Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






И методике преподавания русского языка



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка

Кафедра теории и истории русского языка

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Первый проректор по учебной работе ________________Н.В. Матяш «____»____________2012___г.
   

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

СОГЛАСОВАНО: Разработала

Декан филологического Комиссия ГАК

факультета

______________И.А. Биккулова «___»__________2012 г.

«___»_______________2012 г.

 

 

Принята

на заседании кафедры русского языка

протокол №____ от ____________

Зав. кафедрой русского языка, профессор

____________________А.Л. Голованевский

и теории и истории русского языка

протокол №____ от ____________

Зав. кафедрой теории и истории русского

языка, доцент

____________________Т.А. Распопова

 

Брянск 2012

Программа

Государственного экзамена по современному русскому языку,

Теории и методике преподавания русского языка

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен по современному русскому языку, тории и методике преподавания русского языка ставит своей целью выявить уровень теоретической подготовки студентов и приобретенных умений и навыков по всем изучаемым лингвистическим дисциплинам, возможности студентов использовать эти знания и умения с позиций методики преподавания русского языка в школе. Вопросы теоретического, практического и профессионально-методического характера решаются комплексно и отвечают требованию итоговой государственной аттестации специалиста: определить практическую и теоретическую подготовленность будущего учителя русского языка и литературы к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.



Предлагаемая программа полностью соответствует основной образовательной программе ВПО, освоенной студентами за время обучения. Она в самом обобщенном виде включает в себя проблемные вопросы по теории языка, древним языкам, истории русского языка, русской диалектологии, стилистике, филологическому анализу текста, риторике. Детально представлены в программе вопросы по современному русскому языку и методике обучения русскому языку. Учитывая, что одним из требований к итоговой государственной аттестации специалиста является возможность продолжения образования в аспирантуре, программа государственного экзамена по русскому языку в значительной мере приближена к программе вступительного экзамена в аспирантуру и, не выходя за рамки Госстандарта, ориентируется на программу кандидатского экзамена по русскому языку.

Таким образом, государственный экзамен проверяет как теоретическую подготовку студента, его лингво-профессиональное мировоззрение, знакомство с научной литературой, так и навыки практического и методического анализа и комментирования системных языковых фактов, школьных упражнений по русскому языку и отдельных языковых единиц.

На основе данной программы кафедрой разработаны экзаменационные билеты, которые включают два вопросы: первый – собственно лингвистический и второй – лингво-методический, позволяющий выявить, насколько подготовлен студент к решению профессиональных задач на основе полученных знаний по дисциплинам лингвистического и методического циклов.



Кроме двух теоретико-методических вопросов, в экзаменационный билет в качестве приложения включаются задания по орфографическому, пунктуационному, фонетическому, лексическому, морфемно-словообразовательному, морфологическому и синтаксическому анализу и историческому комментированию отдельных лексем на материале предложения сложной синтаксической конструкции.

Программа государственного экзамена по теории и методике обучения русскому языку ориентирована на государственный общеобразовательный стандарт и отражает ведущие тенденции развития современной методической науки и практики:

· овладение фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитания школьников средствами изучаемого предмета;

· актуализация полученных знаний в процессе приобретения опыта преподавания в практической деятельности;

· учет новейших достижений методической и дидактической теории и практики;

· стимулирование творческого стиля деятельности будущего учителя русского языка и литературы в рамках личностно-ориентированной модели образования.

Вопросы к государственному экзамену по теории и методике обучения русскому языку предусматривают усвоение как теоретико-методических, так и практико-методических аспектов обучения русскому языку.

Освещение теоретико-методических вопросов требует от выпускников умения строить ответ по четко продуманному плану, включающему обзорную характеристику состояния, вопроса в современной методической науке и практике, раскрытие сути поставленного вопроса, логическое обобщение с примерами из педагогической практики.



Практико-методические вопросы являются логическим продолжением рассмотрения лингвистических тем с точки зрения их изучения в школьном курсе русского языка. Методический аспект реализации рассматриваемой лингвистической темы требует от выпускников характеристики этапов ее изучения в школе, обоснования выбора оптимальных методов и приемов обучения, анализа способов подачи теоретического материала в основных школьных комплектах, соответствующих стабильным параллельным программам (под ред. Н.М. Шанского, под ред. В.В. Бабайцевой, под ред. М.М. Разумовской), а также характеристики типов упражнений с точки зрения из развивающего и творческого потенциала.

Вопросы к государственному экзамену по русскому языку

и методике преподавания русского языка

I. Теория языка и общие вопросы науки о русском языке.

1. Общественная сущность языка. Язык и мышление.

2. Методы изучения и описания языка. Характеристика сравнительно-исторического, структурно-семантического методов. Использование данных методов при изучении русского языка в школе.

3. Основы морфологической и генеалогической классификации языков. Место русского языка в этих классификационных системах.

4. Русский язык как национальный язык; понятие русского литературного языка как нормированного; соотношение литературного языка и диалектов. Характеристика северновеликорусского и южновеликорусского наречий.

5. Современный русский литературный язык; система функциональных стилей современного русского литературного языка, характеристика основных стилей.

 

II. История русского языка и диалектология.

1. Следствия падения редуцированных в русском языке.

2. Переход [е] в [о] в истории русского языка.

3. История личных местоимений в русском языке.

4. История прошедшего времени в русском языке.

5. Проблемы происхождения русского языка, основные этапы его развития.

6. Роль М.В.Ломоносова в истории русского литературного языка.

7. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.

8. Вопрос о происхождении русского литературного языка.

9. История языка и история народа. Язык и культура. Развитие русского литературного языка в XX веке.

10. Сравнительно- исторический метод как основа для построения истории языка.

11. Лингвистическая география и диалектное членение русского языка.

 

III. Современная фонетика и фонология, графика, орфография, орфоэпия, пунктуация.

1. Система вокализма в ее историческом развитии (с праславянской эпохи). Методика изучения гласных звуков и обозначающих их букв в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках.

2. Система консонантизма в ее историческом развитии (с праславянской эпохи). Методика изучения согласных звуков в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках.

3. Основные понятия русской фонологии. Фонологическая система гласных современного русского языка. Разные подходы к выделению гласных фонем.

4. Фонологическая система согласных современного русского языка. Разные подходы к выделению согласных фонем.

5. Суперсегментные единицы (слоги и ударение) в их динамике. Слоговая и акцентная структура русского слова. Правила слогоделения.

6. Русская орфоэпия в ее историческом развитии и современном состоянии. Методика изучения орфоэпии в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках.

7. Возникновение славянской письменности и ее эволюция.

8. Графика и орфография. Особенности русской графики. Основные принципы русской орфографии. Методика изучения графики и орфографии в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках.

9. Пунктуация, ее основные принципы. Система знаков препинания в современном русском языке, их функции. Методика изучения пунктуации в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках.

 


Просмотров 564

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!