Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения 1 часть



 

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения - наиболее ценная категория земель. Сюда входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Они не только служат пространственным базисом для размещения тех или иных объектов, но являются средством производства, используют главное качество земли - плодородие. В связи с этим, как известно, при разработке нового ЗК РФ возникали наиболее острые дискуссии по поводу порядка пользования и распоряжения именно этими землями. Кроме политических споров, широко освещавшихся средствами массовой информации, существует и ряд правовых проблем, связанных с особым порядком приобретения права собственности на такие земли, так как в начале 90-х гг. земли прежних колхозов и совхозов были приватизированы и поделены на так называемые земельные доли. Учитывая все вышесказанное, принят ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Поэтому вопросы, которые подпадают под сферу действия упомянутого Закона, данным Кодексом подробно не рассматриваются. В комментируемой главе даны лишь основные, "рамочные" положения в отношении сельскохозяйственных земель; в отдельных статьях даются прямые отсылки к названному выше Закону (см. ст. 79, 81, 82).

Отнесение земель к категории сельскохозяйственных производится по их целевому назначению - использованию для производства сельскохозяйственной продукции; более подробно содержание такого использования раскрывается в ст. 78 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней). При этом используемые в сельскохозяйственных целях участки, находящиеся в пределах границ города, поселка, иного населенного пункта, входят в состав земель населенных пунктов (см. ст. 85 комментируемого Кодекса). Участки земель, используемые в сельскохозяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда; на них распространяется правовой режим соответствующей категории земель.

Состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из них - это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см. ст. 79 ЗК РФ). Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер, на них находятся здания ферм, складов, амбаров, гаражей и других необходимых в аграрном производстве построек, подъездные пути к ним и т.п.



В соответствии с новой редакцией ВК РФ водный объект представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; при этом замкнутые водоемы в качестве водного объекта, как прежде, не выделяются. На земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения могут находиться, например, пруды или обводненные карьеры.

Лесные насаждения, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, предназначены для обеспечения защиты земель от неблагоприятного воздействия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности; рубки такой растительности должны обеспечивать улучшение ее состояния и выполнение ею своих функций.

Среди земель цу назначения имеются также так называемые неудобья: это овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель. В новом Кодексе в отличие от прежнего, они специально не упоминаются. Это связано, очевидно, с тем, что указанные участки подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

 

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

Под сельскохозяйственным производством в данной статье имеется в виду как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и животноводческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках. Это основная цель использования сельскохозяйственных земель. Именно с ней непосредственно связаны остальные направления использования таких земель: разведение защитных лесных насаждений; строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур.



Соответственно круг субъектов, которые могут использовать такие земли, ограничен: в него входят юридические лица и граждане, которые непосредственно используют землю для указанных выше целей. Однако это не означает, что участки земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться только лицам, перечисленным в комментируемой статье. Приведенный в ней перечень не является исчерпывающим. Об этом говорят использованные в статье формулировки: так, установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться "гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства..." и т.д., т.е. по существу всеми гражданами; такая же запись сделана в отношении некоммерческих организаций; перечень коммерческих организаций также не является закрытым, поскольку заканчивается словами "иными коммерческими организациями".

Единственное ограничение в настоящее время существует в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля названных лиц составляет более чем 50 процентов. Согласно ст. 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указанные лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Среди граждан индивидуальное товарное сельскохозяйственное производство ведут члены крестьянских (фермерских) хозяйств. Их деятельность регулируется ФЗ от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Указанный Закон определяет фермерское хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. При этом фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К этой деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (если иное не вытекает из ФЗ, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений).

Согласно ст. 6 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" входящий в состав имущества фермерского хозяйства земельный участок принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. То есть члены крестьянского хозяйства могут принять решение о том, что земельный участок находится в их общей долевой собственности, в этом случае доли членов фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между ними. Упомянутое соглашение в обязательном порядке заключается при создании фермерского хозяйства и содержит сведения, перечисленные в ст. 4 названного выше Закона, в том числе сведения о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Законом установлено, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок разделу не подлежит. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на земельный участок. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства, в том числе земельный участок, подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с ГК РФ. Частью третьей ГК РФ, принятой в ноябре 2001 г., определены (ст. 1179) особенности наследования имущества члена крестьянского хозяйства. Поскольку земельный участок входит в состав наследства (ст. 1181 ГК РФ), эти нормы распространяются и на наследование земли. Установлено, что если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей собственности членов хозяйства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается. Если же после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение хозяйства, не имеется), имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, включая земельный участок, подлежит разделу по общим правилам гражданского законодательства.

В соответствии с ФЗ от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"*(344) личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Оно ведется гражданами в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, регистрации самого личного подсобного хозяйства не требуется.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться:

приусадебный земельный участок, т.е. земельный участок в черте поселений, используемый как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений;

полевой земельный участок, т.е. земельный участок за чертой поселений. Он используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Основное отличие личных подсобных хозяйств от фермерских хозяйств проводится по размеру используемых земельных участков. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Если же земельный участок превышает этот установленный максимальный размер, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, должны либо в течение года со дня возникновения прав на этот участок произвести отчуждение излишней части земельного участка, либо в этот же срок зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей или произвести государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для городских жителей в нашей стране традиционным и массовым является занятие садоводством, животноводством и огородничеством. Осуществляется оно в основном в коллективных формах: прежде это были садоводческие товарищества, сейчас законодательством предусмотрены несколько форм садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"*(345)).

Это могут быть садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве - находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

В таких объединениях имеются земли, составляющие имущество общего пользования, принадлежащие непосредственно объединению, остальные участки принадлежат на праве собственности или ином вещном праве гражданам - членам некоммерческого объединения, а также индивидуальным садоводам и огородникам. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Статьей 28 указанного Закона закреплены важные нормы об особенностях приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков. Установлено, что садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. При этом предоставление в собственность садовых, огородных и дачных земельных участков осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

Наибольший по величине массив сельскохозяйственных земель занимают аграрные коммерческие организации. Это бывшие колхозы и совхозы, реорганизованные в ходе аграрной реформы в новые организационно-правовые формы. Перечень таких форм для коммерческих организаций установлен ГК РФ: это открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества полные и коммандитные, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Этот перечень является исчерпывающим, хотя в комментируемой статье говорится об "иных коммерческих организациях" - очевидно, имелась в виду возможность в дальнейшем изменения гражданского законодательства. Специальный закон имеется в настоящее время только о сельскохозяйственных кооперативах (ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"*(346)), остальные формирования действуют на основании ГК РФ, Федеральных законов от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" решение вопроса об отчуждении и приобретении земли отнесено к исключительной компетенции общего собрания кооператива, причем для принятия такого решения необходимо не менее чем две трети голосов от числа членов кооператива. ФЗ, а также уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено и заключение других сделок с землей.

Одним из источников формирования имущества любого кооператива являются паевые взносы членов кооператива.

В случае внесения в счет паевого взноса земельных участков их денежная оценка, как указано в п. 5 ст. 35 ФЗ о сельскохозяйственной кооперации проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности*(347).

При выходе члена кооператива из сельскохозяйственного кооператива встает вопрос о возврате земельного участка, внесенного в счет паевого взноса при вступлении в кооператив. Статья 18 ФЗ о сельскохозяйственной кооперации определяет, что в соответствии с уставом кооператива может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или другого имущества кооператива. Размер выдаваемого в счет пая земельного участка определяется пропорционально размерам земельных угодий кооператива исходя из размера паевого взноса выходящего члена кооператива и стоимости гектара земли, в соответствии с которой земельный участок или земельная доля были засчитаны в паевой взнос. При этом размер выдаваемого земельного участка не должен превышать размер земельной доли или земельного участка, переданных кооперативу членом кооператива при вступлении. Если выходящий член кооператива желает получить в счет пая земельный участок большего размера, возможность выделения такого земельного участка и условия, на которых он будет передаваться, определяются по соглашению выходящего члена кооператива и кооператива в соответствии с его уставом. Место нахождения земельного участка, выдаваемого выходящему члену кооператива в счет его паевого взноса, устанавливается решением правления кооператива.

Среди некоммерческих организаций, использующих земли сельскохозяйственного назначения, наиболее многочисленными являются упоминавшиеся выше садоводческие и огороднические некоммерческие объединения граждан.

Другую большую группу составляют сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В соответствии с ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" эти организации создаются для обслуживания сельскохозяйственного производства: выполнения для фермеров, аграрных производственных кооперативов и предприятий, являющихся членами такого потребительского кооператива, ремонтных, агрохимических, мелиоративных и иных работ, оказания помощи в правовых вопросах, внедрения научных достижений, организации сбыта производимой продукции и т.д.

Религиозные организации выращивают сельскохозяйственную продукцию в основном в монастырях для собственных нужд, для чего им и предоставляются земельные участки.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества"*(348) граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские и станичные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества. Казачьи общества являются юридическими лицами.

Научно-исследовательская деятельность в сельском хозяйстве невозможна без опытной базы, поэтому научно-исследовательские институты и опытные станции имеют опытные поля, на которых и происходят работы по выведению и апробации новых сортов сельскохозяйственных растений. Отработка передовых технологий производства сельскохозяйственной продукции, испытание сортов и видов растений в реальных производственных условиях производится в опытных хозяйствах, подведомственных тем или иным научным учреждениям. Обучение в сельскохозяйственных высших и средних учебных заведениях также ведется "на земле": все они имеют опытные делянки и поля; существуют специальные совхозы-техникумы, где сельскохозяйственное производство совмещается с обучением. Для сельских школ также выделяются специальные участки, где учащиеся проходят трудовое обучение.

ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"*(349) зафиксировал право лиц, относящихся к малочисленным народам, безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами. При этом к коренным малочисленным народам согласно этому Закону относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общинами. Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2000 г., изменения в него внесены 28 марта 2001 г. Порядок образования этими народами общин установлен ФЗ от 20 июля 2000 г. "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ".

Границы земель традиционного природопользования малочисленных народов и порядок предоставления указанным народам для этих целей земель, находящихся в федеральной собственности, устанавливают органы государственной власти РФ. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов РФ земель традиционного природопользования малочисленных народов. Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регулируется ФЗ от 7 мая 2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ"*(350).

Пункт второй комментируемой статьи введен ФЗ от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ, которым также были внесены изменения в ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую". В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 7 указанного Закона строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов, относится к тем исключительным случаям, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Причем для указанных целей допускается даже перевод в иную категорию земель, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Это связано с высокой общественной значимостью прокладки линейных объектов, для которых не всегда представляется возможным подобрать обходные пути и которые занимают небольшие по площади земельные участки.

Однако комментируемый пункт ЗК РФ устанавливает, что использование участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов, осуществляется без перевода таких участков в иные категории земель. Можно сделать вывод, что речь идет в данном случае о том, что, например, для передачи участка в аренду на определенный срок с целью строительства трубопровода перевода в иную категорию земель не требуется. Также следует заметить, что в данном пункте перечислены не все линейные объекты, а только такие, по окончании строительства которых земельные участки могут продолжать использоваться по их целевому назначению (например, железнодорожные линии в этот перечень не входят).

В любом случае для строительства линейных объектов основным условием является наличие утвержденного проекта рекультивации земель.

 

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Несмотря на то что в названии данной статьи идет речь об использовании сельскохозяйственных угодий, основное содержание статьи составляют нормы, направленные на недопущение необоснованного перевода этих ценных земель в иные категории. Именно это составляет приоритет в использовании и особую охрану сельскохозяйственных угодий, о которых говорится в п. 1 настоящей статьи. Охрана же данных земель с точки зрения сохранения и повышения плодородия почв регламентирована другими статьями Кодекса.

Те исключительные случаи, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, установлены ст. 7 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из состава земель одной категорию в другую". Это случаи, связанные:

с консервацией земель;

созданием особо охраняемых природных территорий;

установлением или изменением черты населенных пунктов;

размещением на землях худшего качества промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами;

включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее также - линейные объекты), если кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на 30 и более процентов меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог и границ полей севооборотов;

выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, со строительством объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

При этом перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 комментируемой статьи, в другую категорию не допускается.

Отнесение угодий к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям производится субъектами РФ с учетом наличия и состояния сельскохозяйственных угодий в республике, области, крае. В комментируемом Кодексе в этом направлении даны лишь некоторые ориентиры: указывается, что в утверждаемый субъектами РФ перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий могут быть включены земли учебно-опытных и опытно-производственных хозяйств, вузов; угодья с кадастровой оценкой, существенно превышающей среднерайонный уровень.

Например, в Московской области в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона от 12 июня 2004 г. N 75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области"*(351) к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:

сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонный уровень более чем на 10 процентов;

сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;

искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.

В п. 6 комментируемой статьи говорится об использовании земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Что же представляют собой такие земельные доли?

В Союзе ССР в дореформенный период сельскохозяйственное производство вели колхозы и совхозы на земле, закрепленной за ними государством в бессрочное бесплатное пользование. В ходе аграрной и земельной реформ было решено провести реорганизацию сельскохозяйственных предприятий в новые организационно-правовые формы и приватизацию занимаемой ими земли. Приватизация земли производилась путем передачи ее в собственность граждан, работающих в сельскохозяйственных предприятиях, с определением индивидуальных земельных долей.

Впервые нормы об обязательности раздела земли и имущества колхозов и совхозов на условные паи и доли с условием выдела их в натуре работникам, желающим создать индивидуальное крестьянское хозяйство, были закреплены Законами РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и от 20 ноября 1992 г. N 3936-I "О земельной реформе". В дальнейшем вопросы преобразования сельскохозяйственных предприятий и земельных отношений в них были урегулированы Указами Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса". Все названные акты ныне утратили силу согласно Указу Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ"*(352) и постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 912 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения"*(353).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!