Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ



Исторически сложились два вида международной торговой по­литики. Если государство стимулирует экспорт и сдерживает импорт товаров и услуг, говорят о политике протекционизма (защиты) соб­ственной национальной экономики. Если страны вступают в период промышленных переворотов, идет процесс либерализации внешней торговли и страны переходят к политике свободной торговли (фрит­редерству).

Исходя из анализа мира, можно сделать вывод о том, что конку­ренция на международной арене не является чистой или совершен­ной, поэтому неравенство между странами — это правило, а не исклю­чение. На этом и основаны аргументы в пользу политики протекцио­низма. Защита необходима новым появившимся отраслям, не спо­собным выдержать международную конкуренцию. Закрытие границ привлекает капитал, участвующий в развитии национальной эконо­мики, — это первый аргумент с точки зрения структуры.

С точки зрения конъюнктуры протекционизм прогрессивен тем, что может увеличить уровень занятости и возможность осущес­твлять различные программы развития.

В краткосрочном периоде он может улучшить условия обмена, перенося протекционистские издержки на иностранных производи­телей.

В самом общем виде аргументация в пользу протекционизма выг­лядит следующим образом: он устанавливает барьеры, способствуя развитию важнейших отраслей, обеспечивающих национальную бе­зопасность (сельское хозяйство, производство стали, химия, компь­ютерная техника и др.), является способом защиты определенных со­циальных слоев и некоторых региональных видов деятельностии и уровня жизни, так как включает в себя борьбу с теми развитыми стра­нами, у которых ниже уровень заработной платы.

Однако в долгосрочном плане протекционизм вреден для развития национальной экономики. Он уничтожает конкуренцию, развивает ис­кусственное преимущество той или иной отрасли и может тормозить развитие экономики в целом. Он наносит вред потребителям, так как заставляет их переплачивать за товары и услуги. Нередко правительс­тва тех или иных стран вводят протекционизм временно для защиты за­рождающейся или испытывающей трудности отрасли либо в качестве сопровождения конъюнктурной национальной политики, отличной от той, что проводят другие крупные страны. Вместе с тем нередко оказы­вается трудно определить срок этих временных мер. Во время депрес­сии 30-х гг. XX в. международная торговля потерпела крах, потому что введение протекционизма с целью защиты отечественных рабочих мест за счет рабочих мест за границей вызвало цепную реакцию в дру­гих странах с последующим экономическим спадом, имеющим гло­бальные последствия. Уроки разрушительных торговых войн этого пе­риода до сих пор заставляют правительства многих стран опасаться принятия широких торговых ограничений.



Преимущества свободной торговли основаны на том, что она бла­гоприятствует развитию международной специализации, конкурен­ции; дает возможность расширять рынки, увеличивая масштабы про­изводства, способствуя в конечном счете удовлетворению спроса потребителей.

Последовательно проводившееся в течение последних трех деся­тилетий устранение препятствий на пути международного обмена способствовало беспрецедентному экономическому развитию всего мира в целом и социальному прогрессу в тех странах, которые вклю­чились в этот процесс. Однако установление границ протекционизма и свободной торговли необходимо и при учете уровня развития стра­ны. Строгое соблюдение принципов свободы торговли всеми разви­вающимися странами могло бы подвергнуть некоторые из них опас­ности так никогда и не пройти через индустриализацию. Вполне оче­видно, что и развитым странам необходимо стараться избегать на­воднения национального рынка иностранными товарами, которое остро поставило бы проблему занятости, привело к упадку старые от­расли и дало развиться новым.

Следовательно, между свободой торговли и протекционизмом должно существовать равновесие. Это равновесие необходимо для глобального прогресса мировой экономики, а любые изменения, от­клонения в ту или иную сторону неизбежно усиливают неравенство между странами.

Для более полного понимания политики протекционизма рас­смотрим ее инструменты.

Взимание пошлины с товаров, предназначенных для внутреннего потребления, которая присовокупляется к цене товара. Однако обло­жению пошлиной подлежат не все товары. Степень защищенности отечественной отрасли зависит от ее размера и распространения на больший или меньший круг товаров. Пошлины взимаются на основе установленных тарифов специфических пошлин, исходя из количес­тва производимого товара или его стоимости.



Пошлины предусматриваются генеральным тарифом, применяе­мым к тем странам, с которыми не заключены торговые договоры. Тор­говые договоры могут вносить изменения в таможенные пошлины.

Генеральный тариф может предусматривать более жестко диффе­ренцированные репрессивные и преференциальные пошлины в пользу товаров, ввозимых из тех стран, которые связаны с данной особыми от­ношениями (например, Британское Содружество Наций).

В зависимости от целей, преследуемых таможенными тарифами, различают фискальные и защитительные пошлины. Фискальные пошлины должны обеспечивать приток поступлений государству и распространяются лишь на товары, не производимые в стране. Защи­тительными являются пошлины на все другие товары.

Иногда вводятся экспортные пошлины, ограничивающие вывоз некоторых видов сырья, но их удельный вес сравнительно невелик.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли явля­ется тариф, т.е. таможенная пошлина на импорт. Обычно он означает,
что импортер товара должен заплатить государству определенную долю цены импортных товаров.

Если для простоты пренебречь остальными издержками (кроме издержек импорта и величины таможенной пошлины), то минималь­ная отечественная цена, по которой импортер будет готов продать свой товар, равняется мировой цене плюс таможенная пошлина:

Внутренняя цена = Мировая цена • (1 + Тарифная ставка).

Рассмотрим равновесие в условиях свободной торговли и при на­личии тарифа.

Допустим, существует некоторая отрасль товаров, мировая це­на которых составляет 6000 ед. Построим график кривых отечествен­ного спроса и предложения (рис. 27.8).

При свободной торговле отечественная цена товара равна его ми­ровой цене. При этой цене спрос равен О?, а предложение на рынке — 0§. Разница между спросом и предложением покрывается импортом.

После введения тарифа поднимается цена, по которой импортер предлагает данный товар на внутреннем рынке. Тариф поднимает

отечественную цену выше ми­ровой.

Тариф способствует росту отечественного производства. На рис. 27.9 это разница между 0\ и ОТ. Тариф обеспечивает за­щиту рынка, позволяя отечес­твенным фирмам производить товары с предельными издер­жками, превышающими миро­вую цену. На стороне спроса эта цена побуждает потребителей сократить покупки данного то­вара. Спрос падает с О? до потребление смещается в точку Р. Со стороны потребителей та­риф идентичен налоговому бре­мени. В целом же импорт после введения тарифа уменьшается.

Для того чтобы определить потери и выгоды от введения тарифа, рассмотрим рис. 27.10 более подробно.

Рис. 27.8. Равновесие на рынке това­ров в условиях свободной торговли

Мировая цена + Тариф
Рис. 27.9. Равновесие на рынке при введении тарифа

Социальные издержки от введения тарифа расгшеделя- ются следующим образом. Область ЬРН) — совокупные издержки потребителей (дру­гими словами, прирост цены,
умноженной на количество потребляемого товара). Из этой величины область ЬЕС) идет отечественным произво­дителям в виде ренты, другая часть ЕРШ — как доход госу­дарству. Область Е1С соответ­ствует издержкам общества. Возросшие платежи поддер­живают неэффективное оте­чественное производство, ведь ресурсы, поступающие в отрасль, могли бы использо­ваться более эффективно в других секторах экономики. Область РСН—это потери, вызванные снижением потребления. Следовательно, обе области на рис. 27.10 представляют собой чистые издержки общества от введения тари­фа.

Был предложен ряд методов оценки потерь от введения тарифа. Эмпирически установлено, что данная величина колеблется между 1 и 10 % от ВНП. Много ли это? Для ответа на вопрос вспомним, что ВНП страны — это достаточно большой стоимостной показатель, например 1 % ВНП США составляет 10—20 % всего импорта.

Кроме тарифов существует около 50 различных тарифных огра­ничений внешней торговли. Их особенно много появилось после вто­рой мировой войны. Нетарифные ограничения страны использовали в целях сохранения строгого контроля за платежами по международ­ным сделкам в процессе восстановления экономики или выхода из состояния общеэкономической отсталости.

Рассмотрим наиболее распространенные виды нетарифных барьеров. В некоторых случаях тарифным ограничениям государ­ство может предпочесть импортные квоты. При наличии тарифа можно закупать любое количество иностранных товаров, квота, напротив, может ограничивать не только количество, но и стои­мость разрешаемого импорта. Последняя сдерживает дальнейшее увеличение затрат на импорт, если более жесткой становится инос­транная конкуренция. Если возросшая конкурентоспособность импортных товаров снижает их цену, то это лишь ускоряет сокра­щение импортных платежей. Тариф, в случае снижения цен, если спрос на импортируемые товары эластичен, может привести к уве­личению импорта.

•вая
а а
Рис. 27.10. Потери от введения тарифа
р Мировая цена + Тариф

Квоты предпочтительнее и в том плане, что предоставляют пра­вительству большую гибкость и власть при осуществлении экономи­ческой политики, тогда как повышение ставок тарифа регулируется международными торговыми соглашениями. Они придают импорту количественную определенность, кроме того, полностью изолируют отечественных производителей от угрозы иностранной конкурен­ции.

Иногда импортная квота обходится стране дороже, чем эквива­лентный тариф. Это происходит в том случае, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка. В условиях квоты оте­чественная фирма может взвинчивать цены, поскольку уверена, что объем поставок зарубежного продукта не превышает размера квоты.

Квота может принести больший ущерб, чем тариф, и в том случае, если окажется причиной монопольного положения иностранных эк­спортеров. Так, например, в конце 70-х гг. США и Япония достигли договоренности о добровольном ограничении экспорта. Это квота, введенная иностранным государством на экспорт своих товаров. В случае, если иностранцы назначают более высокие цены, компенси­руя сокращение продаж, национальным ущербом будет потеря выиг­рыша от повышения цен.

Следующая форма — субсидирование экспорта. Страны пытают­ся способствовать экспорту своих товаров посредством прямых суб­сидий, освобождая экспортные товары от некоторых отечественных налогов или посредством предоставления дешевого кредита.

Субсидии экспорта увеличивают его объем, но платит за это стра­на. При предоставлении субсидии предельная стоимость производи мых фирмами товаров выше цены, которую платят за них иностран­цы. Правительство предоставляет фирмам субсидию, которая возме­щает разницу между суммой, затраченной на производство товаров, и суммой, которую платит иностранное государство. С точки зрения потребителя, потери состоят в том, что внутри страны цены выше, чем за границей. В среднем экспортные субсидии невелики, они не выходят за пределы 1 % стоимости экспорта. Однако в некоторых случаях они оказываются весьма значительными (например, сельс­кохозяйственная продукция).

Последним из рассматриваемых элементов является демпинг. Политика демпинга схожа с субсидированием экспорта. Он имеет место, когда фирмы продают товар за границей ниже его стоимости. Демпинг обычно происходит во время экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар в своей стране не может. Тогда отрасль отправляет товар на иностран­ные рынки, подрывая производство за рубежом, чтобы стабилизиро­вать свое собственное. Демпинг, как правило, явление временное. Частная фирма не может позволить себе длительное время продавать товар по цене ниже стоимости. К демпингу особенно часто прибегают в периоды международных экономических потрясений.


Если на внутреннем рынке фирма обладает большей монополь­ной властью, чем за рубежом, и у отечественных потребителей нет альтернативы приобретению данного товара по более дешевой цене за границей, то и низкие цены экспортируемого товара будут способ­ствовать максимизации прибыли данной фирмы. В таких условиях фирма может обогащаться на внутреннем рынке. Еще более укрепля­ются позиции фирмы, если она начинает продавать свой товар за гра­ницу по более низкой цене. Так было с японской фирмой "Сони" в 70-е гг. На американском рынке фирма продавала телевизоры по 180
дол., в то время как японские потребители платили за них более 300 дол. Это привело к подрыву позиций американских производителей телевизоров. Чтобы не допустить подрыва национальной промыш­ленности, государства нередко вводят антидемпинговые таможен­ные пошлины.

При обратном демпинге цены, устанавливаемые за границей, вы­ше, чем на национальном рынке: производитель получает ренту за счет исключительности товара, созданного техническими или исто­рическими условиями. Однако одним из наиболее старых видов ан­тиконкурентной ситуации является экспортный картель. Его целью является ограничение влияния конкуренции на цену. Наиболее ус­тойчивым из них является Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Она нередко искусственно создавала дефицит, чтобы резко поднять цены.

Инструментами процесса либерализации международной тор­говли являются прежде всего зоны свободной торговли и таможен­ные союзы.

Зона свободной торговли охватывает ряд стран, которые реша­ют уничтожить все таможенные пошлины во взаимной торговле, не изменяя национальных правил, применяемых к обмену с третьими странами. Такая структура предполагает облегчение развития об­мена внутри зоны без нарушения отношений со всем остальным миром.

Страны, стремящиеся создать зону экономической интеграции, предпочитают образование таможенного союза.

Кроме уничтожения всех таможенных пошлин в торговле между странами в рамках таможенного союза страны-участницы также ус­танавливают на границах общий внешний тариф, применяемый к то­варам, ввозимым из третьих стран.

Образование зон и союзов расширяет обмен внутри границ, соз­давая тем самым экономические выгоды для стран-участниц, но ос­лабляя торговлю с другими странами.

Создание союзов и зон будет позитивным, если сопоставим ха­рактер производства стран-участниц до образования союза, доста­точно высоки результаты торговли партнеров, которую они уже осу­ществляли между собой.

Региональные союзы в форме таможенных союзов или зон сво­бодной торговли существуют на всех континентах. В Латинской Аме­рике — это Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, Андский пакт и Центральноамериканский общий рынок, в Африке — Западноафриканское экономическое сообщество, Таможенный союз Центральной Африки и т.д.

Среди промышленно развитых стран наиболее совершенным и эффективным в экономическом смысле таможенным союзом являет­ся "Общий рынок". Особую важность имеют также две зоны свобод­ной торговли: Европейская ассоциация свободной торговли и Зона свободной торговли США — Канада (зафиксирована относительно недавно, в 1987 г.).

18 Зак. 1635


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!