Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП (с 1949— )



 

После Второй мировой войны политическая мысль развивалась в контексте собственно политической науки. Ведущую позицию в развитии политической науки в период до 60-х годов ХХ века заняло бихевиористическое направление. Для бихевиоризма главным является не разработка понятий, объяснение общественных явлений и процессов, а описание фактов, усовершенствование методики наблюдения. В таком понимании методология бихевиоризма предполагает, во-первых, рассмотрение только поведения (англ. behaviour—поведение), которое зафиксировано; во-вторых, усовершенствование методики регистрации фактов, которая основывается на математических и статистических данных; в-третьих, проводятся работы непосредственно на месте нахождения объекта исследования; в-четвертых, предпочтение отдается процессам, которые можно наблюдать (подвергать учету), а именно: структуре выборов, распределению голосов, деятельности политических партий, группам давления, механизму принятия решений.

В направлении бихевиоризма выделяется концепция массовых коммуникаций и концепция плюрализма элит. Наиболее известным представителем концепции массовой коммуникации является американский политолог Гарольд Лассуэл. Он рассматривал политику как поведение общественно-политических групп, а власть—как явление межличностного взаимодействия. Политолог изучал влияние средств массовой коммуникации на воспроизводство и распространение символики политической власти, и вывел формулу, которая раскрывается в таких составляющих: кто говорит—что сообщает, при помощи какого канала—кому, с каким эффектом? В такой последовательности изучается коммуникатор (т.е. институт, который организовывает, контролирует); сообщение (так называемый контент-анализ); способы, аудитория (её качественные и количественные характеристики); результат (т.е. изменения сознания аудитории). В таком понимании средств массовой информации человеческое общение рассматривается Г.Лассуэлом как открытый форум для постоянного обсуждения вопросов доступа к оснонвым жизненным цінностям. Проблемы общественного мнения и средств массовой коммуникации исследовали также политологи Поль Лазарсфельд и Девид Рисмен.

Что касается концепции плюрализма элит (т.е. полиархии) определенные выводы сделал Роберт Даль, а именно:

· управляют не массы;

· управляет не элита, т.к. ни одной из элитарных групп не удалось монополизировать власть во всех сферах жизни общества;

· управляют обществом дифференцированные и специализированные элитные группы, которые одновременно являются соперниками и сообщниками и во главе которых стоят более или менее предприимчивые лидеры.



 

По мнению Р.Даля, полиархическая модель правления свойственна всему американскому обществу и в определенной степени всей мировой цивилизации.

В 60-х года ХХ века бихевиоризм подвергся критике и был частично откинут самими американскими политологами. Эта критика сводилась к таким моментам:

1) бихевиоризм—это чрезмерная цифромания, из-за которой можно упустить важные проблемы, которые не поддаются прямому измерению;

2) бихевиоризм—это фрагментарный подход к анализу фактов, который мешает глобальному подходу к политическим проблемам;

3) бихевиоризм—псевдополитизм, поскольку он, опираясь только на факты, не может критиковать общественный порядок, потому что таким образом будет подсознательно отстаивать его сохранение.

Новые течения постбихевиористического направления руководствуются такими принципами:

Реальность должна брать вверх над техническими приемами исследования

Главное задание политической науки заключается не столько в том, чтобы описывать и анализировать факты, сколько в том, чтобы трактовать их с точки зрения актуальных проблем общественно-политического развития;

Ученые должны объединять как познавательные, так и нормативно-ценностные аспекты политологии. Среди этих политических течений выделяется систематизм Девида Истона, который сформулировал учение про политическую систему. По Д.Истону, главное назначение систем заключается в распределении ценностей и вынужденном признании этого большей частью общества на длительное время. Невозможность системы осуществлять распределение ценностей приводит к возрастанию напряженности в ней и даже к её разрушению.



Для понимания системных процессов, по мнению Д.Истона, необходим, кроме определенного объема эмпирических данных, высокий уровень теоретических обобщений.

 

К современным политическим концепциям принадлежат концепции тоталитаризма и общественно-политической модернизации. Проблемы природы тоталитаризма глубоко исследованы в работах политологов Ханны Арендт, Раймона Арона, Збигнева Бжезинского, Фридриха Гаека и др.

Например, Х.Арендтобъясняла происхождение тоталитаризма из атомизированного общества, которое состояло не из граждан, а из массы, которая возникла вследствии разложения классовой системы и, находясь в стадии всеобщей растерянности, ищет вождя, без которого она яляется толпой. В то же время вождь без массы—ничто. В таком обществе, где существует движение ради движения, террор становится главным стержнем политической деятельнсоти.

Х.Арендт различала «террор революционной диктатуры», направленный против противников режима, и тоталитарный террор, направленный против всех. Она считала, что основное отличие тоталитарных диктатур от предыдущих заключается в неразрывной связи идеологии и террора. К тоталитарным режимам Х.Арендт относила только национал-социалистическую Германию начала 40-х годов ХХ ст. и сталинскую Россию.

Р.Арон исследовал тоталитарный режим в сравнении с либеральным. В качестве критерия сравнения он брал тип организации политических партий. Исходя из этого, Р.Арон различал два типа режима—конституционно-плюралистический и монополистический. Доминирующей чертой конституционно-плюралистического режима он считал юридическую организацию мирной конкуренции для завоевания власти и управления государством.

Основная черта монополистического режима—обеспечение одной единственной партии монополии на узаконенную политическую деятельность, которая приводит к таким последствиям:

· монополия власти влияет на характер государства, делает её своевольной, государством-партиею;

· монополия власти требует огромных идеологических усилий для своего узаконивания;

· монополия власти отрицает существование оппозиции в своей основе;

· монополистический режим приводит к тому, что в основе общественного сознания лежат вера и страх.

 

 

Нельзя путать историю политических учений и идей, накопление политического знания с политической наукой в собственном смысле слова. Если первые в той или иной форме возникают с возникновением государства, то политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы человеческого социума. А это начало происходить лишь в новое время в процессе формирования капиталистического общества.

Политология как наука берет отчет с таких 3 событий:

1857 Френсис Лейбер в Колумбийском университете начал читать лекции по теории политических процессов

1880 Джон Берджес открывает первую политическую школу

1949 В СССР под эгидой ЮНЕСКО образовывается международная Ассоциация политической науки


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!