Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



Проблемы экономики переходного периода. Создание эконо­мической системы нового типа, преодолевающей недостатки пре­жней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс. Сложность обуслов­лена не только грандиозностью задач по реформированию существу­ющей экономической системы, но и необходимостью одновременно­го преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики и обострившихся вслед­ствие вступления общества в переходную экономику.

Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в опреде­ленной мере обусловлены деформацией функционирующего в усло­виях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе ле­жат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой эконо­мике в течение десятилетий.

Основной особенностью экономики, унаследованной от плановой системы, является ее глубокая несбалансированность, проявляющаяся по крайней мере в двух аспектах. Во-первых, это неравномерность раз­вития отдельных секторов и отраслей экономики, состоящая прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей I подразделения об­щественного производства, доля которого в совокупном общественном продукте на конец 80-х гг. составляла 68 %. Во-вторых, это неравномер­ность технико-технологического оснащения различных производств и отдельных предприятий. Она проявляется в одновременном существо­вании доиндустриального, индустриального и постиндустриального производства с соответствующими каждому из них техникой и техно­логией: от ручного труда, преобладавшего в отраслях II подразделения, до освоения космоса и современных АЭС.

Разбалансированность экономики и соответственно структуры общественного продукта сопровождалась растущей товарно-денеж­ной несбалансированностью, внешне принявшей форму дефицита товаров и услуг. Именно товарно-денежная несбалансированность

7 Зак. 1635

явилась основной причиной инфляции в плановой экономике. В ус­ловиях жесткого централизованного ценообразования она была ли­шена традиционной формы проявления через механизм цен, а пото­му оказалась столь завуалированной.

Отказ от централизованного планирования и твердых цен на про­дукцию "выплеснул" наружу все противоречия и несоответствия, на­копленные в годы плановой экономики и сдерживаемые ею в скры­той форме. Еще более обострил кризисное состояние экономик быв­ших союзных республик развал СССР, приведший к разрушению единого экономического пространства со сложившимися производ­ственными связями, усилению монополизма предприятий-гигантов, финансовой дестабилизации. А так как кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, то это существенно ус­ложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по пре­одолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.



Одновременно предстоит решать проблему преобразования эко­номической системы в направлении развития экономической свобо­ды и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности хозяйствования было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняю­щимся экономическим условиям и достижениям НТП.

Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законо­дательными мерами. Одним из решающих условий введения эконо­мической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения, и прежде всего изменения в отношениях собственности. Кризис существовавшей плановой сис­темы — это прежде всего глубокий кризис присущих ей отношений собственности. Поэтому и преодоление его лежит в плоскости пре­образования системы производственных отношений в процессе раз­государствления экономики.

Важнейшей основой преобразования существующей экономи­ческой системы является создание развитой системы социальной за­щиты и социальных гарантий. При этом достижение большего соци­ального равенства и социальной справедливости следует рассматри­вать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эф­фективности. Поэтому современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая бы позволяла полнее исполь­зовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека не­зависимо от его социально-экономического статуса.



Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообраз­ных и разноплановых задач. Так, в экономике должен смениться меха­низм ее функционирования; общество должно преодолеть трансфор­мационный кризис и обеспечить рост производства; должна произойти коренная трансформация в производственной и социально-экономи­ческой структуре; должен измениться критерий эффективности эконо­мической системы. Иной характер должны приобрести политическая структура, действующие в ней институты и измениться роль государ­ства. Важный аспект переходной экономики связан с существенным развитием человека и обеспечением социальных гарантий.

Пути решения проблем переходной экономики. Все многообра­зие разноплановых проблем и задач, которые следует решить в пере­ходный период, можно свести к трем группам. Это, во-первых, задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием эко­номики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задачи пере­хода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, за­дачи перспективного стратегического развития в направлении созда­ния социально ориентированной экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания пере­ходной экономики и следующие стратегические направления и так­тические пути их решения.

1. Разгосударствление экономики и приватизация. Разгосудар­ствление и приватизация будут способствовать созданию жизнеспо­собных, хорошо управляемых предприятий, задействованию хозяй­ственной мотивации и предприимчивости широких слоев населения. Все это обусловливает необходимость ускорения процессов разгосу­дарствления и приватизации, тем более что от темпов преобразова­ния отношений собственности зависит процесс развития конкурен­ции в переходной экономике. Однако это ускорение должно происхо­дить не путем административного воздействия на эти процессы, а на основе создания действенной экономической мотивации субъектов хозяйствования.

2. Структурная перестройка отраслей и предприятий, призван­ная преодолеть сложившуюся за прошлые десятилетия структурную несбалансированность экономики и создать структуру экономики, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка.

3. Осуществление финансовой стабилизации экономики посред­ством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жесткой денежно-кредитной политики с целью сдержи­вания инфляции и стабилизации обменного курса рубля. В этой связи прежде всего следует обеспечить действенный контроль за кредитной эмиссией, использовать для финансирования бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграр­ного сектора и жилищно-коммунального хозяйства.

4. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпо­сылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное прове­дение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разра­ботку системы ограничений на слияние и иные межфирменные согла­шения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ос­лаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сло­жившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание кон­куренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

5. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Свободные рыночные цены в соответствии с рыночным механизмом ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основ­ных способа перехода к рыночному ценообразованию: а) радикальный, т.е. быстрая, широкомасштабная и полная либерализация цен, высту­пающая основным элементом реализации так называемых "шоковых" экономических реформ; б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

6. Формирование и развитие рыночной инфраструктуры — систе­ма экономических институтов (предприятий и организаций), при­званных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыноч­ных связей производства и потребления. В соответствии с особеннос­тями той или иной рыночной сферы в переходной экономике появля­ются обслуживающие их элементы инфраструктуры: сфера товарно­го обращения — от розничной торговой сети до бирж; сфера рынка труда, представленная различными бюро по трудоустройству, цен­трами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями и биржей труда; сфера обращения капитала через фондовые и валют­ные биржи, банки и небанковские инвестиционные учреждения.

7. Создание эффективной системы социальной защиты населе­ния, предоставляющей каждому члену общества гарантии опреде­ленного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающей его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и д.т.).

8. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опе­режающего развития производства потребительских товаров и услуг. В переходной экономике должны быть созданы такие экономичес­кие отношения и механизмы, которые бы практически ориентирова­ли все уровни хозяйствования не столько на наращивание объемов производства и услуг, сколько на достижение определенного уровня потребления при нормативных характеристиках дифференциации и гарантиях минимального уровня реального потребления и его при­ближения к прогрессивной структуре реального потребления това­ров и услуг, оптимальной модели потребления.

Трансформация административно-командной системы в рыноч­ную экономику может быть осуществлена эволюционным путем или путем "шоковой терапии". Различие между ними заключается в сро­ках проведения системных преобразований и стабилизационных ме­рах, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или "шокового" пути перехода к рыноч­ной экономике зависит не столько от силы воли политического руко­водства, сколько от комплекса экономических, социальных, полити­ческих, исторических и других факторов. Считается, что в условиях очень высокой инфляции макроэкономическая стабилизация может быть достигнута только при помощи реализации полного набора быстрых и радикальных мероприятий. Постепенный переход к ры­ночной экономике, или эволюционный путь, более подходит эконо­мике с относительно стабильной финансовой системой, сравнитель­но невысоким удельным весом тяжелой промышленности и доволь­но развитым сельским хозяйством.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!