языкознания.

Языкознание-это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. Языкознание как наука о языке зародилось в глубокой древности (предположительно на Древнем Востоке, в Индии, Китае, Египте). Сознательное изучение языка началось с изобретения письменности и появления особых языков, отличных от разговорных. Первоначально наука о языке развивалась в рамках частного языкознания, что было вызвано необходимостью обучения письменному языку. (В др. мире и средневековье языкозн-е не было самостоят.наукой. 6-5 вв. до нэ- Конфуций рассуждает о сущности слова, считает, что между словом и определяемым предметом существует опред.связь).

1. Зарождение языкознания

2. Лексикографическое направление

3. Лексико-грамматическая концепция

4. Философский подход

5. Рационалистическая концепция

1. Языкознание зародилось на Древнем Востоке, после изобретения письменности, и развивалось изначально как частное, что было вызвано необходимостью обучения письменному языку. Первый теоретический опыт описания языка — "Восьмикнижие", грамматика санскрита индийского ученого Панини (V—IV вв. до н.э.).

Прикладной характер древнего языкознания проявился и в интересе к толкованию значений слов. Первый толковый словарь "Эр я" появился в Китае (III—I вв. до н.э.). Однакостановление языкознания как особой научной дисциплины, занимающейся теоретическим изучением языка, происходило в рамках общего языкознания.

2. Грамматическое и лексикографическое направление языкознания берет начало в Древней Греции — его основу заложил Платон (IV в. до н.э.), описавший грамматику греческого языка. Оно стало ведущим в античной языковедческой традиции, в средневековой Европе и на Востоке, а также в науке о развитии и функционировании отдельных языков.

3.Наиболее ярким представителем античной языковедческой традиции является Аристотель - в своих сочинениях ("Категории", "Поэтика", "Об истолковании") он изложил логико-грамматическую концепцию языка, для которой было характерно нерасчлененное восприятие синтаксических и формально-морфологических характеристик единиц языка. В его трудах есть первые зачатки синтаксиса (сказ-е, подлеж-е). Позже ученые усовершенствовали предложенную Аристотелем классификацию частей речи и заложили основы теории семантич. синтаксиса.

4. В Древней Греции постижение законов языка основывалось на философии и логике. Античных философов интересовали такие проблемы, как происхождение языка, язык и мышление, соотношение слова, вещи и мысли. Философский подход к изучению языка достигает своей вершины в трудах западноевропейских ученых XVI—VII вв. Ф. Бэкон, Р. Декарт, В. Лейбниц выдвинули идею создания совершенного средства общения и выражения человеческих знаний, т. е. единого для всего человечества языка. Трудности межъязыкового общения и обучения побудили ученых XVII в. к поискам путей создания философской грамматики языка. Ф. Бэкон предложил создать сравнительную грамматику всех языков, выявляющую сходства и различия между ними. На основе выявленных сходств он намеревался создать единый для всего человечества язык. По мнению Р. Декарта, единый философский язык должен обладать определенной суммой понятий; должен иметь только один способ спряжения, склонения и словообразования. (Бэкон полагает, что яз. явл-ся средством общ-я, выражения и сообщ-я мыслей, Декарт выдвигает идею создания искусственного яз-а, его идеи о символическом яз-е позднее развивались Лейбницем, к-й предложил исп-ть для этого математич. символику). В основе концепции В. Лейбница лежала идея создания универсального символического языка, в котором все сложные понятия состояли бы из простых "атомов смысла", неделимых частиц. Она дала толчок развитию символической логики.

5. Логический подход к языку получил продолжение в концепциях языка. Авторы "Всеобщей рациональной грамматики"(А. Арно и К. Лансло, последователи Р. Декарта), считая выявленные Аристотелем логические формы языка (понятие, суждение и сущность) универсальными для большинства языков мира, установили соотношение категорий языка и логики. Эта работа доказала возможность классификации языков с точки зрения их сходства и различия как материального, так и семантического. Однако авторы, рассматривая язык как выражение "неизменных категорий", игнорировали принцип языковой эволюции. Тем не менее "Всеобщая рациональная грамматика" положила начало общему языкознанию как специальной научной дисциплине и заложила основы сравнительно-исторического языкознания.

(6). На Востоке же к X в. формируется понятийный аппарат и терминология лексикологии, которая выделяется в самостоятельную научную дисциплину. Об этом свидетельствуют работы арабского ученого Ибн Фариса («Книга о лексических нормах», «Краткий очерк о лексике» ), в которых впервые поднимается вопрос об объеме словарного состава арабского языка, дается классификация его лексики с точки зрения ее происхождения и употребления, разрабатывается теория слова (проблема многозначности слова, прямого и переносного значений, омонимии и синонимии). (Арабские ученые заложили практику составления словарей).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!