![]() Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу! ![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]() |
![]() И методике преподавания русского языка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Филологический факультет Кафедра русского языка Кафедра теории и истории русского языка
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОГЛАСОВАНО: Разработала Декан филологического Комиссия ГАК факультета ______________И.А. Биккулова «___»__________2012 г. «___»_______________2012 г.
Принята на заседании кафедры русского языка протокол №____ от ____________ Зав. кафедрой русского языка, профессор ____________________А.Л. Голованевский и теории и истории русского языка протокол №____ от ____________ Зав. кафедрой теории и истории русского языка, доцент ____________________Т.А. Распопова
Брянск 2012 Программа Государственного экзамена по современному русскому языку, Теории и методике преподавания русского языка Пояснительная записка Единый государственный экзамен по современному русскому языку, тории и методике преподавания русского языка ставит своей целью выявить уровень теоретической подготовки студентов и приобретенных умений и навыков по всем изучаемым лингвистическим дисциплинам, возможности студентов использовать эти знания и умения с позиций методики преподавания русского языка в школе. Вопросы теоретического, практического и профессионально-методического характера решаются комплексно и отвечают требованию итоговой государственной аттестации специалиста: определить практическую и теоретическую подготовленность будущего учителя русского языка и литературы к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Предлагаемая программа полностью соответствует основной образовательной программе ВПО, освоенной студентами за время обучения. Она в самом обобщенном виде включает в себя проблемные вопросы по теории языка, древним языкам, истории русского языка, русской диалектологии, стилистике, филологическому анализу текста, риторике. Детально представлены в программе вопросы по современному русскому языку и методике обучения русскому языку. Учитывая, что одним из требований к итоговой государственной аттестации специалиста является возможность продолжения образования в аспирантуре, программа государственного экзамена по русскому языку в значительной мере приближена к программе вступительного экзамена в аспирантуру и, не выходя за рамки Госстандарта, ориентируется на программу кандидатского экзамена по русскому языку. Таким образом, государственный экзамен проверяет как теоретическую подготовку студента, его лингво-профессиональное мировоззрение, знакомство с научной литературой, так и навыки практического и методического анализа и комментирования системных языковых фактов, школьных упражнений по русскому языку и отдельных языковых единиц. На основе данной программы кафедрой разработаны экзаменационные билеты, которые включают два вопросы: первый – собственно лингвистический и второй – лингво-методический, позволяющий выявить, насколько подготовлен студент к решению профессиональных задач на основе полученных знаний по дисциплинам лингвистического и методического циклов. Кроме двух теоретико-методических вопросов, в экзаменационный билет в качестве приложения включаются задания по орфографическому, пунктуационному, фонетическому, лексическому, морфемно-словообразовательному, морфологическому и синтаксическому анализу и историческому комментированию отдельных лексем на материале предложения сложной синтаксической конструкции. Программа государственного экзамена по теории и методике обучения русскому языку ориентирована на государственный общеобразовательный стандарт и отражает ведущие тенденции развития современной методической науки и практики: · овладение фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитания школьников средствами изучаемого предмета; · актуализация полученных знаний в процессе приобретения опыта преподавания в практической деятельности; · учет новейших достижений методической и дидактической теории и практики; · стимулирование творческого стиля деятельности будущего учителя русского языка и литературы в рамках личностно-ориентированной модели образования. Вопросы к государственному экзамену по теории и методике обучения русскому языку предусматривают усвоение как теоретико-методических, так и практико-методических аспектов обучения русскому языку. Освещение теоретико-методических вопросов требует от выпускников умения строить ответ по четко продуманному плану, включающему обзорную характеристику состояния, вопроса в современной методической науке и практике, раскрытие сути поставленного вопроса, логическое обобщение с примерами из педагогической практики. Практико-методические вопросы являются логическим продолжением рассмотрения лингвистических тем с точки зрения их изучения в школьном курсе русского языка. Методический аспект реализации рассматриваемой лингвистической темы требует от выпускников характеристики этапов ее изучения в школе, обоснования выбора оптимальных методов и приемов обучения, анализа способов подачи теоретического материала в основных школьных комплектах, соответствующих стабильным параллельным программам (под ред. Н.М. Шанского, под ред. В.В. Бабайцевой, под ред. М.М. Разумовской), а также характеристики типов упражнений с точки зрения из развивающего и творческого потенциала. Вопросы к государственному экзамену по русскому языку и методике преподавания русского языка I. Теория языка и общие вопросы науки о русском языке. 1. Общественная сущность языка. Язык и мышление. 2. Методы изучения и описания языка. Характеристика сравнительно-исторического, структурно-семантического методов. Использование данных методов при изучении русского языка в школе. 3. Основы морфологической и генеалогической классификации языков. Место русского языка в этих классификационных системах. ![]() 4. Русский язык как национальный язык; понятие русского литературного языка как нормированного; соотношение литературного языка и диалектов. Характеристика северновеликорусского и южновеликорусского наречий. 5. Современный русский литературный язык; система функциональных стилей современного русского литературного языка, характеристика основных стилей.
II. История русского языка и диалектология. 1. Следствия падения редуцированных в русском языке. 2. Переход [е] в [о] в истории русского языка. 3. История личных местоимений в русском языке. 4. История прошедшего времени в русском языке. 5. Проблемы происхождения русского языка, основные этапы его развития. 6. Роль М.В.Ломоносова в истории русского литературного языка. 7. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. 8. Вопрос о происхождении русского литературного языка. 9. История языка и история народа. Язык и культура. Развитие русского литературного языка в XX веке. 10. Сравнительно- исторический метод как основа для построения истории языка. 11. Лингвистическая география и диалектное членение русского языка.
III. Современная фонетика и фонология, графика, орфография, орфоэпия, пунктуация. 1. Система вокализма в ее историческом развитии (с праславянской эпохи). Методика изучения гласных звуков и обозначающих их букв в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 2. Система консонантизма в ее историческом развитии (с праславянской эпохи). Методика изучения согласных звуков в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 3. Основные понятия русской фонологии. Фонологическая система гласных современного русского языка. Разные подходы к выделению гласных фонем. 4. Фонологическая система согласных современного русского языка. Разные подходы к выделению согласных фонем. 5. Суперсегментные единицы (слоги и ударение) в их динамике. Слоговая и акцентная структура русского слова. Правила слогоделения. 6. Русская орфоэпия в ее историческом развитии и современном состоянии. Методика изучения орфоэпии в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 7. Возникновение славянской письменности и ее эволюция. 8. Графика и орфография. Особенности русской графики. Основные принципы русской орфографии. Методика изучения графики и орфографии в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках. 9. Пунктуация, ее основные принципы. Система знаков препинания в современном русском языке, их функции. Методика изучения пунктуации в школе. Характеристика системы упражнений в разных школьных учебниках.
Доверь свою работу кандидату наук!
![]() |