Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Влияние бессюжетных подвижных игр на развитие ловкости старших дошкольников



ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Кочергин Владимир Владимирович

План проект магистерской диссертации:

Влияние бессюжетных подвижных игр на развитие ловкости старших дошкольников

 

 

Руководитель магистерской диссертации:

Бочарова Н. И.., канд. пед. наук, доцент

 

 

Орел-2016

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15-20%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза.

По мнению многих исследователей, определяющими сложившуюся ситуацию причинами выступают снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и др.

В Федеральном законе «Об образовании» один из сформулированных принципов государственной политики в области образования предполагает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

Во всех образовательных программах для дошкольных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности.

Специалисты считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное её удовлетворение особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Недостаточное развитие в этом возрасте какого-либо физического качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. Врачи считают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым (М.М. Кольцова, 1973).



Анализ научно-методической литературы показал, что недостаточное развитие какого-либо физического качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, Э.Я Степаненкова и др.).

Гармонично развитые физические качества играют решающую роль в разнообразной двигательной деятельности детей в меняющихся условиях внешней среды, а так же способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности самообладанию.

Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО предусматривает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений .



Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития тех физических качеств, двигательных навыков и умений ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития (Н.А.Ноткина).

Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и физических качеств детей (Е. Н. Вавилова, 1981; Н. А. Ноткина, 1980; Ю. К. Чернышенко, 1999), свидетельствует, что около 40 % старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что наиболее противоречивой и наименее изученной в теории и методике физического воспитания является проблема развития ловкости. Ряд ученых подчеркивают, что ловкость является ведущим психофизическим качеством в формировании гармонично развитой личности (Н.А.Бернштейн, В.М.Зациорский, Е.П.Ильин, В.И.Лях, И.М.Туревский, В.С.Фарфель и др.). Именно она обусловливает точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, чувство равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями окружающей обстановки.

Работы вышеуказанных авторов доказывают, что ловкость является психофизическим качеством, которое базируется на морфофункциональных особенностях организма и имеет, вследствие этого, ярко выраженную индивидуальность и неповторимость.

Некоторые исследования посвящены формированию ловкости у школьников (А.А.Гужаловкий, Л.Б.Кофман, В.И.Лях, В.П.Филин и др.).

Научные труды, имеющие непосредственное отношение к детям дошкольного возраста, занимают среди них непропорционально малое место (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, Т.А. Семёнова и др.).

Разделяя мнение В.М.Зациорского, Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, Т.А. Семёновой, мы рассматриваем развитие ловкости как целенаправленный педагогический процесс воздействия на развитие дошкольника.



Авторы ряда работ рассматривают возможность использования подвижных игр как одного из средств развития ловкости, полагая, что последние способствуют формированию умения точно выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях окружающей обстановки (А.И.Быкова, Е.Н.Вавилова, В.И.Лях, Н.А.Ноткина и др.). Однако экспериментальных данных, относительно детей старшего дошкольного возраста, они не приводят.

С нашей точки зрения, наиболее эффективным средством развития ловкости могут стать бессюжетные подвижные игры, т.к. они обладают рядом отличительных особенностей и преимуществ перед сюжетными играми благодаря возможности комбинирования разных видов основных движений и спортивных упражнений, постепенного внесения усложнений и вариантов в их содержание. Именно на это факт указывают В.Л. Панков, 1980; Л.М. Коровина, 1980; Л.В. Баркова, 1982 и опыт работы практиков, работающих в дошкольных образовательных учреждениях). Однако, данная проблема не явилась предметом специальных исследований. Данное обстоятельство и обусловило актуальность темы исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, обуславливающие наиболее эффективное развитие ловкости старшего дошкольника средствами бессюжетных подвижных игр?

Объект исследования: развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:влияние бессюжетных подвижных игр на развитиеловкости старших дошкольников.

Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых бессюжетные подвижные игры могут оказать эффективное влияние на развитие ловкости старших дошкольников.

Гипотеза исследования: бессюжетные подвижные игры могут оказать эффективное влияние на развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:

-включения в содержание бессюжетных подвижных игр упражнений, имеющих высокую координационную сложность;

-постепенного усложнения и варьирования заданий, включаемых в содержание бессюжетных подвижных игр;

-непрерывности педагогического процесса, обеспечивающегося за счёт системного применения бессюжетных подвижных игр в разных формах организации физического воспитания и режимных моментах.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы развития ловкости у детей дошкольного возраста средствами бессюжетных подвижных игр;

2. Составить программу оценки ловкости детей cтаршего дошкольного возраста;

3. Изучить особенности развития ловкости детей подготовительной к школе группы;

4. Изучить опыт использования бессюжетных подвижных игр в экспериментальных группах ДОУ;

5. Разработать и внедрить экспериментальную программу развития ловкости средствами бессюжетных подвижных игр;

6. Оценить эффективность разработанной программы.

Для решения поставленных задач применялся комплекс педагогических методов исследования, включавшей в себя: теоретический анализ и обобщения, анализ педагогической документации, наблюдение, беседа с инструктором по физической культуре, метод оценки уровня развития ловкости (тестирование), математическая обработка данных, педагогический эксперимент.

Структура работы:

1 этап (2013-2014) направлен на теоретическое обоснование проблемы влияния бессюжетных подвижных игр на развитие ловкости старших дошкольников.

2 этап (2014-2015) направлен на планирование, внедрение программы экспериментального исследования и оценку его результатов.

Практическая значимостьрезультатов исследования состоит в разработке программы развития ловкости средствами бессюжетных подвижных игр.

Результаты исследования могут быть использованы в работе инструктора по физической культуре, воспитателя детского сада при реализации задач развития ловкости средствами подвижных игр.

Исследование проводилось на базе двух дошкольных образовательных организаций: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 85 и МБДОУ " ЦРР ДЕТСКИЙ САД №68 "АЙБОЛИТ" г. ОРЛА. В эксперименте участвовало 48 детей подготовительной к школе группы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Просмотров 522

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!