Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ



Необходимость социальной ориентации экономики. Переход­ный период к рыночной экономике является периодом не только соб­ственно перехода к рынку, но и формирования и становления соци­ально ориентированной рыночной экономики. Обеспечение эконо­мического роста, основанного на последовательно рыночных отно­шениях и механизмах и ведущего к ощутимому социальному эффек­ту, настоятельно требует обновления в переходный период всей со­циальной политики. Необходимо преодолеть узко экономический подход к реформированию экономики, игнорирование реальных со­циальных процессов. Дело в том, что в силу социальности экономи­ческих отношений любая экономическая система имеет соответству­ющую социальную составляющую, содержит в себе в большей или меньшей степени социальные элементы, а потому любые экономи­ческие реформы влекут за собой соответствующие социальные пре­образования. Это значит, что реформирование экономики объектив­но представляет собой целостную социально-экономическую дея­тельность, оба компонента которой нерасторжимо связаны друг с другом. А потому результатом реформирования экономики должно быть создание такой экономической системы, которая сочетала бы в себе преимущества современного высокоразвитого рыночного хо­зяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.

Отсюда следует по крайней мере два принципиально важных вывода, касающиеся оценки проводимых реформ и социальной по­литики государства. Во-первых, ожидаемые реальные результаты экономических реформ и преобразований следует оценивать на ос­нове не только экономических, но и социальных критериев, таких, как качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей, социальные гарантии и соци­альная справедливость. Во-вторых, социальную политику государ­ства нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социаль­ной защите малоимущих групп населения. Не менее, а возможно, и более важным элементом этой политики является социальный ас­пект (социальная составляющая) приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной собственно экономи­ческой политики. Только в этом случае можно говорить о социаль­но ориентированной экономике, в которой производственные от­ношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных процессов задачам развития личности, пре­одолевая отчуждение человека от труда и его продуктов, средств производства, общества и культуры.



Поэтому не случайно в Основных направлениях социально-эко­номического развития Республики Беларусь до 2000 года в качестве перспективной принята модель социально ориентированной рыноч­ной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринима­тельства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благо­состояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.

В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран (исторические особенности, уровень развития нацио­нальной экономики, выбор приоритетов общественного развития, традиции и т.д.) сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.

Американская модель рыночной экономики. Одной из моделей рыночного хозяйства является либеральная модель рынка. Эта мо­дель предусматривает проведение либеральной социальной полити­ки, ориентированной на снижение вмешательства государства в ре­шение индивидуальных проблем граждан, на предоставление им воз­можно большей экономической свободы. Считается, что создание го­сударством условий для активной и инициативной деятельности позволит мобилизовать собственные силы людей, не полагающихся на чью-либо стороннюю помощь, на решение своих социальных про­блем.

Либеральная модель рынка характерна для США. Здесь активно поощряются предпринимательство, достижение личного успеха, обогащение наиболее активной части населения. Большое значение при этом имеет и психология американцев: на первое место ставится личный успех. Задача социального равновесия в данной модели не рассматривается. А приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения, как и регулирование других вопросов экономики, обеспечивается за счет перераспределения части национального до­хода, а также налоговых функций.



Государственное вмешательство в экономику незначительно. Го­сударство регулирует те аспекты воспроизводства, которые не подда­ются эффективному регулированию на основе свободной конкурен­ции. Это касается и социальной политики, которая призвана воспол­нить то, что не может сделать рынок, семья для удовлетворения соци­альных потребностей граждан. В результате — большой разрыв в уровне жизни богатых и бедных, резкое различие в уровне зарплаты (глава крупной американской фирмы получает в среднем в 110 раз больше, чем служащий).

К особенностям американской модели рынка относится ярко вы­раженный антициклический, антиинфляционный характер вмеша­тельства государства в рыночную экономику. Государство оказывает регулирующее воздействие на рынок на всех трех уровнях управле­ния: федерального правительства, правительств штатов, муниципа­литетов. Это регулирование происходит прежде всего через систему государственного лицензирования производства определенных то­варов, ограничения вывоза ряда товаров в другие страны. Контроль за денежным обращением осуществляется при помощи банковского кредита. Правительство выступает регулятором и на рынке труда пу­тем определения минимального размера зарплаты, через создание фронта общественных работ.

Таким образом, в американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, регулиро­вании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Шведская модель рыночной экономики. Иной подход к реше­нию социальных проблем характерен для Швеции. Существующая в Швеции экономическая система, обычно характеризуемая как сме­шанная экономика, базируется на сочетании и взаимодействии трех основных форм собственности: частной, государственной и коопера­тивной. В основе шведской модели лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственно­го регулирования.

Основными целями шведской модели являются: поддержание высокой и стабильной занятости, быстрый экономический рост, вы­равнивание доходов населения, поддержание регионального эконо­мического равновесия, достижение стабильности цен. Государствен­ное регулирование здесь осуществляется прежде всего через регули­рование трудовых отношений на общенациональном уровне (напри­мер, установление тарифных ставок) и через государственную соб­ственность на предприятия, обеспечивающие воспроизводство рабо­чей силы и формирование ее стоимости.

Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, которая основывается на трех основных принципах: равенстве, пони­маемом как обеспечение равных возможностей достижения благосос­тояния; предоставлении социальных гарантий населению, предусмат­ривающих всевозможные ситуации; достижении полной занятости трудоспособного населения. Сокращение имущественного неравен­ства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Социальная политика обеспечивает высокий уровень удовлетворения социальных потреб­ностей через трансфертные платежи (бесплатные услуги).

В Швеции практически самый высокий среди стран дальнего за­рубежья уровень занятости. Этому способствует как мощное профсо­юзное движение (95 % всех наемных работников — члены профсоюза, тогда как в Великобритании, например, 54 %, а в США — 59 %), так и политика государства по переобучению работников. По сравнению с США доля затрат на переквалификацию работников в госбюджете Швеции выше, чем на пособия по безработице. Поэтому в Швеции практически самый высокий среди индустриально развитых стран уровень занятости.

Для успешного проведения социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50 % ВНП, тогда как в других развитых странах он колеблется в пределах 30 — 40 %. Начиная с 80-х гг. шведское правительство пошло на сни­жение его среднего уровня. Однако и сейчас этот уровень остается весьма высоким.

Следует отметить, что для шведской модели характерны проти­воречия между поддержанием высокого уровня занятости, реализа­цией социальных программ, с одной стороны, и обеспечением высо­ких темпов роста, повышением эффективности, борьбой с инфляци­ей—с другой. Обострение этих противоречий привело к снижению конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, значи­тельному сокращению темпов внедрения новейших технологий в производство, снижению общей эффективности производства. Пос­ле относительно благополучного периода экономического роста и подъема эта скандинавская страна вплотную подошла к роковой гра­ни. Поэтому даже социал-демократическая партия, находящаяся у власти, приняла программу выхода из экономического кризиса, сок­ращая социальные программы. Пришлось отказываться от "социаль­ной уравниловки", усиливать монетарные регуляторы, ослаблять прямое государственное вмешательство в перераспределительные процессы.

Немецкая модель рыночной экономики. Широкую известность получила немецкая модель рыночной экономики, которую называют социальным рыночным хозяйством. Для социального рыночного хо­зяйства Германии характерны значительный удельный вес государ­ственной собственности, сильные позиции частного предпринима­тельства и рыночного механизма в формировании структуры хозяй­ства. При этом действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, высокое качество продукции, защиту добросовестной конкуренции, охрану окружающей среды. Здесь велико участие государства в хозяйственной деятельности, ко­торое проявляется прежде всего в решении социальных проблем — безработицы, социального страхования и т.д., в производстве общих благ, например охране окружающей среды, строительстве общих до­рог и т.д.

Государственное регулирование, согласно этой модели, направ­лено на устранение препятствий свободной конкуренции, прежде всего таких предприятий, которые создаются самой свободной кон­куренцией. Здесь налицо отход от остаточного принципа регулиро­вания рынка, поскольку признается необходимость сознательного поддержания воспроизводства условий свободной конкуренции и отрицается стихийный характер воспроизводства подобных усло­вий. Под условиями свободной конкуренции помимо частной соб­ственности на средства производства понимается такая ситуация, когда рост рынка осуществляется в связи с ростом числа хозяйствен­ных единиц и углублением общественного разделения труда на осно­ве отраслевой перестройки экономики.

Считается, что накопление капитала в форме роста числа хо­зяйственных единиц и изменения структуры экономики содержит больше предпосылок для роста рынка, чем накопление капитала в форме роста размеров хозяйственных единиц при неизменной структуре экономики. Поэтому конкуренцию здесь рассматривают не только как борьбу за место на рынке, но и как взаимодействие различных звеньев общественного разделения труда, дающее тол­чок росту рынка.

Особенностью германской модели является регулирование эко­номики через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финан­совую, что связано с традиционно более высокой организацией фи­нансового капитала в Германии по сравнению с США. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения осуществляется не через налоговую систему (американская модель), а скорее через под­держание оптимального сочетания между величиной совокупного ссудного капитала и величиной капитала, занятого в промышленнос­ти, и связанную с этим величину процента.

Важным каналом регулирования рынка является валютно-фи- нансовое регулирование, осуществляемое через поощрение экспорта как источника валюты и содействие такому импорту, который обес­печивает благоприятный валютный курс для марки.

Специфика германской модели проявляется и в бюджетно-нало- говой политике. Размеры налогов и госбюджета увязываются с рос­том экономики. Налоговая политика направлена на сдерживание их чрезмерного роста в рамках сложившейся структуры экономики и ставит непосредственной задачей не перераспределение доходов, а замораживание инфляционных доходов.

Особое место в германской модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет доходы всех производителей, кото­рые вносят вклад в рост рынка, включая его экспортную часть, про­грессивные структурные сдвиги в экономике. Рост доходов населе­ния увязывается с ростом покупательной способности марки на ос­нове роста производительности труда и насыщения внутреннего рынка. Ведется борьба против чрезмерной дифференциации в уров­нях доходов как фактора ограничения рынка.

Проблемы обеспечения социальной ориентации переходной экономики. Рассмотрение некоторых моделей рыночной экономики показывает, что не существует единой общепризнанной модели со­циально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна ис­ходя из признанных ею целей, идеологии, уровня развития экономи­ки, обеспеченности ресурсами по-своему решает социальные пробле­мы общества, создает свою модель рыночной экономики.

Что же касается выбора в качестве перспективной модели соци­ально ориентированной рыночной экономики для Республики Бела­русь, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа ни одна из рассмот­ренных моделей не может быть полностью использована. Республи­ке необходима своя модель рыночного хозяйства. Однако, определяя свою модель рыночной экономики, необходимо учитывать зарубеж­ный опыт решения социальных проблем.

Проведенный анализ существующих моделей рыночной эконо­мики позволяет сделать некоторые выводы, имеющие непосред­ственное отношение к социальной политике государства в переход­ный период.

Во-первых, проблему создания социально ориентированной эко­номики нельзя сводить к простому обеспечению максимально боль­шего числа жителей страны средствами существования, к перерас­пределению доходов в целях оказания социальных услуг населению. Высокоразвитая система социального обеспечения, как показывает опыт Швеции, — чрезвычайно дорогостоящее дело, и на определен­ной ступени развития ее нагрузка на ресурсы общества становится столь сильной, что может привести к совокупному общественному ущербу.

Во-вторых, социально ориентированная экономика - это прежде всего экономика, позволяющая создавать необходимые условия для самостоятельного обеспечения индивидами достойного уровня жиз­ни. Поэтому суть социальной ориентации рыночной экономики сле­дует видеть не в том, чтобы осуществлять максимально широкую со­циальную помощь, а в том, чтобы создавать такие условия, когда бла­госостояние будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной и инициативной деятельностью граждан. Если же такая деятельность невозможна или затруднена по не зависящим от субъекта причинам, государство должно оказывать поддержку, час­тично компенсируя утрачиваемые доходы, но, разумеется, не гаран­тируя максимальные.

В-третьих, проводя социальную политику, направленную на снижение вмешательства государства в решение индивидуальных социальных проблем граждан, следует учитывать менталитет лю­дей, нашу отечественную, унаследованную от прошлого специфи­ку. Ведь политика государственных гарантий, проводимая до этого многие десятилетия и опиравшаяся на господствующую идеоло­гию патернализма, снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их тем самым действенных стимулов к борьбе за существование и самореализацию. Поэтому в переход­ный период не все смогут воспользоваться предоставленной воз­можностью самореализации и самообеспечения. Не учитывать это­го обстоятельства нельзя, ибо это может привести к расколу общес­тва на тех, кто уже способен действовать без поддержки, и тех, кто не может без нее прожить, к обострению социальной напряженнос­ти.

В-четвертых, система социальной защиты не должна ограничи­ваться поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она должна включать в себя и защиту лиц, участвующих в общественном производстве, и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через регламентирование в законода­тельной форме труда (продолжительность рабочей недели, продол­жительность и порядок предоставления отпусков, охрана труда и др.) и его оплаты (установление минимальной заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольне­нии.

В-пятых, социально ориентированная рыночная экономика - это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать экономический рост* Ведь именно достигнутый уровень развития экономики, как свидетельствует мировой опыт, является определяю­щим фактором преобразований в социальной сфере.

Учитывая зарубежный опыт и оценивая в целом объективные возможности перехода нашей республики к собственной модели со­циально ориентированной рыночной экономики, необходимо исхо­дить прежде всего из достигнутого уровня развития отечественной экономики, а не из происходящих политических и экономико-поли- тических процессов. И только по мере обеспечения высокого уровня развития экономики будут созданы экономические предпосылки для практического осуществления модели социально ориентированной рыночной экономики.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!