Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ НАЛОГОВ



Сущность налогов. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательс­тва. Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства и выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государ­ственных финансовых ресурсов. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внут­реннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную (рас­пределительную), регулирующую и социальную. Фискальная фун­кция обеспечивает поступление в государственную казну средств, ко­торые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и обеспечивают финансирование государственных расходов. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференци­рованных налоговых льгот. Она может быть направлена, во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложе­ние продукции (услуг). Во-вторых, с помощью системы налогов госу­дарство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос. Со­циальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализу­ется посредством дифференцированного налогообложения.

Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, ко­торая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых сред­ствах. Кроме того, с помощью этой функции можно оценить эффек­тивность налогового механизма, контролировать движение финан­совых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в нало­говую систему и налоговую политику.

Совокупность налогов, принципов и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. С из­менением форм государственного устройства меняется и налоговая система.

В зависимости от степени разделения власти внутри государства существует двух- и трехзначная налоговая система. Например, в Гер­мании и США она действует на государственном, региональном и местном уровнях.

В систему налогообложения должны быть заложены определен­ные принципы, следуя которым можно добиться воздействия на об­щественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом.



1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу.

2. Налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное ли­цо, должен быть точно определен.

3. Вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа и удерживал возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства1.

Принципы налогообложения. Современная система налогооб­ложения включает следующие принципы:

1) справедливости, нейтральности по отношению ко всем пла­тельщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависи­мости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется че­рез дифференцированные налоговые ставки;

2) определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщи­кам;

3) однократности налогообложения, предполагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на нацио­нальном, так и на международном уровне;

4) гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической полити­кой государства;

5) стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

6) обязательности уплаты налогов.

Элементы налогообложения. Соответствующие законодатель­ные акты устанавливают методы построения и взимания налогов, т.е. определяют их элементы:

1) субъект налога - это плательщик налога, юридическое или фи­зическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог;



хСмит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. Кн. 5. Гл. 2. С. 588-589.

2) носитель налога - лицо, фактически уплачивающее налог. Вы­деление этого элемента объясняется тем, что налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя про­дукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стои­мость, акциза и др.). Чаще субъект и носитель налога совпадают;

3) объект налога - это доход или имущество, с которого начисля­ется налог: прибыль и доход, стоимость определенных товаров, до­бавленная стоимость на продукцию, работы, услуги, имущество юри­дических и физических лиц, передача имущества (дарение, наследо­вание), операции с ценными бумагами и т.д.;

4) источник налога - это доход субъекта, за счет которого уплачи­вается налог: прибыль, заработная плата, процент, рента;

5) ставка налога - величина налога на единицу обложения объекта;

6) единица обложения - единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.).

Классификация налогов. Для того чтобы дать оценку справедли­вости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в стра­нах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют: пропорциональный (указывает на то, что абсолютная сум­ма налога пропорциональна доходу работника), регрессивный (озна­чает рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивный (указывает на то, что в процентном отно­шении налог устанавливается тем выше, чем выше доход) налоги.

С точки зрения способа взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Первые выплачиваются с доходов и имущества юриди­ческих и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недви­жимость) и прямо пропорциональны платежеспособности налого­плательщика; вторые устанавливаются в виде надбавок к цене (тари­фу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

По сфере распространения налоги делятся на общегосударствен­ные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступаю­щие в государственный бюджет и формирующие его на 90 % (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). К местным налогам относятся налоги, поступаю­щие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (зе­мельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добав­ленную стоимость, на доходы и прибыль).

С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсион­ный фонд и пр.).

Основную часть взимаемых налоговых сумм дает подоходное нало­гообложение. Подоходный налог взимается с физических и юридичес­ких лиц, является функцией располагаемого дохода и носит прогрес­сивный характер. Данным видом налога облагается не весь валовой до­ход плательщика (совокупный доход из различных источников), а только облагаемый доход, полученный после законодательно огово­ренных вычетов из него. К вычетам относят производственные, реклам­ные, командировочные, транспортные и некоторые другие расходы, а также ряд налоговых льгот (необлагаемый минимум, скидка с доходов лиц, имеющих иждивенцев, инвалидов, пособия по социальному стра­хованию и социальному обеспечению, алименты, пенсии и т.д.).

Система подоходного налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Это чрезвычайно важная и трудная задача. Американский экономист А.Лаффер разработал корре­ляционную зависимость между доходом бюджета, величиной налого­вой ставки и облагаемой налогом частью ВНП (налоговой базы). На ос­новании кривой Лаффера (рис. 23.1) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту дохо­дов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. За пределами этого уровня начинается так называемая "запретительная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые по шкалам этой зо­ны, подавляют частную инициативу, ведут к сокращению инвестиций.

Так, по мнению Лаффера, ставка налога г, равная 50 %, дает мак­симальную сумму налоговых поступлений в бюджет г а и является оп­тимальной налоговой ставкой. По мере ее роста налоговые поступле­ния з бюджет уменьшаются, что объясняется снижением предприни­мательской активности. Таким образом, налоговая ставка будет оп­тимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максималь­ные поступления в бюджет, а с другой - стимулировать (по меньшей мере не сдерживать) предпринимательскую активность субъектов хозяйствования.

Определить конкретную оптимальную ставку очень трудно, так как в оценке ее экономической целесообразности немаловажную роль иг­рают национальные, психологические и другие факторы. Считается, что высшая налоговая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.

Начиная с 1986 г. правительства США и Великобритании больше вни- 100 ж мания стали уделять вопросу преобра­зования неэффективных налоговых систем. Цель этих реформ заключалась в уменьшении высших налоговых ста- гА 50 вок и стимулировании инвестицион­ной деятельности. Так, в краткосроч­ном периоде снижение налоговой став­ки уменьшило сумму налоговых пос­туплений в бюджет; в долгосрочном в

результате повышения деловой актив- Р и с. 23.1. Кривая Лаффера

ности абсолютные налоговые поступления в бюджет стали возрастать. Однако политикам нельзя забывать о том, что такая схема затрудняет реализацию социальных программ.

Подоходный налог с физических лиц относится к прогрессивным налогам: налоговая ставка растет по мере роста дохода. Объектом об­ложения является личный доход граждан, скорректированный с уче­том вычетов. К последним относятся ряд налоговых льгот (пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, пенсии, алименты, льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемо­го минимума. В настоящее время происходит переход к прогрессив­ному налогообложению совокупного дохода граждан на основе все­общего декларирования доходов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. "О налогах и сборах в бюджет РБ" предприятия независимо от форм собственности облагаются следующими видами налогов.

Подоходный налог с юридических лиц (налог на прибыль и дохо­ды) носит прогрессивный характер и является прямым налогом. Об­лагаемый доход формируется после вычета из валового дохода фир­мы производственных, транспортных, рекламных, командировоч­ных затрат. Кроме того, к вычетам относят необлагаемый минимум, льготы предприятиям в виде ускоренной амортизации и некоторые другие. Субъектами налога на доходы и прибыль являются все пред­приятия. Этот налог ориентирует на выполнение стимулирующей функции системы налогообложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - второй по значимости налог. Он является сравнительно новой формой обложения и влияет на экономическое поведение производителей и потребителей. Добавлен­ная стоимость включает заработную плату, амортизацию, прибыль, процент за кредит, расходы на электроэнергию. НДС — косвенный на­лог, включаемый в оптовую цену, в результате чего носителем его явля­ется покупатель. В связи с этим он носит регрессивный характер для ко­нечного потребителя. Ставки НДС колеблются от 10 до 20 %.

Акцизом облагается продукция, имеющая по своей специфике мо­нопольные цены и устойчивый спрос. Это косвенный налог, который включается в цену товара, увеличивая ее. По способу изъятия акцизы делятся на индивидуальные (на табачные, винно-водочные изделия, бензин и пр.) и универсальные (налог с оборота). Объектом обложе­ния является выручка от реализации продукции, носителем акциза - покупатель. Акцизные ставки дифференцируются по видам товаров.

Налог на недвижимость относится к прямым налогам и уплачива­ется за пользование производственными и непроизводственными фондами, объектами нового и незавершенного производства. Бюд­жетные организации данным видом налога не облагаются.

Экологический налог взимается с предприятий за объем добычи природных ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. Налог дифференцируется в зависимости от размера превы­шения объемов добычи и выбросов сверх установленных лимитов и может взиматься в трех- или пятикратном размере.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!