Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Определение и значение транспозиции



Перенос музыкального текста (любой протяженности) из одной тональности в другую без каких-либо изменений в отношении его общего звучания (за исключением тональной окраски) называется транспозицией*. [Частным случаем транспозиции является перенос на октаву, не связанный с переменой тональности. Этот вид транспозиции используется, например, при записи нот для тенора (певческого голоса), а также для некоторых оркестровых инструментов, обладающих крайними — высоким и низким — регистрами, как-то: флейта-пикколо, контрабаса, тубы, контрафагота и др.]

Транспозиция используется в музыке в разнообразных целях.

Во-первых, она способствует тональному развитию музыки, а отчасти и формообразованию. Так, нередко в произведениях разных авторов встречаются небольшие построения (а порой — в крупных формах — и достаточно протяженные), которые затем в точности повторяются (сразу или на расстоянии — в данном случае безразлично), но уже на другом звуковысотном уровне, то есть проходят в другой тональности, образуя, таким образом, транспонирующую секвенцию (см. главу XV — «Секвенции»). Например, в приводимом ниже отрывке из прелюдии № 2 op. 16 А. Н. Скрябина первое предложение (такты 1—8), начинаясь в Главной тональности (соль-диез минор), модулирует в тональность натуральной доминанты (ре-диез минор), а второе (такты 9—16) транспонировано на чистую кварту вверх и, соответственно, из субдоминантовой тональности (до-диез минор) «автоматически» приводит к завершению периода на тонике главной тональности:

319 Allegro M. M. = 80 А. Скрябин. Прелюдия op. 16 № 2

*) Исправлено по указанию самого Скрябина

В мазурке H-dur op. 56 № 1 Ф. Шопена транспонируемые серединные, построения разделены проведением повторяющегося материала первой части: в первый раз музыка середины проходит в тональностях Es-dur и As-dur (здесь тоже сделана транспозиция восьмитактовых построений на чистую квинту вниз), а после репризы первой части материал всей середины транспонируется на малую сексту вниз и, соответственно, начинается в тональности G-dur.

Во-вторых, и теперь все еще сохраняются транспонирующие медные и деревянные духовые инструменты (труба, валторна, кларнет, английский рожок и др. ), используемые также и в составе симфонических и духовых оркестров. Исторически их транспонирующий строй обусловлен тем, что прежде они были натуральными и не имели возможности изменять свой звукоряд. В связи с этим при игре в оркестре одновременно использовалось несколько однородных инструментов разных строев, что вкупе заметно расширяло звуковые возможности данной группы. Однако с течением времени инструменты эти были в значительной мере усовершенствованы в конструктивном плане и, по сути дела, стали хроматическими, в силу чего стало возможным исполнять на них любые звуки в пределах их диапазона без перемены строя.



Тем не менее в подавляющем большинстве случаев ноты для них пишутся (в том числе и в партитурах) как и раньше, то есть в соответствии с их натуральной основой* [Однако некоторые композиторы в ряде своих партитур партии всех транспонирующих инструментов пишут в строе C, то есть в соответствии с реальным звучанием. Так, например, делает С. С. Прокофьев в скифской сюите «Ала и Лоллий» (op. 20), симфонической сюите «Шут» (op. 21), Симфониетте (op. 5/48) и др.], что, в свою очередь, вызывает необходимость пользоваться транспозицией, например, при чтении партитур — для сведения всех оркестровых партий в одну тональность.

В соответствии со своими строями транспонирующие инструменты фактически звучат: одни на большую секунду (например, труба, кларнет in В), другие — на малую терцию (например, кларнет in А), третьи — на чистую квинту (например, английский рожок, валторна in F) ниже написанного, поэтому их партии пишутся, соответственно, в тональностях, находящихся на указанный интервал выше реального звучания.

Встречаются некоторые духовые инструменты, имеющие иные строи, как, например, труба in D, малая труба и саксофон-сопранино — оба in Es, звучащие, соответственно, на большую секунду или малую терцию выше написанного, поэтому их партии записываются в тональностях, находящихся на указанный интервал ниже реального звучания.

Естественно, что транспонировать партии сразу нескольких инструментов одновременно на разные интервалы (а то и в разных направлениях) довольно трудно. Однако эта проблема значительно упрощается, если для этого использовать ключи До.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!