Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Запоминание оконченных и неоконченных действий. Эксперименты Б.В.Зейгарник



Гипотезы этого исследования были следующими:

1) напряженное состояние возникает тогда, когда человек получает задание для выполнения.

2) когда задание выполнено, напряжение снижается.

3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти.

То есть основная гипотеза заключалась в следующем: незавершенные действия будут запоминаться лучше, чем завершенные.

Итак, незаконченные действия запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные. Но при изменении цели деятельности лучшее воспроизведение незавершенных действий не наступает. Действенными потребностями оказываются те, которые в проблемной ситуации приводят человека к принятию решения.

 

Запоминание осмысленного материала. Эксперименты Ф.Бартлетта. Схемы и сценарии

Осмысленноезапоминание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются.

Ф.Бартлетт создал методики повторной и сериальной репродукции. В первом случае испытуемый воспринимал вербальный или визуальный материал, а затем, через пятнадцатиминутную паузу, воспроизводил то, что запомнилЭкспериментальная процедура напоминала игру «Испорченный телефон»: первому участнику показывали изображение или зачитывали рассказ, а потом он пере сказывал увиденное или услышанное второму, второй — третьему и т.д. Ф.Бартлетт считал, что результаты применения обеих методик вполне сопоставимы, так как разделял мнение о социальном происхождении психики человека (в этом его взгляды также близки Л.С. Выготскому). Методики были призваны сделать видимым процесс «окультуривания» материала при повторяющихся воспоминаниях.

Обобщая зафиксированные трансформации, Ф.Бартлетт при шел к выводу, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным, схематизированным (т.е. под ходящим к тому, что автор обозначил термином «схема»). Другими словами, происходит приведение материала в соответствие с бытующими в культуре «правилами» существования знания.



Схема, по Ф.Бартлетту, — это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте как индивидуума, так и культуры в целом. Схемы пронизывают весь опыт человека и организуют обработку информации в совершенно различных сферах. «сценарий» для обозначения наших знаний об ожидаемой последовательности событий в повседневных ситуациях.

 

Индивид и личность

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens». Индивид обладает определенным набором качеств и характеристик. Понятие «индивид» выражает структуру биологических свойств каждого человека, неделимость и целостность каждого конкретного субъекта. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но и их интеграции. Индивид — это прежде всего генотипическое образование. Однако индивид тем не менее является не только генотипическим образованием, его формирование продолжается и в онтогенезе, прижизненно.

Личность — это субъект социальных отношений. Данный термин обозначает человека как субъекта отношений с миром и или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества или общности. Личность — это динамическая, интегративная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств человека. Свойства личности формируются прижизненно в результате взаимодействия человека с социальным окружением. Социальные качества личности проявляются в ее деятельности, поступках, отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных характеристиках. Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Личностные свойства возникают в процессе взаимодействия с другими людьми. По Леонтьеву, свойства личности формируются на основе свойств индивида, преобразуют их. Уровень индивида — темперамент, задатки, пол. На их основе формируются свойства личности. Характер формируется на основе темпераментных свойств, способности формируются на основе задатков, на основе пола — гендер. Характер — это рисунок поведения прежде всего в социальной среде. Также способности — это трансформировавшиеся задатки. Гендер — это роль в социуме, социально-обусловленная характеристика, связанная с поведением и с отношением к самому себе и другим.



 


Просмотров 652

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!