Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ГЛАВА 25. ДВА ЛИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА



Общий очерк

В истории русской культуры XVIII столетие стало исторически переломным временем глубоких перемен во всех сферах общественной жизни. Россия вступила в XVIII век средневековой, экономически и социально отсталой страной, а закончила его сильной, развитой державой, активно влияющей на судьбы многих народов и стран. Практически за пять десятилетий, ценой огромного напряжения Россия прошла путь, который другие страны проделывали за два-три столетия. Для этого пришлось отказаться от большей части ценностных ориентаций предшествующей истории во имя европеизации всех сторон русской жизни.

Еще в предыдущем столетии Россия вплотную подошла к необходимости реформ, но тогда не было человека, способного претворить их в жизнь. Таким человеком в XVIII в. стал Петр I. Начатые Петром преобразования были подчинены цели становления мощного, обороноспособного государства, с которым вынуждены считаться ведущие европейские страны. На это были направлены и все культурные преобразования. Основное содержание нововведений в культуре составили две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение, ослабление религиозного влияния на культуру, а также ее европеизация.

«Прорубив» окно в Европу, Россия оказалась лицом к лицу с эпохой Просвещения, идеи и идеалы которой оказали определяющее влияние на формирование русской культуры Нового времени.

В России глубинная революционная сущность просветительских идей оказалась непонятой, заслоненной их блестящим воплощением в философии, литературе, науке и, конечно, в искусстве. В вихре преобразований, охвативших русское общество, само слово «просвещение» стало пониматься как синоним перемен к лучшему, как деятельность для об-

Культура эпохи Петровских реформ

Начало XVIII в. было ознаменовано реформами Петра I, призванными ликвидировать разрыв между Россией и Европой, ввести Россию в число передовых европейских государств. Всего за несколько десятилетий весь облик страны кардинально изменился, реформы вызвали экономический рост в стране, позволили значительно расширить территорию, превратили Россию в могучую империю, оказывающую влияние на ход мировой истории. Был создан новый аппарат государственного управления, церковная реформа сделала церковь частью государственной бюрократической системы, появление армии и флота нового типа заставили и Западную Европу, и Турцию считаться с интересами России. Бурный рост промышленности потребовал грамотных специалистов, что послужило толчком к развитию системы светского образования и науки. Ну и, конечно, активно вводились все атрибуты европейского образа жизни — начиная от бритья бород, питья кофе и ношения европейского платья до изменения положения женщины, утверждения нового взгляда на человеческую личность и внедрения представлений о гражданской чести и достоинстве.



В результате этих реформ сложилось абсолютистское государство со светской культурой, открытое, отказавшееся от политики изоляционизма и национальной замкнутости. В художественной культуре новые веяния привели к формированию новых видов и жанров искусства, освобо-

музыкальных инструментов они стали исполняться с аккомпанементом Наиболее популярны были канты-виваты о победах русского оружия, появились лирические канты, при этом часто в них звучали интонации русских народных песен, что и обеспечило удивительную «живучесть» жанра Не забывалось и многоголосое партесное пение. Из хора Государевых певчих дьяков была создана Придворная капелла, которая использовалась не только для религиозных служб, но и для светской концертной практики. Следуя примеру императора, многие вельможи заводили собственные хоры, что приводило к постепенному распространению светской музыки. Этому способствовало и то, что на приемах, маскарадах, ассамблеях звучала новая европейская инструментальная музыка.

Культура 30-50-х гг. XVIII в.

Вторую четверть XVIII в. нередко называют эпохой дворцовых переворотов. Но, несмотря на то что сменявшие друг друга правители империи были очень разными, они уже не могли заставить Россию пойти по иному пути развития, петровские реформы приняли необратимый характер. Российская империя продолжала укрепляться и расширяться. Этому способствовала не только поддержка дворянства, ставшего верной опорой императорской власти, но и закрепление и утверждение в русской культуре европейских элементов. Особое значение в этом процессе имело развитие общеобразовательной школы, ставшей базой для появления и развития русской науки и высшей школы (в 1725 г. была создана Академия наук, а в 1755 — Московский университет).



Продолжали закрепляться новые идеи о ценности человека, развивалось личностное начало в русской культуре. Они нашли свое выражение в новой русской литературе, выросшей на основе стиля классицизма, ставшего в то время общеевропейским направлением. Но наряду с новыми чертами, в частности, утверждением авторства художественных произведений и воспринятыми канонами классицизма, русская литература все же сохраняла свою специфику, отдавая предпочтение национальной тематике, а также сохраняя тесную связь с традициями русского фольклора Специфика русского варианта классицизма была закреплена в теоретических сочинениях Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова.

Русский классицизм отвечал всем основным требованиям этого стиля, изложенным теоретиком классицизма Н. Буало в XVII в. Высоко ценилась способность художника подавлять личные чувства во имя служения высокой государственной цели. Основными персонажами в классицистской литературе и театре были не реальные люди с их достоинствами или недостатками, а литературные образы — носители либо пороков, либо добродетелей. Золо-

ние целиком — от генплана до предметов обстановки. Именно так поступал Растрелли.

Исключительное положение в украшении интерьеров занимал фарфор, секрет которого был наконец-то открыт в 1748 г. русским мастером Д.И. Виноградовым. Появляются целые ансамбли из фарфора, состоящие из посуды, ваз, куда, помимо настоящих фруктов, кладут «обманки» из фарфора в натуральную величину, расписанные в натуральные цвета, в ансамбль входят также ручки столовых приборов, подсвечники, настольные украшения в виде беседок, трельяжей, фарфоровых дам, кавалеров, пастухов и пастушек Все это дополнялось фарфоровыми табакерками, пуговицами, эфесами шпаг и множеством других вещей из этого же материала.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!