Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






АНТИЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ



(5 ст.до н.э.- 2 ст.н.э.)

 

В отличие от доантичного, античный этап имеет свои особенности:

· Впервые политические теории выделились в отдельную отрасль;

· Выдвинулся принцип индивидуальной свободы и гражданских обязанностей вместо восточной коллективистской морали. Предоставили право писать законы и формировать политические институты людям;

· Впервые в политических теориях рассматривались вопросы о сути и форме государства, а также идеи частной собственности и права

 

Именно концепции античности заложили фундамент для западной политической традиции.

 

5 ст. до н.э.—софисты (платные учителя философии в Древней Греции).

Протагор, Гипий, Фрасемах и др.

Протагор: «Мера всех вещей–человек. Все люди от природы равны».

 

Сократ не написал ни одного научного труда. Его мысли за ним записывали его ученики (Платон, Аристотель). Сократ утверждал, что цари и правители не те, кто держат в руках скипетр, кто получили власть по жребию или путем насилия, а те, в ком есть искусство управлять людьми.

 

Значительный вклад в развитие политической мысли античности сделали греческие философы Платони и Аристотель, римский историк Полибий, римский политик Цицерон.

Платон—наиболее одаренный ученик Сократа. Он пояснял генезис государства как природное стремление людей к общественной жизни для обеспечения потребностей в существовании и совершенствовании. Одна из его работ- «Государство» (в 4 томах). Государство, по мнению Платона, должно служить прежде всего высокому идеалу—приближению людей к идее добра, спокойствия и счастья. Он разработал две концепции государства: идеальную и реальную.

 

Основными признаками идеального государства по Платону являются:

 

1)Всеобщность и постоянство государства. Всеобщность предполагает, что государство руководствуется всеобщим добром, а не отдельными интересами граждан, а постоянство заключается в том, чтобы граждане совместно продвигались к достижению цели государства.

 

2)В идеальном государстве все граждане должны быть поделены на 3 общественных слоя, каждый из которых должен жить и воспитываться в определенных условиях и обладать собственными добродетелями:

I (наивысший) слой – правители, которые должны быть философами (философы, которые управляют государством). Их добродетель–мудрость;

II- воины, которые заботятся про целостность государства, берегут его границы и внутренний порядок. Их добродетель–храбрость; III- ремесленники, купцы, хлеборобы, все те, кто заняты добычей материальных способов для существования. Их добродетель–умеренность, продуманность действий и поступков.



Первые два слоя должны жить по коммунистическим принципам—без частной собственности, семьи, а также должны пройти школы государственного воспитания.

Платон выделяет формы государства по степени их совершенства и регрессивной линии развития.

Аристократия -власть лучших, тимократия—власть военных, олигархия—власть богатых; демократия—власть, которая допускает равенство и нивелирует иерархические свойства людей; тирания—власть несправедливых и нерозумных людей, которые захватили её силой.

Таким образом, идеальная форма государственного правления, по мнению Платона, существовала в прошлом. Если в государстве нет философов, способных управлять, Платон предлагает в работе «Законы» проект законодательного государства, в котором мудрые законы заменяют мудрость философов. В этой работе Платон высказал уникальную догадку про гибель государства, в котором законы не имеют силы и находятся под чьей-то властью, напротив только то государство обеспечивает благо граждан, в котором закон—государь над правителями, а они—его рабы.

 

У Платона учился Аристотель.Его работа- «Полития». Аристотель, в отличие от Платона, не предлагал проект идеального государства, а сосредоточил внимание на такой государственной модели, которая была б наиболее приемлемой для определенных исторических условий. Он трактовал государство как объединение свободных граждан для осуществления управления делами общества. Аристотель не принимал идею Платона про обобществление собственности и семейной жизни исходя из того, что это приведет к лени и эгоизму.

Формы государства он классифицировал по двум критериям: количеству правителей и целью правления (служение общему благу или личным интересам). В соответствии с этими критериями Аристотель выделил правильные и неправильные формы государства.



К правильным формам он относил монархию (царскую власть), аристократию и политию, а к неправильным–тиранию, олигархию и демократию.

Наилучшей формой государства он считал политию–умеренную демократию, которая объединяет лучшие черты олигархического и демократического правления и базируется на законах. Полития должна опираться на средний класс, который поддерживал бы равновесие между богатыми и убогими.

Основной лозунг «Политии»: человек—животное политическое. (Т.е. каждый человек стремится к власти).

 

Полибий раскрыл логику возникновения и изменения шести форм государства в рамках одного цикла: монархии, аристократии, олигархии, демократии, охлократии, тирании. Монархия как единоличное правление царя или вождя базируется на разуме. Разлагаясь, монархия превращается в тиранию, а недовольство тиранией приводит к тому, что благородные мужи с помощью народа устанавливают аристократию. Аристократия, в свою очередь, постепенно перерождается в олигархию, где власть используется с целью наживы. Народ, недовольный роскошествами олигархии, свергает её власть и устанавливает свое правление–демократию. Её извращенной формой становится охлократия (власть толпы), при которой доминирует беззаконие и неразбериха. Неспособная управлять толпа снова выбирает себе царя. Для того, чтобы преодолеть круговорот политических форм, нужно установить смешанную форму государства, которая объединяла бы монархию, аристократию и демократию.

 

Марк Тулий Цицерон—представитель Древнего Рима. Заложил основы юридического понимания государства не только как проявления общественного интереса всех его свободных членов, а и, прежде всего, как упорядоченного правом их общения, «всеобщего правопорядка». Он обосновал республиканский принцип построения государства (res publlicus- дело общественное).

Идеальное государство–республика (такая, как Римская). Основная цель государственной власти–безопасность граждан, преодоление у них страха друг перед другом.

Цицерон, как и Полибий, выступал за смешанную форму государства по аналогии с государственным устройством Рима, в котором монархическая форма проявлялась в полномочиях магистрата (прежде всего власть консулов), аристократическая–в полномочиях сената, демократическая–в полномочиях народных собраний и народных трибунов.

Управление государством, которое, по мнению Цицерона, является объединением науки и искусства, требует знаний, честности и практических навыков. Мудрый государственный деятель должен предусмотреть ход политических событий, своевременно нейтрализовать нежелательные последствия, а в период опасности для государства быть способным диктаторским путем установить порядок.

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ—ТЕОЛОГИЯ.

Упадок греко-римской цивилизации и образование феодальных государств средневековой Европы, где христианская церковь занимала главенствующее положение, привело к существенному изменению сути и содержания политической мысли. Политическая мысль средневековой Европы прибывала под влиянием теологии.

Догматы Церкви выступали одновременно и политическими аксиомами и правовыми нормами

Центральным пунктом средневековых доктрин был принцип «нет власти не от Бога, существующая власть Богом установлена». Наибольшее распространение в XII- XIII ст. приобрела доктрина «двух мечей», которыми владела Церковь. Один меч она сохраняла при себе, другой вручала правителям, чтобы те могли вершить земные дела и одновременно выполнять волю Церкви. Аврелий Августин.

Фома Аквинский «О граде Божьем и о Земле».

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!