Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 8. Культура Древнего Рима



1. Римская религия.

2. Литература.

3. Архитектура и скульптура.

4. Наука.

5. Происхождение христианства и его развитие в период Римской империи.

Проблема для обсуждения: Рим и христианство.

Источники и литература

Хрестоматия по истории древнего Рима / Под ред. В. Кузищина. М., 1987.

История Древнего Рима. Тексты и документы: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. Общество. Государство. Религия / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2004

Всемирная история. Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд.- М.: Юнити-Дана, 2012

Постернак, А.В. История Древней Греции и Древнего Рима /А.В. Постернак.- М.: Директ-медиа,2008. .http://www.biblioclub.ru/41068_Istoriya_Drevnei_Gretsii_i_Drevnego_Rima.html

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 1. Древний Восток и античность. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007.

История древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. М., 1993.

История римской литературы. Т. 1 – 2. М., 1959 – 1961.

Казаманова Л.М. Введение в античную нумизматику. М., 1969.

Санчурский Н.В. Римские древности. М., 1995.

Древний Рим (история, быт, культура) / Сост. Л.С. Ильинская. М., 1997.

Буассье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. СПб., 1914.

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

Кнабе Е.С. Корнелий Тацит: время, жизнь, книги. М., 1981.

Культура древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцовой. Т. 1 – 2. М., 1985.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940.

Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. М., 1988.

Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. М., 1983.

Лившиц Г.М. Возникновение христианства. Минск, 1966.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Т. 1 – 2. М., 1988.

Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960.

Утченко С.Л. Цицерон. М., 1975.

Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989.

Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975.

Штаерман Е.М. Социальные основы римской религии. М., 1987.

Методические рекомендации.

Внимательно прочитайте методические указания студентам. При подготовке обратите внимание на следующие вопросы:

Образ жизни древних римлян. Господство традиций. Культурный синкретизм. Римская религия. Влияние греческих и эллинистических культов. Основные группы божеств. Организация культа. Жреческие коллегии. Мифология. Празднества и их организация. Гладиаторские бои.



Римская литература. Создание жанра сатиры. Ливий Андроник Плавт и Теренций Гай Луцилий. Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей». Вергилий. Гораций. Литературное творчество Цицерона. Саллюстий. Поздние поэты. Полемика между язычниками и христианами и литературный процесс.

Римская архитектура и градостроительство. Урбанизация Италии. Новые строительные приёмы и материалыю Изобретение бетона. Новые типы зданий. Скульптура и живопись. Развитие индивидуального портрета.

Развитие прикладных наук, юриспруденция, агрономия, риторика и др. Специальные знания. Позднеантичная и христианская философия. Плотин и неоплатоники. Августин и его религиозно-философская система.

Религиозная жизнь в Римской империи в I в. н.э. Официальная религия и оппозиционные религиозные системы. Распространение восточных культов. Условия и предпосылки возникновения христианства. Источники христианского учения. Древнейшие христианские общины, их социальный состав. Христианская литература. Сущность христианского учения. Организация культа. Эволюция христианства и его сближение с императорской властью.

 

Задания для подготовки учебно-исследовательских проектов

В качестве задания предлагается углублённый анализ одного из произведений античных авторов:

Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю.А. Кулаковского, А.И. Сони. СПб., 1996.

Аппиан Александрийский. Римские войны / Пер. С.А. Жебелёва. СПб., 1994.

Арриан. Поход Александра / Пер. М.Е. Сергеенко. М., 1993.

Геродот. История. В 9 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М., 1993.

Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. Г.Г. Генкеля. М., 1996.

Ксенофонт. Греческая история / Пер. С.Я. Лурье. СПб., 2000.

Ливии Тит. История Рима от основания города. В 3 т. / Пер. М.Л. Гаспаров и др. М., 1989, 1994.

Павсаний. Описание Эллады / Пер. С.П. Кондратьева. СПб., 1996.



Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Пер. С.С. Аверинцев и др. М., 1994.

Полибий. Всеобщая история / Пер. Ф.С. Мищенко. СПб., 1994 – 1995.

Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. М.Л. Гаспарова. М., 1990.

Страбон. География / Пер. с др.-гр. Г.А. Стратановского. М., 1994.

Тацит. Сочинения. В 2 т. / Пер. с лат. А.С. Бобовича и Г.С. Кнабе. М., 1993.

Фукидид. История / Пер. Г.А. Стратановского. Л., 1981.

Цезарь Г.Ю. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей / Пер. с лат. М.М. Покровского. М., 1993.

 

Методические рекомендации

Научно-исследовательский проект по произведениям античных писателей, при соблюдении общих требований к написанию таких работ, имеет ряд особенностей, связанных с тем, что предметом исследования в данном случае является конкретный письменный источник. К числу таких особенностей относятся следующие:

1. Во введении необходимо отразить, какие рукописи анализируемого произведения дошли до нашего времени; каковы их особенности; какие известны издания и переводы; историографию вопроса (исследование и оценка произведения в отечественной и зарубежной литературе).

2. В основной части дается характеристика структуры произведения и времени его написания; определяются его источники; анализируется содержание.

3. В заключении дается собственная оценка произведения, в первую очередь с точки зрения реальности излагаемых в нем событий, и определяется возможность его использования для реконструкции исторических процессов.

Сноски на конкретные места произведения античного автора оформляются в круглых скобках латинскими буквами, например: (Strabo, VII, 4). Сноски на научную литературу оформляются в соответствии с общими требованиями к курсовым работам.

В списке литературы последовательно указываются известные переводы произведения и научные исследования по проблеме (в начале отечественные, затем зарубежные) в соответствии с ГОСТом.

При подготовке проектов самостоятельно подобрать литературу, использовать Интернет-ресурсы

Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Тестовые задания

1. К характеристике природно-климатических условий Греции не относится:

засушливый климат

обилие плодородной земли*

наличие полезных ископаемых

многочисленные морские острова

2. Где возникла Минойская цивилизация:

на о. Кипр

на о. Крит*

на островах Эгейского моря

на полуострове Пелопоннес

3. На какой период приходится высший расцвет минойской цивилизации:

XVI – первую половину XV в. до н.э.*

XV – середину XIV в. до н.э.

конец XIV – начало XIII в. до н.э.

XIII – первую половину XII в. до н.э.

4. Кем и когда были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея»:

Фукидидом, V – IV вв. до н.э.

Гомером, XII в. до н.э.

Гомером, IX – VIII в. до н.э.*

автор и время написания не известны

5. К основным направлениям Великой греческой колонизации не относится:

Западное (Южная Италия и Сицилия, о. Сардиния, Корсика)

Северное (Македония, Придунавье, Карпаты) *

Восточное (Черноморское и Фракийское побережья)

Южное (Финикийское побережье, Египет и Ливия)

6. Полис жил в соответствии с идеей:

гражданского права

гражданского общества

особой системы идеалов

автаркии*

7. Захват власти тираном, раньше произошел в:

Ларисе

Коринфе*

Милеете

Афинах

8. Спартанцы в Марафонской битве:

не участвовали*

пришли в Марафон, когда персы уже были разбиты

выслали своих наблюдателей

приняли самое активное участие

9. Верховный орган власти в Афинах:

ареопаг

народное собрание*

совет старейшин

коллегия стратегов

10. Противостояние Афин и Спарты привело к:

Лелантской войне

Пелопоннесской войне*

Греко-персидской войне

Делосскому морскому союзу

11. Основными источниками по истории Греции IV в. до н.э. являются труды:

Ксенофонта*

Фукидида

Плутарха

Геродота

12. Термином «эллинизм» историки обозначают эпоху с:

323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.*

323 г. до н.э. до 30 г.н.э.

с 30 г. до н.э. до 323 г. н.э.

323 г. до н.э до 323 г. н.э.

13. Среди причин восточного похода Александра, были следующие:

политический кризис в Персидском государстве*

угроза вторжения фракийско-иллирийских племен в Македонию

угроза вторжения Дария III на греческие и Македонские территории

социально-политический кризис в Греции*

14. Государства эпохи эллинизма представляли собой соединение:

монархического строя и восточных деспотий

восточных деспотий и полисной системы*

демократического и республиканского строя

республиканского и монархического строя

15. В поздней Римской республике главной формой эксплуатации было:

классическое рабство*

обычное рабство

патриархальное рабство

колонат

16. Низшую прослойку граждан Рима составляли:

рабы

плебеи*

муниципии

17. Все свободные жители Италии стали гражданами Рима:

в 80-х гг. до н.э.*

в 70-х гг. до н.э.

в 60-х гг. до н.э.

18. Где произошло крупнейшее восстание рабов конца II века до н.э.:

Рим

Сардиния

Сицилия*

19. Восстание рабов под предводительством Спартака началось в:

94 г. до н.э.

84 г. до н.э.

74 г. до н.э.*

20. Тиберий Гракх стремился провести реформу в интересах:

нобилей

всадников

малоземельных крестьян*

21. Главным политическим противником Гая Гракха был:

Красс

Сулла

Друз*

22. Карфаген был разрушен:

Клавдием Марцеллом

Сципионом Эмилианом*

Нобилиором

23. Участниками второго триумвирата были:

Октавиан, Антоний, Цицерон

Октавиан, Антоний, Агриппа

Октавиан, Антоний, Лепид*

24. Сочинения Тацита – ценнейший источник по истории Рима эпохи:

Октавиана-Августа

Юлиев – Клавдиев и Флавиев*

Антонинов

25. Император Коммод опирался на:

преторианцев*

консульские легионы

народное ополчение

26. Первого императора династии Северов звали:

Септимий*

Луций

Октавиан

 

27. Императора Юлиана прозвали Отступником, так как он:

приказал казнить вождей варваров

жил по обычаям эфиопов

пытался возродить язычество*

28. Вторжения варварских племен на территорию Римской империи встречали ожесточенное сопротивление не только армии, но и плебса, колонов и рабов:

верно

не верно*

29. Гладиаторские бои римляне переняли как обычай у:

самнитов

сабинян

этрусков*

 

30. Новым, чисто римским типом строений были:

портики

базилики*

стадионы

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По Истории Древней Греции

  1. Источники по истории Древней Греции: основные типы и их роль в реконструкции истории.
  2. Древнейшие цивилизации бассейна Эгейского моря: Кикладская и Крито-Минойская.
  3. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н.э. Микенская цивилизация.
  4. Социально-экономическое развитие Греции в гомеровский период.
  5. Становление и развитие органов власти в Греции в XI – IX вв. до н.э.
  6. периодизация и хронология истории Древней Греции.
  7. Основные достижения отечественной историографии в изучении истории Древней Греции.
  8. Греческая религия и её особенности.
  9. Зарубежная историография истории Древней Греции.
  10. Греческая мифология как исторический источник.
  11. Греческий полис как форма государства: признаки полиса, его характерные черты, типы полисов.
  12. Экономическое и социальное развитие греческих полисов в VIII –VI вв. до н.э.
  13. Политическое развитие и межполисные отношения греческих полисов в VIII – VI вв. до н.э.
  14. Великая греческая колонизация: предпосылки, направления, основные этапы, последствия.
  15. Этапы развития демократии в Афинах.
  16. Спарта в VIII – VI вв. до н.э.
  17. Греко-персидские войны: причины, важнейшие события, итоги.
  18. Особенности экономического развития греческих полисов в V в. до н.э.
  19. Афины в V в. до н.э. Расцвет афинской демократии.
  20. Первый Афинский морской союз.
  21. Кризис полисных отношений в Греции в первой половине IV в. до н.э.: экономика, социальные отношения, идеология, межгосударственные отношения.
  22. Пелопоннесская война: причины, основные события, итоги, значение для Греции и соседних государств.
  23. Политическое развитие Спарты в V – IV вв. до н.э.
  24. Македония и её роль в греческом мире в V – первой половине IV вв. до н.э. Филипп II и его реформы.
  25. Восточный поход Александра Македонского: цели, основные события, итоги, значение для греческого и восточного мира.
  26. Эллинизм и его сущность.
  27. Политический строй эллинистических государств: держава Селевкидов и эллинистический Египет.
  28. Политический строй эллинистических государств: Македония и Балканская Греция.
  29. Экономическое и социальное развитие эллинистических государств: держава Селевкидов, эллинистический Египет, Македония и Балканская Греция.
  30. Античные государства в Северном Причерноморье: Ольвия и Херсонес в IV – I вв. до н.э.
  31. Античные государства в Северном Причерноморье: Боспорское царство в IV – I вв. до н.э.
  32. Развитие науки и техники в Греции архаического, классического и эллинистического периодов.
  33. Развитие философии в Греции архаического, классического и эллинистического периодов.
  34. Развитие архитектуры в Греции архаического, классического и эллинистического периодов.
  35. Развитие скульптуры в Греции архаического, классического и эллинистического периодов.
  36. Развитие литературы и театра в Греции архаического, классического и эллинистического периодов.
  37. Развитие живописи, вазописи и искусства глиптики в Греции архаического, классического и эллинистического периодов.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По истории Древнего Рима


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!