Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Изменения в гражданском, трудовом, уголовном и процессуальном законодательстве УССР в годы Великой Отечественной войны



Война 1941-1945 гг. Оказалась серьёзной проверкой не только для всего советского народа, но и для самого государства, которое вынужденно было перестраиваться на военный лад.

22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками.

Была проведена серьёзная перестановка государственного аппарата. Усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена определённая децентрализация. Сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые и республиканские органы управления.

Но война внесла коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она помешала проведению в срок выборов в Советы всех ступеней. В результате призыва в армию были нарушены сроки созыва сессий Советов, возросла роль женщин-депутатов.

Усилилось значение исполнительных органов Советов. Часто практика выборов заменялась системой назначений.

Во время войны значительно усилилась интеграция партийного и государственного руководства различных уровней, труднейшие задачи военного времени не всегда можно было решать традиционными способами, они требовали усилий многих.

В деятельности Советов на первый план выдвинулась функция организации военной защиты страны. Органы власти проводили военные мобилизации, создавали резервы, занимались материальным снабжением войск, оборонным строительством, противовоздушной обороной, поддерживали порядок и организованность.

В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать важнейшие правовые акты. К ним относились указы о мобилизации, введение военного положения, создание новых, в том числе чрезвычайных органов, о структуре Вооружённых Сил, ратификации международных договоров и т.п.

Значительно усилилась деятельность Совета народных комиссаров СССР, особенно в области руководства военной экономикой, перемещение промышленных предприятий в восточные районы страны. Большая роль в этом также принадлежала Госплану СССР (председатель—Н.А. Вознесенский). Квартальные, месячные и даже декадные планы хозяйствования стали нормой. Осуществлялись меры по более эффективному использованию наличных кадров и ресурсов, изысканию резервов.



При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов, в том числе Совет по эвакуации, Главснабнефть, Главснабуголь, Главснабгаз, Комитет по учёту и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и устройству семей военнослужащих. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые дни войны Совинформбюро. Образовался также ряд новых наркоматов, расширялись их права в области финансов, распределения материальных ресурсов, строительства.

Суровые условия войны вызвали к жизни создание специальных чрезвычайных органов с особыми полномочиями. Высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет обороны. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в государстве, постановления имели силу законов военного времени. Своего большого аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы, общественные организации. В 1941-1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы—городские комитеты обороны, занимавшиеся оборонным строительством, созданием народного ополчения, организацией производства, ремонтом боевой техники и вооружения.



Великая Отечественная война внесла изменения и в состав, структуру, управление Вооружёнными Силами. Была объявлена мобилизация военнообязанных, по которой в первые дни войны было призвано 5 млн. человек. Также принимались меры для подготовки и обучения военному делу граждан страны. В это же время начинают формироваться дивизии народного ополчения, добровольческие части, росло число партизанских формирований на захваченной территории.

В январе-феврале 1943 г. для личного состава Красной армии и Военно-Морского флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны. Было учреждено 9 новых боевых орденов и множество медалей.

Была проведена реорганизация управления войсками, перестроена система органов стратегического и оперативного руководства Вооружёнными силами. Боевой опыт всех родов войск регулярно обобщался и нашёл своё чёткое отражение в новых уставах и наставлениях.

Претерпела изменения в годы войны и судебная система. Усилилась роль военных трибуналов в местностях, объявленных на военном положении; в их компетенцию были переданы дела, ранее рассматриваемые общими судами: хищения, грабежи, разбои, бандитизм, убийства и т.п. Военные трибуналы создавались при округах, фронтах, флотах, армиях и других соединениях. Вся система возглавлялась Верховным судом СССР, в составе которого действовали Военная, Военно-железнодорожная и Военная водотранспортная коллегии.

Судопроизводство осуществлялось на основании статей УПК, а также с учётом новых норм, продиктованных условиями военного времени. Общие суды рассматривали дела о некоторых преступлениях, составляющих подсудность и военных трибуналов, но совершённых в местностях, не объявленных на военном положении, а также дела, не относившиеся к юрисдикции военных трибуналов. Количество гражданских дел в судах резко сокращалось. В военное время надзор за законностью наряду с территориальными прокурорскими органами возлагался на военную прокуратуру.



Великая Отечественная война вызвала изменения также в организации государственного единства. Прежде всего, это заметно в расширении прав союзных республик, произведённое в 1944г. Верховный совет СССР принял законы, которыми союзные республики наделялись важнейшими правами. По одному из них разрешалось создавать свои военные формирования, которые, правда, не стали республиканскими армиями.

Другой закон предоставлял республикам право внешних отношений. Но реально субъектами международного права были признаны только Украина и Белоруссия.

Вместе с этим происходило также упразднение автономий и принудительное выселение некоторых народов с места их постоянного проживания. От этой акции пострадали немцы Поволжья, крымские татары, калмыки, чеченцы, ингуши и другие народы юга России.

Среди изменений в организации государственного единства следует отметить некоторое расширение территории Советского Союза. В 1944 г. к нему присоединилось маленькое государство—Туванская Народная Республика. В ноябре 1944 г. Красная Армия освободила Закарпатскую Украину, которая до 1939 г. входила в состав Чехословакии, затем была передана Венгрии, а в 1945 г. вошла в состав УССР. Был также произведён обмен территориями с Польшей. В результате победы в Великой Отечественной войне к Советскому Союзу отошла часть Восточной Пруссии, включая Кенигсберг, был возвращён Южный Сахалин и Курильские острова, а также старинный русский город Печенга.

Общая система советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Тем не менее, военная обстановка заставила ввести в право определённые конкретные изменения.

Советское гражданское право оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного положения. Более того, некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Важную роль сыграл принцип единства государственной собственности. Где бы и в чьём бы ведении ни находилось то или иное государственное имущество, государство всегда могло использовать его для своих потребностей.

Были расширены права хозяйственных наркоматов, упрощён порядок передачи предприятий, порядок перераспределения ресурсов.

Правовой механизм основывался, как и ранее на плановых актах и договорах, но формы планирования изменились, они стали более оперативными, действенными.

Ярко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых договорных отношений в пользу отношений властных, административно-правовых. Это особенно проявлялось в случаях передачи военной продукции, стратегических материалов.

Был упрощён порядок регламентации капитального строительства, сокращён объём необходимых проектных документов, допускались отступления от сметы и проекта, были расширены права руководителей предприятий.

5.судебная система

Война потребовала внести некоторые изменения в систему судебного управления в СССР. Военные трибуналы, как и общая судебная система в республиках, имеющих краевое (областное) деление, были построены по трехзвенной схеме. Первое звено - военные трибуналы армий, корпусов и иных воинских соединений и военизированных учреждений; второе звено - военные трибуналы военных округов, фронтов, военно-морских флотов, третье звено - Верховный Суд СССР (Военная коллегия).
Функции судебного управления в отношении военных трибуналов осуществлялись непосредственно Народным комиссариатом юстиции СССР через Управление военных трибуналов.
Война внесла некоторые изменения в систему управления специальными судами. В 1944 г. структура Народного комиссариата юстиции СССР по управлению специальными судами выглядела так: 1) Главное управление военных трибуналов железнодорожного и водного транспорта; 2) Главное управление военных трибуналов Советской армии и Военно-морского флота; 3) Управление военных трибуналов войск Народного комиссариата внутренних дел СССР. Названные управления контролировали деятельность военных трибуналов путем проведения целевых проверок и ревизий, изучения и обобщения опыта их работы и судебной практики.
Управления ведали организацией и комплектованием военных трибуналов, разрабатывали приказы и инструкции, направленные на улучшение их деятельности, вели учет и изучение кадров, ведали их подготовкой, переподготовкой и расстановкой. Вопросы комплектования кадрами военных трибуналов действующей армии были одной из важных задач Главного управления военных трибуналов Советской армии и Военно-морского флота. Управления уделяли много внимания вопросам координации деятельности военных трибуналов с органами военной прокуратуры и государственной безопасности, Военной коллегией Верховного Суда СССР.
В годы войны широко практиковались совместные разъяснения и обращения Наркомата юстиции СССР с заинтересованными ведомствами по вопросам применения судебной практики. Например, Нарком юстиции СССР, Прокурор СССР и Председатель Верховного Суда СССР 12 марта 1943 г. разъяснили, что согласно ст. 2-а Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 июля 1934 г. "Об организации воднотранспортных судов и воднотранспортной прокуратуры" все дела, подсудные линейным судам водного транспорта, в местностях, поименованных в прилагаемом списке, передаются на рассмотрение соответствующих областных, окружных и народных судов. Рассмотрение этих дел в кассационном порядке и в порядке надзора осуществляется Военной коллегией Верховного Суда СССР. В списке были указаны отдельные районы РСФСР, Казахской, Узбекской и Туркменской ССР.
Народный комиссар обороны СССР и Народный комиссар юстиции СССР дали разъяснения о порядке снятия поражения в правах лиц, отбывших основную меру наказания и призванных в армию.
Народный комиссар юстиции СССР и Прокурор СССР в мае 1943 г. разъяснили порядок привлечения к ответственности работников железнодорожного, морского и речного транспорта и Главного управления Северного морского пути при СНК СССР за преступления по службе в связи с указами Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля и 9 мая 1943 г. (Кожевников М.В. История советского суда. 1917 - 1956 гг. М., 1957. С. 341).
Немалая по объему и значению работа выполнялась в годы войны и судами общей юрисдикции. Как уже отмечалось, в отдельных районах (Москва, Ленинград и др.) они реорганизовались в военные трибуналы. Но в местностях, не объявленных на военном положении, они рассматривали много дел, связанных с нарушениями трудовой дисциплины, уклонением от военного учета, уплаты налогов или иных повинностей военного времени. За годы войны в общем числе рассмотренных этими судами дел 63,6% составили дела по указам военного времени.
Особо важное значение в условиях войны имела борьба с хищениями и растратами, когда сберегались для нужд фронта каждый рубль, каждый пуд хлеба, каждая единица готовой продукции. Количество рассмотренных дел такого рода в 1942 г. было на 7% больше, чем в 1941 г., а в 1943 г. на 20,5% больше, чем в 1941 г. В целом по сравнению с предвоенными годами число приговоренных за указанные преступления возросло на 18,2%

Значительная работа производилась общими судами по рассмотрению дел о кражах личного имущества, имевших особое распространение в период эвакуации населения.
Вместе с тем в годы войны значительно сократилась судимость за умышленное убийство, особенно в 1942 и 1943 гг. В то же время возросло число осужденных за должностные преступления.
Не прекращалось в годы войны и рассмотрение гражданских дел. Впрочем, необходимо отметить, что число гражданских дел, например исковых, резко сократилось. В 1942 г. их поступило во все суды страны меньше половины против поступивших в 1941 г., а в 1943 г. - меньше, чем в 1942 г.
Большая часть "старых" опытных судей ушла на фронт. Суды пополнялись молодыми юридическими кадрами. Естественно, что в этой ситуации неизбежны были ошибки, выявлением и устранением которых занимались суды кассационной и надзорной инстанций, в том числе и Верховный Суд РСФСР.
В годы войны, как и в предвоенные годы, возглавлял судебную систему Верховный Суд СССР, в составе которого были: Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Военная коллегия железнодорожного транспорта, Военная коллегия водного транспорта.
Как судебные коллегии, так и Пленум Верховного Суда СССР помогали судам в устранении и предупреждении ошибок в работе. Пленум Верховного Суда СССР помимо рассмотрения надзорных протестов давал судам руководящие указания по вопросам судебной практики. Всего за годы войны было принято 90 постановлений, в которых содержались такие указания. Особенно много их дано в военные месяцы 1941 г. (25) и в 1942 г. (35). Эти постановления касались широкого круга вопросов, возникавших при рассмотрении уголовных и гражданских дел, но не разрешенных законодателем. Среди них (постановлений) весьма специфические, связанные с чрезвычайными условиями войны. Например, в семи постановлениях Пленума Верховного Суда СССР давались указания, касавшиеся отсрочки исполнения приговоров на время войны с направлением осужденного в действующую армию. Давались указания и по вопросам, возникающим в практике рассмотрения гражданских дел: о возвращении колхозам и совхозам скота, незаконно отчужденного у них при его эвакуации (1942 г.); о возвращении жилой площади военнослужащим и их возвратившимся из эвакуации семьям; о рассмотрении исков в связи с причинением вреда и т.д.
Судьи в период Великой Отечественной войны выполняли не только сложную государственную работу по отправлению правосудия. Немалое число работников военных трибуналов принимали непосредственное участие в боевых операциях Вооруженных Сил. Многие из них не вернулись с фронта. Те же, кто работал в тылу, сумели, несмотря на трудности военного времени, обеспечить нормальную деятельность судов общей юрисдикции по разрешению уголовных и гражданских дел, доказали жизнеспособность судебной системы.
Приведем лишь один Указ о награждении. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 г. за успешную работу в органах советской юстиции по укреплению революционной законности и охране интересов государства в условиях Отечественной войны награждены: высшей государственной наградой - орденом Ленина - 15 человек, орденом Отечественной войны 1-й степени - 3 человека, орденом Отечественной войны 2-й степени - 10 человек, орденом Трудового Красного Знамени - 70 человек, орденом Красной Звезды - 34 человека, орденом "Знак Почета" - 188 человек, медалью "За трудовую доблесть" - 108 человек, медалью "За трудовое отличие" - 53 человека .


Просмотров 804

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!