![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Аксиологический (ценностный) —
7. Аксиологический (ценностный) — заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром ценностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. В этом случае культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение для какого-то конкретного общества. При данном подходе все изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация целей человека, имеющих значение для его жизни. Семиотический — 8. Семиотический — исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание — текст, который и должен быть прочитан исследователем Герменевтический — 9. Герменевтический — характерен для большинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отличаются друг от друга Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов. Биосферный — 10. Биосферный — характеризуется глобальным пониманием проблем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает закономерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной. Просветительский (гуманитарный) — 11. Просветительский (гуманитарный) — основывается на представлении о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс созидания человеком своих человеческих качеств. Культура рассматривается как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодолевает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим Применяя названные выше методы к исследованию культурных форм, следует помнить, что серьезное исследование не должно базироваться на слепом преклонении перед авторитетами, на механическом заучивании их идей и взглядов. Только творческое, критическое отношение к любой из исследуемых концепций позволяет понять тот или иной фе- номен. Отсюда — необходимость знать не одну, а несколько различных точек зрения на интересующий нас вопрос, только так можно сформировать свое собственное к нему отношение. ЛИТЕРАТУРА 1. Антология исследований культуры: В 2 т. СПб., 1997. Т. 1. 2. Гуревич П.С. Культурология: Уч. пособие. М., 2000. 3. Иконникова С.Н. История культурологии. СПб., 1996. 4. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003. 5. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. М: ИНФРА-М., 2002 6. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005. 7. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998. 8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. M.: Академический проект; Екатеринбург Деловая книга, 2002. Раздел I. Культурология: основные школы и направления ГЛАВА 1. ПРЕДЫСТОРИЯ Несмотря на то что культурология — молодая наука, она оперирует богатейшим фактическим материалом, накопленным многовековой европейской традицией анализа культуры. При этом развитие культуры постоянно сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена. Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре. Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, можно выделить следующие периоды развития культурологии: · • доклассический (античность, Средневековье); · • классический (Возрождение, Новое время, XIX в.); · • неклассический (конец XIX — первая половина XX в.); · • постнеклассический (вторая половина XX в.). Данная периодизация непосредственно соотносится с развитием не только науки, но и с развитием человечества, в истории которого традиционно выделяются названные исторические этапы. Поскольку культурология является детищем только европейской традиции познания мира, постольку принято рассматривать ее становление только в рамках европейской цивилизации, хотя зачатки представлений о культуре существовали и у других народов, правда, без использования каких-либо понятий, аналогичных понятию «культура».
![]() |