Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Проблема развития мотивов. Феномен сдвига мотива на цель



Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие развертывается в деятельность. Этот момент представляется только важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают изменения ведущей деятельности, переходы от одной стадии развития к другой.

 

Проблемы анализа психического у Л.С.Выготского. Анализ по элементам и анализ по единицам

Выготский фиксировал возможности осуществления анализа психического по элементам и по единицам. Согласно Выготскому, анализ по элементам не позволяет нам получить полноценные представления об объекте как целом. Наоборот, анализ по единицам, по мнению Выготского, предполагает обращение к психологическим структурам, сообщающим нам информацию о системе как едином и неделимом психологическом целом. Сам Л.С. Выготский в качестве единицы анализа психического последовательно рассматривал сначала значение, а затем ключевые переживания человека.

 

60. Проблемы психологии характера. Соотношение темперамента и характера. Типологии характера

Темперамент – совокупность биологических генетически обусловленных свойств, определяющих динамику психической деятельности, особенности моторного и эмоционального реагирования.

Характер –совокупность социально обусловленных личностных свойств, определяющих способы поведения, взаимодействия с окружающим миром и другими людьми.

Характер соотносится с темпераментом, так же как личность соотносится с индивидом.

В мировой психологической науке существует четыре точки зрения на соотношение между собой этих двух понятий:
1. Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий).
2. Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус).
3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Рубинштейн, С. Городецкий).
4. Признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).



 

Типология Лазурского:

  1. Низший уровень:
    1. Рассудочный: слабо одарен, но рассудочен, склонен анализировать мотивы и последствия действий, копировать чужие действия («все как у людей»).
    2. Аффективный, среди которого выделяются разновидности: подвижный, живой (близок к сангвиникам);
      • чувственный, с преобладанием органических чувственных влечений;
      • мечтатель, интересы которого сосредоточены на внутреннем мире.
    3. Активный, разновидности которого:
      • импульсивно-энергичный (беспорядочен в действиях, не обдумывает последствия, склонен к риску, азартным играм, самоуверен, драчлив, склонен к любовным приключениям, не готов к серьезному систематическому труду);
      • покорно-деятельный (выполняет внушения и директивы, получаемые извне);
      • упрямый (добивается исполнения принятых им решений).
  2. Средний уровень:
    1. Теоретик-идеалист (непрактичный):
      • ученый (последовательность мышления, научные интересы);
      • художник (развитое воображение, занятие каким-либо искусством);
      • религиозный созерцатель (развитое воображение).
    2. Практик-реалист:
      • альтруист (человеколюбец, развита способность сочувствия, симпатии);
      • общественник (общительность и предприимчивость в общественных делах);
      • властный (твердая воля, способность влиять на окружающих);
      • хозяйственный (расчетливость, направленность на практические цели, на осуществление дел материального характера).
  3. Высший уровень (сознательность, скоординированность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы). Типы-идеалы высшего уровня делятся по содержательным показателям:

1. альтруизм;



2. знание индуктивное/дедуктивное;

3. красота;

4. религия;

5. общество, государство;

6. внешняя деятельность, инициатива;

7. система, организация;

8. власть, борьба.

Классификация по Шпрангеру

Шпрангер, основатель “понимающей психологии”, 1882-1953) – предусматривает разграничение 6-ти типов личности или форм понимания, познания жизни:

1. теоретический человек - тип людей, знающий стремящихся объяснению, установлению связей, теоретизированию.

2. экономический человек - тип человека, который ставит в приоритете «полезность»

3. эстетический человек - отличается стремлением к форме, гармонии, красоте.

4. социальный человек – главное для него – общение с людьми

5. политический человек - действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя при этом из истинных духовных ценностей и при этом совсем не обязательно в собственно политическом смысле.

6. религиозный человек - это те, “чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей”.


61. Психологические теории порождения речи
Модель А. А. Леонтьева

этапы:

1 этап

1.мотив (опосредованная потребность)
2. интенция (намерение)

3. образ результата

(по Скиннеру мотивами могут быть требования, обобщение, желание выразить мысль)
2 этап

замысел – обобщенная смысловая схема

Происходит выделение темы и ремы

3этап
1.внутреннее программирование
2.внутренняя речь
3.содержание конкретного высказывания
4.содержание речевого целого



Программирование понимается как два взаимосвязанных процесса:

- приписывание единицам смысловой нагрузки (что)

- построение функциональной иерархии (как)

Основные операции: определение смысловых элементов, выбор соответственных элементов, определение иерархии и последовательности, операции перечисления, операции включения, операции сочленения

4 этап
лексико-грамматическое выстраивание
1. Нелинейная фаза (субъективный код преобразуется в объективный)
2. Линейная фаза (создание грамматической конструкции)
5 этап
произнесение
1. Фонация
2. Артикуляция
3. Ритмико-слоговая организация
4.темпо-ритимическая организация

Модель Л. С. Выготского

Смысл – субъективен, значение – объективно.
Этапы:

ü Мотив

ü Оформление мысли

ü Внутреннее слово

ü Значение внешних слов

ü Слова

 

Модель Лурии

Категории сообщения:

- коммуникации сообщения

- коммуникация отношения

Синтагма – смысловая единица анализа (словосочетание)

Этапы:

1. Мотив – формирование речевого высказывания

2. Замысел – намерение

3. Внутренняя речь. Замысел на этом этапе преобразуется в семантическую схему, как правило свернут.

Модель И. Е. Зимней

Этапы:

1. Мотивационно-побуждающий

2. Смыслообразующий и формирующий

3. Реализующий

Модель Т. Ахутной:
уровни программирования речи:

1. Внутренние смысловые

2. Структурирование

3. Моторный компонент

 


Просмотров 1130

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!