Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава ю ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Ограниченность ресурсов мо­жет быть причиной дисбаланса между производством и потреблени­ем, дефицита благ и услуг, уменьшения правительственных расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других мало­приятных явлений.

Проблема ограниченности ресурсов заставляет людей выбирать оптимальный вариант использования ресурсов. В условиях ограни­ченности ресурсов выбор осуществляется с учетом: вида и объема альтернативных продуктов; альтернативных средств производства и технологий для про­изводства продуктов;

распределения дохода, налогов и трансфертных платежей; распределения ресурсов для текущего и будущего потребления. При решении этих вопросов покупателям и продавцам необходи­ма информация о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Такую информацию передают раз­личные рынки в основном в форме цен. Именно цены служат индика­торами дефицитности товаров, услуг и производственных ресурсов. Покупатели и продавцы, оценивая информацию, полученную на рынке, принимают решения об объемах покупок и продаж. Обмен новой информацией приводит к изменению цен на рынках. Так, по­вышение цен на подсолнечное масло будет сигнализировать о его де­фиците, связанном с падением урожайности подсолнечника или уменьшением посевных площадей. Рост цен на подсолнечное масло в долгосрочной перспективе вызовет увеличение посевных площадей для получения исходного сырья, что приведет к снижению цены на данный продукт.

Любой рынок независимо от его конкретного вида подчиняется стихийному порядку, при котором субъекты рынка, основываясь на информации и стимулах, координируют свои действия в соответ­ствии со сложившимися условиями. Таким образом, механизм фор­мирования рынка — это процесс взаимодействия субъектов рынка по поводу формирования цен, распределения ресурсов, установления объема и структуры производства.

Основными элементами рыночного механизма являются цены, спрос и предложение, конкуренция.

Изменение относительных цен служит ориентиром для произво­дителя, влияет на выбор технологии, определяет группу потребите­лей, которая приобретает данный продукт.

Важнейшим фактором, влияющим на спрос, являются потреб­ности. Спектр потребностей и степень их интенсивности постоян­но меняются. Поскольку количественно потребности не изменяют­ся, экономическая наука учитывает только те из них, которые обес­печены деньгами. Спрос — это представленная на рынке потреб­ность в тех или иных товарах, которые потребители могут при­обрести при сложившихся ценах и доходах. Однако одного жела­ния и денег для покупки товара недостаточно. Данный товар дол­жен быть произведен в необходимом количестве и ассортименте, т.е. спросу должно соответствовать предложение товара или услу­ги. Цена, при которой спрос равен предложению, называется рав­новесной ценой. Колебания спроса и предложения приводят к из­менению цены равновесия, что в конечном итоге обеспечивает дос­тижение нового равновесия спроса и предложения, производства и потребления.



На способ достижения рыночного равновесия спроса и предло­жения существенно влияет характер конкуренции. Конкуренцию оп­ределяют максимизация прибыли, которую преследует каждый предприниматель, а значит, и борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. Усиление конкурентной борьбы меж­ду продавцами какого-либо товара происходит при превышении предложения товара над спросом на него. Если спрос превышает предложение, то конкурировать будут покупатели.

Перейдем к конкретному рассмотрению механизма действия спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара.

СПРОС И ЕГО ФАКТОРЫ

Как мы уже выяснили, термин "спрос" используется для обозна­чения желания и способности людей покупать товары. Спрос выра­жает отношение между ценой товара и его количеством, которое по­купатели хотят и в состоянии приобрести. Количество товара, на ко­торое предъявлен спрос, называется объемом спроса.

Между рыночной ценой и объемом спроса существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше число покупателей при дан­ном уровне доходов, и наоборот, чем ниже цена, тем выше количество приобретаемого товара. Эта очевидная зависимость получила назва­ние закона спроса.



Зависимость объема спроса от факторов, определяющих его ве­личину, выражает функция спроса:

(?</*= ДР*, /, 7\ М...),

где Одх — объем спроса на товар х в единицу времени; Рх, Ру,Рг — це­ны товаров х} у,..., г\ I — денежный доход потребителя; Г — вкусы и предпочтения потребителя; М... — общее число покупателей данного товара и другие факторы.

Абстрагируясь от влияния всех других факторов, кроме цены данного товара, перейдем к функции спроса от цены:

<?</*= {{Рх).

Функция спроса от цены может быть задана одним из трех спосо­бов:

а) табличным:

ОЛх

Приведенные данные показывают обратную зависимость между ценой на товар х и объемом спроса на него. Приобрести товар по цене 8 дол. желающих не оказалось. Наибольший объем спроса 9 ед. в неде­лю соответствует наименьшей цене; б) аналитическим:

Оах = а-вРх,

где а, в — постоянные величины;

в) графическим (рис. 10.1). Графически функция спроса от цены изображается кривыми спроса, имеющими отрицательный наклон. Каждая точка кривой спроса характеризует количество товара, кото­рое потребители готовы приобрести по каждой из возможных цен. Спрос каждого отдельного покупателя на рынке называется индиви­дуальным спросом и может быть выражен соответствующей кривой индивидуального спроса. Сумма индивидуальных спросов всех пот­ребителей на рынке при каждой из возможных цен отражает рыноч­ный спрос. В связи с тем что кривые индивидуального спроса имеют отрицательный наклон, кривая рыночного спроса также имеет отри­цательный наклон.

Допустим, что функция спроса по цене Р задана табличным спо­собом; рынок состоит из трех покупателей облицовочной плитки; спрос й\у 1>2, — спрос каждого из потребителей на рынке облицо­вочной плитки.

Таблица 10.1. Индивидуальный и рыночный спрос, тыс. м2/нед.
Цена, дол./м2 Спрос
Эх Л Яз рыночный Б

 

На основании данных табл. 10.1 построим кривые индивидуаль­ного и рыночного спроса (рис. 10.1).


 

1 3 5 7 9 0, 1 3 5 7 9 11 13 15 17 О, тыс. м2 тыс. м2

Рис. 10.1. Кривые индивидуального (а) и рыночного (б) спроса

Очевидно, что каждая из кривых спроса иллюстрирует закон спроса, т.е. обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели могут и желают купить по каждой из возможных цен. Так, при цене 8 дол. /м2 спрос предъявляет только второй покупатель. В данной ситуации его индивидуальный спрос будет определять величину рыночного спроса на облицовоч­ную плитку. Та же ситуация наблюдается и при цене 6 дол. При цене 4 и 2 дол. спрос предъявляют все три покупателя, а совокупный (ры­ночный) объем спроса определяется суммированием объемов спроса каждого потребителя. При этом кривая рыночного спроса И отражает горизонтальное суммирование объемов спроса при каждой цене на оси О.

Зависимость между ценой и величиной спроса можно определить и как закон убывания спроса: если цена какого-либо товара будет по­вышаться, то при прочих равных условиях спрос на данный товар бу­дет постепенно убывать.

Закономерности спроса могут быть объяснены с помощью эф­фектов дохода и замещения.

Эффект дохода показывает изменение реального дохода и вели­чины спроса на товар со стороны потребителя при изменении на него цены. Так, уменьшение цены на бананы будет равносильно росту ре­ального дохода, так как при том же доходе потребитель сможет при­обрести большее количество бананов.

Эффект замещения отражает взаимосвязь между относительны­ми ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на бананы означает, что они станут дешевле относительно других фрук­тов. Потребители будут замещать покупку более дорогих груш, ман­даринов покупкой более дешевых бананов, и спрос на них возрастет.

Необходимо отметить, что закон спроса не носит абсолютного ха­рактера. Из этого закона существуют исключения:

1) низкокачественные товары, потребительские свойства кото­рых невысоки (низкокачественные сорта колбас, хлеба, макаронных изделий и др.). Если доля дохода, расходуемого на эти товары, высо­ка, то при повышении цен спрос на них может тоже возрасти, а при снижении может привести к его падению. Такие товары называются товарами Гиффена (по имени английского экономиста Р.Гиффена, описавшего данный эффект);

2) дорогостоящие, престижные товары, которые покупаются с целью подчеркнуть социальный статус их владельца. Снижение цен на эти товары уменьшает их привлекательность для особой катего­рии потребителей. Данное явление получило название эффекта Веб- лена (по имени американского социолога и экономиста Т.Веблена, занимающегося его анализом);

3) рост объема спроса при повышении цен, вызванный ожидани­ями потребителей.

В целом можно сказать, что изменение цены означает изменение величины спроса и движение по кривой спроса.

Однако часто возникает ситуация, когда при неизменной цене ве­личина спроса становится иной. В таких случаях речь идет о нецено­вых факторах спроса. Воздействие неценовых факторов приводит к параллельному сдвигу кривой спроса вправо, если спрос увеличива­ется, и влево — если снижается.

К неценовым факторам спроса относятся изменения:

1) доходов потребителей. Для большинства товаров характерна следующая зависимость: рост дохода приводит к увеличению спроса на товары, а сокращение — к его снижению. При этом рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо вверх, а его уменьшение — вле­во вниз. Товары, для которых характерна данная зависимость, назы­вают нормальными. Товары, для которых наблюдается обратная за­висимость между изменением дохода и величиной спроса, называют­ся товарами низшей категории;

2) вкусов и предпочтений потребителей, что приводит к измене­нию спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат;

3) цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличится, так как рациональный потребитель будет заме­нять более дорогой товар тем, цена которого осталась прежней. Такая ситуация будет наблюдаться при повышении цен на отдельные виды мяса, круп, овощей и других товаров. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар, например бензин, вызовет падение спроса на другой, например машинное масло (кривая спроса на ма­шинное масло сдвинется влево);

4) ожиданий потребителей. Так, ожидание дальнейшего роста цен, повышения доходов, таможенных пошлин на импортируемые товары будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.

Кроме того, к неценовым факторам следует отнести возрастную структуру населения, распределение дохода среди демографических групп населения, размер домашнего хозяйства. Например, старение населения будет способствовать падению спроса на жилье, товары и услуги, связанные с образованием. Рост доходов молодых семей при неизменных доходах в целом приведет к увеличению спроса на това­ры длительного пользования.

На потребительский выбор влияют реклама и другие формы стиму­лирования сбыта, а также неэкономические факторы, например погода.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!