Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Средневековая китайская культура



Периодом высшего расцвета китайской культуры стало Средневековье. Именно в это время выросшее на основе древних традиций китайское искусство шагнуло далеко вперед в своем стремлении отразить действительность. Именно в это время китайские художники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности образы, отмеченные тонким вкусом и изяществом. Тогда культура приобрела яркую самобытность и присущие только ей характерные особенности, которые отличают ее от всех других культур.

китайских портретов был определен физиогномикой — учением о соответствии черт лица судьбе человека, зависящей в свою очередь от расположения планет, под которыми он родился. На основе этого учения была разработана целая система правил изображения каждой части лица и ее соотношения с другими. В торжественности и неподвижности культового погребального портрета отражалась вся средневековая система конфуцианского воспитания: фигуры портретируемых полны достоинства, замкнутые лица лишены печати житейской суетности, неподвижный и суровый взгляд устремлен вдаль.

На протяжении всей эпохи Средневековья в китайской культуре были разработаны различные виды и технические приемы ремесел. Мировую славу китайской культуре принесли изделия из фарфора, резного камня, лака, дерева и кости. Прикладное искусство в Китае было связано со всеми сферами жизни — с религиозными обрядами и торжествами, со сложным церемониалом придворной жизни и с нуждами простых людей. Оно было необходимо для украшения дворцов, парков, любой детали архитектурного ансамбля. Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать природные качества самого материала, использовать в художественных целях его вязкость и твердость, гладкость или шероховатость поверхности, расположение пятен и игру цветов.

Из всех предметов ремесел более всего ценились изделия из фарфора, родиной которого стала китайская культура. Особого расцвета искусство фарфора достигло в XV—XVIII вв., когда вместе с ростом городов резко возросли потребности городского населения в предметах прикладного искусства. Тогда производство фарфора достигло невиданных ранее размеров. Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор. Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции. На смену изысканной простоте пришли яркость и декоративная нарядность. Ремесленники изобрели и новые красители. Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного под глазурью кобальтом, богатых оттенками цветных свинцовых глазурей, трех- и шестицветных. С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надглазурными красками — зеленой, желтой, красной, что дало название особой росписи — «доу-цай» («борьба цветов»).



Потрясающая глубина, тонкость и изящество китайской культуры, основные черты которой сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными учениками. Новое время познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую как философские идеи, так и художественную культуру Китая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». М., 1982.

2. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. М., 1997.

3. Дмитриева НА., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира М., 1986.

4. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975.

5. Искусство стран Востока. М., 1986.

6. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

7. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

8. Мировая художественная культура Древние цивилизации: Тематический словарь. М., 2004.

9. Роули Дж. Принципы китайской живописи. М., 1989.

10. Соколов-Ремизов С.Н. Литература — каллиграфия — живопись. М., 1985.

ГЛАВА 15. «ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО»: СТРЕМЛЕНИЕ К ГАРМОНИИ И СОВЕРШЕНСТВУ

Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен и неповторим, и тем не менее в истории особая роль принадлежит древнегреческой культуре. К античной Греции восходят современные литературные жанры и философские системы, каноны архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Но самое главное достижение древнегреческой культуры — это, конечно же, открытие человека как прекрасного и совершенного творения природы — как меры всех вещей. Влияние древнегреческой культуры на европейскую историю и культуру было настолько велико, что историки Нового времени говорили о «греческом чуде», «детстве человечества».



В начале I тыс. до н. э. древневосточные цивилизации вступили в эпоху упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Начиная с VIII в. до н. э. центром развития культуры этого региона становится Греция. Культурному возвышению Греции способствовали особые этнические и географические условия. Тогда Греция представляла собой ряд относительно изолированных невысокими горными хребтами районов. Небольшие долины, невысокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их оснований, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов — все это сближало человека с природой. Многие заливы и бухты имели удобные гавани, что способствовало развитию мореходства, обеспечивало интенсивный информационный обмен, взаимообогащение культур. Влияние благодатной природы сказалось во всех областях культуры: в науке, архитектуре, пластике, философии, в самом мироощущении греков.

В процессе своего развития культура Греции пережила несколько этапов. Ко II тыс. до н. э. относится древняя минойская, или кносская, культура, названная так по имени легендарного царя Миноса и его знаменитого дворца в Кноссе на Крите. Минойская цивилизация процвета-

ла до середины XV в. до н. э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной извержением вулкана, а Крит был захвачен ахейскими племенами. Развитие ахейского общества в XVI—XIII вв. до н. э. проходило под влиянием минойской цивилизации, но по названию крупнейшего города того времени — Микен — эту древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской. Завершающим событием в существовании крито-микенской цивилизации стала Троянская война, которая облегчила проникновение на Балканский полуостров дорийских племен.

Дорийское завоевание Греции привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Поэтому период XI—IX вв. до н. э. в истории культуры Древней Греции считается «темными веками», однако ею еще называют гомеровским по имени гениального древнегреческого поэта и сказителя Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Хотя Гомер жил значительно позже названного времени, в своих поэмах он отразил многие явления культурной жизни своих предшественников.

На время с середины VIII до конца VI в. до н. э. приходится архаический период, когда в географически обособленных районах Греции возникли самостоятельные города-полисы. В этот же период рост численности населения и недостаток пахотных земель заставил большинство полисов развивать торговлю и начать широкую территориальную экспансию, получившую название «великая колонизация», сопровождавшуюся бурным развитием культуры.

Своего наивысшего расцвета культура Древней Греции достигла в классическую эпоху (V—IV вв. до н. э.). После победного окончания греко-персидских войн Афины становятся политическим и культурным центром Греции. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н. э.), высокой классики (449—421 г. до н. э.) и поздней классики (конец V—IV вв. до н. э.).

Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохе эллинизма (III—I вв. до н. э.). Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизаций. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с «варварскими» ценностями культуры.

Крито-микенская культура

Древнейшая цивилизация на территории Греции получила у исследователей античности название крито-микенской, поскольку ее центрами были последовательно остров Крит и город Микены на территории

материковой Греции. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно с 2000 до 1200 г. до н. э.

На рубеже III и II тыс. до н. э. жизнь людей на Крите сосредоточивалась вокруг так называемых дворцов. Большие дворцовые комплексы, обнаруженные археологами, были средоточием политической, экономической и религиозной жизни. Таких центров было четыре — Кносс, Фест, Маллия и Като Закро. Вначале они были самостоятельными государствами, позже объединились под властью Кносса, который постепенно распространил свое влияние на весь регион Эгейского моря.

Из всех дворцовых комплексов Крита исследователями лучше всех изучен дворец в Кноссе, известный как Лабиринт. Это целый комплекс помещений различного назначения, расположенных на нескольких (2— 4) уровнях, соединенных многочисленными коридорами и переходами. Отсутствие симметрии было отличительной чертой всей критской архитектуры, что подтверждается конструкцией всех известных критских дворцов. На первом этаже в них находились тронный зал, амфитеатр для зрелищ и др. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими верандами, около которых располагались ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые. Так как уловить какую-либо систему в их планировании почти невозможно, то Кносский дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом. Запутанность ходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только сквозь световые колодцы в потолке. И все же дворец воспринимался как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимавший центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения.

Стены Кносского дворца были украшены прекрасными фресками, из сюжетов которых видно, что критяне с большой любовью относились к природе. Основной темой пейзажной живописи являлось море с рыбами, полипами, дельфинами, заросли кустарников с быками, львами, козами. В рисунках до сих пор ощущается красота скал и цветущих лугов, богатство животного и растительного мира острова. В целом изобразительное искусство Крита было исключительно динамичным и красочным. Упругий, пронизанный движением орнамент в виде спиралевидных завитков или волн, где одни яркие тона сменялись другими, был особенно характерен для искусства Крита. Движение волн, порывы ветра, вечная стихия — все это предопределило динамизм искусства художников. Некоторая условность обнаруживается при изображении людей. Человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона: ноги и лицо показывались в профиль, плечи — развернутыми в фас, глаза — смотрящими

прямо на зрителя. Однако изображение природы было настолько реалистично, что человеческие фигуры воспринимались как неотъемлемая ее часть и не портили общего впечатления.

Значительную роль в жизни населения Крита играла религия, но там не было специальных храмовых зданий и не существовало касты жрецов. Там изначально сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, был одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Религиозные ритуалы совершались либо во дворце, либо на открытом воздухе, верховными жрецами были правитель и правительница, младшими — критская знать.

Апогей минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. В конце XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, нанесшая смертельный удар по всей минойской цивилизации. Почти все поселения и дворцы были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана, происшедшего около 1450 г. до н. э. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись воинственные греки-ахейцы. Из центра культуры Средиземноморья Крит превратился в провинцию ахейской Греции. Центр цивилизации переместился на материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура.

Как и на Крите, основными центрами микенской культуры были дворцы. Наиболее значительные из них были обнаружены археологами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах. В противоположность критским, дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Центральным местом в них был мегарон — большой центральный зал, имеющий кровлю с отверстием, под которым стоял очаг. Все ахейские дворцы были хорошо укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Так, например, в Тиринфе наружные стены дворца были сложены из огромных глыб известняка весом до 12 т, толщина стен составляла 4,5 м, высота — 7,5 м. Греки, жившие позднее, называли эти стены циклопическими, приписывая их сооружение мифическим одноглазым великанам — циклопам.

Стены ахейских дворцов украшали фрески, причем в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Здесь были и сцены охоты на львов, и травля собаками кабана, и воины, седлающие коней, и идущие в поход ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Торжество физической силы пронизывало всю микенскую культуру, находя выражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции.

На смену динамичности критских мастеров пришли строгая симметрия и схематичность форм.

Преобладанию ахейцев в Эгейском море был положен конец появлением в XII в. до н. э. многочисленных народов, среди которых были и дорийцы. Это было частью очередного великого переселения народов, начавшегося еще в XIII в. до н. э. Множество центров микенской культуры было захвачено варварами. Ахейским государствам, располагавшим хорошо организованной военной машиной, значительными экономическими ресурсами, высокой культурой и подготовленными кадрами, не удалось устоять перед ордами дикарей. Судя по всему, причиной поражения была внутренняя слабость этих государств, недовольство народа, истощение и растрата материальных и людских ресурсов в многочисленных войнах. Поэтому от малейшего толчка эти государства развалились. Правда, островки микенской культуры существовали до конца XII в. до н. э. в Греции, а также в Малой Азии, войдя через несколько веков в ионийскую и эолийскую культуры. Но, в общем, произошло общее понижение социально-экономического и культурного уровня Греции, которая в целом вернулась к родоплеменному строю, утратила письменность, а также многие другие культурные достижения предшествующей эпохи.

Гомеровский период

В истории греческой цивилизации двухсотлетний период XI—IX вв. до н. э. называется «гомеровским», так как о жизненном укладе, верованиях, исторических событиях и памятниках искусства того времени мы знаем в основном из гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея».

Исходной предпосылкой развития культуры этого периода было утверждение общинно-частных отношений в хозяйственной жизни греков, что привело к возникновению классов и усложнило взаимоотношения людей. Новые условия жизни меняют представления человека о мире, что находит свое отражение в художественной практике.

Потребность понять объективную цепь причин, осознать окружающий мир в его целостности становилась насущной для человека того времени. Часто это стремление уводило человека за границы доступного, ставя на место реальных причин — воображаемые. Под влиянием чувства бессилия перед загадками природы воображение человека неизбежно отклонялось в сторону иллюзорных обобщений, наделяя объективный мир сверхъестественными свойствами. Так первоначальная наивно-реалистическая картина мира сменилась мифологической.

Мифология принесла в греческую культуру сказочно-религиозную условность, оказавшуюся очень плодотворной для художественного позна-

Период архаики

Архаическим периодом в истории культуры Греции обычно называют VIII—VI вв. до н. э. Это было время интенсивного развития древнегреческого общества, его называют архаической революцией. Решающее влияние на культурное развитие этого периода оказала колонизация.

Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии по всей береговой линии этих регионов. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали еще и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались втянуты все страны Средиземноморья.

В результате колонизации греческий мир вышел из изоляции гомеровского периода. Торговые отношения с другими народами способствовали усвоению греками чужих культурных достижений: у мидийцев греки научились чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, у древних египтян — основам астрономии и геометрии. Сильное воздействие на греков оказали египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие продукты чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую художественную культуру.

Стремительное развитие земледелия, торговли, ремесла, мореходства требовало все более активного использования труда рабов, который позволял свободным грекам отказаться от ежедневного физического труда ради куска хлеба. Благодаря труду рабов свободные греки получали возможность заниматься политикой, а также творчеством в любой избранной области. Это, естественно, также способствовало расцвету культуры архаики.

Новые социально-экономические условия вызвали к жизни изменения в религиозном мироощущении греков. Греческая религия сохранила свой политеизм и по-прежнему выполняла консолидирующую роль в объединении сил внутри полисов либо в межполисных объединениях, но при этом она утратила свой отвлеченный характер и благодаря мифологии приобрела художественно-образную условность. Эта новая ее черта оказалась очень плодотворной для создания художественных образов. Мифологические персонажи очеловечивались, все абстрактные силы природы воплощались в человеческом образе бога, богоравного героя и властителя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Их культ требовал роскошных, художественно оформленных храмов, скульптур и дорогих жертвопри-

ным образом служит для расположения складок одежды, их плечи — это плечи гимнастов. Они также улыбаются «архаической улыбкой». Как правило, коры тоже раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная. Головы девушек украшены локонами, сами скульптуры полны изящества и грации.

О монументальной живописи архаического периода ничего* не известно. Очевидно, она существовала, но не сохранилась до нашего времени. Зато мы можем судить о вазописи, особенно VII в. до н. э. Живопись заполняла всю поверхность керамического сосуда, как ковром. Этот стиль обычно называют ориентализирующим, поскольку многое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты, цветы лотоса, как и многие мотивы животного мира. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками.

В конце VII в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не «коврово», горизонтальными полосами, а свободно размещались по поверхности стенок. Помимо мотивов растительного и животного мира, в росписи керамики появляется много сцен сражений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм.

С последней трети VI в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Краснофигурная техника давала художнику намного больше возможностей, чем прежняя, чернофигурная, позволяя, например, тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Можно было добиться большей индивидуализации персонажей.

Классический период

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен важными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточенной войной греческих полисов с персами. В мировоззрении греков на рубеже VI—V вв. до н. э. наметился переход к качественно новому осмыслению мира и новым формам его художественного отражения. Центром греческой культуры периода классики стали Афины. В них были собраны лучшие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Поэтому иногда

Эллинизм

Во второй половине IV в. до н. э. резко усиливается окраинная область балканского полуострова — Македония. В 338 г. до н. э. македонская армия Филиппа II разгромила соединенное войско греческих полисов. Его сын Александр после своего прихода к власти в 336 г. до н. э. продолжил завоевательные походы своего отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи.

После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т.е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило ее соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Ее образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования.

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и последовавшего за этим распада империи на отдельные государства до 31 г. до н. э. — года присоединения Египта к Римской империи. Это довольно продолжительный период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.

Распространение и утверждение греческой культуры происходило в условиях непрерывных военных действий, когда их результаты и жизнь целых стран находились в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего сформировался новый общественный идеал, которым стала не гражданская норма или отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже с конца IV в. до н. э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь.

Эллинизм принес в новые государства подъем и даже расцвет культурной жизни. Эллинистическая цивилизация пережила существенные изменения в области художественной культуры. Искусство утратило былую классическую сдержанность и строгое величие, особенности эллинизма способствовали размежеванию художественной культуры, художественная деятельность окончательно профессионализируется, а сфера распространения предметов этой деятельности становится неограниченной в пределах ойкумены.

Эпоха эллинизма — это время рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая со своими художественными особенностями.

Наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань острова Родос мастером Харесом была возведена знаменитая статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 м и известная как «Колосс Родосский», еще одно из «семи чудес света». Во время одного землетрясения скульптура разбилась, и отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед. Например, величайший шедевр, передающий внутреннее напряжение, — статуя Ники Самофракийской, созданная в честь победы греков на море. Крылатую богиню победы Нику мастер изобразил в момент ее приземления на нос корабля. В ее порывистом шаге автор передает настроение борьбы, острое и радостное чувство победы. Прихотливые завихрения одежды и могучие распахнутые крылья создают впечатление только что завершившегося вихревого полета. В правой руке богини зажата труба, звуками которой Ника, вероятно, возвестила морскую победу греков.

Но характерно для скульптуры того времени не только высокое мастерство. Как в скульптуре александрийской школы первостепенное место занимали формальные поиски, так и для скульптуры пергамской школы были свойственны нарочитость, искусственность, ученость. Это было искусство, рассчитанное на знатока, способного понять и оценить тонкое мастерство формы, правильно истолковать воплощенные в художественной форме образы. Поэтому символичность часто сочетается в нем с почти анатомическим натурализмом.

В заключение следует отметить, что Древняя Греция оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы. Мощный импульс в своем развитии римская культура получила только после завоевания Греции (существует распространенное мнение, что греческая культура создала римскую). Восточный мир без эллинской культуры также был бы совсем иным, ведь все дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало возможным благодаря влиянию культурного наследия Греции. Наконец, греческая культура в ее эллинистическом варианте стала в регионе восточного Средиземноморья предтечей византийской культуры, в частности рационального и конструктивного художественного мышления, послужившего основой стиля классицизма в искусстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Античная цивилизация. М., 1978.

2. Античная литература. М., 1986.

3. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

4. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

6. Винничук А. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

7. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

8. Ильина Т.И. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1983.

9. Искусство Древней Греции. М., 1986.

10. История и культурология: Уч. пособие / Под ред H.B. Шишовой. М., 2004

11. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1988.

12. Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

13. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

14. Маринович Л.П. Древнегреческая цивилизация. М., 1989.

ГЛАВА 16. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА: ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, завоеванные Римом, но особенно велика была роль этрусков и греков. С самого начала культуру Рима отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с собственной системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. По этой причине культура Рима отличалась разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены ценности покоренных народов, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Причем римляне во многих областях превзошли своих учителей, поднявшись до небывалых высот. В свою очередь Рим оказал значительное влияние на культуры завоеванных народов, результатом чего стала позднеантичная культура, послужившая основой для культур Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Становление римской культуры относится к историческому периоду времени республики (VI—I вв. до н. э.). Ее расцвет приходится на I—II вв. н. э. Этот период римской истории и культуры получил название времени империи. И завершающий этап римской культуры был назван периодом поздней империи (III—IV вв. н. э.), — время заката всей античной культуры.

Культура эпохи Республики

Различные италийские народы и племена — сабиняне, латиняне, умбры, сманиты и др. — познакомили римлян с искусством градостроения, живописью, скульптурой, литературой. Однако в первые века римской

Культура империи

В конце I в. до н. э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. С 31 г. до н. э. начинается новый период истории римской культуры. После убийства Юлия Цезаря и 14 лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август. Во время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) Римское государство превращается в огромную империю, включающую в себя восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим становится мировой столицей. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясавших римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому традиционные римские ценности, полузабытые религиозные обряды теперь всячески пропагандировались и стали одной из основных тем художественного творчества.

Согласно оценкам античных историков эпоха правления Августа была «золотым веком» всей культуры Древнего Рима. Так называемый римский мир, мирное развитие в период правления Августа, стимулировал расцвет различных видов искусств. В «век Августа» окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Высокого уровня достигли литература и искусство, окончательно оформилась самобытная римская культура, которая позднее вошла в качестве одного из важнейших компонентов в европейскую культуру.

Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август сохранял и поддерживал свою власть не только силой оружия. Он окружил себя людьми, понимающими силу искусства, способными воспеть и прославить власть императора и римского народа. Поэтому римская литература века Августа представлена целым созвездием замечательных имен: Апулей, Плиний Младший, Ювенал, Петроний, Лукиан, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и т.д. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять специальные функции по своему собственному заказу. Для этого он создал кружок писателей и поэтов во главе со своим приближенным чиновником Меценатом

Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи империи был Публий Вергилий Марон, к поэтическому дару которого Август не раз прибегал с целью оправдания и прославления своих деяний. В ответ на эти запросы Вергилий написал первое крупное произведение «Буколики» (пастушеские песни). Вторым крупным произведением Вергилия стала поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Вергилий в своей поэме подробно и профессио-

тем изящнее и богаче выглядело изображение. Римляне также заимствовали это искусство у греков и стали успешно использовать в своей культуре. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н. э. в эпоху Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но и в нижней части стен зданий помещали огромное мозаичное панно.

Из столицы империи техника мозаики распространилась в провинции. Так, в больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов было принято покрывать красочными мозаиками. Но в отличие от римской мозаики для мозаичных композиций так называемого «стиля провинциальной живописи» были характерны скованность движений, схематизм изображений, монотонность повторов. Сюжеты упрощались до одного действия, а обрамлению изображений отводилась ведущая роль: персонажей изображали только в жестких границах рамок, а сами рамки представляли собой однообразное размеренное расположение квадратиков, ромбов и других геометрических фигур. Местом широкого распространения «стиля провинциальной живописи» стали дома, храмы, гробницы сирийских городов, обнаруженные в Фаюмском оазисе в Египте.

В целом в эпоху империи римская культура продолжала развиваться. Однако в ее духовной культуре уже в I в. н. э. обозначились симптомы наступающего кризиса. Дело в том, что к этому времени идея великого Рима, как власти над всем миром, утратила свое значение. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Не случайно, что уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение уже достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели общество было обречено на гибель.

Начиная с I в.н. э. римская культура все больше превращается в исторически первую форму общества потребления. Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ!» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты гедонизм все больше оборачивался культом грубых наслаждений и развлечений. Имена императоров Калигулы и Нерона превратились в символы жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис послужили главной причиной заката римской культуры и гибели всего общества.

Культура поздней империи

В конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис и охватывает все стороны жизни. Его наиболее яркими проявлениями стали: новые гражданские войны, частая смена императоров, «варваризация» импе-

ЛИТЕРАТУРА

1. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

2. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.

3. Древние цивилизации. М., 1989.

4. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

5. Культура Древнего Рима: В 2 т. М., 1985.

6. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

7. Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

8. Мировая художественная культура Древние цивилизации. Тематический словарь. М., 2004.

9. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

10. Хефлинг Г. Римляне. Рабы. Гладиаторы. М., 1992.

11. Штаерман ЕМ Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!