Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ



АГЕНТСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

В последние годы произошли серьезные изменения в подходах к корпоративному управлению, применяемых на отечественных предприятиях. После массовой приватизации начала 1990-х гг. и агрессивного передела собственности конца прошлого века, сопровождающегося значительным промышленным ростом, произошла некоторая стабилизация ситуации. Рыночные условия в настоящий момент складывается таким образом, что компаниям приходится ориентироваться не на краткосрочный результат, обеспечивающий интересы лишь одной группы лиц, а на достижение долгосрочных целей.

Для развития бизнеса привлечение инвестиций является одним из необходимых условий. Построение цивилизованных отношений с акционерами, общепринятое в международной практике корпоративного управления, означает создание четкой и прозрачной системы управления компанией. Поэтому, для того чтобы повысить доверие миноритариев и привлечь потенциальных инвесторов, акционеры, являющиеся менеджерами (внутренние акционеры) российских корпораций выходят из состава исполнительного руководства компании (с 1994 по 2005гг. доля внутренних акционеров сократилась с 67% до 36% в структуре собственности российских компаний).

Развитие институтов корпоративного управления, имеющих своей целью повышение инвестиционной привлекательности, не является единственной причиной делегирования полномочий профессиональным менеджерам. Многие из основателей бизнеса (при его выходе на соответствующий уровень, сопровождающийся инкорпорированием, а также в связи со сменой поколений управленцев, что особенно актуально в современной России) на определенном этапе развития бизнеса приходят к пониманию необходимости передачи управления (оперативного или полного) в руки наемных менеджеров. Делегирование полномочий ведет к появлению агентской проблемы (в частности к появлению агентских издержек). Поэтому на данном этапе развития отечественной экономики разработка новых методов управления агентскими издержками российских корпораций является одним из актуальных направлений экономической науки России. Тем более, что прямая трансляция западных методик оптимизации агентских издержек не находит широкого применения, вследствие многих причин: слабое развитие фондового рынка, отсутствие отчетности по международным стандартам, непрозрачность российского бизнеса, российская специфика правоприменения.

Агентские издержки в российских условиях переходной экономики особенно велики, поскольку во многих отраслях еще не сформировалась структура собственности. Следствием значительных агентских издержек на российских предприятиях является проявление недоверия инвесторов по отношениям к вложениям в реальный сектор экономики.



Актуальность пробленматики высока еще и потому, что в видимой перспективе Россия должна вступить в ВТО. А на глобализированных рынках отечественные промышленные корпорации могут стать конкурентоспособными лишь при условии реновации производственных мощностей, что потребует значительных инвестиций. Однако без решения агентской проблемы привлечь финансовые ресурсы и обеспечить стратегически ориентированную работу менеджеров будет сделать достаточно сложно.

В настоящее время опыт функционирования корпорации позволяет говорить о внешних и внутренних механизмах решения агентских конфликтов в пользу собственников (Рис.1).

Таким образом управление агентскими издержками сводится к совершенствованию внутренних и внешних механизмов корпоративного управления.

 

 


Рынок капитала
Структура акционерного и финансового капитала
Корпорация

Внутренние механизмы

                   
   
     
 
     
 
 
   
 
 

 


А- агент,

w- cостояние макросреды,

П- принципал.

Рис. 1. Управление агентскими издержками и механизмы корпоративного управления


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!