Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ГЛАВА 24. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ



С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии русской культуры. Становление же собственно русского культурного архетипа произошло на следующем историческом этапе, получившем название Московской Руси. Он начался с трагических событий монголотатарского вторжения (XIII в.), продолжился во время возвышения Москвы и завершился в XVII в. вместе с окончанием эпохи древнерусской культуры. В этот период произошло формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: ее срединное положение между цивилизациями Востока и Запада.

Московией называли централизованное русское государство, формировавшееся с середины XV в. и укреплявшееся еще два столетия вдали от бурной, насыщенной множеством событий жизни Европы. Первые два столетия сущестования Московской Руси вошли в историю русской культуры как время «собирания земель» в единое централизованное государство. Начало этому процессу было положено длительным княжением Ивана III, продолжено его сыном Василием III, которого летопись называет «последним собирателем Руси». Далее этот процесс был продолжен первым официально титулованным русским царем Иваном Грозным, во время правления которого объединенная Русь превратилась в сильное государство. С середины XV в. до середины XVI в. территория Московской Руси увеличилась более чем в 6 раз.

Монголотатарские завоеватели нанесли огромный ущерб русской культуре, но они не смогли ее уничтожить. Не произошло и синтеза русской и монгольской культур. Русская культура сумела сохранить очаги своей самобытности, и последующее ее развитие происходило на внутренней основе. Монголотатары лишь задержали ее развитие.

Уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки возрождения. В Новгороде, Твери, потом в Москве возобновляется каменное зод-

Русская культура эпохи монголотатарского нашествия

Монголотатарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1248—1480), довольно легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. Древнерусский этнос к этому времени постарел и уже не имел сил к сопротивлению внешним врагам. Пройдя огнем и мечом по русским землям, татары довершили распад этих земель, их дробление на множество удельных княжеств, число которых к концу XIV в. доходило до 250.

Нашествие привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. В наибольшей степени потери сказались на ремеслах. Некоторые из них — производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали исчезли совсем. На целое столетие — с середины XIII в. до середины XIV в. — почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.



Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на севе-

Русская культура XVI в.

На рубеже XV—XVI вв. завершился процесс объединения русских земель, исчезли последние остатки зависимости от монголотатарских ханов, сложилось русское централизованное государство, которое в отличие от мононациональных государств Западной Европы изначально формировалось как многонациональное. При этом своим объединением Русь обязана не столько экономическим и культурным причинам, сколько военной мощи московских князей. Освободившись от монголотатарской зависимости, Московская Русь не избавилась от влияния их культуры и идеологии — ведь многие идеи и принципы завоевателей были органично усвоены Русью за два с половиной столетия. Это касается прежде всего идеи единодержавия, многие черты которого были заимствованы русскими царями. В этом смысле можно говорить, что московский царь стал наследником монгольского хана, или, повторив слова философа

Русская культура XVII в.

Последним этапом древнерусской культуры стал XVII в., который одновременно положил начало новому периоду в русской культуре. В это столетие завершилась эволюция средневековой культуры и в ней начина-

ют зарождаться элементы культуры Нового времени, для которой характерно усиление светского и рационального начал, секуляризация и «обмирщение». Заметно расширяются и углубляются культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления.



Целый комплекс факторов определял условия развития русской культуры в XVII столетии. Начало века совпало с кризисом государственной власти в связи со смертью последнего из Рюриковичей. Быстрая смена царей, усугубившаяся военной польской интервенцией, привела к смуте, надолго сохранившейся в народной памяти. Ситуация изменилась к лучшему после избрания на престол Михаила Романова, ставшего основателем последней царской династии в России.

Еще одним важнейшим событием в истории страны стало окончательное оформление абсолютизма, принявшего форму не западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, укрепившейся за время господства монголотатар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных границ (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти в одних руках, авторитаризма. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.

В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича была проведена церковная реформа Никона, которая привела к Расколу. Реформа и Раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская и западническая, сторонников старины, изоляционизма, и реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций и стала никоновская реформа, которая должна была исправить мелкие отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести все это в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. Это должно было привести к сближению обрядов всех православных народов, после чего Никон рассчитывал встать во главе вселенского Православия.

Как Никон был ярым противником любого изоляционизма, так знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли за оскорбление разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния, а также с начавшейся секуляризацией культуры России. Так

ции, оставаясь в неприкосновенности лишь у старообрядцев, которые и сегодня хранят его.

С новым партесным пением в музыку XVII в. пришли тенденции барокко. Если старое знаменное пение было во всем подобно иконе — плоскостным, одномерным, то в партесном пении возникает чувство пространства, а пышная многослойная фактура передает ощущение движения и света, типичные для всего искусства барокко.

Таким образом, XVII век оказался последним веком существования древнерусского искусства, когда особенно заметно стало западное влияние, начавшее укореняться на русской почве. Меняется мировоззрение, начинается смена художественных принципов, рождаются новые идеи свободного человека и свободного творчества. Начинается резкий перелом, качественный скачок в русской культуре, который будет завершен уже в XVIII в. после петровских реформ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 1.

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

4. Веллингтон. Лики России. М., 2001.

5. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М., 1993.

6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М, 1994.

7. История русского искусства М., 1991. Т. 1.

8. Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. М., 1994.

9. Кондаков И.В. Культура России. М., 2000.

10. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

11. Мир русской культуры. М., 2004.

12. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

13. Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина M.Р. Культура России IX—XX вв. М., 2004.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!