Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Предложение отражает связь между ценой и количеством товара, которое продавцы желают и могут продать. Объем предложения — это количество товаров или услуг, которое может быть предложено для реализации в определенный промежуток времени по данной цене.

Более высокие цены увеличивают доход от реализации продук­ции, стимулируя тем самым выпуск дополнительной. Кроме того, по мере роста ооъема предложения рост средних и предельных издер­жек производства вызывает необходимость повышения цен. Таким образом, закон предложения отражает прямо пропорциональную за­висимость между ценой и объемом предложения.

Закон предложения может быть выражен с помощью следующей математической зависимости:

О, = (Р, Рр, Г, Я),

где (2$—объем предложения; Р— цена товара или услуги; Рр—цены на ресурсы; Т— технология; Я — другие факторы.

В целом функция предложения от цены, как и функция спроса, может быть задана одним из трех способов: табличным, аналитичес­ким или графическим.

Функция предложения от цены, заданная табличным способом, выглядит следующим образом:

Рх
 

 

Данные отражают тенденцию к увеличению производства при высоких ценах. Однако как цены, так и объем предложения имеют свои границы роста. Предел роста цен определяется спросом. Пони­жение спроса при росте цен заставляет товаропроизводителей сни­жать объемы производства из боязни перепроизводства.

Функция предложения по цене, заданная аналитическим спосо­бом, может быть представлена в виде

= с + с(Рх,

где с и с1 — константы.

Графически функция предложения от цены изображается кривы­ми предложения, имеющими положительный наклон (рис. 10.4). Предложение каждого отдельного продавца на рынке называется ин­дивидуальным предложением. Сумма индивидуальных предложений составляет рыночное предложение. Кривая рыночного предложения также будет иметь положительный наклон. Построение кривых ин­дивидуального и рыночного предложения аналогично построению кривых индивидуального и рыночного спроса.

По табличным данным построим кривую предложения.

Кривая предложения 51 отражает прямую зависимость между це­ной и объемом предложения: чем выше цена, тем выше объем предло­жения, и наоборот. Она строится исходя из предпосылки, что все другие факторы остаются неизменными.

В случае изменения цены говорят об изменении величины (объе­ма) предложения. В случае воздействия других (неценовых) факто­ров происходит изменение предложения (характера предложения) и смещение кривой предложения влево или вправо. Кривая 51 на рис. 10.4 перемещается в положение 5г при росте предложения в резуль­тате воздействия неценовых факторов. Обратное перемещение из по­ложения 5г в положение 51 произойдет при уменьшении предложе­ния.



К неценовым факторам предложения принадлежат:

1) издержки производства. При повышении цен на факторы про­изводства производство товара будет становиться менее выгодным, так как будут повышаться затраты. Кроме того, повысится минимальная цена, которую производители желают получить, поставляя на рынок некоторое количество товара. В результате предложение уменьшится и кривая предложения сместится влево. Совершенствование технологии понизит издержки на единицу продукции, а следовательно, приведет к росту предложения и сдвигу его кривой вправо. Изменение налогов и субсидий также будет влиять на издержки и оказывать сдерживающее или стимулирующее влияние на предложение;

2) изменение цен на сопряженные товары. Рост цены на один из них увеличит спрос и предложение другого. Рост цены одного из комплементарных товаров приводит к уменьшению предложения другого;

3) ожидание производителей (продавцов) товара и их числен­ность. Так, прогнозируемое снижение цен на топливо, сырье, уменьшение налогов могут увеличить предложение и наоборот.

Для анализа степени воздействия цены на величину предложе­ния применяется показатель эластичности предложения, который показывает степень реакции предложения на изменение цены.


р

р


■'—►а
1 3 5 7 9 11
Рис. 10.5. Изменение эластичности предложения
Рис. 10.4. Предложение и его изменения

 

 




Коэффициент эластичности предложения по цене представляет собой отношение процентного изменения величины предложения к процентному изменению цены:

е8 = % ДО,/% АР.

Эластичность предложения товара зависит от многих факто­ров: индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, скорости перелива капитала из одной отрасли в дру­гую и т.д. Особенно большое влияние на эластичность предложе­ния оказывает фактор времени: прежде чем предложение приспо­собится к новому уровню цен, должен пройти определенный пери­од времени.

Кривые предложения с различной эластичностью показаны на рис. 10.5.

Чем большее количество времени имеет в своем распоряжении производитель товара, тем эластичнее будет предложение данного товара.

В мгновенном периоде производитель не сможет увеличить про­изводство товара, коэффициент эластичности предложения будет равен нулю, кривая предложения 5] совершенно неэластична.

В краткосрочном периоде предложение несколько увеличивает­ся, поскольку предприятие более интенсивно использует свои про­изводственные мощности. Коэффициент эластичности изменяется от нуля до единицы. Кривая предложения 5г неэластична, кривая предложения 5з — предложение единичной эластичности.

Длительный период характеризуется изменением производ­ственных мощностей, появлением новых фирм в отрасли. Коэффи­циент эластичности изменяется от единицы до бесконечности. Кри­вая предложения отражает эластичное, а кривая — совершенно эластичное предложение.

8 Зак. 1635


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!