Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Излишек потребителя и производителя



Представим ограниченное осями координат пространство в виде поля для рыночного обмена. В этом случае линии спроса и предложения поделят его на четыре зоны экономической активности (рис.17). В зоне I цена предложения превышает цену спроса при любом объеме. Поэтому если в этой зоне и возможны рыночные сделки, то они будут носить случайный характер. Зона II представляет собой «мертвую зону», так как взаимодействия продавцов и покупате­лей здесь в принципе возникнуть не может — все возможные цены выше цен спроса и ниже цен предложения. В зоне III возможны покуп­ки, но невозможны продажи, так как цены не обеспечивают возмеще­ния производственных затрат. И только в зоне IV возможно устойчи­вое осуществление рыночных операций. При этом линия контрактовпоказывает все возможные пары «цена—количество» для данного уровня спроса и предложения.

Любое отклонение рыноч­ной цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществ­ления обменных операций. Следова­тельно, максимальной выгоды все участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия, где в одина­ковой степени соблюдаются интере­сы и покупателей, и продавцов. Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добро­вольного рыночного обмена, принимает форму излишков потребителя и производителя, выступающих мерой общественной выгоды от дости­жения равновесия.

 
 


Рис.17. Зоны экономической активности.

Представим рыночный спрос в виде спроса отдельных потребите­лей (рис. 18). Субъективные оценки ценности блага у разных потре­бителей будут разными, а значит, разной будет и их готовность платить, или цена спроса. Первый потребитель готов заплатить за единицу блага максимальную цену в размере шести долларов, второй — пяти, третий — четырех, четвертый — трех, а пятый — двух долларов. В данном примере только денежная оценка пятого покупателя совпадает с равновесной рыночной ценой блага (Pe). В дей­ствительности все потребители будут покупать благо по одной и той же рыночной цене, равной 2 долларам.

Поскольку готовность платить отража­ет величину альтернативных издержек, которую соглашается нести по­требитель ради приобретения единицы блага, то покупка блага по бо­лее низкой цене принесет ему излишек полезности.Величина этого излишка представля­ет собой разницу между максимальной ценой, кото­рую готов заплатить потребитель, и той, которую он фактически запла­тил. Величина такого излишка у каждого потреби­теля будет разной, а пятый потреби­тель в нашем примере не получает его вообще. Суммируя полученную всеми потребителями дополнительную выгоду, мы получим общий «излишек потребителя», пред­ставляющий собой суммарную дополнительную полезность, которую извлекли потребители благодаря рыночному об­мену. В нашем случае она составит: (6-2) + (5-2) +(4-2) +(3-2) +(2-2) = 10 долларов.



Для непрерывной линии рыночного спроса величина со­вокупного излишка потребителя определяется как площадь треуголь­ника, расположенного над линией равновесной цены и ограниченного осью ординат и линией рыночного спроса. Таким образом, излишек потребителя — это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за благо цена ниже той, которую они готовы заплатить за него.

 

Рис.18. Излишек потребителя и излишек производителя.

 

Излишек производителя формируется в виде разницы между рыночной ценой и той минимальной ценой, по которой он готов продать бла­го. В отличие от потребительского излишка, который возникает в связи с различиями в субъективной оценке полез­ности блага, излишек производителя является следствием различий в эффективности использования производственных ресурсов.

Суммируя полученную всеми производителями дополнительную выгоду, мы получим общий «излишек производителя», пред­ставляющий собой суммарный дополнительный доход, который они (производители) извлекли благодаря рыночному об­мену. Величина со­вокупного излишка производителя для непрерывной линии рыночного предложения определяется как площадь треугольника, расположенного под линией равновесной цены и ограниченного осью ординат и линией рыночного предложения. Таким образом, излишек производителя — это дополнительный доход, который получат производители, обеспечивающие производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены.

Сумма совокупных излишков потребителя и производителя дает представление о той общественной выгоде, которую извлекает общество благодаря использованию механизма рыночного об­мена.

 

Доцент, к.э.н.,Ревицкая Т.В.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!