Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



IХ. Теория и методика преподавания русского языка



1. Методика русского языка, ее предмет, задачи, содержание. Методы исследования. Связь методики с другими науками. Русский язык как учебный предмет в школе, его значение, место, содержание обучения.

2. Принципы обучения русскому языку: общедидактические, частнометодические и специфические, их роль в обучении.

3. Методы обучения русскому языку: традиционные и нетрадиционные. Анализ деятельности учителя и учащихся в процессе обучения русскому языку с точки зрения разных классификаций методов обучения. Метод и прием.

4. Типы уроков, основания их классификации. Структура уроков, принципы их анализа. Требования к современному уроку русского языка.

5. Средства обучения русскому языку, их роль в формировании умений и навыков. Виды наглядных средств обучения, методика их применения на уроках разных типов.

6. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Организация работы учащихся. Роль учителя при организации дифференцированного обучения; деятельность учителя и учащихся.

7. Методы изучения и описания языка. Характеристика сравнительно-исторического, структурно-семантического методов. Методы исследования русского языка как школьного предмета. Связь методики с другими науками.

8. Проблема происхождения русского литературного языка. Основные этапы его развития. Реализация сведений по истории языка в школьных учебниках. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

9. Система гласных звуков современного русского языка, ее историческое формирование. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков. Методический аспект изучения фонетики: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

10. Классификация согласных звуков русского языка. Позиционная мена и позиционные изменения согласных. Краткие сведения из истории формирования системы согласных звуков. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

11. Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразования с лексикой и грамматикой. Содержание и задачи морфемного, словообразовательного и этимологического анализа. Морфемно - словообразовательные и этимологические словари. Методический аспект изучения словообразования в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

12. Понятие об активной и пассивной лексике русского языка. Группы пассивной лексики. Неологизмы, их разновидности. Методический аспект реализации данной в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

13. Омонимы, их разновидности. Принципы разграничения омонимии и многозначности. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

14. Стилистическая дифференциация лексики и фразеологии современного русского языка. Межстилевая и стилистически окрашенная лексика и фразеология, их разновидности. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

15. Графика и орфография. Особенности русской графики. Основные принципы русской орфографии. Методический аспект изучения орфографии в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

16. Учение о частях речи в русской грамматической науке, принципы их классификации. Система частей речи в русском языке. Явления переходности в системе частей речи. Методический аспект классификации частей речи в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

17. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных, их семантико-грамматические признаки. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

18. Склонение имен существительных. Типы склонений (парадигм) имен существительных на основе противопоставленности по роду и падежным флексиям. Разносклоняемые имена существительные как результат исторического развития системы склонения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

19. Категория рода имен существительных. Ее значение и способы выражения. Основные критерии дифференциации имен существительных по признаку рода. Распределение по родам несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

20. Категория падежа имен существительных. Вопрос о числе падежей в русском языке. Система падежных форм и значений в современном русском языке. Основные значения падежей. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

21. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных; их признаки, семантика, состав форм, способы образования, разновидности склонения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

22. Глагол как часть речи. Система грамматических категорий глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Основы глагола, их формообразующие функции. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

23. Категория вида глагола. Ее семантика и способы выражения. Понятие видовой пары. Способы образования видов глагола. Основные значения совершенного и несовершенного вида. Вид и способы глагольного действия. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

24. Категория времени глагола. Ее семантика и способы выражения. Система глагольных времен, их основные значения. История прошедшего времени. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

25. Категория наклонения глагола. Ее семантика и способы выражения. Образование и значение форм наклонений. История сослагательного наклонения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

26. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Значение этих изменений для развития словообразовательной системы. Методический аспект изучения морфемики в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

27. Вопрос о месте деепричастий в морфологической системе глагола. Семантика, морфологические признаки и синтаксические функции деепричастий. Образование деепричастий. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

28. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по семантике. Соотнесенность местоимений с другими частями речи. Грамматические категории и типы склонения местоимений. История личных местоимений. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

29. Категория состояния как особая часть речи в широком и узком понимании. Ее семантика, морфологические признаки и синтаксическая функция. Омонимия слов, категории состояния с другими частями речи и критерии их разграничения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

30. Словосочетание как синтаксическая единица. Различные подходы к словосочетанию в современной синтаксической науке, их отражение в школьной грамматике. Вопрос о предикативных и сочинительных сочетаниях слов. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материла характеристика типов упражнений.

31. Подчинительные словосочетания, их характеристика: а) по морфологическому выражению главного (стержневого) слова; б) по структуре; в) по степени спаянности компонентов; г) по семантико-синтаксическим отношениям; д) по видам синтаксической связи. Начальная форма и парадигма подчинительных словосочетаний. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

32. Предложение как коммуникативная единица. Предикативность как основной грамматический признак предложения, средства ее выражения, модальность (объективная и субъективная), синтаксическое время, синтаксическое лицо. Понятие о структурной схеме и парадигме предложения. Семантическая структура предложения. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

33. Классификация предложений в русском языке: а) по характеру предикативных отношений; б) по функциональной модальности; в) по эмоциональной окраске; г) по структуре. Актуальное членение предложения. Тема и рема в различных типах предложений. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

34. Подлежащее как главный член предложения, его семантика и способы выражения в современном русском языке. Семантический субъект и объект. Типы семантических субъектов и объектов. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

35. Сказуемое как главный член предложения. Структурно-семантические типы сказуемых, их характеристика. Семантические типы предикатов (акциональные предикаты, предикаты состояния и др.). Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

36. Полные и неполные предложения. Функционально-структурные разновидности неполных предложений. Вопрос об эллиптических предложениях. Нечленимые предложения, их разновидности. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

37. Пунктуация, ее основные принципы. Система знаков препинания в современном русском языке, их функции. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

38. Предложение с однородными членами. Понятие однородности, ее показатели. Структура и семантика блоков однородных членов. Однородные и неоднородные определения, принципы их разграничения. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

39. Понятие об обособлении. Система обособленных членов предложения. Методический аспект реализации данной темы в школьных упражнениях способы передачи теоретического материала, характеристика типов предложения.

40. Предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями, их сопоставительная характеристика. Функционально-семантические группы вводных конструкций. Предложения, осложненные обращениями, их характеристика. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

41. Сложносочиненные предложения, их структурно-семантическая классификация: по средствам связи и выражаемым отношениям, по составу и структуре. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

42. Сложноподчиненные предложения, их общая характеристика. Принципы классификации сложноподчиненных предложений, их отражение в вузовской и школьной практике. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

43. Способы передачи чужой речи в современном русском языке: прямая, косвенная и несобственно-прямая речь. Методический аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического материала, характеристика типов упражнений.

Литература

Основная

1. Виноградов В.В. Русский язык (любое издание).

2. Горшков А.И. История русского литературного языка. – М., 19..

3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка (любое издание).

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. –М., 1977.

6. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979.

7. Русская грамматика. – М., 1980.

8. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997.

9. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3-х ч. -М.,1981(и последнее издание).

10. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.

Дополнительная

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Избранные труды. Т.1. – М., 1995.

10. Современный русский язык. Семантика языковых единиц. В 3-х частях. / Под ред. Е.И.Дибровой. – М., 1995.

2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956

3. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М., 1967.

4. Реформатский А.А. Из истории отечественной филологии. – М., 1970.

5. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. – М., 1976.

6. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970.

7. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. – М., 1956.

8. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979, 1997.

9. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.

 

ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА:

ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского»

УТВЕРЖДАЮ: Государственный экзамен по русскому языку

Зав. кафедрой______________ и методике его преподавания " 24 " февраля 2012 г. Специальность «Русский язык и литература»    

Экзаменационный билет №_1._

1. Современный русский литературный язык; система его функциональных стилей,
характеристика основных стилей.
 
2. Понятие об обособлении. Система обособленных членов предложения. Предложения с
полупредикативными обособленными членами, их характеристика и условия обособления
Синонимия обособленных членов предложения и сложных предложений. Методический
аспект реализации данной темы в школьных учебниках: способы подачи теоретического
материала, характеристика типов упражнений.
 
3. Практическое задание.

Экзаменаторы______________________________________________________

(Голованевский А.Л., Трошина Н.В., Макаров В.И., Распопова Т.А.)

 



Просмотров 464

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2023 год. Все права принадлежат их авторам!