![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
IХ. Теория и методика преподавания русского языка
1. Методика русского языка, ее предмет, задачи, содержание. Методы исследования. Связь методики с другими науками. Русский язык как учебный предмет в школе, его значение, место, содержание обучения. 2. Принципы обучения русскому языку: общедидактические, частнометодические и специфические, их роль в обучении. 3. Методы обучения русскому языку: традиционные и нетрадиционные. Анализ деятельности учителя и учащихся в процессе обучения русскому языку с точки зрения разных классификаций методов обучения. Метод и прием. 4. Типы уроков, основания их классификации. Структура уроков, принципы их анализа. Требования к современному уроку русского языка. 5. Средства обучения русскому языку, их роль в формировании умений и навыков. Виды наглядных средств обучения, методика их применения на уроках разных типов. 6. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Организация работы учащихся. Роль учителя при организации дифференцированного обучения; деятельность учителя и учащихся. 7. Методы изучения и описания языка. Характеристика сравнительно-исторического, структурно-семантического методов. Методы исследования русского языка как школьного предмета. Связь методики с другими науками. 8. Проблема происхождения русского литературного языка. Основные этапы его развития. Реализация сведений по истории языка в школьных учебниках. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 9. Система гласных звуков современного русского языка, ее историческое формирование. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков. Методический аспект изучения фонетики: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 10. Классификация согласных звуков русского языка. Позиционная мена и позиционные изменения согласных. Краткие сведения из истории формирования системы согласных звуков. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 11. Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразования с лексикой и грамматикой. Содержание и задачи морфемного, словообразовательного и этимологического анализа. Морфемно - словообразовательные и этимологические словари. Методический аспект изучения словообразования в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 12. Понятие об активной и пассивной лексике русского языка. Группы пассивной лексики. Неологизмы, их разновидности. Методический аспект реализации данной в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 13. Омонимы, их разновидности. Принципы разграничения омонимии и многозначности. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 14. Стилистическая дифференциация лексики и фразеологии современного русского языка. Межстилевая и стилистически окрашенная лексика и фразеология, их разновидности. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 15. Графика и орфография. Особенности русской графики. Основные принципы русской орфографии. Методический аспект изучения орфографии в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 16. Учение о частях речи в русской грамматической науке, принципы их классификации. Система частей речи в русском языке. Явления переходности в системе частей речи. Методический аспект классификации частей речи в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 17. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных, их семантико-грамматические признаки. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 18. Склонение имен существительных. Типы склонений (парадигм) имен существительных на основе противопоставленности по роду и падежным флексиям. Разносклоняемые имена существительные как результат исторического развития системы склонения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 19. Категория рода имен существительных. Ее значение и способы выражения. Основные критерии дифференциации имен существительных по признаку рода. Распределение по родам несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 20. Категория падежа имен существительных. Вопрос о числе падежей в русском языке. Система падежных форм и значений в современном русском языке. Основные значения падежей. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 21. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных; их признаки, семантика, состав форм, способы образования, разновидности склонения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 22. Глагол как часть речи. Система грамматических категорий глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Основы глагола, их формообразующие функции. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 23. Категория вида глагола. Ее семантика и способы выражения. Понятие видовой пары. Способы образования видов глагола. Основные значения совершенного и несовершенного вида. Вид и способы глагольного действия. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 24. Категория времени глагола. Ее семантика и способы выражения. Система глагольных времен, их основные значения. История прошедшего времени. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 25. Категория наклонения глагола. Ее семантика и способы выражения. Образование и значение форм наклонений. История сослагательного наклонения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 26. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Значение этих изменений для развития словообразовательной системы. Методический аспект изучения морфемики в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 27. Вопрос о месте деепричастий в морфологической системе глагола. Семантика, морфологические признаки и синтаксические функции деепричастий. Образование деепричастий. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 28. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по семантике. Соотнесенность местоимений с другими частями речи. Грамматические категории и типы склонения местоимений. История личных местоимений. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 29. Категория состояния как особая часть речи в широком и узком понимании. Ее семантика, морфологические признаки и синтаксическая функция. Омонимия слов, категории состояния с другими частями речи и критерии их разграничения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 30. Словосочетание как синтаксическая единица. Различные подходы к словосочетанию в современной синтаксической науке, их отражение в школьной грамматике. Вопрос о предикативных и сочинительных сочетаниях слов. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материла характеристика типов упражнений. 31. Подчинительные словосочетания, их характеристика: а) по морфологическому выражению главного (стержневого) слова; б) по структуре; в) по степени спаянности компонентов; г) по семантико-синтаксическим отношениям; д) по видам синтаксической связи. Начальная форма и парадигма подчинительных словосочетаний. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 32. Предложение как коммуникативная единица. Предикативность как основной грамматический признак предложения, средства ее выражения, модальность (объективная и субъективная), синтаксическое время, синтаксическое лицо. Понятие о структурной схеме и парадигме предложения. Семантическая структура предложения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 33. Классификация предложений в русском языке: а) по характеру предикативных отношений; б) по функциональной модальности; в) по эмоциональной окраске; г) по структуре. Актуальное членение предложения. Тема и рема в различных типах предложений. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 34. Подлежащее как главный член предложения, его семантика и способы выражения в современном русском языке. Семантический субъект и объект. Типы семантических субъектов и объектов. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 35. Сказуемое как главный член предложения. Структурно-семантические типы сказуемых, их характеристика. Семантические типы предикатов (акциональные предикаты, предикаты состояния и др.). Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 36. Полные и неполные предложения. Функционально-структурные разновидности неполных предложений. Вопрос об эллиптических предложениях. Нечленимые предложения, их разновидности. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 37. Пунктуация, ее основные принципы. Система знаков препинания в современном русском языке, их функции. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 38. Предложение с однородными членами. Понятие однородности, ее показатели. Структура и семантика блоков однородных членов. Однородные и неоднородные определения, принципы их разграничения. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 39. Понятие об обособлении. Система обособленных членов предложения. Методический аспект реализации данной темы в школьных упражнениях способы передачи теоретического материала, характеристика типов предложения. 40. Предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями, их сопоставительная характеристика. Функционально-семантические группы вводных конструкций. Предложения, осложненные обращениями, их характеристика. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 41. Сложносочиненные предложения, их структурно-семантическая классификация: по средствам связи и выражаемым отношениям, по составу и структуре. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 42. Сложноподчиненные предложения, их общая характеристика. Принципы классификации сложноподчиненных предложений, их отражение в вузовской и школьной практике. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. 43. Способы передачи чужой речи в современном русском языке: прямая, косвенная и несобственно-прямая речь. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений. Литература Основная 1. Виноградов В.В. Русский язык (любое издание). 2. Горшков А.И. История русского литературного языка. – М., 19.. 3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973. 4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка (любое издание). 5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. –М., 1977. 6. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979. 7. Русская грамматика. – М., 1980. 8. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997. 9. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3-х ч. -М.,1981(и последнее издание). 10. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. Дополнительная 1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Избранные труды. Т.1. – М., 1995. 10. Современный русский язык. Семантика языковых единиц. В 3-х частях. / Под ред. Е.И.Дибровой. – М., 1995. 2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956 3. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М., 1967. 4. Реформатский А.А. Из истории отечественной филологии. – М., 1970. 5. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. – М., 1976. 6. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970. 7. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. – М., 1956. 8. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979, 1997. 9. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.
ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА: ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» УТВЕРЖДАЮ: Государственный экзамен по русскому языку
Экзаменационный билет №_1._
Экзаменаторы______________________________________________________ (Голованевский А.Л., Трошина Н.В., Макаров В.И., Распопова Т.А.)
![]() |