Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






КРЕДИТ И ЕГО ФОРМЫ. СОЗДАНИЕ БАНКАМИ ДЕНЕГ



Сущность, функции и формы кредита. Необходимость кредита обусловлена тем, что одни домохозяйства, предприятия имеют вре­менно свободные денежные средства, а другие в них нуждаются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями — биз­нес. Их взаимодействие осуществляется через посредников: коммер­ческие банки, инвестиционные компании, страховые общества, бро­керские конторы и т.д. Именно они аккумулируют свободные финан­совые средства и размещают их среди потребителей ссудного капита­ла. Система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, на­зывается кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставля­ющее ссуду, называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком.

Кредит выполняет следующие основные функции: перераспреде­лительную (посредством кредита денежные, материальные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями, регионами страны); замещения налич­ных денег кредитными деньгами и операциями (безналичный рас­чет). Эти функции определяют роль кредита в процессе воспроизвод­ства. Он ускоряет развитие производства, повышает его эффектив­ность, обеспечивает непрерывность.

В рыночной экономике кредитные ресурсы направляются пре­жде всего в наиболее прибыльные, быстрорастущие отрасли эконо­мики, используются для расширения производства, внедрения новой техники, передовых технологий. Кредит позволяет ускорить оборот средств предприятий, является важнейшим источником формирова­ния их основных и оборотных средств. Замещение наличных денег кредитными снижает затраты на организацию денежного обращения в стране, ускоряет оборачиваемость денежных средств, упрощает расчеты между хозяйствующими субъектами.

Развитие кредитных отношений привело к появлению различ­ных форм и видов кредита. Их можно классифицировать по ряду признаков. В зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают онкольный (выдается на небольшой срок и погаша­ется по первому требованию кредитора); кратко- (до одного года), средне- (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов и заемщиков выделяют следующие основные формы кредита: банковский, коммерческий, государствен­ный, потребительский, международный, лизинг-кредит.



Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. В зави­симости от обеспечения различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные (необеспеченные) ссуды. Обеспеченной называет­ся ссуда, выдаваемая под залог. В качестве последнего могут выступать ценные бумаги, недвижимость и другие товарно-материальные ценнос­ти. Кредит, выдаваемый под залог недвижимости, получил название ипотечного. Необеспеченная ссуда—это ссуда, выдаваемая без залога.

По срокам погашения ссуды бывают срочные, отсроченные и про­сроченные. Срочные — это ссуды, срок погашения которых наступил, отсроченные — ссуды, срок погашения которых отнесен банком на более поздний период (пролонгированные ссуды). Просроченные — это ссуды, не возвращенные в установленный срок. По характеру по­гашения различают ссуды, погашаемые единовременным взносом и в рассрочку.

Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый хозяйству­ющими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Необходимость в нем возникает вследствие несовпадения времени производства и обращения отдельных товаров.

Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами — банки, население, предприятия. Для за­имствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство.

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительско­му относят и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трех месяцев, в размере от 50 до 80 % стоимости закладываемого имущес­тва. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, прода­ются, а вырученные средства идут на покрытие долга.



Лизинг-кредит — это предоставление в долгосрочную аренду ма­шин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финан­совый и оперативный. При финансовом кредите технические сред­ства предоставляются на весь срок их амортизации, при оператив­ном — срок соглашения короче срока службы средств производства.

Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институ­тами, частными фирмами в процессе международного экономическо­го сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя мо­жет предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внеш­ние займы. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа.

Банки путем кредитования способны создавать новые деньги. Как это происходит? Каждый коммерческий банк или другое кредитное уч­реждение должны иметь установленные законом обязательные резер­вы. Их размер определяет центральный банк: он указывает, какой про­цент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкла­дов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности. Этот про­цент называется резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Процесс создания банками денег рассмотрим при следующих упрощениях: норма обязательных резервов одинакова для всех банков и равна 10 %; в балансовых отчетах банка отражаются только изменения; избыточные резервы (они равны разнице между общими и обязательными резервами банка) банки ис­пользуют для выдачи ссуды одному лицу.

Предположим, человек вложил в банк А1000 дол. Тогда балансо­вый отчет банка, в котором по условию отражаются только измене­ния, будет таким:

Активы Пассивы
Резервы + 1000 дол. Депозиты +1000 дол.

 

Фактические резервы банка А составляют 1000 дол., обязатель­ные —10 %, или 100 дол. Избыточные резервы равны 900 (1000-100) дол. Банк А имеет право отдать в ссуду 900 дол. Допустим, он дал в за­ем эти деньги некоему хозяйствующему субъекту. Теперь его балан­совый отчет будет иметь вид

  Активы Пассивы
Банк А Обязательные резервы + 100 дол. Ссуда + 900 дол. Депозиты + 1000 дол.

 

Таким образом, на счету банка А значатся депозиты в сумме 1000 дол. и ссуда в 900 дол. Общая сумма денег составляет 1900 дол. Сле­довательно, банк А создал 900 дол. дополнительных денег.

Допустим, хозяйствующий субъект использовал полученную ссуду в 900 дол. для оплаты купленного сырья. Поставщики сырья пе­реведут полученные деньги (наличные или чек) на свой счет в банке Б. Этот банк, получив вклад в размере 900 дол., тоже оставит 10 %, а остальные деньги отдаст в ссуду. Его балансовый отчет будет таким:

  Активы Пассивы
Банк Б Обязательные резервы + 90 дол. Ссуда + 810 дол. Депозиты + 900 дол.

 

Банк Б создает дополнительные деньги — 810 дол. Получив эту ссуду, другой хозяйствующий субъект может истратить ее, заплатив третьим лицам за товары или услуги. Последние положат получен ные деньги в банк В. Балансовый отчет банка В будет таким:

  Активы Пассивы
Банк Б Обязательные резервы + 81 дол. Ссуда + 729 дол. Депозиты + 810 дол.

 

Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вкла­да не будет использована в качестве обязательных резервов. Теорети­чески при норме резервов в 10 % каждый 1 дол., вложенный в банк, приведет к созданию 10 дол. И наоборот, каждый изъятый из банка 1 дол. приведет к сокращению денежной массы на 10 дол., т.е. имеет место эффект мультипликации. Денежный мультипликатор т мож­но определить по формуле

го = 1 /

где К — резервная норма; т — максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано 1 дол. при данной величине К.

Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых ин­ститутов является основным объектом денежно-кредитного регули­рования. Изменяя его с помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью стабилиза­ции совокупного объема производства, уровня цен и занятости.

24.4. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ТИПЫ

Сущность денежно-кредитной политики. Под денежно-кре­дитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпри­нимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регу­лирования экономики. Она является частью общей макроэкономи­ческой политики. Основные конечные цели денежно-кредитной по­литики: устойчивые темпы роста национального производства, ста­бильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приори­тетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими явля­ются объем денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разде­лить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность де­нежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора ин­струментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудно­го капитала в целом. Селективные методы направлены на регламента­цию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изме­нения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на от­крытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредит- ного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоя­тельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставлен­ные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это "цена" дополнительных резервов, ко­торые центральный банк предоставляет коммерческим. Централь­ный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложе­ние денег в стране.

При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерчес­ких банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличива­ет на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заем- щиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержа­ния таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем са­мым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предостав­ляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится де­шевле, что стимулирует развитие производства.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что за­медляет (или сокращает) темпы роста, предложение денег и повыша­ет ставку ссудного процента. "Дорогой" кредит предприниматели бе­рут реже, а значит, меньше средств вкладывается в развитие про­изводства.

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков не­обходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэф­фективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирова­ния возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обяза­тельные резервы получили другое назначение: с их помощью осущес­твляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а зна­чит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные ре­зервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что при­ведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увели­чить обязательные резервы, чтобы выполнить требования централь­ного банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, за­емщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обяза­тельных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возмож­ности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обяза­тельных резервов изменяет также денежный мультипликатор.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране разви­того рынка ценных бумаг.

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздей­ствует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную мас­су он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие бан­ки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Покупку государственных ценных бумаг у населения централь­ный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерчес­кие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег в стране необходимо сократить, централь­ный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку ком­мерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки ре­зервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммер­ческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая ре­зервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а следова­тельно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным опера­тивным средством воздействия центрального банка на денежно-кре- дитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и адми­нистративные методы регулирования денежной массы: прямое ли­митирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров креди­тования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования от­носят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под за­лог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установ­ление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокуп­ность инструментов.

Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных ти­па денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В ус­ловиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ог­раничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрик- ционную политику, предпринимает следующие действия: продает го­сударственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры ока­зываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой ак­тивности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении мас­штабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денеж­ной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредит- ной политики исходя из состояния экономики страны. При разработ­ке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-пер- вых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на мо­нетарные факторы нестабильности.

МОДЕЛЬ 15- ЬМ

Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Это позволяет оп­ределить условия, при которых наступает одновременное равновесие на обоих рынках. Модель двойного равновесия была разработана из­вестным английским экономистом Дж.Хиксом и получила название "модель 15 — ЬМ".

Дж.Хикс был последователем Дж.М.Кейнса, и модель базируется на кейнсианских теоретических положениях, согласно которым на­циональный объем производства равен национальному доходу.

Чтобы построить модель 15—ЬМ, необходимо определить парамет­ры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производ­ства или национального дохода. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок, а значит, и общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем плановых инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Однако, согласно Кейнсу, именно равенство совокупных расходов националь­ному доходу определяет равновесие на рынке товаров.

Таким образом, денежный и товарный рынки взаимосвязаны че­рез национальный доход У, инвестиции /, процентную ставку и Рас-

I I


 

смотрим эти взаимосвязи графически сначала на товарном, а затем на денежном рынке. Уровень цен будем считать постоянным.

Товарный рынок. Обратная зависимость между уровнем процен­тной ставки г и плановыми инвестициями I на товарном рынке отра­жена на рис. 24.4, а. При уровне процентной ставки ц объем плановых инвестиций будет 1\. Соответственно совокупные расходы АЕ (рис. 24.4, б) показаны кривой С+1\ + С, которая, пересекаясь с биссектри­сой, определяет точку равновесия Е\ и равновесный объем нацио­нального дохода У\. Таким образом, при процентной ставке ц равно­весным будет национальный доход У\. Эти параметры определят точ­ку А (рис. 24.4, в).

Допустим, процентная ставка снизилась с ц до п. Это приведет к росту плановых инвестиций с 1\ до /г и увеличению совокупных рас­ходов. Кривая совокупных расходов сдвинется вверх, в положение С+/г + С (см. рис. 24.4, б). Новое положение равновесия на товарном рынке будет достигнуто в точке Ег> а равновесным будет националь­ный доход Уг. Так как инвестиции обладают мультипликационным эффектом, то определить прирост национального дохода можно пу­тем умножения прироста инвестиций на мультипликатор. На рис. 24.4, в значениям г'г, У г будет соответствовать точка В.

Если непрерывно изменять значения процентной ставки и для каждого находить соответствующие значения национального дохо­да, то на графике получим кривую 15 (см. рис. 24.4, в). Каждая ее точка выражает такую комбинацию г и У, при которой наступает равнове­сие на товарном рынке, т.е. выполняется кейнсианское условие рав­новесия: совокупные расходы равны произведенному национально­му доходу.

Кривая 15 имеет нисходящий вид, что объясняется обратной за­висимостью между уровнем процентной ставки и величиной сово­купных расходов, национального дохода. Все точки, лежащие вне кривой /5, дают неравновесное состояние товарного рынка.

Денежный рынок. Допустим, произведен национальный доход У\. Его объем определяет спрос на деньги для сделок и соответственно со­вокупный спрос на деньги Д„1. Если предложение денег 5т, то денеж­ный рынок будет находиться в равновесии в точке Е\ (см. рис. 24.5, а).

Следовательно, при национальном доходе У1 денежный рынок будет равновесным, если процентная ставка будет ц. Значения У\9 ц определяют на рис. 24.5, б точку А.

Предположим, что национальный доход вырос с У\ до Уг. Соот­ветственно увеличился спрос на деньги для сделок и совокупный спрос с От\ до Лп2 (см. рис. 24.5, а). Спрос на деньги превысил их предложение. Это привело к росту ставки процента до п.

При национальном доходе У г денежный рынок будет находиться в равновесии, когда ставка процента будет равна гъ Значения У г и гг определят на графике точку 5.

Изменяя непрерывно объем национального дохода, можно опреде­лить множество процентных ставок, при которых рынок денег будет на­ходиться в равновесии, и построить кривую ЬМ (см. рис. 24.5, б). Каж-

Количество денег У\

Рис. 24.5. Равновесие денежного рынка. Кривая ЬМ

дая точка кривой показывает такую комбинацию г и У, при которой ры­нок денег будет равновесным.

Кривая ЬМ имеет восходящий вид, что объясняется прямой зави­симостью между г и У.

Модель 15—ЬМ. Кривая 15 отражает все соотношения между У и г, при которых товарный рынок находится в равновесии; кривая ЬМ — все комбинации У и х, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, обе кривые необходимо совместить на одном графике (рис. 24.6). Точка Е единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Кривые 15у ЬМ могут изменять свое положение под воздействием различных факторов. Так, изменения потребления, государственных закупок, чистых налогов приводят к сдвигам кривой 15. Изменения предложения денег сдвигают кривую ЬМ.

Наибольший интерес представляют сдвиги кривых, происходя­щие при изменениях государственных расходов и предложения де­нег, ибо они являются объектами регулирования в фискальной и де­нежно-кредитной политике.

Рассмотрим сдвиг кривой /5, вызванный ростом государствен­ных расходов. Предположим, что первоначально общее равновесие г на рынках товаров и денег дости­

галось в точке Е при процентной ставке хе и национальном доходе Уе (рис. 24.7, а).

Допустим, экономическая си­туация в стране потребовала уве­личения государственных расхо­дов. Они привели к увеличению совокупных расходов, что обус­ловливает увеличение националь­ного объема производства и наци- У г 1 онального дохода (следует учиты-

Е вать, что государственные расхо-

15 V   ш )
---------------- 1------------------- ь.

Р и с. 24.6. Модель 15—ЬМ ды обладают эффектом мультип­
ликатора). Это приводит к сдвигу кривой 15 в положение /51. Если бы при этом процентная ставка осталась прежней то новое положение равновесия было бы достигнуто в точке Ег, а национальный доход был бы Уг. Однако растущий национальный доход увеличивает сово­купный спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что ведет к росту процентной ставки.

На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей соответственно увеличивать объем инвестиций. Однако рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процен­тной ставке \е прирост инвестиций. В результате национальный до­ход увеличится до У и а не до Уг. В этом случае новое положение рав­новесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е\ при значениях г\> У\.

Таким образом, модель 15—ЬМ показывает, что рост государ­ственных расходов вызывает как увеличение объема национального дохода с Уе до У и так и рост процентной ставки с хе до х\. Вместе с тем национальный доход возрастает в меньшей степени, чем следовало ожидать, так как рост процентной ставки снижает мультипликацион­ный эффект государственных расходов: прирост государственных расходов (как и других автономных расходов) частично вытесняет плановые частные инвестиции. Такое явление получило название эффекта вытеснения. Оно снижает эффективность экспансионис­тской (стимулирующей) фискальной политики. Именно на него ссы­лаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недоста­точно действенна и приоритет в макроэкономическом регулирова­нии должен быть отдан денежно-кредитной политике.

Рассмотрим перемещение кривой ЬМ под влиянием изменения предложения денег. Предположим, что предложение денег увеличи­лось и начало превышать спрос, что приведет к понижению процентной ставки. Новое положение равновесия на денежном рынке будет достиг­нуто при более низкой процентной ставке г\у что обусловит соответ­ствующий сдвиг кривой ЬМ вправо, в положение ЬМ\ (рис. 24.7, б).На

Рис. 24.7. Сдвиги в моделях кривых 15 (а) и ЬМ (б) соответственно

 

товарном рынке по мере снижения процентной ставки предпринимате­ли начнут увеличивать плановые инвестиции, что приведет к росту со­вокупных расходов и в конечном итоге к росту национального дохода. С учетом мультипликационного эффекта национальный доход возрас­тет с Уе до У\. В точке Е\ рынок денег и рынок товаров снова будут нахо­диться в равновесии.

Таким образом, экспансионистская денежно-кредитная полити­ка привела к новому положению равновесия, которое характеризует­ся более низкой процентной ставкой ц и более высоким националь­ным доходом У и При сокращении предложения денег все происходит в обратном порядке.

Следовательно, в модели /5—1М изменения в предложении денег влияют на уровень равновесия национального дохода. Однако после­дователи Кейнса утверждали, что это влияние иногда незначительно, например, при процентных ставках, близких к минимальным. Чрез­вычайно низкие процентные ставки приводят к тому, что население, банки не желают приобретать облигации, а предпочитают накапли­вать деньги, каково бы ни было их предложение. В этом случае кри­вая спроса на деньги почти параллельна оси абсцисс, а значит, кривая ЬМ имеет в начале практически горизонтальный участок.

Допустим, первоначально рынки товаров и денег находятся в равновесии в точке пересечения кривых 15 и ЬМ — точке Е (рис.24.8). Предположим, предложение денег увеличилось. Это обусловило сдвиг кривой ЬМ вправо, в положение ЬМ\. А посколь­ку кривая имеет почти горизонтальный участок, этот сдвиг не при­ведет к сколько-нибудь существенному снижению процентных ставок, объем инвестиций и национального дохода останутся на прежнем уровне. Следовательно, в данном случае изменение пред­ложения денег не изменит реальный национальный доход. Такая ситуация получила название ликвидной ловушки. На нее ссыла­лись ранние последователи Кейнса, доказывая неэффективность денежно-кредитной политики.

Монетаристы более глубоко исследовали влияние изменения количества денег на экономику страны. Они показали, что денеж-

------------------- :-------------------- ► У Уе Рис. 24.8. Ликвидная ловушка
ЬМ
ЬМ,

г но-кредитная политика воздей-

ствует на национальный доход не только через норму процента и инвестиции, как считали кейн- сианцы, но и через приобретение товаров длительного пользова­ния, изменения цен на акции, объемов государственных заку­пок. Поэтому сегодня практи­чески все экономисты считают денежно-кредитную политику эффективным инструментом макроэкономического регули­рования.

Литература

Долан ЭДжЛиндсейД. Макроэкономика. СПб., 1994.

Маккониелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992. Т.1.

Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1994.

Учебник по основам экономической теории /Под ред. В.Д.Камаева. М., 1994. Экономическая теория: Учебник/Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1997. Экономическая теория: Практикум /Под ред. Н.И.Базылева, Л.В.Воробьевой. Мн., 1997.

ГЛАВА 25

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

25.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения пот­ребностей, повышение благосостояния и создание системы социаль­ных гарантий. Поскольку в любом обществе конечной целью про­изводства является удовлетворение потребностей людей, обеспече­ние определенного уровня потребления населения — основная цель социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, нуждающиеся в поддержке государства, т.е. те, кто не имеет факторов производства (нетрудоспособные — дети, люди преклонного возрас­та, инвалиды и неимущие) и не может применять свой труд (безра­ботные) и др.

Уровень потребления членов общества определяется такими факторами, как размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и клима­тические условия и т.д. При этом в условиях рыночной экономики инфляция, кризисы ведут к увеличению безработицы и падению уровня жизни населения. Целями социальной политики являются нейтрализация негативных последствий рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий жизни для всех членов общес­тва. На обеспечение эффективной занятости населения, повышение трудоспособным населением своего благосостояния за счет труда, ре­гулирование доходов должна быть направлена деятельность государ­ства. Государство создает условия и для роста уровня жизни, повы­шения доходов малоимущих членов общества, пособий по безработи­це и многодетным семьям.

Социальная политика государства осуществляется по несколь­ким направлениям.

Первое направление предполагает, что часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда. Со стороны госу­дарства необходимо учитывать тенденции в области занятости, связан­ные с сокращением общей численности занятых в стране, перераспре­делением занятых между государственным и негосударственными сек­торами экономики, усилением процессов трудовой миграции.

Второе направление связано с регулированием доходов, приоста­новлением социального расслоения, снижения уровня жизни, беднос­ти. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью.

Особенностью третьего направления является то, что проводи­мые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют свя­зи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь.

При этом государство обязывает предпринимателей выплачи­вать работникам заработную плату не ниже определенного миниму­ма; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия по безработице, выплаты по социальному обеспечению, го­сударственные пенсии и т.п.) приходилось не менее 60 % расходов федерального бюджета и 15 % валового национального продукта. За­рубежный опыт государственного регулирования доходов населения показывает, что вмешательство государства в перераспределение до­ходов увеличивается. Таким образом, социальная политика решает задачи, обеспечивающие создание условий для роста благосостояния каждого человека и общества в целом, формирование экономических стимулов людей для участия в общественном производстве, воспро­изводство оптимальной структуры общества, создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей.

Следует учитывать взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества. Так как решение задач социальной политики определяется экономическим развитием стра­ны, то она выступает как фактор экономического развития, связан­ный с реализацией творческого потенциала трудовых ресурсов об­щества. Поэтому пределы социальных выплат должны быть согласо­ваны с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Ес­ли социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджет­ного дефицита и инфляции, то перераспределение заменяется ин­фляционным повышением номинальных доходов. В таком случае границы участия государства в реализации социальной политики оп­ределяются прежде всего состоянием экономики. Так, например, за девять месяцев 1997 г. расходы государственного бюджета республи­ки на финансирование социальной сферы и мер по социальной защи­те населения составляли 32 893,9 млрд руб., или 13,2 % к ВВП и 43,6 % от общей суммы расходов. При определении объемов и сроков соци­альных выплат необходимо учитывать негативные последствия. Так, например, при социальной помощи безработным важно установить объем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить у них стремле­ния к поиску рабочих мест.

Государству необходимо так осуществлять социальную полити­ку, чтобы сделать ее эффективной и не допускать инфляционного обесценения социальных расходов, образования дефицита сбереже­ний, роста безработицы. Социальная политика базируется на следу­ющих принципах:

всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения; гибкость системы социальных гарантий; наличие ресурсного обеспечения социальной политики. Практическая реализация этих принципов осуществляется пос­редством формирования эффективной системы социальной защиты. Основными элементами этой системы являются формирование, под­держание развития и реализация способностей человека, контроль общества за уровнем доходов, компенсация и индексация текущих доходов населения, соблюдение социально обоснованных нормати­вов использования трансфертных выплат.

Функции социальной политики проявляются в содействии раз­витию отношений равенства и справедливости в обществе, созданию условий для роста благосостояния всех членов общества, системы со­циальной защиты населения; регулированию доходов и занятости трудоспособного населения.

Социальная политика осуществляется на различных уровнях. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает соци­альная политика фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется обще­государственная и региональная социальная политика. На интер­уровне реализуется межгосударственная социальная политика, свя­занная с решением глобальных экономических проблем, преодоле­нием социально-экономической отсталости отдельных стран.

Рассмотрим некоторые примеры реализации социальной политики в индустриально развитых странах. Так, например, Американская мо­дель социальной поддержки населения, поощряя предпринимательс­кую активность, уменьшает социальную напряженность малообеспе­ченных групп населения посредством обеспечения приемлемого уров­ня жизни за счет частичного перераспределения национального дохо­да. В США сложилось два независимых направления социального обеспечения: государственное и частное. Государство отвечает за под­держку минимального уровня помощи и ее высокую доступность. Биз­нес представляет социальные услуги в большем объеме и лучшего ка­чества. Социальная помощь осуществляется по двум важным направ­лениям, связанным со стимулированием роста занятости, переподго­товкой, увеличением числа рабочих мест и государственным страхова­нием, предполагающим увеличение социализированных выплат по старости, инвалидности, при потере кормильца и т.д.

Шведская модель характеризуется высоким уровнем социальной защищенности всего населения.

В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенса­ция, адаптация и индексация их текущих доходов.

Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию от производителя к потребителю при по­вышении цен на эту продукцию. Например, дотации на товары дет­ского ассортимента передаются семьям с детьми. При этом систему компенсаций надо построить таким образом, чтобы, с одной стороны, защитить малоимущие слои, а с другой — увязать компенсационные выплаты с трудовым вкладом каждого.

Понятие адаптации связано с повышением фиксированных вып­лат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной заработной платы) по мере роста цен. Адаптация позволяет добиться стабильности в со­отношении между определенными стандартами уровня жизни и га­рантированной обеспеченностью нетрудоспособных.

Как уже отмечалось, рост инфляции предполагает введение ин­дексации текущих доходов населения. В мировой практике для учета уровня жизни населения используется показатель индекса стоимос­ти жизни, который отражает изменение индекса цен и тарифов фик­сированного набора товаров и услуг, входящих в потребление сред­него жителя страны. Он отражает ценовые изменения основных эле­ментов потребительских доходов. Для исчисления индекса стоимос­ти жизни производится определение структуры семейных расходов ("потребительской корзины") и выведение на этой основе товарных коэффициентов. Из-за быстрого изменения данных о структуре пот­ребительских расходов во многих странах мира они ежегодно пере­сматриваются по результатам обследования семейных бюджетов. Пересмотру подлежит и набор товаров, учитываемых при определе­нии индекса стоимости жизни.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!