Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Рыночное равновесие и его модели. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену



В условиях рыночной экономики любой хозяйствующий субъект действует, преследуя свои личные интересы. Основным ориентиром для него является повышение либо понижение цен на товары. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить либо продать определенное количество товара.

Всегда ли выполняются намеченные продавцами и покупателями планы? Очевидно, что нет. Возможна ситуация, когда общее количество товаров, которое хотели бы приобрести потребители, больше того количества товаров, которое производители могут и желают продать по существующей цене. В этом случае возникает избыточный спрос (дефицит) и приходится менять планы некоторым потребителям.

Первым признаком дефицита на большинстве рынков является резкое уменьшение товарных запасов. Однако, на некоторых рынках, например, на рынках услуг, запасы невозможны, поэтому здесь дефицит проявится в появлении очередей покупателей как в форме толпы людей, ожидающих, что их обслужат, так и в форме поименных списков в книгах заказов.

Возможна ситуация, когда предложение товара превысит планируемое потребление по данной цене. В этом случае возникнет избыток предложенияи изменятся планы продавцов. Вследствие избытка предложения размеры товарных запасов увеличатся и превысят нормы. На тех рынках, на которых товарные запасы не существуют, возникнут очереди продавцов, ожидающих покупателей, например, очереди такси перед аэропортами и вокзалами.

Если планы покупателей и продавцов совпадают, говорят, что рынок находится в состоянии равновесия. Под рыночным равновесием понимается такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага (табл.3, рис.8).

 

Табл.3. Шкала спроса и предложения на рыбу и рыночное равновесие

Цена за кг (дол.) Объем рыночного спроса (т) Объем рыночного предложения (т) Избыточный спрос (предложение) (т) Направление изменения цены
растет
растет
постоянна
-2 уменьшается
-4 уменьшается

 



 
 

 


Рис.8. Равновесие на рынке свежей рыбы.

 

Из табл.3 и рис.8 видно, что равновесие устанавливается на рынке рыбы при цене 3 доллара за кг, когда не существует ни избыточного спроса, ни избыточного предложения. Продавцы находят покупателей на всю рыбу, которую они могут предложить, а покупатели могут купить то количество рыбы, которое они хотели бы приобрести.

Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия являются: равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившегося положения.

В экономической теории различают стабильное или устойчивое и нестабильное или неустойчивое равновесие. Стабильность рыночного равновесияпроявляется в способности рын­ка поддерживать равновесное состояние, обеспечивая его восстановление за счет своих внутренних сил, то есть посредством рыночного механиз­ма. Если рынок в состоянии выполнять эту функцию, его называют ста­бильным (устойчивым). При неспособности рынка прийти в состояние равновесия за счет внутренних сил, его определяют как нестабильный (неустойчивый).



Суть проблемы стабильности равновесия сводится к вопросу о том, нуждается ли рынок во внешних воздействиях или нет. Когда рыночное равновесие обладает свойством стабильности, рынок автоматически восстанавливает равновесие и не нуждается во внешних воздействиях. Однако когда рыночное равнове­сие является нестабильным, возникает настоятельная необходимость в его регулировании с целью приближения к равновесному состоянию, что служит экономическим обоснованием для вмешательства в рыночный механизм и примене­ния для этого инструментов экономической политики.

Что ка­сается вопроса о механизме установления рыночного равновесия, то суще­ствуют два подхода к его объяснению. Один был дан швейцарским экономистом Леоном Вальрасом и называется моделью установления равновесия по Вальрасу, другой — английским экономистом Альфредом Маршал­лом и называется моделью установления равновесия по Маршаллу.

Подход Вальрасазаключается в том, что в основу установления ры­ночного равновесия положено выполнение равенства QD = Qs, а определя­ющая роль в его установлении закрепляется за количественными харак­теристиками спроса и предложения. Формирование равновесия рассмат­ривается как следствие давления избытков спроса и предложения. Графическая интерпретация такого подхода приведена на рисунке 9.

 

 

В случае возникновения избытка предложения над спросом, например, рав­ного Qs1 – Qd1, часть благ не найдет сбыта. Между продавцами неизбежно воз­никнет конкуренция за потребителя, которая будет оказывать давление на рыночную цену Р1 в сторону ее понижения до Рe. В результате конкурен­ции часть производителей, затраты которых превышают снижающуюся цену, будут вытесняться с рынка, а рыночное предложение будет сокращать­ся. Напротив, при избытке спроса на рынке возникнет дефицит блага, до­пустим Qd2 – Qs2, конкуренция возникнет уже среди потребителей. Цена Р2 блага будет повышаться до Рe, а рыночный спрос будет уменьшаться, так как часть потребителей, чья оценка выгод от потребления блага невелика, перестанут предъявлять спрос на благо.

И в первом, и во втором случаях будет наблюдаться тяготение объемов предложения и спро­са к равновесию, которое достигается в точке пересечения линий рыночно­го спроса и предложения (Qе). Результатом этого станет установление рав­новесной цены Ре, при которой ни у потребителей, ни у производителей нет внутренних стимулов к нарушению этого состояния.

Подход Маршалласводится к тому, что условием установления ры­ночного равновесия является выполнение равенства PD = Ps, а определя­ющая роль в установлении рыночного равновесия закрепляется за цено­выми характеристиками спроса и предложения. Формирование равнове­сия рассматривается как следствие давления превышения цены спроса над ценой предложения или цены предложения над ценой спроса. Гра­фическая интерпретация этого подхода приведена на рисунке 10.

Ког­да, как при Q1 цена спроса Рd1 превышает цену предложения Рs1, продав­цы будут получать избыточный доход, что станет стимулом для увеличе­ния предложения. Увеличение предложения приведет к снижению цены, которое будет происходить до тех пор, пока предельные затраты по производству не уравняются с получаемыми ими предельными выгода­ми в форме цены, то есть до Рe. Сходный процесс, только в противопо­ложном направлении, будет наблюдаться в случае превышения цены предложения над ценой спроса (Рs2> Pd2). He находя сбыта (Q2 > Qe), про­давцы будут вынуждены снижать цену, а часть из них покинет рынок и предложение уменьшится. В итоге на рынке останутся те продавцы, ко­торые способны обеспечить производство блага с издержками, равными рыночной цене. Равенство цены спроса и цены предложения (PD = Ps) дает равновесную цену Рe и равновесный объем Qe.

Для выявления закономерностей изменения равновесных состояний рынка и вызванных этим последствий используется метод сравнительной статики, заключающийся в сравнении двух или более равновесных состо­яний, различия между которыми вызваны изменениями внешних пере­менных. Этот метод не позволяет проследить сам процесс перехода от од­ного равновесного состояния к другому, но он весьма полезен в плане ин­терпретации происходящих изменений.

Применение метода сравнительной статики основывается на сдвигах линий рыночного спроса и предложения, которые вызываются воздей­ствием неценовых параметров спроса и предложения (рис.11).

 

Рис. 11. Воздействие изменения спроса и предложения на рыночную ситуацию.

Результаты анализа рыночного равновесия методом сравнительной статики позволяют сформулировать правила перехода к новому равновесию,которые говорят о том, что при стандартных, то есть подчиняющихся дей­ствию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:

— расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;

— сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и ко­личества блага;

— расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;

— сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к уменьшению равновесного количества блага;

Более сложен механизм установления рыночного равновесия при од­новременном сдвиге линий спроса и предложения. В этом случае могут наблюдаться разнообразные комбинации их сдвига.

Переход к новому рыночному равновесию — это процесс приспособ­ления участников рынка к изменившимся рыночным условиям. Поэто­му характер изменений будет зависеть от адаптационных возможностей участников рынка, которые во многом определяются временным факто­ром. Это позволяет отслеживать влияние фактора временидаже в стати­ческой модели рыночного равновесия. Так как характер изменений за­висит от скорости реагирования на них участников рынка, то в рамках адаптационного процесса можно выделить мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.

 

           
     
 

 


Рис.12. Мгновенное (а), краткосрочное (б), долгосрочное (в) равновесие на рынке свежей рыбы.

 

Мгновенный период— это период времени, в течение которого не­возможно изменить ни один из факторов производства. Это означает, что рыночное предложение никак не реагирует на внешние воздействия и остается заданным при любом уровне спроса. Графическая модель ры­ночного равновесия для мгновенного периода приведена на рисунке 12а. Она показывает, что равновесный объем задается величиной предложе­ния S и остается неизменным (Q0) при любом уровне цены. Равновесная цена фактически является ценой спроса, так как зависит исключитель­но от изменений спроса: для D0 - Р0, для D1 - Р′.

Краткосрочный период— это период времени, в течение которого про­изводитель может изменить количество применяемых переменных фак­торов производства (количество сырья, численность работни­ков и др.), но не производственные мощности (производственные площади и производственное оборудование). Так, например, высокая цена на рыбу будет побуждать владельцев рыболовецких судов чаще выходить в море, нанимая больше матросов и выставляя больше сетей. В этом случае предложение хотя и в ограниченных масштабах, но будет реагировать на изменение условий рынка, что найдет свое выражение в некотором расширении объема предложения от Q0 до Q″. Новая цена равновесия в краткосрочном периоде меньше, чем цена мгновенного равновесия (p''<p') (рис. 12 б).

Долгосрочный период— это период времени, в рамках которого мо­гут быть изменены все факторы производства, кроме технологии. Высокие цены, которые удерживаются на рыбу в течение длительного периода времени, будут стимулировать развитие судостроения и способствовать привлечению в рыболовецкую отрасль большего количества квалифицированных работников. Воз­можности приспособления производства расширятся, а значит, про­изойдут и более существенные изменения в величине предложения, например от Q0 до Q″′ (рис. 12 в). Цена долгосрочного равновесия несколько меньше цены краткосрочного равновесия, значительно ниже цены мгновенного равновесия, но все же выше цены первоначального равновесия (p0<p'''<p''; p0<p'''<p').

Анализируя рыночное равновесие, мы предполагали его единственность, то есть исходили из того, что рынок способен обеспечить установление единственного для каждого данного вре­менного периода равновесного сочетания «цена—количество». Такое состояние рын­ка графически иллюстрируется пересечением стандартных кри­вых рыночного спроса (имеющих отрицательный наклон) и рыночного предложения (имеющих положи­тельный наклон). Как показывает практика, это требование не всегда выполняется.

Во-первых, линии спроса и предложения могут иметь одинаковый на­клон — положительный (рис. 13а и 13б) или отрицательный (рис. 13в). Причем если рынок, представленный на рисунке 13а, не до­стигая равновесия, все же допускает случайные сделки, то в случаях 13б и 13в он вообще не формируется, так как интересы участников разнонаправлены.

 

 

Во-вторых, линии спроса и предложения могут иметь стандартный наклон, но не пересекаться, то есть не иметь общих точек, как показано на рисунке 14 для случаев а и б. Си­туация, представленная на рисунке 14a, говорит о том, что производство блага столь дорого, что при существующем спросе его вы­пуск экономически нецелесообразен: при любом положительном объеме его про­изводства цена спроса оказывается ниже цены предложения. Поэтому равновесный объем Qe = QD = Qs = 0.

График 14б иллюстрирует ситуацию такой доступности блага, что оно может распределяться бесплатно. Поэтому равновесная цена Pe = PD = Ps= 0.

 

В-третьих, в ряде случаев, когда кривые спроса или предложения изменяют наклон, может возникать несколько точек рыночного равновесия. Так, например, неединственность равновесия, обусловленная изменением положительного наклона кривой рыночного предложения на отрицательный, возможна на рынке труда. На данном рынке достижение определенного уровня цены труда (ставки заработной платы -W) может стать причиной снижения склонности трудиться, а значит, отработанное время (предложение труда- QL) будет сокращаться. В результате возникнет два равновесия: W1; QL1 и W2;QL2. (рис.15).

 

Рис.15. Неединственность рыночного равновесия.

 

В-четвертых, линии спроса и предложения могут накладываться друг на друга в некотором интервале цены или объема (рис. 16 а, б), в резуль­тате чего возникает множественность точек рыночного равновесия. Это объясняет случаи, когда равновесный объем может оставаться неизменным при изменении равновесной цены (рис.16а; Qе = const в интервале цен от Ре1 до Ру2), и, наоборот, когда равновесная цена остается неизменной при изменении равновесного объема (рис.16б; Рe = const в пределах от Qe1 до Qe2).

Pe1
Pe2

Рис. 16. Множественность рыночного равновесия.

 


Просмотров 459

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!