Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Andantino Ф. Шопен. Прелюдия op. 28 № 7



Характерная разновидность периодической структуры часто встречается в народной музыке. Она заключается в том, что начальная периодичность, в которой дважды звучит один мотив, сменяется аналогичной структурой, но на основе другого мотива. I ли первый и второй мотивы обозначить соответственно «а» и «б», то образуется такая схема: а + а + б + б. Эта разновидность периодической структуры называется парой периодичностей:

269 Русская народная песня «Во поле береза стояла»

___________а_____________ ___________а____________

___________б_____________ ___________б___________

Суммированием называется структура, в которой за двумя однотипными мотивами следует вдвое более протяженная фразa. Суммирование можно себе представить как 1 + 1+2 или 2 + 2 + 4:

Prestissimo Л. Бетховен. Соната № 5, ч, IV

_______1_____ _____1____ ___________2__________

Здесь приведено одно предложение периода. Во втором использована та же структура суммирования.

Структура суммирования в музыке играет большую роль, так как дает возможность отразить характерный логический прием, заключающийся в изложении начальной мысли, ее несколько видоизмененном повторении и выводе, обобщении.

Иногда в музыке встречается разновидность структуры суммирования — так называемое двойное суммирование: 1 + 1 + 2 + 4:

271 Andante non tanto П. Чайковский. «Нет, только тот, кто знал…»

_____1__________1_____________2_______

_________________________4________________________

Противоположной суммированию является структура дробления, где за изложением более длительного построения следуют вдвое менее протяженные:

272 [Allegro molto moderato] Ж. Бизе. Оп. «Кармен»

_________________________2__________________________

___________1______________________1___________

Эта структура противоположна суммированию и по логическому смыслу. Ее можно уподобить сообщению какого-либо положения, после чего излагаются детали, подробности. В словесной речи аналогичны фразы, включающие двоеточие, после которого следует перечисление деталей. Структура дробления характерна для песенной музыки, особенно для припевов в песнях. Разновидностью дробления является двойное дробление (4 + 2 + 1 + 1)

Наиболее логически емкой оказывается типичная для профессиональной музыки структура дробления с замыканием (или дробления с суммированием). В мотивно-тактовом выражении она выглядит так: 2+2+1 + 1 + 2. Начальная периодичность 2 + 2) выполняет ту же роль, что и начальная периодичность в структуре суммирования, то есть роль изложения какого-либо логического положения и его несколько измененного повторения следующее далее дробление (1 + 1) выделяет ту или иную деталь и разъясняет ее посредством точного или варьированного повторения, после чего следует общий вывод, завершающий изложение мысли:



Allegro Й. Гайдн. Соната D-dur, ч. I

____________2____________________2______________

___1__________1____________________2______________

Описанные выше синтаксические структуры (периодичность, суммирование, дробление и дробление с замыканием) могут лежать в основе как целого периода, так и его предложений.

Простая двухчастная форма

Форма периода может являться как формой самостоятельного небольшого произведения, например прелюдии (см. пример 268), песни и т. п., так и частью более крупного целого. Следующая по сложности за периодом музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая — подобным периоду построением, будет простая двухчастная форма. Простая двухчастная форма может быть однотемной или двухтемной. Однотемная встречается значительно чаще двухтемной. Характерной чертой однотемной двухчастной формы является то, что ее вторая часть представляет собой развитие материала первой части. В такой форме построена, например, тема вариаций из сонаты № 23 («Аппассионата») Бетховена:


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!