Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА. ЕДИНИЧНЫЙ, ЧАСТИЧНЫЙ И СОВОКУПНЫЙ РАБОТНИК



Внимание современной экономической теории к человеку, чело­веческому фактору резко возросло. Все больше и больше уче­ных-экономистов склонно полагать, что земля, собственность и обо­рудование больше не являются главными факторами производства, отдавая предпочтение человеку. Они объясняют это тем, что новей­шие и прогрессивные отрасли требуют высокопрофессиональных и глубоких знаний, только человек обладает ими.

Известно, что человек — существо биосоциальное. Во-первых, потому что он принадлежит ко всему живому на земле, являясь тво­рением природы. Во-вторых, благодаря труду определяется общее - твенный характер его бытия. Человек в своем биологическом и соци­альном развитии прошел долгий и весьма сложный путь. Вся история развития цивилизации — это прежде всего история развития челове­ка как главной производительной силы. Выделяют три основных эта­па такого развития:

первый — существование естественных производительных сил, которые сводятся к природе самого человека и к силам окружающей его среды;

второй — подчинение естественных производительных сил об­щественным и утверждение человека как главной производительной силы;

третий — господство человека над природой благодаря науч- но-техническому прогрессу. На этом этапе человеческий интеллект становится фактором непосредственного производства.

Роль человека, его сущность определяются тем, что именно он создает, оживляет средства производства и выбирает способы их ис­пользования. Уже поэтому человек как носитель рабочей силы явля­ется не просто фактором, а главной производительной силой общес­тва.

Кроме того человек является конечной целью производства. Это объясняется тем, что общественный продукт, пройдя через распреде­ление и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. Удовлетворение человеческих потребностей — всеобщее назначение производства. В обществе все исходит от человека и все сводится к нему. От него требуются твор­ческая активность, добросовестное отношение к труду, инициатив­ность. Таким человек может быть лишь при условии, если он не будет только исполнителем решений, поступающих извне, и если его ини­циатива не ограничивается и не подавляется. В условиях НТГТ требу­ется быстрое и радикальное совершенствование работника через рост его профессиональной подготовки, через привитие ответствен­ности за свои поступки и за выполняемую работу. Поскольку малей­шее нарушение технологии производства может привести к серьез­ным авариям или даже катастрофам типа чернобыльской, неотъемле­мым элементом всякого совместного труда выступает его дисципли­на. Дисциплина труда — точное выполнение каждым участником производства технологии и организационного порядка, соблюдение установленных правил и обязанностей работника.



Дисциплина труда может держаться на внеэкономическом и эконо­мическом принуждении, на материальной заинтересованности. Наи­более эффективный путь — это правильное сочетание внеэкономичес­кого и экономического принуждения. Главной задачей здесь является выработка созидательной дисциплины, основанной на воспитании вы­сокой нравственности, культуры, чувства личной ответственности. Чем выше уровень сознательности работника, тем меньше необходи­мость применения принудительных (внеэкономических) методов для поддержания дисциплины труда. Ее укреплению способствуют глас­ность и расширение демократических основ управления производ­ством, участие самого работника в обсуждении, принятии решений и их исполнении, а также учет всех ценных предложений и их проведение в жизнь. В нашем обществе укрепление дисциплины стало жизненно важным. Упала исполнительская и договорная дисциплина. Снизилась ответственность за выполнение обязательств перед государством и потребителями. Огромный ущерб наносят забастовки. Выход из совре­менного тяжелого экономического положения невозможен без преодо­ления указанных негативных явлений.

Место человека в общественном производстве, его роль в эконо­мике определяются характером господствующих производственных отношений. Во всем мире идет процесс гармонизации и гуманизации отношений труда и капитала. Повышается уровень материального благосостояния и решаются многие социальные проблемы. Реальны­ми направлениями гуманизации производства являются: улучшение условий труда работников, сохранение среды обитания человека, ус­транение тяжелого физического труда и его замена машинным, соз­дание условий для раскрытия способностей человека, утверждение потребностей в труде как главной форме самовыражения человечес­кой личности, превращение работника в собственника и хозяина про­изводства, создание механизма социальной защиты и поддержки не­совершеннолетних, престарелых и больных.



В мировой экономической литературе существует множество нап­равлений "моделирования" человека. Основной из них является мо­дель "Ното есопописиз" ("человек экономический"). Она основывает­ся на гипотезе о рациональном поведении человека. Рациональное по­ведение — это поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях ресурсов. Идея о рацио­нальном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяй­ства очень важна. На самом деле, конкретные прогнозы в отношении тех или иных последствий различных преобразований в экономике де­лаются с учетом предположения, что человек будет вести себя эконо­мически рационально, наиболее обдуманно и расчетливо.

Вместе с тем необходимо заметить, что сведение сущности чело­века только к понятию "Ното есопописиз" слишком однобоко и не отражает действительности, поскольку человек воплощает в себе це­лый спектр общественных отношений — экономических, политичес­ких, национальных, семейных, идеологических и нравственных. По­этому, чтобы активизировать человеческий потенциал, необходимо постоянно совершенствовать отношения собственности и хозяй­ственный механизм, проводить демократизацию политических структур, интенсифицировать духовную жизнь общества и т.п.

На место и роль в системе производства "человека экономического" сильное влияние оказывают собственные интересы и даже черты ха­рактера, к примеру стремление к росту благосостояния; природный эгоизм; склонность к обмену; дух сотрудничества; чувство собствен­ности; стремление к совершенству; жажда справедливости; гуманность.

Стремление к росту благосостояния — главный мотор экономи­ческого развития человечества. Человек устроен так, что ему все вре­мя хочется жить лучше, комфортнее, интереснее или спокойнее и размереннее. Поднимаясь по ступеням своего экономического, куль­турного и морального развития, люди приобрели множество самых разнообразных потребностей и придумали массу способов их удов­летворения. Безграничность желаний человека заставляет постепен­но искать способы увеличения материальных или иных благ.

Природный эгоизм — это стремление к соблюдению своих соб­ственных интересов, к получению наибольшей личной выгоды, но при этом вынуждает делать именно то, что нужно обществу в целом. Ради искоренения собственных негативных черт людям пришлось создавать не только экономические, но и юридические механизмы. Появилось хозяйственное законодательство, ограничивающее воз­можность проявления человеческого эгоизма и коварства в особо не­желательных для общества формах.

Склонность к обмену — это одна из черт человеческой природы, отличающих его от других живых существ и играющих главную роль в становлении и развитии рыночной экономики. Развитие обмена позволило человеку ввести собственное стремление к выгоде и эго­изм в рамки, позволяющие людям сотрудничать друг с другом.

Дух соперничества — дополнительный стимул развития производ­ства, проявляющийся в конкуренции, один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Чувство собственности — одна из главных основ человеческой эко­номики. Собственность играет роль мощнейшего стимула трудовой ак­тивности людей. Человек, не имеющий собственности, будет стремить­ся только к тому, чтобы больше потреблять, но меньше работать.

Стремление к совершенству — в области экономики это означает стремление человека к приобретению все более совершенных, т.е. более удобных, комфортных, полезных и просто красивых вещей. Это стрем­ление издавна было подмечено изготовителями товаров и по сей день толкает их к непрерывному совершенствованию производства своих из­делий как к важнейшему методу обеспечения конкурентоспособности.

Жажда справедливости — чисто человеческое качество, проявля­ющееся в праве каждого свободно конкурировать в области собствен­ных умений и капиталов с умением и капиталом другого лица или группы лиц. Желание справедливости так или иначе пронизывает все хозяйственное законодательство и является одной из основ пос­троения таких важных экономических механизмов, как оплата труда и налогообложение и т.д.

Гуманность — в сфере экономики это рождение особых механиз­мов социальной защиты и поддержка неработающих и больных граж­дан. Поиск наиболее рациональных форм поведения человека в про­изводстве определялся насущной потребностью организовать сов­местную жизнь и деятельность так, чтобы в конечном счете выиграли все. Для решения столь грандиозной задачи были привлечены по су­ти все возможные формы воздействия на сознание людей: нормы мо­рали, искусство, философские учения и даже религия, Все это сыгра­ло огромную роль в формировании совершенно исключительного элемента экономического механизма — деловой этики, суть которой заключается в том, что соблюдение всеми участниками производства общепринятых "правил честной игры" снижает риск и способствует росту производства.

На Западе широко применяется теория "человеческого капита­ла", которая исследует зависимость доходов индивида, предприятия, общества от природных способностей людей, их знаний и навыков. Принципиальные идеи теории "человеческого капитала" были сфор­мулированы А.Смитом, наибольшее развитие она получила во вто­рой половине XX в.

Из множества характеристик, составляющих потенциал челове­ка, теория человеческого капитала выделяет те, которые существен­но влияют на изменение доходов. Это относится преимущественно к здоровью, творческим способностям, образованию, профессиональ­ным навыкам, предприимчивости и мобильности. Потенциал челове­ка может быть увеличен или уменьшен в процессе его деятельности. На современных, эффективно работающих предприятиях сформиро­ваны системы анализа и развития человеческих ресурсов. Основное внимание обычно уделяется повышению квалификации. Наряду с этим значительные средства расходуются на поддержание и укрепле­ние здоровья, развития творческих способностей и других составля­ющих потенциала человека.

Реализация потенциала человека во многом зависит от сложив­шихся общественных отношений, целей политики государства. Для стран с высоким уровнем благосостояния народа характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Методы ее осуществления, хотя и имеют национальные особенности, в целом едины: отбор и поощрение талантливых людей, улучшение образова­ния, дифференциация оплаты труда в зависимости от его результатов. В индустриально развитых странах сформировалось уважительное от­ношение к культуре, науке, образованию. Увеличение затрат на общее и специальное образование ведет к росту не только доходов людей, но и производительности труда и эффективности производства.

Эффективность инвестиций в образование подтверждается мно­гочисленными исследованиями и расчетами. Один из основателей теории человеческого капитала Т.Шульц (лауреат Нобелевской пре­мии по экономике за 1979 г.) доказал, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, чем от физического, и инвестиции выгоднее вкладывать в образование и науку, чем в строительство но­вых предприятий. Есть и другая точка зрения, что продуктивность человека определяется в основном его природными способностями, а не затратами на обучение. Такая позиция обосновывается ссылкой на известных ученых, художников, писателей. Скорее будет верным ут­верждать, что природные способности следует рассматривать как стартовый человеческий капитал, который может быть значлтельно увеличен благодаря инвестициям в обучение. Не зря же говорят, что в успехе 1 % таланта и 99 % упорного труда. Как никогда, в наши дни об­ретают новый смысл слова Фрэнсиса Бэкона: "В знании — сила".

Знание — единственная сила, способная помочь человечеству пред­видеть ход событий и избежать антропогенного апокалипсиса.

Как участник производства человек прошел три стадии: единич­ного, частичного и совокупного работника.

В качестве единичного работника человек выступает, когда тру­дится в условиях домашнего хозяйства, когда сам единолично про­изводит готовый продукт. Исторически это было характерно для на­турального хозяйства, когда каждый производил продукт для соб­ственного потребления или своей семьи. Так как прообраз натураль­ного хозяйства (приусадебное хозяйство, садоводческие товарищес­тва и т.д.) сохранился до сих пор, значит, существует и понятие еди­ничного работника. Результаты и эффективность труда такого работ­ника определяются его навыками, умением, квалификацией, при­лежностью и т.д.

Частичный работник — это узкоспециализированный работник, который полностью сконцентрирован на выполнении какой-либо од­ной операции, обусловленной сложившимся разделением труда. Та­кой работник ни об одном готовом продукте не может сказать: "Это сделал я, и это — результат моего труда".

Применение частичного работника больше свойственно ремес­ленному производству, сегодняшнему же производству, основан­ному на достижениях микромира, требуется работник, обладающий широкой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Растущее требование к качеству работника является главным исход­ным условием развития производства сегодня и в будущем.

В ходе исторического развития происходил процесс разделения труда и, для того чтобы произвести готовый продукт, требовалось объединение усилий многих работников разных профессий. В ре­зультате возникло такое понятие, как совокупный работник.

Совокупный работник—это комбинация работников, которые не­посредственно или опосредованно участвуют в производстве благ и услуг, идущих на удовлетворение потребностей всех членов общес­тва. В состав совокупного работника включаются рабочие и служа­щие, ИТР, работники науки и индустрии, информатики, сферы услуг и управления. Научно-технический прогресс изменил роль человека в производстве, в содержании его деятельности и коренным образом повлиял на структуру совокупного работника. Это проявляется в со­отношении между затратами умственного и физического труда, в сокращении численности промышленных рабочих и увеличении за­нятых в сфере услуг, в росте лиц с высшим образованием и т.д. Совер­шенствование производства на базе НТП невозможно без всесторон­ней активизации работника. Возможность активизации заложена в самой необходимости познания и претворения в жизнь требований объективных экономических законов, которые реализуются только через сознательную деятельность людей. Поэтому от человека труда, его активности, добросовестности, профессионализма зависит пра­ктически все: его благосостояние, настроение, здоровье и целеус­тремленность.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!