Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Право собственности на жилые помещения



 

1. Собственность на жилое помещение - это собственность на высоко социально и человечески значимое материальное благо (жилье), которое одновременно с ГК РФ регулируется особой комплексной отраслью законодательства - жилищным правом.

2. Общие положения. Собственник осуществляет свои права на жилое помещение в соответствии с ГК РФ и Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (СЗ РФ. 2005. N 1 Ч. 1. Ст. 14) в соответствии с его назначением, то есть с целью проживания граждан, личного проживания собственника и членов его семьи (ст. 288 ГК РФ). Жилые помещения могут сдаваться собственником для проживания на основании договора.

Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается (такое размещение допустимо только после перевода жилых помещений в нежилые в соответствии с требованиями жилищного законодательства).

Члены семьи собственника, как и сам собственник, имеют вещное право на помещение, но это право существует в рамках жилищного обязательства и имеет ограничения. Поэтому переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования этим жилым помещением членами семьи бывшего собственника. При этом, однако, как установлено положением ГК РФ, отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292 ГК РФ).

Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушения их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения ("владельческая защита").

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

3. Квартира. Граждане, проживающие в многоквартирном доме, имеют, как правило, право собственности или право по договору найма на отдельное изолированное жилое помещение - квартиру.

Собственнику квартиры принадлежит также на праве общей долевой собственности право на общее имущество дома, в том числе несущие конструкции, оборудование, обслуживающее более одной квартиры. Он, однако, не вправе отчуждать указанную долю, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру (ст. 289, 290 ГК РФ).



Собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома образуют некоммерческую организацию - товарищество собственников квартир (жилья), создаваемую и действующую в соответствии с жилищным законодательством.

4. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293 ГК РФ). Если собственник содержит свое жилое помещение бесхозяйственно (использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей, допускает разрушение помещения и др.), то орган местного самоуправления может предупредить собственника об устранении нарушений, а при допущенных разрушениях - также назначить соразмерный срок для ремонта помещения.

Если же собственник продолжает бесхозяйственно содержать свое помещение, допускать указанные выше нарушения (в т.ч. не произведет в установленный срок ремонт), то суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже такого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств.

 

Вещные права

 

1. Определение. Наряду с правом собственности, как правило, на его основе или в связи с ним складываются и другие, отдельные вещные права, также опосредствующие прямую связь человека с вещью, иным благом, имеющими существенное значение для жизнедеятельности людей.

2. Общие черты. Всемирная история свидетельствует, что наряду со всеобъемлющим вещным правом - правом собственности, существенное значение имеют также и отдельные вещные права - отдельные права владения, пользования и т.д. Причем некоторые из таких прав, как и собственность, имеют общедозволительный характер, другие - характер разрешительный. И хотя по мере развития общества эти права все более и более входят в конструкции, где определяющую роль приобретают обязательственные отношения (как, например, при аренде), и растет удельный вес разрешительных элементов, вещные права до настоящего времени сохраняют свое значение в народно-хозяйственной и юридической жизни общества.



Наиболее важными здесь являются два момента:

- во-первых, при всех ограничениях вещные права в той или иной мере сохраняют (и в чем-то тоже "без посредников") прямую связь лица (субъекта) с вещами. А это, как и в собственности, является основой и стимулом активной инициативной деятельности субъектов вещных прав. Причем, как показывает практика ряда стран (Норвегии и др.), - деятельности, в принципе не уступающей в условиях национальных традиций побудительной и созидательной силе самой собственности, и потому обеспечивающей нормальное, эффективное функционирование товарно-рыночной экономики;

- во-вторых, важным элементом отдельных вещных прав является владение, сущность которого не сводится только к одному лишь правомочию из собственнической триады. Именно владение как таковое придает прочность складывающимся отношениям, а с юридической стороны порождает такие существенные для субъекта юридические последствия, как владельческую защиту (даже против собственника) и право следования (сохранение вещных прав у владельца даже при переходе права собственности к другому лицу).

3. Аналоги собственности в землепользовании.

Это уже отмеченные при характеристике права собственности на землю:

а) право пожизненного наследуемого владения (ст. 265, 266 ГК РФ);

б) право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 268, 269 ГК РФ).

В России первоначально, в 1989-1991 гг., указанные вещные права сформировались и начали использоваться как аналог или начальная форма собственности на землю, или этап подготовки к приватизации земли. В последующем, в 1990-х гг., при попытке проведения радикальных реформ приватизация земли осуществилась посредством неудачной юридической конструкции (путем предоставления пая по правилам долевой собственности) - так, что бывшие колхозники и члены совхозов стали только собственниками "доли в праве". Вполне понятно поэтому, что вещный элемент, который был характерен для указанных выше аналогов собственности, не сработал, не дал того мощного импульса в производстве, который порождает вещный элемент в собственности и в других вещных правах.

В этих условиях не исключена возможность успешного использования права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования (аналогов права собственности), имеющих существенные вещные элементы, которые способны кардинальным образом способствовать активизации сельскохозяйственного производства.

4. О праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления (предварительные замечания). В Советском Союзе, когда с начала 1930-х гг. установилась суперцентрализованная плановая система хозяйствования типа (по Ленину) "одной фабрики", для отдельных частиц этой "одной фабрики" - государственных предприятий - потребовались некоторые юридические возможности для решения некоторых оперативных хозяйственных вопросов. Тогда-то в 1930-х гг. и была введена конструкция "права оперативного управления", которая позволяла государственным предприятиям совершать отдельные хозяйственные операции и оформлять плановые задания в виде договоров (такую конструкцию заимствовали и некоторые капиталистические крупные зарубежные фирмы и корпорации для организации внутриуправленческой, внутрифирменной работы).

Когда же в конце 1980-х - начале 1990-х гг. возникла потребность заменить плановую систему хозяйствования товарно-рыночной системой экономики, оказалось, что отдельные предприятия, действующие на основе права оперативного управления, даже после принятия новых законов о предприятии не способны включиться в новые экономические отношения. В этой обстановке в СССР, а затем после его распада в России возникла необходимость так расширить права предприятий, чтобы они смогли стать полноправными и эффективными участниками товарно-рыночных отношений. С этой целью была выработана категория "хозяйственного ведения" (сначала "полного хозяйственного ведения"), при этом в законодательных органах началась работа по выработке законов, которые бы наполнили указанную категорию необходимым ("рыночным") содержанием.

Эта работа, однако, не была доведена до конца. Ибо в качестве общей политики приватизации в 1992-93-х гг. неожиданно была принята программа общего (сплошного) акционирования, когда государственные предприятия переоформлялись в открытые и закрытые акционерные общества. И хотя акционерные общества не приспособлены для приватизации и в этой связи в хозяйстве и социальной жизни возникли наряду с положительным эффектом, и серьезные отрицательные явления (громадное имущественное расслоение людей, доминирование олигархов, овладевших контрольным пакетом акций, скупка контрольного пакета акций по нехозяйственным мотивам и др.), сама идея существенного ("рыночного") расширения прав государственных предприятий была отодвинута в сторону. Она не нашла своей достаточной реализации и в последующем, когда 14 ноября 2002 г. был принят Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (N 161-ФЗ). В этой связи получилось так, что в настоящее время категории "хозяйственного ведения" и "оперативного управления", закрепленные в ГК РФ и упомянутом Законе 2002 г., хотя и являются вещными правами, в чем-то близкими к праву собственности, стали в немалой мере носить разрешительный ("госплановский") характер и поэтому не позволяют в полной мере и эффективно участвовать государственным (и муниципальным) предприятиям в современной товарно-рыночной экономике.

Ряд положений о праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления уже освещен при характеристике правосубъектности унитарных и казенных предприятий (см. § 5 гл. 4), и они должны быть учтены при рассмотрении последующих положений данной главы.

5. Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ). Это вещное право, как и право собственности, включает в себя триаду собственнических правомочий - права владения, пользования, распоряжения, но и в ГК РФ, и в Законе от 14 ноября 2002 г. это вещное право сформулировано так, что указанные правомочия существуют в немалой мере "в разрешительных пределах", определяемых и в нормативном порядке, и собственником (ст. 294 ГК РФ). В качестве же собственника фактически выступают органы государственного (административного) управления, существенно ограничивающие права предприятия, в ряде случаев по "госплановской" модели, и - как и в советское время - решающие за предприятие многие вопросы хозяйственной деятельности. "Предприятие, - говорится в ст. 295 ГК РФ, - не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника". В этой же статье сказано: "остальным имуществом, принадлежащим предприятию, последнее распоряжается самостоятельно" и вместе с тем добавлено - "...за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами".

Закон от 14 ноября 2002 г. действительно установил ряд других ограничений, в т.ч. широкий список сделок, которые допустимо совершать только по разрешению ("с согласия собственника"), ввел ряд норм, заимствованных из законодательства об акционерных обществах (о "крупных сделках", о сделках, совершаемых "заинтересованными лицами"), но он все же, сославшись на ГК РФ, оставил элементы имущественной самостоятельности предприятия, в том числе принцип свободы договора, пусть и с очень существенными ограничениями. И это позволяет на практике использовать соответствующие нормы ГК РФ и Закона под углом зрения основных начал гражданского законодательства.

ГК РФ и указанный выше Закон установили для организаций, действующих на основе права хозяйственного ведения и права оперативного управления, единые нормы о приобретении прав (передача собственником имущества) и их прекращения (по решению собственника и правил прекращения права собственности), а также о том, что приобретенное этими организациями имущество поступает им "в порядке, установленном для приобретения права собственности" (ст. 299). Для них же предусмотрено своеобразное "право следования": при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс и на учреждение сохраняется право хозяйственного ведения или соответственно - оперативного управления (ст. 300), что оттеняет вещный характер указанных прав.

6. Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Это право по сравнению с правом хозяйственного ведения имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов - оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений. При этом необходимо различать:

- право оперативного управления, установленное для деятельности казенных предприятий (их деятельность на основе ГК РФ урегулирована тем же указанным выше Законом об унитарных предприятиях от 14 ноября 2002 г.);

- право оперативного управления, на основе которого осуществляется имущественная деятельность учреждений. В т.ч. организаций, выполняющих функции государственного или муниципального управления.

Право оперативного управления, так же как и право хозяйственного ведения, включает правомочия владения, пользования, распоряжения. Но они поставлены здесь в строгие рамки отношений разрешительного порядка (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями), определяемого актами собственника и финансовыми документами (сметой). В то же время в ГК РФ установлено правило, в какой-то мере выходящее за пределы права оперативного управления, - о том, что "если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе" (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Такое право по смыслу ст. 298 ГК РФ представляет собой особое ограниченное вещное право, которое расширяет имущественные возможности учреждения.

7. Сервитуты. Сервитут - правовая конструкция, достаточно основательно отработанная еще в ранние периоды развития права, прежде всего - древнеримскими юристами (см. п. 2 гл. 8), которые видели в сервитутах явления в основном вещно-правового порядка. В последующем сервитуты, хотя и получили своеобразное выражение в некоторых странах (например Скандинавских, где они подчас имеют характер "пользований"), они ограничивались в основном бытовыми отношениями и зачастую в тех или иных национальных правовых системах все более связывались с обязательственными отношениями и разрешительными порядками.

В настоящее время, по ГК РФ, сервитуты - это ограниченные права лица в отношении не принадлежащих ему земельного участка, а также зданий и сооружений. В т.ч.:

- право прохода;

- право проезда;

- право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т.д.;

- право доступа к водоисточнику и др.

Установление сервитута, по ГК РФ, происходит путем заключения договора с возможностью установления платы за пользование земельным участком. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость. Спорные вопросы решаются судом. Сервитут не имеет самостоятельного правового значения - он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и т.д.

Здесь действует особое "право следования". Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу (ст. 275 ГК РФ).

Сервитут может быть прекращен по требованию собственника в случаях:

а) отпадения основания, по которому он был установлен;

б) ввиду того, что земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, не может быть использован из-за сервитута по его назначению (решается судом).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!