Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на запоминание



Идеи Дж. Брунера

Восприятие предполагает акт категоризации. Категоризация осуществляется по ключевым признакам, которыми м.б.: физические хар-ки объектов, смысловые хар-ки объектов, эмоциональное отношение субъекта к объекту.

Доступность категории определяется частотой ее встречаемости. Процесс категоризации и использ-я признаков предполагает операцию вывода, т.е. познавательной деятельности.

Воспр-е опосредуется рядом факторов:

-ценности и потребности,

- личные характеристики,

- знания и прошлый опыт.

Процесс категоризации по Дж.Брунеру, в определенной степени может быть уподоблен процессу решения перцептивной задачи. Стадии процесса восприятия:

Первичная категоризация. Ее функция — изоляция объекта в поле восприятия. Результат данной стадии заключается в выделении объекта восприятия как обладающего основными характеристиками — пространственными, временныґми, количественными. По форме эта стадия протекает бессознательно.

Поиск признаков. Функция этой стадии — анализ объекта восприятия, поиск существенных признаков. В случае знакомой ситуации эта стадия также проходит бессознательно, если воспринимаемая ситуация мало вероятна или плохо определена, то включается процесс сознательного поиска дополнительных признаков. Результат данной стадии — выделение существенных признаков.

Подтверждающая проверка. Ее функция — предварительная категоризация и проверка рабочей гипотезы, ее результат — ограничение круга признаков в соответствии с предварительной гипотезой, избирательная «блокировка» нерелевантных признаков, т.е. тех, которые не соответствуют этой предварительной гипотезе.

Завершение проверки. Функция этой стадии — окончание поиска признаков. Ее результатом становится окончательное отнесение выделенных признаков к определенной категории. При этом вероятность привлечения дополнительных признаков становится крайне мала, нерелевантные признаки отвергаются, их опознание становится также маловероятным.

Процесс категоризации зависит не только от степени соответствия между свойствами стимуляции и отличительными признаками категории (т.е. сенсорной части процесса). В значительной степени он определяется ситуационными и субъектными характеристиками, которые определяют готовность категорий. Например, если сенсорная основа образа окажется одинаково комплиментарной сразу двум похожим категориям, то перцептивное решение будет соответствовать той из них, у которой готовность окажется выше. Как отмечал Дж.Брунер, перцептивная готовность имеет две функции — минимизировать неожиданности внешней среды и максимизировать успех при восприятии нужных объектов.



Идеи Ч.Осгуда.

Семантический дифференциал – измеритель смысла. Позволяет оценить когнитивное значение (фиксированное эмоциональное значение) воспринимаемых сигналов. Когнитивные значения индивидуально лабильны.

Семантический дифференциал — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств.Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал, противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.

Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибальных шкал:

                     
«оценка»: хороший         −1 −2 −3 плохой  
«сила»: сильный         −1 −2 −3 слабый  
«активность»: активный         −1 −2 −3 пассивный  

 



Независимо от того, кто оценивает и что оценивается, в измерениях выявляется 3 фактора: оценка (хороший плохой), сила (сильный /слабый), активность (активный/пассивный). Эта оценка очень эгоцентрична.

 

Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на запоминание

Существует ряд классификаций видов памяти:

1. Классификация видов памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности или по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

- двигательная память -

- эмоциональная память -

- образная память – память, подвиды - зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная;

- словесно-логическая память Если материал для заучивания не подвергается смысловой обработке, то буквальное его заучивание является не логическим, а механическим запоминанием.

2. Классификация видов памяти по характеру целей деятельности:

Произвольная память

Непроизвольная память -

3. Классификация видов памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала:

Мгновенная (иконическая) память - Ее длительность - 0,1 - 0,5 сек.

Кратковременная память - от 20-40 сек до 5-6 мин.

Долговременная память

Долговременная память бывает двух типов:

а) долговременная память с сознательным доступом (человек может по своей воле вспомнить, извлечь из нее нужную информацию);



б) долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ).

Оперативная память

Промежуточная память -

Генетическая память

1) Запоминание -- мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей.

Непроизвольное запоминание

Произвольное запоминание

2) Воспроизведение-- мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения).

Виды воспроизведения:

1. непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи;

2. произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи.

3) Хранение-- процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

4) Забывание-- мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Факторы влияющие на запоминание:

1. фактор «края» - Зейгарник – воспроизведение начинвется с последнего материала;

2. эффект Рубинштейна – серидина материала запоминается хуже всего;

3. эффект Зейгарник – незавершенные задания запоминаются в среднем лучше в два раза, чем завершенные.

4. установка ( запомнить буквально, надолго и пр.)

5. объем материала.

6. осмысленность запоминания.

7. эффект края ( начало и конец ряда запоминается лучше , чем середина)

8. распределение во времени .

9. повторение (Повторение материала без опоры на текст повышает эффективность запоминания)

10. значимость материала для субъекта.

 


Просмотров 977

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!