Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА



ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ИЛИ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА

Н.К. РУДЫЙ

 

Рудый Н.К., кандидат юридических наук.

 

Общественная опасность разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, состоит в том, что данное деяние посягает на нормальную деятельность правоохранительных или контролирующих органов, должностных лиц этих органов, а также их близких.

По мнению одних авторов, непосредственным объектом является нормальная деятельность правоохранительных и контролирующих органов, а также личность должностных лиц этих органов и их близкие <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 3-е изд., доп. и испр. М.: Юрайт-Издат, 2004.

 

Другие полагают, что непосредственным объектом выступает безопасность должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или его близких как условие нормальной деятельности указанных органов <2>.

--------------------------------

<2> См.: Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М.: Волтерс Клувер, 2005.

 

Третьи видят в качестве основного непосредственного объекта общественные отношения, регламентирующие нормальную деятельность органов управления посредством системы мер безопасности; дополнительными непосредственными объектами, по их мнению, являются жизнь и здоровье, личные и имущественные интересы <3>.

--------------------------------

<3> См.: Дуюнов В.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

 

Четвертые под основным непосредственным объектом понимают совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия функционирования правоохранительных и контролирующих органов, а факультативным непосредственным объектом могут быть интересы личности - должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также их близких <4>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (4-е издание, переработанное и дополненное).



 

<4> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

 

Обобщая все вышеизложенные позиции, можно заключить, что преступление, предусмотренное ст. 320 УК РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения конфиденциальности сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.

Предмет преступления - сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении вышеуказанных лиц либо их близких.

В качестве потерпевших можно выделить несколько категорий лиц, к которым применяются меры безопасности: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) их близкие. Если разглашаются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участников уголовного процесса, ответственность наступает по ст. 311 УК. Перечень лиц, являющихся потерпевшими и на которых распространяется государственная защита, содержится в ст. 2 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". К ним относятся: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск МВД России, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; близкие перечисленных лиц <5>.



--------------------------------

<5> Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // Российская газета. 1995. 26 апр.; Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (ред. от 20 мая 2004 г., с изм. от 15 марта 2005 г.) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

 

Объективная сторона преступления характеризуется действием - разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких. Понятие таких мер безопасности и их содержание вытекают из Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". В соответствии с ним для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться, с учетом конкретных обстоятельств, следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности.

Разглашение сведений о мерах безопасности - это сообщение их любым способом (устно, письменно; лично, анонимно; в публичном выступлении, в разговоре и т.п.) хотя бы одному лицу для использования этих сведений в целях воспрепятствования служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Данный состав является формальным, и преступление признается оконченным с момента разглашения указанных сведений независимо от наступления иных общественно опасных последствий.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения о соответствующих мерах безопасности были доверены или стали известны по службе или работе (например, лица, участвующие в реализации мер безопасности: работники органов внутренних дел, органов контрразведки, таможенных органов, командование воинских частей). Субъектом могут быть также должностные лица учреждений, организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность, например работники паспортных служб, адресных столов, справочных служб телефонной связи.

Следует присоединиться к мнению тех авторов, которые исключают возможность признания субъектом преступления по ст. 320 УК РФ того лица, в отношении которого применены меры безопасности, поскольку обязательным признаком субъективной стороны этого преступления является специальная цель - воспрепятствование законной деятельности лица. В этой связи непонятно, как можно воспрепятствовать собственной деятельности <6>.

--------------------------------

<6> См.: Саруханян А.Р. Преступления против порядка управления: общая характеристика, вопросы квалификации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь: СтГУ, 2002. С. 15.

 

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: лицо осознает общественную опасность разглашения сведений о мерах безопасности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов или их близких, осознает, что разглашает сведения с целью воспрепятствования служебной деятельности указанных лиц, и желает это сделать.

Часть 2 ст. 320 предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, повлекшее тяжкие последствия. Как и любое оценочное понятие, не конкретизированное в самом уголовном законе, понятие тяжких последствий в данном составе преступления определяется в зависимости от конкретных обстоятельств конкретного уголовного дела. К таким обстоятельствам следует отнести, например, убийство должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, причинение тяжкого вреда его здоровью.

Психическое отношение виновного к наступлению тяжких последствий характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Умышленная форма вины здесь исключается, поскольку в противном случае налицо пособничество в преступлении (например, в убийстве, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и т.п.).

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!