Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Наружная обшивка корпуса судна



Поясья, составляющие наружную обшивку днища и бортов, соответственно называются днищевыми и бортовыми.

Верхний пояс бортовой обшивки, притыкающийся к настилу верхней палубы, называется ширстреком,

Пояс, идущий по скуле корпуса, — скуловым

Пояс обшивки днища, расположенный на диаметральной плоскости,-горизонтальным килем

Крайние поясья настила второго дна, идущие вдоль скулы и замыкающие по бортам отсеки двойного дна, называются междудонными листами или скуловыми стрингерами

 

Набор корпуса судна

Продольными элементами (балками) судна являются:

Вертикальный киль - продольная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна;

Стрингеры - продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые;

Карлингсы - продольные подпалубные балки;

Продольные ребра жесткости - продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

Поперечные элементы (балки) судна:

Флоры - поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;

Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц.

Кница- это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.

Бимсы - поперечные балки подпалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.

 



Судовые помещения



 

Различают помещения, образованные основными переборками, палубами и платформами, — отсеки и прочие судовые помещения, образуемые выгородками и платформами з надстройках, рубках, а также в основном корпусе

Форпик - крайний носовой отсек.

Ахтерпик - крайний кормовой отсек.

Междудонное пространство - пространство между наружной обшивкой и вторым дном.

Трюм — пространство между вторым дном и ближайшей палубой.

Твиндеки - пространства между соседними палубами.

Диптанки - глубокие цистерны, расположенные выше второго дна.

Коффердамы - узкие нефте-и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями.

Носовая надстройка - бак - уменьшает заливаемость палубы.

Кормовая надстройка - ют - увеличивая надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму.

Средняя надстройка увеличивает запас плавучести.

Отсеки главных и вспомогательных механизмов, туннель гребного вала — на судах с МКО в средней части судна

Рубки меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или на надстройках.

Дельные вещи.

К дельным вещам относят иллюминаторы, окна, световые люки, крышки сходных люков и горловин, двери, трапы.

Элементы якорной цепи.



Цепь состоит из звеньев (рис. 7.11), образующих смычки длиной 25—27 м, соединенные одна с другой при помощи специальных разъемных звеньев.

В зависимости от расположения в якорной цепи различают якорную (крепящуюся к якорю), промежуточные и коренную смычки.

Чтобы предупредить скручивание цепи, в нее включают поворотные звенья — вертлюги.

Для крепления и экстренной отдачи коренного конца якорной цепи применяют специальные устройства с откидным гаком, так называемым глаголь-гаком, позволяющим легко освободить судно от вытравленной якорной цепи.

Якорные цепи различают по их калибру — диаметру поперечного сечения прутка звена.

Звенья цепей калибром более 15 мм должны иметь распорки — контрфорсы.

Жвака-галс (нидерл. zwak-hals) — отрезок якорной цепи из общих звеньев.

Один его конец с помощью специальной концевой скобы крепится к обуху цепного ящика; Второй конец жвака-галса с помощью концевого звена и глаголь-гака присоединяется к коренной смычке якорной цепи.

Длина жвака-галса выбирается такой, чтобы при полностью вытравленной якорной цепи глаголь-гак оказывался междупалубным клюзом и шпилем.

Словосочетание «вытравить до жвака-галса» означает выпуск якорной цепи на всю её длину. В аварийной ситуации для освобождения судна от якоря может использоваться местное или дистанционное откидывание гака жвака-галса.

Якоря

Становые, предназначенные для удержания судна в заданном мест

Вспомогательные - для удержания судна в заданном положении во время стоянки на основном якоре. Размеры, массу и количество якорей назначают по правилам Регистра в зависимости от размеров корпуса и надстроек судна.

Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе или трюме.



Cтoп-aнкepы служат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.

Верпы служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа ­ 1/2 веса стоп-анкера.

Дреки ­ небольшие шлюпочные якоря.

Кошки ­ трех или четырехлапые якоря, имеющие вес в несколько килогpaмм. В основном служат для отыскания затонувших или вылавливания плавающих предметов.

Основными частями любого якоря являются веретено и рога (лапы).. К безлапым относят мертвые якоря, которые используются при установке плавучих маяков, дебаркадеров.

На морских судах в качестве становых и стоп-анкеров применяют двупалые якоря: бесштоковые, с поворотными лапами - якоря 2Холла, Грузона - и штоковые, с неподвижными лапами - 1адмиралтейские. Якоря повышенной держащей силы-3Матросова.

Такелаж

Обух - приспособление для надежного крепления тросов к судовым конструкциям. Он представляет собой проушину в металлической планке, металлическое кольцо или полукольцо, приваренное к какой-либо конструкции судна.

Такелажные гаки - стальные кованые крюки. По форме и конструкции различают гаки обыкновенные, вертлюжные, глаголь-гаки и храпцы. Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надежного крепления по-походному различных предметов и грузов. Талрепы бывают простые и винтовые.

Простые талрепы основывают обычно из растительных или синтетических тросов, которые проводят несколько раз между двумя рымами, коушами треугольной формы или скобами и соединяют между собой ходовым концом того же троса. Такие талрепы используют для обтягивания несильно напряженных тросов и для крепления небольших грузовых мест.

Коуш - металлическое поковолочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобком (кипом) для троса.

Бугели - металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъемные. Они применяются для крепления блоков и тросов различного назначения.

Утки - деревянные или металлические двурогие планки, жестко укрепленные на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных фалов и других снастей.

Судовые мачты

Мачтына судне предназначены для подъема флагов, различных зрительных сигналов, несения огней и т. п. На судне может быть несколько мачт. Если имеется одна мачта, ее называют фок-мачтой.

При наличии двух мачт передняя называется фок-мачтой, а задняя — грот-мачтой; последняя должна быть выше первой.

Мачты крепят с бортов, носа или кормы тросами. Тросы, крепящие мачту с бортов, называются вантами, с носа — штагами и с кормы — бакштагами.

На носу и на корме судна ближе к штевню (фальшборту)' обычно устанавливают флагштоки для несения вымпелов, огней (НОСОВОЙ флагшток), Государственного флага РФ (кормовой флагШТОК).

Якорное устройство.

Якорное устройство служит для обеспечения надежной стоянки в море, на рейде и в других местах, удаленных от берега, путем крепления за грунт с помощью якоря и якорной цепи. В его состав входят (рис. 7.9): якоря, якорные цепи (канаты), якорные машины, якорные клюзы и стопоры.

Якорными машинами для подъема якоря служат лебедки с горизонтальной осью вращения барабанабрашпили (рис. 7.12) —или с вертикальной осью вращения барабанашпили(рис. 7.13). Отдача якоря происходит за счет собственной массы. При этом во избежание чрезмерного разгона якорная цепь, сматывающаяся через звездочку брашпиля, притормаживается ленточным тормозом. На оси звездочек брашпиля, по ее концам, обычно устанавливают турачки — барабаны для наматывания швартовных тросов при швартовке. Благодаря наличию специальных муфт турачки могут работать при неподвижной звездочке и наоборот. Шпиль обслуживает только одну якорную цепь каждого борта. Механизм шпиля разделяют обычно на две части: верхнюю, состоящую из звездочки со швартовным барабаном и находящуюся над палубой, и нижнюю, состоящую из двигателя и редуктора, располагаемых под палубой. Тормозят вытравливаемую якорную цепь с помощью колодочного тормоза. Брашпили и шпили имеют электрический,

электрогидравлический или паровой привод. В случае необходимости небольшие шпили

могут иметь ручной привод. Они приводятся во вращение вручную при помощи вымбовок — съемных деревянных рычагов, вставляемых в выемки швартовного барабана.

 

Якорные клюзы— палубные и бортовые — служат для направления якорной цепи и уборки якоря. В зависимости от типа и назначения судна различают клюзы обычные, открытые и с нишей.

Обычные клюзы на большинстве транспортных, судов; их изготовляют литыми промысловых и или сварными.

Открытые клюзы, представляющие собой массивную отливку с желобом для прохода якорной цепи и веретена якоря, устанавливают в месте соединения палубы с бортом. Их применяют на низкобортных судах, на которых обычные клюзы в виде труб, оканчивающихся бортовыми и палубными раструбами, нежелательны, так как через них на волнении на палубу попадает вода.

Клюзы с нишей в бортовой обшивке позволяют убирать якорь заподлицо с обшивкой, уменьшая тем самым возможность повреждения при движении во льдах, буксировке и швартовках. Их предусматривают на судах ледового плавания, буксирах, спасателях, пассажирских и промысловых судах.

Стопоры(рис. 7.14) предназначены для крепления якорных цепей и удержания якоря в клюзе в походном положении. Для этого используют винтовые кулачковые стопоры, стопоры с закладным звеном (закладные стопоры) и эксцентриковые (на малых судах). Для более надежного закрепления якоря служат дополнительные цепные стопоры — короткие цепные смычки, пропускаемые через якорную скобу и закрепляемые двумя концами к обухам на палубе. С помощью талрепа, включенного в один конец цепи, подтягивают якорь в клюз до плотного прилегания лап к наружной обшивке. Глаголь-гак, включенный в другой конец цепи, служит для быстрой отдачи стопора.

16.Подъём и отдача якоря

Отдача якоря. Якорь отдается только по команде вахтенного начальника, поданной установленными звуковыми сигналами или словами.

При выходе к месту якорной стоянки вахтенный начальник подает команду «Приготовить правый (левый) якорь к отдаче». После этого вахтенный матрос убеждается в отсутствии под носовым подзором судна шлюпок, катеров и других мелких плавучих объектов, а около якорной цепи — посторонних предметов, могущих помешать свободному вытравливанию цепи. Затем разобщает звездочку брашпиля от остального механизма, проверяет, закрыт ли ленточный стопор, и только после этого отдает винтовой стопор (якорь удерживается только ленточным стопором) и сообщает на мостик: «Якорь готов к отдаче». По команде «Отдать якорь» отдает ленточный стопор, и якорь под действием собственного веса уходит за борт.

Отдав якорь, нужно внимательно следить за цепью. Как только якорь упадет на грунт, цепь начинают задерживать, постепенно и плавно зажимая ленточный стопор. По мере сноса судна течением якорную цепь равномерно потравливают, чтобы якорь «забрал грунт».

При отдаче якоря о числе вытравленных смычек докладывают на мостик голосом (по радио).

При отдаче якоря на больших глубинах в условиях озерного или прибрежного морского плавания рекомендуется предварительно с помощью шпиля (брашпиля) опустить якорь в воду, вытравив якорную цепь на 2/з глубины данного места. В противном случае при падении якорная цепь получит большую скорость, и торможение ленточным стопором может привести к обрыву цепи или поломке шпиля (брашпиля).

После окончания постановки судна на якорь не следует оставлять цепные барабаны (звездочки) сообщенными с ходовым механизмом брашпиля, необходимо только надежно зажать ленточный стопор и затем, насколько этого требует обстановка, наложить на якорную цепь дополнительные стопоры.

В светлое время суток необходимо поднять чёрный шар, который будет свидетельствовать о том, что судна стоит на якоре. В ночное время суток необходимо включить стояночные огни.

Подъем якоря. Характер работ по подъему якоря зависит от типа подъемного механизма и системы якорного устройства. По команде вахтенного начальника «Приготовиться к подъему якоря» включают питание электродвигателя подъемного устройства и проворачивают его на холостом ходу (если шпиль или брашпиль паровой, то предварительно нужно прогреть механизм). Затем соединяют якорную звездочку с приводом, отдают палубный и ленточный стопоры, проверяют механизм кратковременной работой при нагрузке и докладывают о готовности подъемного механизма вахтенному начальнику.

По команде «Поднять якорь», «Пошел шпиль (брашпиль)» включают шпиль (брашпиль) и начинают подъем якоря. По море выбирания цепи боцман или вахтенный матрос должны докладывать на мостик о направлении залегания якорной цепи (например, «Цепь прямо», «Цепь справа», «Цепь сзади»), а также о числе оставшихся в воде смычек цепи. Положение, когда якорная цепь вертикальна к уровню воды, а якорь еще не оторвался от грунта, называется «панер», о чем сообщают на мостик голосом .

В момент отрыва якоря от грунта («якорь встал») и когда якорь выйдет из воды, сообщают голосом на мостик : «Якорь вышел, чистый» (или «нечистый»). Если якорь «чистый», его втягивают в клюз, и докладывают на мостик. Если якорь будет поднят «нечистым», приступают к немедленной его очистке.

Якорь может быть захлестнут своей цепью, он может поднять чужую якорную цепь, якорь или другой предмет. Сначала нужно попытаться очистить якорь повторной его отдачей; если эта мера не даст желаемого результата, то стальным стропом («серьгой») охватывают свободную лапу, строп закладывают на кнехт и медленно начинают стравливать якорную цепь, передав этим всю тяжесть якоря на строп. Когда якорная цепь ослабнет, ее при помощи багра снимают с лапы якоря. Освободив якорь, выбирают втугую якорную цепь, затем строп стравливают и снимают с лапы. После этого якорь втягивают в клюз и закрепляют по-походному.

Если якорь поднял чужую цепь или кабель, его подтягивают под клюз, под поднятый предмет заводят стальной строп, который обтягивают втугую и закрепляют на палубе. Затем, медленно потравливая якорную цепь, передают всю тяжесть поднятого предмета на строп. Когда лапы якоря освободятся от постороннего предмета, его осторожно отводят в сторону и выбирают до места. После очистки якоря один конец стропа отдают и выбирают трос на палубу.

При втягивании якоря в клюз наблюдаются случаи, когда лапы у якоря поворачиваются в сторону корпуса судна и упираются в него. В таком положении якорь ни в коем случае оставлять нельзя, так как это может привести к пролому корпуса. Его нужно повернуть в правильное положение багром или заводкой стропа, а затем втянуть в клюз до нормального положения («до места»).

Во время подъема якоря, особенно с илистого грунта, рекомендуется якорную цепь и якорь промывать сильной струей воды из шланга, если на судне нет системы обмыва якоря. После подъема необходимо осмотреть якорь, так как попавшие в пазы между трущимися частями грязь и гравий могут заклинить его лапы.

Для определения положения якоря в клюзе рекомендуется на палубном стопоре и на звене якорной цепи нанести марки (белой краской), совпадение которых укажет, что якорь выбран до места и занимает правильное положение. Когда якорь будет на месте, подают сигнал колоколом (три удара).

Для уборки якоря по-походному якорную цепь зажимают палубным стопором и накладывают на нее в случае необходимости цепные стопоры. Паровой брашпиль продувают на холостом ходу — открывают спускные краники; при низких температурах следует открывать спускные краники паровой магистрали брашпиля. Пост управления электрическим брашпилем закрывают чехлом.

В завершении докладывается на мостик»Якорь в клюзе закреплён по-походному».В светлое время суток - опускается шар. В темное- выключаются стояночные огни, включаются ходовые.


Просмотров 2913

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!