Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Современные концепции значения



Модель прототипа Э. Рош. Рош утверждает, что большинство повседневных понятий обладает градуированной внутренней структурой, которая характеризуется прототипом (описываемым как точка отсчета) в центре и "размытыми границами" (или подвижной демаркационной линией между положительными и отрицательными примерами) на периферии. Рош предположила, что определяющие свойства не обязательно соразделяются всеми подвидами данного понятия. Все члены категории могут иметь "фамильное сходство". Это сходство распознается скорее с помощью чувственного восприятия, нежели определяется логически. Например, не все чашки имеют ручки и не все они используются для питья. Так, сосуды без ручек подаются в китайских ресторанах, а на спортивных соревнованиях вручаются чаши (кубки) за спортивные достижения. В общем Рош пришла к выводу, что смысл большинства повседневных понятий (или "естественных категорий") черпается не из их определяющих свойств, а из тех характеристик, которые свойственны их наиболее типичному члену. Прототипом является такой член категории, который соразделяет максимум общих свойств с остальными членами этой категории и минимум свойств с членами других категорий. Люди определяют, принадлежит ли объект или идея к какой-то конкретной категории, сравнивая их с прототипом этой категории. Другими словами, что-то должно быть примером (точкой отсчета) для определения естественной идеи. Рош полагала, что идея классифицируется как пример (точка отсчета) категории, когда она "подобна" прототипу данной категории. Но каким образом достигается это подобие? Тут теория Рош становится довольно туманной. Согласно утверждениям некоторых исследователей, для установления подобия мы пользуемся несколькими примерами, а не одним-единственным прототипом. Например, для решения вопроса, является ли данное существо птицей, мы можем мысленно представить себе певчих птиц, хищников (например, ястребов) или морских птиц (например, крачек). Одним из существенных открытий теории прототипов Рош является то, что она помогает объяснить, как формируются представления о группах, содержащих в себе относительно независимые структурные элементы. Одним из нерешенных вопросов остается то, в какой степени наши концептуальные структуры определяются культурой. Например, в различных культурах существу ют различные прототипы для одной и той же категории. Интересно отметить, что одно из первых подтверждений своей теории прототипов Рош почерпнула в своем знаменитом кросс-культурном исследовании названий цветов у американцев и членов племени дани в Новой Гвинее, Индонезия. Несмотря на существенные различия в количестве терминов для описания цветов в этих двух языках, обе группы демонстрировали предпочтительное отношение к определенным цветам, которые являлись "фокусными" или "прототипными" примерами для их категорий.



Согласно концепции Осгуда, значением слова является эмоциональный компонент, появляющийся в виде реакции на данное слово. В действительности же этот компонент выражает лишь отношение субъекта к настоящему значению слова. Критическое рассмотрение понятия значения Осгуда позволяет экспериментально проверить подвижность того эмоционального компонента, который, согласно Осгуду, является значением слова, должен служить основой однозначного применения этого последнего. Ч. Осгуд обращался к исследованию содержания отдельного слова с использованием отношений между стимулами и реакциями, то есть Осгуд изучал ассоциации на слово. Исследование ассоциативных связей слова позволило Осгуду выйти на проблему эффективной коммуникации, и он создал свою концепцию речи. Осгуд понимает речь как систему опосредованных реакций человека на различные речевые и неречевые стимулы. Осгуд подчёркивает, что между речевыми и неречевыми стимулами устанавливаются ассоциативные связи. У человека существует врождённая речевая способность, которая является системой специальных фильтров, и эти фильтры работают как на приёме речи, так и на речевую реакцию. Это означает, что человек генетически предрасположен к восприятию речи, и он умеет её разграничивать от других шумов. Речь помогает ограничивать информацию, которую получает человек.



 

72. Сознание – как высшая форма отражения

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной

действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и

связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной,

многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре

человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа,

значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных

образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти,

относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей

модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая

функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность

сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир

выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как

объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют

всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью

субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем

значений является общественно­выработанный язык, который выступает как

идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений.

Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми.

Общественно­ выработанные значения становятся достоянием индивидуального

сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на

то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл — это

функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей.

Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и

ценностями.

 


Просмотров 522

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!