![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
IV. Лексикология, лексикография, фразеология
1. Русская лексикография и ее история. 2. Основные типы словарей, их краткая характеристика. Школьные словари и методика работы на уроках русского языка. 3. Слово как основная номинативная единица языка, его дифференциальные признаки. 4. Лексическое значение слова. Основные типы лексических значений. 5. Лексическая полисемия. Полисемия и омонимия. Методика изучения полисемии и омонимии в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 6. Структурно-семантическая характеристика слова; семантические изменения, их изменения, их причины и функции. 7. Парадигматические отношения в лексике: синонимия, паронимия. 8. Гиперо-гипонимия как родо-видовое взаимодействие слов. Тематический ряд и типы тематических рядов. 4. Антонимия, энантиосемия, лексические конверсивы. Антонимия и полисемия, антонимия и синонимия. 5. Синтагматические отношения в лексике. Позиции лексических единиц. Совместимые и несовместимые; сильные и слабые позиции. 6. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. 7. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка. 8. Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка. 9. Стилистическая характеристика лексики русского языка. Методика изучения стилистической дифференциации лексики в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 10. Исторические пласты русской лексики. Словари устаревших и новых слов. Методика изучения активной и пассивной лексики в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 11. Предмет фразеологии. Фразеологическая единица языка, ее признаки. Фразеологический состав русского языка. 12. Структурно- семантическая характеристика фразеологизмов. Семантические типы и семантическая структура фразеологизмов в современном русском языке. Методика изучения фразеологии в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 13. Фразеолого-семантические парадигмы. Фразеологическая омонимия и свободные сочетания слов. Фразеологическая синонимия и фразеологическая антонимия как фразеолого-семантические парадигмы. 14. Функционально-стилевая характеристика русской фразеологии и ее историческое формирование.
V. Морфемика и словообразование. 1. Морф и морфема. Типология морфем русского языка и принципы их классификации. Методика изучения морфемики в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 2. Морфемная структура слова и его морфемный анализ. 3. Исторические изменения в морфемном составе слова и способы пополнения морфем в русском языка. Этимологический, исторический и морфемный анализ. 4. Производное слово как основная единица словообразования. Членимость и производность. 5. Типы мотивации в современном русском языке. Семантические отношения между мотивирующим и мотивированными словами. 6. Понятие словообразовательной модели. Понятие о способе словообразования в синхронном и диахроническом аспектах. Морфолого-синтаксическое словообразование, его разновидности. Методика изучения словообразования в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 7. Классификация способов синхронного словообразования. Способы окказионального словообразования. 8. Комплексные единицы русского словообразования: словообразовательный тип, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо. 9. Радиальная и цепочечная связи производных слов в объединении однокоренных слов. Словообразовательная парадигма. 10. Строение словообразовательной цепи и структура словообразовательного гнезда.
VI. Морфология. 1. Грамматическая форма и грамматическая категория. Морфологическое значение. Иерархическая структура морфологического значения. 2. Проблемы выделения частей речи в русском языке, историческая изменчивость частей речи. Части речи в русском языке как система. Явления переходности в системе частей речи. 3. Имя существительное как часть речи. Морфологические категории имен существительных и их история. Методика изучения имени существительного в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 4. Склонение имен существительных в современном русском языке, история его формирования. Методика изучения склонения имени существительного в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 5. Имя прилагательное как часть речи в русском языке. Лексико-грамматические разряды прилагательных, их формы. История образования и употребления кратких и полных форм прилагательных. Методика изучения имени прилагательного в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 6. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по семантике. Морфологические категории и склонение числительных. Методика изучения имени числительного в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 7. Местоимение как часть речи. Соотнесенность местоимений с другими частями речи. Типы склонения местоимений, их история. Методика изучения местоимения в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 8. Глагол как часть речи. Система грамматических категорий глагола в ее историческом развитии. Методика изучения глагола в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 9. Категория вида глагола. Ее семантика и способы выражения. Аспектуальность русского глагола. Методика изучения категории вида в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 10. Категория залога глагола. Связь категории залога с категориями переходности и возвратности. 11. Категория наклонения глагола. Ее семантика и способы выражения. Методика изучения категории наклонения в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 12. Категория времени глагола. Ее семантика и способы выражения. История формирования видо-временной системы русского глагола. Методика изучения категории времени в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 13. Категория лица и категория рода глагола. Семантика и способы их выражения. Безличные глаголы, их семантика. 14. Основы глаголов. Классы глаголов. Спряжение глаголов. 15. Вопрос о месте причастия и деепричастия в системе глагольных форм, их гибридный характер, история употребления. Методика изучения причастия и деепричастия в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 16. Наречие как часть речи, его история. Методика изучения наречия в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 17. Вопрос о словах категории состояния в русском языкознании. 18. Служебные части речи, их историческая изменчивость. Методика изучения служебных частей речи в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. VII. Синтаксис. 1. Основные синтаксические единицы. Синтаксические отношения и средства их выражения. 2. Словосочетание. Типы сочетаемости слов и словосочетаний. Методика изучения словосочетания в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 3. Предложение как многоаспектная единица языка. Признаки предложения. Вопрос о предикативности. Семантическая структура предложения. Методика изучения предложения в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 4. Типы простых предложений (функциональные, структурные, семантические). Методика изучения предложения в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 5. Учение о главных и второстепенных членах. Основные способы их выражения, их история. Методика изучения главных и второстепенных членов предложения в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 6. Виды осложнения структуры простого предложения. Предложения с однородными членами. Методика изучения предложений с однородными членами в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 7. Предложения с обособленными членами и вводными словами. Методика изучения предложений с обособленными членами в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 8. Сложное предложение, их основные типы и принципы классификации. 9. Сложноподчиненные предложения. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Методика изучения сложноподчиненного предложения в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 10. Сложносочиненные предложения. Средства связи в сложносочиненном предложении. Методика изучения сложносочиненного предложения в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 11. Бессоюзные сложные предложения. Средства связи частей в бессоюзном сложном предложении. Классификация бессоюзных сложных предложений. Методика изучения бессоюзного сложного предложения в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 12. Многочленные сложные предложения. Средства связи в многочленном сложном предложении. 13. Актуальное членение предложения. Основные компоненты актуального членения. Система средств выражения актуального членения. 13. Способы передачи чужой речи. Методика изучения способов передачи чужой речи в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 14. Основные категории текста. Единицы текста. Сложное синтаксическое целое и абзац.
VIII. Стилистика 1. Стили языка и стили речи. Основные функциональные стили литературного языка. Методика изучения стилистики в школе. характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 2. Вопрос о языке художественной литературы. Стилистическая дифференциация языковых средств.
![]() |