Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Критерии эффективности процесса целеполагания



Основы организаторской деятельности

Вопросы к экзамену

Вопрос 1

Технология – 1. Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. 2.последовательность действий приводящих к гарантированному результату.

Компоненты технологии:

1. Четко поставленная цель

2. Логически воспроизводимая последовательность действий, направленных на достижение цели

3. Инструментарий деятельности, включающий в себя набор форм, средств, методов организации деятельности.

Педагогическая технология (ПТ) – 1. Это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. 2. Совокупность методов, форм, приемов, средств, методик. 3. Алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирование всех учебных ситуаций. 4. Алгоритм последовательных действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного педагогического результата.

Структура педагогической технологии:

1. Концептуальная основа (основная идея)

2. Содержательная часть обучения (цель, которая должна решать технология и пед. Результат, который предполагается получить)

3. Процессуальная часть ( организация учебного или воспитательного процесса, методы и формы учебной и внеучебной деятельности школьников, пошаговая деятельность учащихся, этапы пед. Сопровождения деятельности учащихся)

Отличительные признаки педагогической технологии:

1. Тиражируемость (можно воспроизвести в других условиях)

2. Системность ( имеет успех только в определенной системе)

3. Законодательность ( по определенным правилам и принципам)

4. Алгоритмичность ( последовательность действий)

Педагогическая техника – комплекс ЗУН, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на весь коллектив в целом.

 

Вопрос 2

Организация – процесс организации в качестве координационной деятельности людей или групп людей, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи.



Организаторская деятельность – система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели.

Структура технологии организаторской деятельности:

Старт – получение задания

· 1 этап – определение целей и усвоение задач

· 2 этап – обеспечение работы (условия, средства, исполнители)

· 3 этап – планирование работы и распределение обязанностей

· 4 этап – оперативное руководство (согласие, учет, контроль)

· 5 этап – анализ эффективности и подведение итогов работы

Финиш – отчет о выполнении задания

Алгоритм деятельности организатора:

1. Усвоение задач, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи

2. Подбор помощников, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения

3. Определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимизации данных

4. Распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж

5. Внутренняя координация и взаимосвязь, работа с помощниками, обеспечение внешних связей

6. Учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи

7. Определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование

8. Работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность

9. Итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности



 

Вопрос 3

Виды орг. Деятельности:

1. Индивидуальная деятельность – деятельность в коллективе организована одним человеком (персонально)

Групповая деятельность – деятельность в коллективе организуется какой-нибудь группой (постоянный или временный орган самоуправления и микроколлективы)

Коллективная деятельность – деятельность организуемая всем коллективом

 

2. По виду организаторов

Постоянный организатор (председатель совета коллектива, физорг, какой-либо орган самоуправления, стабильный микроколлектив)

Временный организатор (ответственный, творческая инициативная группа) избранный только для подготовки и проведения мероприятия

 

Виды организаторских групп:

Творческая группа –временный орган коллектива, выбираемый из числа наиболее компетентных лиц для разработки идеи, подготовки и проведения мероприятия.

Инициативная группа – временный организованный орган коллектива, состоящий из числа добровольцев, изъявивших желание участвовать в организации дела

+ правила орг. деятельности

 

Вопрос 4

Анализ организаторской деятельностиосуществляется на 5 и заключительном этапе технологии организаторской деятельности (анализ эффективности и подведение итогов работы). На данном этапе для анализа характерно такое правило организаторской работы: №12- итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем. На данном этапе применимы такие действия педагога, как: 1. Обсуждение итогов работы со всеми, кто принимал участие. 2. Отметка лучших и отметка недостатков. 3. Установка того, полностью ли достигнута цель, и какими средствами она достигалась. Сделать выводы.

Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Благодаря этой деятельности учащиеся включаются в различные виды деятельности. Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. В связи с этим конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.



По своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и главным образом внутренняя, психологически творческая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяет ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда и организаторская деятельность включает в себя различные методы, средства и прием психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Функции организаторской деятельности педагога можно соотнести с группой общепедагогических умений, необходимых для их осуществления, - мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных. Мобилизационные умения - это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

В процессе общения с учащимися информационные умения проявляются в способности логически правильно строить и вести рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.

Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся и класса в целом.

Ориентационные умения представляют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся.

Вопрос 5

Организаторские способности –это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать её. У опытных учителей вырабатывается даже своеобразное чувство времени – умение правильно распределить работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

· психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

· практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

· психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

· энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

· требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

· способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

· широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;

· чувством понимания ситуации;

· творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

· нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

· готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

· стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

· эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

· ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

· способностью работать в коллективе и с коллективом;

· умением предвидеть результат;

· внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

· способностью и умением рисковать;

· способностью действовать самостоятельно;

· ответственностью за деятельность и за принятые решения;

· способностью увидеть, выделить существенное;

· искусством выполнять планы.

Вопрос 6

Вопрос 7

Лидер –член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.

Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Типы лидеров

По содержанию деятельности:
а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.
По стилю руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) совмещающий в себе элементы двух предыдущих.
По характеру деятельности:
а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера;
б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера в определенных, специфических ситуациях.
По психофизиологическим характеристикам:
а) инструментальный - берущий на себя инициативу решения проблемы в зависимости от групповых целей;
б) эмоциональный - возлагающий на себя функции регулирования группового настроения в проблемных ситуациях

Различают следующие виды лидерства:
- Лидерство на основе власти, силы (должности). Присутствуют: отношения неравенства, давление на подчиненных, ориентация на достижение целей лидерства.
- Поведенческая концепция лидерства. Лидерское поведение - это действия по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация, критика).
- Лидерство на основе техники групповой работы. Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы, кто знает как достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Наиболее эффективно действующий член группы становится лидером.
- Лидерство как влияние. Лидер - тот, кто имеет влияние на других.
- Лидерство по убеждениям. Лидерство за счет влияния на людей и их убеждения.
- Лидерство как достижение согласия. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия, максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях.
- Лидерство как центр всей деятельности группы. Лидер всегда является ядром группы. Неформальное лидерство не признается.

 

Стили работы лидера:

Авторитарный. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность членов группы и не давая им возможность проявить инициативу.

Демократический. Лидер вовлекает в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулирует их активность и разделяя с ними все полномочия по принятию решений.

Попустительский. Лидер избегает собственного участия в принятии решений, полная свобода членам группы в принятии решений.

 

На всякий случай функции лидера:

1. Помощь группе в достижении целей, поддержка

2. Административная ( координирование индивидуальных действий в общую деятельность)

3. Стратегическая (определение целей и выбор методов)

4. Экспертно-консультативная (оценка, анализ, заключение, конструирование, помощь)

5. Коммуникативно-регулирующая

6. Представительство во внешней среде

7. Дисциплинированная ( поощрение и наказание)

8. Воспитательная (предложение системы критериев, определяющих отношение к фактам, представлению о повседневности и др.)

9. Психотерапевтическая

Вопрос 8

Целеполагание — процесс выработки цели.

Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.).
б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Методика целеполагания

Педагогическое целеполагание может быть условно пред­ставлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагности­ку исходной ситуации, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспита­тельного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе» опыторганизации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие де­тей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им со­знательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогичес­кие средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей»

На основе материалов, информации, полученной в ходе ди­агностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и за­дач, определению главных путей их достижения. Для проек­тирования актуальных и реальных целей, задач на уровне шко­лы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

а) каковы общие цели воспитания;

б) каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

в) какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении;

г) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;

д) какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т. д.;

е) в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

На третьем этапе сущность взаимодействия педагогов и школьников заключается в том, чтобы воспитательные зада­чи, стоящие перед педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом слу­чае используют различные приемы: вместе с детьми вспомина­ют проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, при­сваивают ее, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьезно, значимо, доверительно; в) приведет к за­манчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмо­ционально3.

Четвертый этап целеполагания в определенной мере повто­ряет второй, но по содержанию и объему работы может суще­ственно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанали­зировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания; б) идентифицировать об­щие и личные цели детей, педагогические и жизненно-прак­тические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей; г) провести в жизнь свои педагогические замыслы.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания

Методика целепологания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей. Покажем это на ряде примеров.

В практике получило распространение перспективное целеоплагание, организованное как моделирование личности выпускника школы.

Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения, в разработке которой могут участвовать под ркуоводством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на общем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатываются творческой группой. Обобщенный вариант выпускника выносится на обсуждение педколлектива, актива родителей и учащихся. В любом случае, важен сам процесс осмысления свой перспективы каждым ребенком, родителем, тем более если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестирования детьми собственных качеств. По разному могут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста детей, психолого-педагогической подготовки участников целеполагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащихся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались следующие вопросы:

- какие качества необходимы современному человеку?

- какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни?

- какие качества успешно формирует наша школа?

- какие качества отсутствуют или плохо развиты у сегодняшнего школьника?

- что нужно изменить в школе, чтобы воспитать у учащихся желаемые качества?

Определение общей цели воспитания в образовательном учреждении подводит детей и родителей к необходимости выработки индивидуальных свойств, качеств личности с учетом созданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нем. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, используя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий развития коллектива по А.Н. Лутошкину4. Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Затем дети отвечают индивидуально или в микрогруппах обсуждают следующие вопросы:

— На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты.

— Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития?

— Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе?

— Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш коллектив продвинулся в своем развитии, поднялся на более высокий уровень?

В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Вопрос 9

Критерии эффективности процесса целеполагания

Критериями эффективности процесса целеполагания могут служить следующие показатели оценки качества постановки цели:

 

· осознание целей как желаемого состояния образовательного процесса (что планируется достичь в конце учебного года);

· выявление реальных условий их реализации (какие условия для этого необходимы);

· оценка возможностей всех и каждого члена коллектива при реализации целей и создании необходимых для этого условий (есть ли возможности для обеспечения условий);

· способы достижения поставленных целей (каким образом можно все это осуществить реально).

Вопрос 10

Необходимость формирования детского коллектива (сплочение детской группы) в процессе воспитания обусловлена тем, что в основе развития личности ребенка, его отношений к действительности и к самому себе лежит практический опыт, приобретаемый им в общении и в совместной деятельности с другими людьми.

Тем не менее, опыт воспитательной работы по созданию детских коллективов показывает, что данный процесс является очень сложным, противоречивым. Цель, зачастую, достигается достаточно приближенно. Кроме того, само понятие "коллектив" используется для обозначения любых детских объединений; при этом забывается, что не всякое объединение характеризуется признаками группы как коллектива.

Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Положения А.С.Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания.

В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива:

- общественно ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

- организация органов самоуправления;

- направленность деятельности на общую пользу.

Коллектив – социальная общность людей, объединенная общими ценностными ориентациями, общением, общественно-значимой целью и совместной деятельностью по ее реализации.

Вопрос 11


Просмотров 2528

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!