Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ГЛАВА 22. САМОСОЗНАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА



XIX столетие по-своему распорядилось культурным наследием эпохи Нового времени. Философия просветителей скоро потеряла свой научный характер, художественные образы Просвещения оказались недолговечны, просветительские идеи государственного и общественного устройства быстро устарели. Но главная цель Просвещения — освобождение личности от авторитета власти и религии — была достигнута и сохранила свое непреходящее значение. Реализация этой цели продолжалась в XIX в. и сопровождалась борьбой взглядов и направлений, художественных стилей и принципов.

Одним из величайших открытий европейской культуры стала идея социальной сущности человека, которая легла в основу массовых движений века — от научных кружков и обществ до профсоюзов и политических партий. Она же сделала демократическое движение важнейшим фактором культурной жизни XIX столетия. Под воздействием новых социальных учений находилась и художественная жизнь общества.

В целом культура XIX в. развивалась под знаком усиления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса: прежде всего в искусстве все большее значение приобретает не то, что художник изображает, рассказывает или выражает, а то, как он это делает, какими средствами и в какой форме. Отсюда повышенное внимание к поиску формы, новых выразительных средств, необычного угла зрения и т.д. Эта тенденция проявилась также в том, что предметом искусства все чаще становится не окружающий мир и природа, а внутренний духовный мир человека и самого художника, жизнь сознания и психология.

В развитии культуры XIX в. можно выделить два основных этапа: эпоха романтизма (первая половина столетия) и эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до Первой мировой войны). Атмосфера духовного и идейного

брожения по всей Европе, вызванная циклом буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений, нашла свое наиболее адекватное выражение в романтическом бунтарстве.

Романтизм

В эволюции духовной культуры и мировоззренческих ориентации буржуазного общества их новое качественное состояние было названо романтизмом. Чаще романтизм трактуется как художественное направление или метод, реже — как отдельное течение в философии XIX в., близкое к иррационализму. Многочисленные формулировки и проявления в самых разных областях духовной жизни и искусства позволяют рассматривать романтизм в качестве общекультурного движения, претендовавшего на создание целостного мировоззрения. При этом ориентация романтизма на искусство весьма существенная, но не главная его черта.



Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем само художественное направление, носившее это название. До XVIII в. эпитет «романтический» указывал на некоторые стилевые особенности литературных произведений, написанных на романских языках. Это были романсы, романы и поэмы о рыцарях. В конце XVIII в. романтическое уже понимается шире: как авантюрное, фантастическое, духовно-возвышенное, удивительное, призрачное.

Возрождение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах, и с критической реакцией на буржуазную действительность, которая была серой, грубой и унылой, лишенной какой-либо поэзии. Протест вызывали способ производства, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущие к искажению природы человека, лишавшие его целостности и универсальности. Неудовлетворенность реальным миром толкала художников-романтиков к бегству от него в далекое прошлое, в мир мифологии. По тем же мотивам их взоры часто обращались на Восток в надежде отыскать там нечто прекрасное, возвышенное или просто экзотическое. Реальность вообще выступала для романтиков не конечной целью, а всего лишь отправным пунктом на пути в мир фантазии и воображения. Чутко улавливая противоречивость реального бытия, нравственную слабость буржуазных общественных отношений, первые проявления нарастающей нивелировки личности, отсутствие ясных социальных перспектив, романтики выражали смутное томление по абсолютной гармонии, стремление ко всеобщему единству, духовному самосовершенствованию людей.

рядочных буржуа волновало прежде всего собственное благополучие. Для большинства публики, не имевшей художественного воспитания, искусство не имело большого значения, оно было доступно и необходимо лишь в развлекательной форме, поэтому ведущую роль в культуре заняли другие стили.



Реализм

К середине XIX в. капиталистические отношения достигли состояния зрелости, и поэтому реставрация аристократических или раннебуржуазных идеалов оказалась невозможной. Предметом культуры становится современная действительность и существующая в ней личность. Окружающая человека социальная среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не из своей «свободной» воли. Мотивы человеческого поведения объясняются не явлениями субъективного духа, а реальными жизненными коллизиями. Главный интерес общественного сознания перемещается с внутренних переживаний человека на взаимосвязь внешних обстоятельств и порождаемых ими поступков и переживаний. Новое видение мира было названо реализмом.

Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его, как романтики, а критиковали. Это стало следствием накопленного противоречивого общественного опыта, позволявшего реально оценить современную действительность.

Распространению реализма, укреплению его традиций способствовали его неразрывная связь с аналитическими способностями, критическим мышлением, с устремленностью к логике здравого смысла, жаждой абсолютно достоверного постижения бытия. Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям культуры только в середине XIX в. Тогда французский литературный критик Жан Шанфлери употребил это понятие для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму. Но реализм является категорией более глубокой, нежели отдельные художественные стили в искусстве. В широком смысле слова он остается своеобразным эстетическим стержнем культуры, который ощущался уже и в эпоху Возрождения — «ренессансный реализм», и в эпоху Просвещения — «просветительский реализм». Но с 30-х гг. XIX в. реалистическое искусство, стремившееся к точному отображению окружающего мира, невольно обличало буржуазную действительность и поэтому получило название критического реализма.

В поисках новых выразительных средств реалисты шли на самые смелые эксперименты. Барбизонская школа художников открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. В музыке и оперном театре также происходили стилистические изменения: драматургия музыкального действа и характеристика героев приблизились к реальной жизни, в профессиональную музыку включалась народная песенная мелодия, широко использовались современные бытовые жанры.

Все эти поиски были ориентированы на то, чтобы как можно полнее выразить основную стилевую установку реализма: выявить нравственную, политическую и художественную несостоятельность буржуазного общества, показать его уродующее воздействие на психологию и поведение человека. Такая установка отдавала в художественной культуре приоритет литературе, а в ней — жанрам романа и повести, оказывавшим влияние на все другие жанры. Серьезным было также влияние прозаических жанров литературы на другие виды искусства — прежде всего на графику, где широкое развитие получили сатирические и юмористические формы, а затем и на живопись; прозаический бытовой жанр начинает вытеснять поэтически возвышенные жанровые формы (изображение сцен сельскохозяйственного и фабричного труда).

Импрессионизм

Поражение европейских революций, разочарование в духовных устремлениях буржуазии, осознание ее неспособности защитить гуманистические идеалы вызвали социальный, политический и духовный кризис буржуазного общества. Общественное сознание второй половины и конца XIX в. также пережило это состояние. Повсеместно наблюдается уход от социальных проблем действительности, аполитичность, происходит переориентация всей культуры в духе позитивизма На смену концептуальным картинам мира приходит поклонение эмпирической реальности, данной непосредственно человеческим ощущениям. От драматического восприятия переходят к созерцательному мироощущению, отождествляющему субъекта с объектом. В итоге этих процессов в недрах французского реализма формируется новое художественное стилевое направление, получившее название импрессионизм (от франц. импрессион — впечатление).

Свое название новый художественный стиль получил от названия картины художника Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», вызвавшей бурный интерес зрителей в салоне 1874 г. Под этим случайным названием объединилась группа независимых художников, оппозиционно настроенных к идеалам официального академического искусства, но от-

 

делили ключевую тенденцию в развитии мировой культуры. В своем творчестве они сумели выразить тот принципиальный факт, что человеческий мир может состоять не только из одних социальных проблем, коллизий, потрясений, но и представлять собой яркую, светлую, красочную реальность. Здесь все зависит лишь от того, какой выбор сделает сам человек, способен ли он преодолеть драматическую прозу своего существования и перейти в мир прекрасного.

Примерно на середину 80-х гг. приходится своеобразный перелом в развитии французской культуры, во время которого импрессионизм переживает кризис, и в нем образуются два течения — неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

Первое было представлено художниками Ж. Сера и П. Синьяком, которые называли себя «научными импрессионистами», поскольку в своем творчестве опиралась на достижения науки о цвете. Стремясь преодолеть «беспорядочность» техники импрессионистов, подчинить цвет строгой методической системе, они накладывали на холст чистые краски разного цвета раздельными мазками в виде точек или квадратов. При рассмотрении этих фигур с расстояния происходило оптическое смещение этих красок, что придавало большую яркость картинам. В художественном и эстетическом плане данное течение не вызвало большого интереса.

Постимпрессионизм оказался более художественно продуктивным и интересным явлением В истории этого течения он представлен такими живописцами конца века, как П. Сезанн, В. Ван Тог, П. Гоген. Эти художники в ранний период своего творчества сами были импрессионистами, но очень скоро приступили к поиску нового стиля. Главное отличие творчества этих художников от ранних импрессионистов заключалось в отсутствии единой эстетической концепции, в их разобщенности, хотя их искусство также базировалось на визуальном восприятии мира Они стремились через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства

Символизм

Кризисные явления в европейской культуре второй половины XIX в., неспособность понять и преодолеть средствами искусства социальные конфликты толкали многих художников на путь бегства от действительности, к обращению в свой собственный внутренний мир. В стремлении решить стоящие перед обществом проблемы они прибегают к субъективизму, мистицизму, символическому отображению действительности.

Символизм

Символизм продолжил линию романтизма и «искусства для искусства», наполненную чувством разочарования в окружающем мире, устремленную к поиску чистой красоты и чистого эстетизма. В своем манифесте

ЛИТЕРАТУРА

1. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

2. Власов В.Г. Стили в искусстве: В 3-х т. СПб., 1996.

3. Дмитриева НА. Краткая история искусств. М., 1993.

4. Западноевропейское искусство второй половины XIX в. М., 1975.

5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

6. История Европы. М., 1994.

7. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII—XX веков. А, 1990.

8. Лапшина Н.П. Мир искусства: Очерки истории и творческой практики. М., 1977.

9. Популярная художественная энциклопедия: В 2-х т. М., 1986.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!