Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Способ организации верховной государственной власти, а также процедура образования институтов и нормы взаимоотношений с населением



Существует две основные формы государственного правления,которые различаются в зависимости от положения главыгосударства: монархия и республика.

Та или инаяформа правлениясложилась исторически и обусловлена, прежде всего, соотношением классовых сил. В странах, где буржуазная революция одерживаларешительную победу, устанавливалась, как правило,республиканская форма правления. Так было во Франции, а так же вСоединенных Штатах Америки после завоевания ими независимости.Встранах, где борьба буржуазии с феодалами завершилась компромиссом, сохранилась монархическая формаправления, которая постепенно приспосабливалась к интересам пришедших к власти буржуазии. Так было в Японии, Великобритании, Нидерландах.Врезультате подъема демократического движения после первой мировой войны прекратили свое существование монархии в Германии, Австрии, а после второй мировой войны — в Италии, в 70-е годы — в Греции. Однако конституция Испании 1978 года, знаменовавшая демократизацию политического строя,предусмотрела монархическую форму правления.

В прошлом различия между монархией и республикойв значительной мере отражали разницу в степени демократичности политического строя. В настоящее время такие черты государства, как относительная демократичность или реакционность, цент­рализация или децентрализация, непосредственно не зависят от формы правления (республика Пакистан гораздо менее демок­ратична, чем парламентская монархия в Великобритании или Швеции).

Монархия (от греч. «единовластие») это форма государ­ственного правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха (короля, царя, шаха, императора).

Признаки монархии:

• власть передается по наследству;

• осуществляется бессрочно;

• не зависит от воли населения.

 

Монархия была господствующей формой правления на про­тяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

В мире в настоящее время существует несколько разновид­ностей монархической формы правления:

Абсолютная (неограниченная) монархия, в которой отсутству­ет представительные учреждения народа и в которых единствен­ным носителем суверенитета государства является монарх (Сау­довская Аравия, Катар, Оман).

Конституционная (ограниченная)монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией и высшим государственным органом (парламент). Конституци­онная монархия делится на дуалистическую(Монако, Иордания, Кувейт), в которой монарх наделен преимущественно исполни­тельной властью, и лишь частично — законодательной, и пар­ламентскую, которая является довольно распространенной фор­мой правления в современных развитых странах (Нидерланды, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Испания, Норвегия, Япония).В парламентской монархии власть монарха фактически не распространяется на сферу управления. При этой форме правле­ния законы принимаются парламентом: право вето монарх фак­тически (в ряде стран и формально) не осуществляет. Правитель­ство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Фак­тически управление страной осуществляет правительство. По рекомендации правительства монарх выполняет все свои государственные функции. Монархия в современных развитых стра­нах выступает слабым политическим институтом и не играет, как правило, существенной роли в политической системе.



 

Парламентской монархии в отдельных странах свойственны индивидуальные особенности. Так, в Японии глава государства не король, как в других странах, а император. Любопытны осо­бенности монархической формы правления в ряде государств (Австралия. Канада, Новая Зеландия и др.). Доминионы не имеют собственных монархов. Главой государства является британский монарх, но его функции осуществляет генерал-губернатор, назначенный британской короной по представлению правительства доминиона.

 

 

Республика (от греч. «государственные, общественные дела») — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей uлu представительного органа.



Признаки республики:

выборность власти;

срочность (определенный срок правления);

зависимость от воли избирателей.

 

Республиканская форма правления является самой распрост­раненной в современных развитых государствах. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно в современном мире существуют три разновидности: президентская, парламентская и смешаннаяреспуб­лики, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, теократическую, советскую и т.д.

В современном мире достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. Типичный пример президентской республики — США. В президентской рес­публике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не в праве распустить парламент. Лишь в случае серьезных антикон­ституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент — он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена. Отношения между парламентом и президентом основыва­ются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно об­ладает правом вето (от лат. «запрет») на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить обший язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.

Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Афри­ке, а также на территории бывшего СССР (Туркменистан, Бело­руссия), эта форма правления нередко вырождается в «суперпре­зидентскую республику». В ней почти вся реальная власть сосре­дотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и др.) даже объявляется пожизненным главой государства.

Важнейшая особенность парламентской республикиобра­зование правительства на парламентской основе (обычно парла­ментским большинством) и его формальная ответственность пе­ред парламентом, который осуществляет по отношению к пра­вительству ряд функций:

формирует и поддерживает его;

издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

• утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

• осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечетза собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

• критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

 

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. (Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет). Хотя руководитель правитель­ства (премьер-министр, канцлер) официально не является гла­вой государства, реально он — первое лицо в политической иерар­хии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничи­вается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях. К пар­ламентским республикам относятся Италия, Австралия, Герма­ния, Исландия.

 

Третьей основной разновидностью республики является полупрезиденсткаяили смешаннаяреспублика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Фин­ляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правитель­ства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различ­ных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характер­ная черта — двойная ответственность правительства: перед прези­дентом и парламентом.

Классическим образцом полупрезиденсткой республики яв­ляется Франция. В ней президент и парламент избираются неза­висимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент с обяза­тельным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховных главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

Президент, без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава го­сударства председательствует на заседаниях правительства, утвер­ждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициати­вы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

В современном мире существует три основные формы территориального устройства государства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

УНИТАРНОЕ государство представляет собойединую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, напри­мер, Испания, имеют в своем составе инонациональные образо­вания, пользующиеся автономией, компетенции которой опре­деляются центральной властью.

 

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Украина, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (са­моуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованныхже унитарных государствах крупные ре­гионы пользуются широкой автономией и даже располагают соб­ственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают пере­данные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

 

ФЕДЕРАЦИЯ (в переводе с лат. «верность союзу») — одна из са­мых распространенных в настоящее время форм территориального устройства государств (Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Россия, CША,, ФРГ).

Главное отличие федерации от унитарного государства состо­ит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. (В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ).

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

 

По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; оптимальные возможности для выражения религиозных и других интересов меньшинств; приблизить власть и управление к гражданам.

 

Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия объектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третьи — совместной компетенцией союзов и его членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель) федерации — соучастники общегосударственного суверенитета - фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать о третьей форме территориального государственного устройства- КОНФЕДЕРАЦИИпостоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815-1867) инекоторых других странах. Эта форма государственного объе­динения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.

 

В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятель­ность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федератив­ных принципов.

Формы государственного правления и формы государственного устройства дают представление преимущественно о внешнем выражении государственности, составляя ее структурно-организационный аспект, функциональный же аспект заключен в понятии «политический режим».

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!