Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Система норм права и ее элементы



 

В отечественной юриспруденции традиционно под системой права

понимают совокупность существующих в стране юридических норм и их

подразделение на относительно самостоятельные части – отрасли права и

институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений.

Основное назначение понятия «система права» юристы видят в системной

характеристике позитивного права в целом. Однако такой подход к понятию

системы права сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную

социальную природу права как сложного явления общественной жизни.

Конечно, существующая система объективного права составляет важное

звено в правовой системе общества, но этим не должно ограничиваться ее

содержание.

Система права общества, помимо существующих в государстве правовых

норм, включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все

эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и

взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических

норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно

правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными

системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к

нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и

насилия, предполагает приоритет государства перед правом.

Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая

форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе

его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с

внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный

социальный феномен общественной жизни, искажаем действительную

социальную природу права.

Особая значимость юридических норм в системе права связана с

некоторыми их характеристиками:

• они представляют собой наиболее развитую форму

конкретизации содержания права и придают последнему стройность и

логическую завершенность;

• отличаются от других правовых явлений высокой степенью

стабильности;

• выступают в качестве средства институционализации права

(отражая потребности общества, формулируя социально значимые цели,

предусматривая необходимые санкции, закрепляя необходимые для общества

сцепления правовых статусов, охватывая своим регулятивным воздействием

всех членов общества).

Таким образом, именно благодаря системе правовых норм, право



достигает своего целостного состояния, а система права предстает как целое.

В юридической науке сложилось множество направлений и подходов в

изучении понятия права и связанных с ним правовых явлений, которые

нередко выходят за пределы позитивизма. Различение права и закона

выступает необходимой теоретической посылкой для изучения таких

явлений, как система права и система законодательства. Поскольку право и

закон, несмотря на их взаимосвязанность в реальной жизни, не являются

тождественными явлениями, было бы несправедливо систему права сводить

к системе юридических норм.

Содержание системы права шире, чем простая совокупность

юридических норм. Система права – это сложное юридическое понятие,

состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм,

характеризующееся внутренним единством и целостностью, призванная

поддержать такой порядок в обществе, который необходим для

обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования

человечества. Нельзя исключать из содержания права, его системы такие

понятия, как правовые идеи, ценности, правовые притязания и правовые

отношения.

Характеристика системы права предполагает наличие

непосредственной связи форм (источников) права с факторами

экономического, политического и идейно-нравственного характера. При этом

право в соотношении с экономикой выступает, в первую очередь, как

правоотношения, в соотношении с политикой – как закон, а в соотношении с

нравственными воззрениями, идеологией и иными духовными категориями –

как правосознание. Правоотношения представляют собой конкретную

форму, а нормы права и правосознание – абстрактные формы права.

Сочетание этих трех форм права и образует некие разноуровневые, но



единые образования, представляющие собой системы права.

Система права как сложное юридическое явление характеризуется

следующими основными признаками: во-первых, внутренним единством

составляющих ее элементов; во-вторых, система права имеет единую

социальную природу; в-третьих, она основана на нравственно-правовых

принципах, таких как идеи свободы, равенства, справедливости и

гуманности; в-четвертых, в основе формирования системы права лежит идея

права, суть которой состоит в осознании необходимости существования

свободной личности, ее прав и свобод; в-пятых, система права призвана

регулировать и упорядочивать определенные общественные отношения,

95 96

возникающие между субъектами права; в-шестых, содержание системы права

получает свою внешнюю форму выражения в следующих источниках:

правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой договор и

нормативно-правовой акт.

Конечно, система права, сложившаяся в обществе, отражает

закономерности исторического развития конкретной страны и ее

особенности. Она складывается в зависимости от характера экономического

развития общества, его социальной структуры, уровня культуры,

исторических традиций. В праве находят отражение самые разнообразные

отношения и интересы людей. Общественная жизнь и практика

государственного строительства никогда не стоят на месте. Динамика

общественного развития предполагает и диктует необходимость

совершенствования существующей системы права. Внутреннее развитие

государства и все более углубляющееся международное сотрудничество

требуют постоянного развития национального законодательства и его

согласования с международным правом. Следовательно, обеспечение

правопорядка как в масштабе страны, так и в международном сообществе

зависит от того, насколько разумна и эффективна существующая система

права. Органы государственной власти обязаны следить за состоянием

законодательства, совершенствовать его, своевременно устранять пробелы и

противоречия, существующие в системе права.

Система норм права – это ее внутреннее строение, характеризующееся

как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не

действуют изолированно друг от друга. В современном государстве система

норм права должна не только соответствовать существующим общественным

отношениям, не только быть их выражением, но также быть внутренне

согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу

внутренних противоречий. Прочный правопорядок в стране будет только

тогда, когда действующие нормы права не противоречат друг другу, когда

между ними есть внутреннее единство и согласованность. Единство и

согласованность правовых норм обеспечивается на основе общих правовых

принципов, на которых базируется построение системы норм права. Ее

эффективность достигается тогда, когда она отражает потребности

общественного развития и четко выполняет функции и задачи в обеспечении

правового регулирования. «Обеспечение социальной свободы в рамках

общественного порядка, – отмечает Л.С. Явич, – едва ли не самая

существенная функция права как особой формы деятельности людей и их

взаимоотношений, но реализацию этой функции может обеспечивать лишь

структурированное право, превращающее его в особую целостную

96 97

социально-юридическую систему, оснащенную сложным механизмом

правового регулирования»1

.

Система норм права имеет определенное строение, подразделяется на

составляющие ее относительно самостоятельные автономные

образования – отрасли права и институты, регулирующие качественно

однородные группы общественных отношений. Отдельные нормы права

совместно с другими однородными нормами принадлежат тем или иным

правовым институтам. От такой принадлежности зависит регулятивная роль

норм права, определяется их социальное назначение. Правовые институты

объединяются в подотрасли либо в отрасли права, которые и составляют

систему норм права данного общества.

Можно выделить три общие классификации всей системы правовых

норм:

• деление системы права каждой страны на публичное и частное

право;

• подразделение всех норм права на нормы «материального» и

процессуального права;

• подразделение всей системы норм права на отдельные отрасли и

институты права.

 

4.2. Частное и публичное право

 

С давних пор вся совокупность правовых норм, действующих в том

или другом государстве, делилась на так называемое «частное право» и

«публичное право». Деление права на частное и публичное является

качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является

естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и

государством (публичной властью).

Внутренняя дифференциация права не является его искусственным

делением. Она связана с различением в праве относительно самостоятельных

частей, образованных вследствие возникновения некоторых более

устойчивых связей между его элементами и регулируемыми ими

отношениями. Поэтому деление права на частное и публичное,

осуществляемое и объясняемое на уровне юридической науки (систематика

права), есть лишь отражение того строения права, которое оно имеет в

реальности.

Различия между публичным и частным правом обусловлены не только

различием интересов субъектов правоотношений или характером

 

Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М., 1990. С. 35.

97 98

регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового

регулирования. Для публичного права характерен императивный

(авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений.

Прием властного регулирования отношений, помимо положительных сторон,

имеет и некоторые отрицательные стороны. Государственная власть,

монополизируя все сферы общественной жизни, естественно понижает

частную заинтересованность и частную инициативу и при известных

условиях способна привести к полному подавлению личности2

. А в частном

праве действует диспозитивный (автономный) метод, который

характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным

положением в правовых отношениях.

Деление права на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum)

было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного

критерия различения рассматривали характер интересов, защищаемых

правом. Один из римских юристов классического периода Ульпиан указывал,

что публичное право – это то, которое обращено к статусу, состоянию

Римского государства, а частное право – то, которое имеет в виду выгоды,

интересы отдельных лиц. Такое деление права на частное и публичное было

использовано римскими юристами в их практической деятельности при

построении институтов права, а в последующем было воспринято правовыми

системами многих европейских народов. Особенно это касается тех систем

права, которые свойственны государствам, принадлежащим к романо-

германской «правовой семье» (Германия, Франция, Италия, Австрия и др.). В

английском праве идея деления права реализована несколько иначе. Здесь

различаются общее право и право справедливости. Не столь четко данное

деление прослеживается и в США. Советская правовая система не

признавала деление права на частное и публичное. Господствовало ложное

убеждение, согласно которому социалистическое общество исключает

автономное существование как частного, так и публичного права, а все

сферы правового регулирования якобы подчинены государственному

(публичному) интересу. Такое положение было связано с тем, что советская

правовая идеология не признавала ничего частного, все строилось на

этатистских началах, где государственное вмешательство в частноправовые

отношения абсолютизировалось. Еще при разработке Гражданского кодекса

РСФСР В.И. Ленин писал: «Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в

области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»3

. В условиях

авторитарной административно-приказной системы управления,

 

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 43–44.

Ленин В.И. Письмо Д.И. Курскому: 17 мая 1922 г. // Полн. собр. соч. Т. 44. С. 398.

98 99

государственной монополизации всех сторон общественной жизни, включая

экономику, культуру, искусство и науку, публично-правовой принцип

регулирования общественных отношений подчинил себе гражданско-

правовые, демократические принципы правового обеспечения

имущественных и других отношений. Это привело к тормозу развития

частной инициативы рыночных экономических отношений, стало

препятствием для процесса правообразования, привело к торможению

общественного прогресса в целом. По этому поводу С.С. Алексеев пишет,

что «… под влиянием тоталитарного режима, тотального господства

публично-правовых принципов у нас укоренилось, вошло в плоть и в кровь

представление о том, что будто бы все “юридическое” целиком исходит от

государства, от государственного закона, что везде нужны “разрешения” и

“согласия”»4

. Однако современная система права России с закреплением

института частной собственности уже стала признавать деление права на

частное и публичное. А это способствует осуществлению перестройки всей

системы права в соответствии с принципом: «Все, что не запрещено, –

дозволено».

Разделение права на частное и публичное генетически связано с

развитым товарным производством, существованием обменных отношений.

Отношения обмена – результат общественного разделения труда и

собственности. Диалектически связанные единой структурой сферы частного

и публичного права возникают, существуют, активно функционируют там,

где развиваются материальное производство и товарно-денежные отношения.

Именно экономический оборот, требующий и независимости от произвола

власти, предопределяющий высокоэффективное материальное производство

и общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости,

конкуренции и свободе, порождает автономное частное право и ставит

предел публичному праву, придавая ему демократические свойства.

Интеграция России в мировое сообщество, возврат к идеалам

человеческой цивилизации предполагают приоритет прав и свобод личности

во взаимоотношениях с государством, что находит отражение в ее

законодательстве, в признании частных интересов, которое нужно

приветствовать и всемерно поддерживать.

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые

регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть

правоотношения между гражданами в области имущественных отношений,

семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными

организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, то

 

Алексеев С.С. Не просто право – частное право! // Известия. 1991. 21 октября.

99 100

есть такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное

право – это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые

отношения – это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В

них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле

и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Частноправовые отношения характеризуются: во-первых, равенством

сторон правоотношений; во-вторых, относительной свободой и

самостоятельностью участников правоотношений; в-третьих, взаимными

субъективными правами и обязанностями; свободой выбора воли поведения

субъектов, обусловленного индивидуальным («частным») интересом,

совмещенного с коллективным и всеобщим («публичным») интересом,

защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности

государству, в первую очередь – суду, осуществляющему правосудие по

закону и непременно по справедливости. Все субъекты частноправовых

отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких

преимуществ по отношению друг к другу. В частном праве действует

принцип: «Не запрещенное законом – дозволено». В ряде случаев отдельные

принципы частного права распространяются и на публичное право.

Сфера действия частного права – область творческой инициативы

личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения

потребностей. Сфера действия публичного права не должна быть

главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе

публичная власть является одним из его институтов. Публичная власть не

может служить бюрократии и господству государственного аппарата над

обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования

властно-управленческих отношений.

В Афинах и Древнем Риме, в которых исторически была

распространена индивидуальная частная собственность и определенные

формы политической демократии, выделение частного и публичного права

было четко выражено. Исторически первым возникло частное право на

основе имущественных отношений. «Естественно-правовые требования

свободы людей, обеспечения статуса автономной личности, – отмечает

С.С. Алексеев, – обусловливают необходимость развития (сначала через

обычаи, судебные решения, потом через законы) такого рода особой

правовой сферы, в которой могут реализовываться экономическая свобода,

самостоятельность и равенство людей, в экономике – товаропроизводителей

и которая может защищать достоинство личности, неприкосновенность

собственников, прав участников оборота от вмешательства государства, от

его произвола. Вот почему с первых же ступеней цивилизации складывается

100 101

и получает высокий статус частное право»5

. В тех странах, где частная

собственность оказывалась очень ограниченной, там разделение права на

частное и публичное ограничивалось.

Однако не следует абсолютизировать «личное начало» в обществе и

органически противопоставлять интересы личности интересам общества и

государства. Государство как раз и является институтом политической

власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные

интересы.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений

между гражданами и государственными организациями, между самими

государственными органами – область публичного права.

Публичное право – это правовые нормы и отношения, регулирующие

государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное

право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), то

есть такие отношения, в которых выражен государственный интерес.

Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, то

есть отношения подчиненности. В области публичного права должен

действовать не принцип: «Что не запрещено, то дозволено», а принцип:

«Разрешено то, что дозволено правом».

Хотя публичное право напрямую связано с государством, его властной

деятельностью, но вместе с тем в нем должны быть выражены принципы,

закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также

принципы, ограничивающие произвол власти.

Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в

развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные

отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно

удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных

интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность,

функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер

служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А

следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически

связаны и взаимодействуют между собой.

 

4.3. Отрасли права и их институты

 

В зависимости от того, какие общественные отношения нормы права

регулируют, они объединяются в обособленные, относительно

 

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования.

М., 1999. С. 42.

101 102

самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуются

отраслями права. Отрасль права – это часть системы права, представляющая

собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную

группу общественных отношений, с присущим ей особым методом правового

регулирования.

Отрасли права могут относиться к области частного или публичного

права и к «материальному» или процессуальному праву.

Каждая отрасль права отличается от другой своим особым предметом и

методом правового регулирования. Под предметом правового регулирования

понимаются те общественные отношения, которые регулируются правом.

Заметим, что предметом самой юридической науки является право как

общественное явление. Каждая отрасль права связана с определенным видом

общественных отношений. Предмет правового регулирования является

основанием или критерием построения системы правовых норм в отрасли

права, подотрасли либо правового института. Именно нормы этих

структурных элементов системы права качественно отличаются друг от

друга, имеют свое назначение, выполняют определенные функции.

Следовательно, под предметом правового регулирования каждой отрасли

права понимается качественно однородная группа общественных отношений,

регулируемая нормами данной отрасли права.

Если предмет правового регулирования каждой отрасли права

указывает нам на то, что регулируется нормами данной отрасли, какие

общественные отношения, то метод правового регулирования показывает,

как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами. Метод

правового регулирования служит дополнительным основанием или

критерием построения системы юридических норм. Метод правового

регулирования – юридические средства и способы обеспечения и выполнения

предписаний правовых норм. Этот метод характеризуется следующими

основными качествами:

• порядком установления субъективных прав и юридических

обязанностей;

• степенью их определенности и «автономности» действий

субъектов;

• правовыми средствами и способами обеспечения субъективных

прав и юридических обязанностей.

Названные особенности четко проявляются при сравнительном анализе

отраслей права и законодательства. Так, например, в гражданском или

семейном праве допускается автономность поведения субъектов

правоотношений в рамках закона. А для уголовного права характерен

властный метод правового регулирования путем установления запретов

102 103

совершать определенные деяния (действия или бездействия), указанные в

нормах Особенной части уголовного законодательства.

В теоретическом плане различают автономный (диспозитивный) и

императивный (авторитарный) методы правового регулирования.

Автономный метод предоставляет самим участникам правоотношений

самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках,

установленных нормами права. Он характеризуется относительной свободой

поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

Например, в гражданском праве имущественные отношения регулируются

методом равенства и свободного волеизъявления сторон.

Императивный метод характеризуется использованием властных

правовых предписаний, которые устанавливают порядок возникновения

конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Так, в

административном и уголовном праве предписания правовых норм требуют

от лиц, каким образом не следует поступать, иначе могут быть

нежелательные правовые последствия.

В каждой отрасли права следует выделять как общие методы правового

регулирования, так и частные, вытекающие из особенностей регулируемых

общественных отношений.

В системе современного российского права в зависимости от предмета

и метода правового регулирования можно выделить следующие основные

отрасли права.

1. Во главе всей системы норм права страны находится отрасль

конституционного права, которая является базовой отраслью для всех

других отраслей права. Конституционное (государственное) право – это

область публичного права. Главная задача конституционного права –

организация осуществления государственной власти и ее ограничение

рамками правового закона. Государственное право регулирует отношения,

возникающие между обществом, личностью и государством. Однако не все

эти отношения регулируются государственным правом, а только те, которые

устанавливают общие принципы организации и деятельности

государственной власти. Конституционное право регулирует отношения,

устанавливающие основы конституционного строя, конституционный

правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы

организации и деятельности государственных органов, основы местного

самоуправления. Принципы и положения, заложенные в конституционном

праве, являются основополагающими для всех других отраслей права. Нормы

Конституции обладают высшей юридической силой.

2. Административное право – это область публичного права. Нормы

административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере

103 104

государственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это

исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной

власти. Нормы административного права регулируют отношения,

устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных

органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и

полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно-

опасные деяния являются административными правонарушениями,

определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему

органов, уполномоченных рассматривать дела об административных

правонарушениях.

3. Гражданское право – это область частного права. Гражданское

право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые

личные неимущественные отношения. Имущественные отношения,

регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с

обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного

ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения,

связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому.

Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского

права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство,

доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы гражданского права

закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия

собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских

правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других

имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов

гражданского права. Гражданское право устанавливает различные формы

правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет

порядок реорганизации или ликвидации этого лица.

4. Уголовное право – это область публичного права. Уголовное право

регулирует отношения, связанные с совершением преступления и

применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают

понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав

преступления. В уголовном законодательстве содержится исчерпывающий

перечень уголовно-наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются

обстоятельства, исключающие преступность деяния, определяются

смягчающие и отягчающие уголовную ответственность обстоятельства.

5. Процессуальное право – это область публичного права.

Процессуальное право делится на гражданский и уголовный процессы.

Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются

отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда

по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. Нормы

104 105

уголовно-процессуального права определяют права и обязанности

участников процесса, порядок вынесения судебного приговора и его

обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право

регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы

гражданско-процессуального права устанавливают порядок рассмотрения

дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых

правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального

исполнения принятого решения.

Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно

выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое

право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое

право, банковское право, природоохранительное право, криминология,

уголовно-исполнительное право и др.

Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на подотрасли и

правовые институты. Подотрасль права – часть отрасли права,

регулирующая относительно самостоятельный блок однородных

общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.

Например, в конституционном праве – избирательное; в

природоохранительном праве – горное, водное, лесное; в гражданском

праве – жилищное, авторское, наследственное и др.

Правовой институт – это элемент отрасли права, включающий

совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную

группу общественных отношений. Правовые институты могут быть

отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевой правовой

институт представляет собой однородные группы юридических норм внутри

одной отрасли права. Например, в конституционном праве – институт

правового статуса личности, в административном праве – институт

государственной службы, в международном праве – институт

дипломатического права, в гражданском праве – институт обязательств и т. д.

Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовые нормы,

относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права,

например, включает в себя нормы государственного, административного и

уголовного права.

 

4.4. Систематизация законодательства: понятие и виды

 

От системы права следует отличать систему законодательства, под

которой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов,

действующих в государстве. Система законодательства (позитивного права)

может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с

105 106

учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые

законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового

регулирования). Однако могут быть и нормативно-правовые акты,

содержащие правовые нормы разных отраслей права. Например, закон

Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»

содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы

законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая

сила нормативно-правовых актов. В таком случае нормативные акты

располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся

нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – это нормы

конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного

устройства, система законодательства строится с учетом принципа

федерализма – федеративное законодательство и законодательство

субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает

федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной

власти (Россия, Германия, США).

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно-

правовых актов, приведение их в единую согласованную систему.

Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения

пользования нормативным материалом и его дальнейшего

совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе

отраслей права, которые складываются объективно исторически. В

наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от

объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как

консолидация. Инкорпорация – это вид систематизации, то есть такое

упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания

инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета

отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести

инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и

по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при

которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в

определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.

Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким

изменениям или дополнениям. Главная задача – расположить их в

определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться

ими не только юристам, но и другим категориям населения.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация.

Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям

106 107

права. При создании кодексов происходит обновление законодательства.

Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).

Кодификация – это деятельность нормотворческих органов

государственной власти, направленная на создание нового нормативно-

правового акта, призванного регулировать определенные общественные

отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал,

но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые

правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация

осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а

инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой

объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих

один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный

акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых

актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый

правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом перед

кодификацией.

 

Контрольные вопросы

 

1. Система права и ее элементы.

2. Соотношение частного и публичного права.

3. Назовите основные отрасли российского права и дайте их общую

характеристику.

4. Что является основанием для подразделения системы права на

отрасли?

5. Назовите методы правового регулирования общественных

отношений.

6. По какому принципу строится система законодательства?

7. Система права и систематизация законодательства.

107 108

Глава 5. Источники права

 

5.1. Понятие и виды источников права

 

Право как сложное социальное явление, помимо своей внутренней

структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней

формой права понимаются юридические источники, формально

закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам

правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников

право имеет и другие истоки его формирования, то есть систему факторов,

характеризующих его содержание и формы выражения.

Источник – это основные начала, исходные положения. Обычно

различают источники права в широком и узком смысле слова. В учебной

литературе есть и другие классификации источников права: в материальном, в

идеологическом и формально-юридическом смысле. В научной литературе

дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально

юридических источников, есть еще источники права.

Существующие различные расхождения в трактовке понятия

«источник права» объясняются различными подходами к правопониманию

(социальной природы и сущности права). Если в основе правопонимания

лежит нормативистский подход, то обычно под источниками права

понимают волю законодателя, то есть правотворческую деятельность

государства. При естественно-правовом подходе источниками права считают

принципы свободы, равенства и справедливости, которым должно следовать

положительное (законодательное) право.

Термин «источник права» может иметь несколько значений. В смысле

технического термина под источником права понимаются способы

выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это

нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им

организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум),

результатом которой является создание правовых норм. В нормативных

юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них

правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны,

под источниками права могут быть поняты и средства познания самого

права, то есть то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например,

исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая

практика и т. д.).

Источниками права могут быть и объективные факторы материального

характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие

материальные условия жизни общества, как система экономических

108 109

отношений, уровень развития экономики, формы собственности,

материальные условия жизни людей. Появление и действие права

обусловлено не только материальными, но и духовными условиями

общественной жизни. К культурно-историческим факторам, определяющим

возникновение и развитие права, можно отнести уровень развития

правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности

общественных и государственных институтов. Существующий уровень

правовой культуры общества – это показатель, отражающий место и роль

права в жизни общества. Правовая культура – это не только знание

юридических норм, но и уважительное отношение к праву и правосудию.

Духовной предпосылкой появления и существования права также является

осознание человеком своей индивидуальности, самостоятельности,

собственной сущности.

Идейно-теоретическими источниками права являются представления и

воззрения известных ученых политико-правовой мысли о свободе и

равенстве, справедливом праве, правах и свободах личности, разделении

властей, правовом государстве, мировом правопорядке и др. Правовые идеи

воплощают в себе осознание людьми своих интересов в праве. Сторонники

естественного права видят в природе (источнике) права качество самой

личности, ее естественные неотчуждаемые права и свободы. Известный

отечественный ученый-юрист П. И. Новгородцев считал естественное право

как качество вечного, неотъемлемого права человеческой личности,

имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности1

. Право,

которое исходит от государства, от государственной власти путем

установления или признания правил поведения и формально закрепляется в

различных актах и иных источниках, представители естественно-правовых

концепций называют как положительное, позитивное или объективное право.

Если говорить о природе права, то необходимо иметь в виду, что под

источниками права понимаются естественные неотъемлемые права и

свободы человека и гражданина. Все известные истории первые или ранние

юридические акты уже закрепляли права и свободы личности. Например,

Великая хартия вольностей 1215 года закрепляла положение о том, что ни

один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из

страны, лишен имени иначе, как по приговору, вынесенному равными по

положению судьями и по законам страны. Аналогичные положения содержат

знаменитый Хабеас корпус акт 1679 года, французская Декларация прав

человека и гражданина 1789 года и т. д. Конституция США 1787 года с ее

десятью поправками, составляющими Билль о правах, закрепила

 

Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 6.

109 110

естественные права человека и объявила их высшей ценностью в обществе.

Лишь в ХХ веке общее развитие мировой цивилизации, личностного начала в

культуре, понимание самоценности и уникальности человека, его основных

прав и свобод привели к тому, что право в демократических государствах

стало цивилизованным средством регулирования общественных отношений,

инструментом защиты всех и каждого. Основные права и свободы человека и

гражданина закрепляются в международно-правовых актах, становятся ядром

конституций цивилизованных демократических государств.

Конституция Российской Федерации (гл. 2) содержит целый раздел о

правах и свободах человека и гражданина, что говорит об универсальности

этих прав. Конституция признает, что «основные права и свободы человека

неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Это принципиальное

положение Основного закона касается происхождения основных прав и

свобод. Человек имеет основные права и свободы от рождения, а не от

государства, которое, если придерживаться этатистских теорий, может

«даровать» права и свободы по своей «милости» или отнимать их по своему

произволу. Это примитивный подход, ставящий в центр всей правовой и

политической системы не личность человека с его неотчуждаемыми правами

и свободами, а государство. «Человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина – обязанность государства» – таков основной дух новой

Конституции РФ, которая провозгласила Россию демократическим и

правовым государством.

В отечественной юриспруденции под «источниками права»

традиционно понимаются внешние формы выражения (установления)

правовых норм. Понятия «форма права» и «источник права» тесно

взаимосвязаны, но не тождественны. Если объединить эти понятия, то

получится, что источником права является воля законодателя, хотя на самом

деле это не так. Тогда искажается истинная природа права, его социальная

сущность. «Форма права» показывает, как содержание права выражено

вовне, то есть внешнее выражение правовых норм, а «источник права» –

истоки формирования права, система факторов, предопределяющих его

содержание и формы выражения.

Если мы отождествляем понятия «источник права» и «форма права», то

получается, что смешиваем понятие позитивного права как «совокупности

формально определенных и общеобязательных правил поведения» с

понятием о том, откуда мы берем наши знания о праве и чем определяется

само содержание юридических норм. Конечно, в положительном праве

закрепляется признак общеобязательности правовых норм. Однако это не

означает, что содержанием права является воля законодателя

110 111

(государственной власти). Усмотреть источник права в государстве, его

власти – это значит считать право силой в руках государственной власти.

Тогда государство может подчинить себе все слои общества и его институты.

Государство не создает право, а придает ему определенную форму. Роль

государства в правовом развитии общества заключается в том, чтобы

создавать условия для нормального функционирования и развития правовых

институтов. А. Шопенгауэр писал: «Те, которые вместе со Спинозой

отрицают, что вне государства может существовать какое бы то ни было

право, смешивают средства к осуществлению права с самим правом. Охрана

права, разумеется, обозначена только в государстве, но самое право

существует независимо от последнего, ибо насилие может только подавить

его, но не уничтожить. Вот почему государство – это не что иное, как

охранительное учреждение, ставшее необходимым вследствие тех

бесчисленных посягательств, которым подвергается человек и которые он в

состоянии отражать не в одиночку, а в союзе с другими людьми»2

.

Под источниками права в формально юридическом значении понимаются

внешние формы выражения правовых норм. Форма права – это способ

выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы,

способ официальной фиксации. В системе норм права следует различать

внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма системы права – это, во-

первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой

закрепляется мера свободы, масштаб поведения субъекта права и, во-вторых,

структура (строение) системы права, то есть внутренняя организация правовых

норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером

регулируемых ими общественных отношений и методом правового

регулирования. Система норм права – это его внутренняя согласованность и

единство в функциональной деятельности.

Под внешней формой права понимаются способы выражения правовых

норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под

внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют

общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в

юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения

правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает

формальную определенность и общеобязательность.

В современных государствах основными источниками официального

выражения и закрепления норм позитивного права являются:

 

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 139.

111 112

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые

компетентными органами государственной власти и управления или

всенародным голосованием (референдумом).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Юридический прецедент (судебный и административный).

4. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

5. Правовой обычай.

6. Нормативный правовой договор.

7. Доктрина, или юридическая наука.

1. Чаще всего правовые нормы содержатся в государственных

правовых актах. Нормативный правовой акт является наиболее

распространенным и основным источником права, в котором содержатся

нормы права, установленные или признанные государством. Как основной

источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской

правовой системе. Нормативно-правовой акт – это официальный

письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой

деятельности органов государственной власти и управления или

всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся

нормы права.

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными

признаками. Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как

исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате

нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице

компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний,

содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет

принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих

установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является

односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от

нормативных договоров и судебных прецедентов.

Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением

определенной процедуры. Так, например, Регламент Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок

внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья

116 этого Регламента закрепляет положение, что «рассмотрение

законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях».

Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета

Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон

подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.

В-третьих, нормативно-правовой акт имеет заранее установленную

юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы

112 113

законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и

подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой

обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным

правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые

положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой

жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в

соответствии с законом и не противоречащий ему.

В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные,

пространственные и субъектные пределы действия. Он вступает в силу с

момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном

акте, а утрачивает юридическую силу с момента отмены данного акта и

принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта

связывается с его распространением на территории государства.

Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов

проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия

нормативно-правового акта означает распространение нормативных

требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

В-пятых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения

общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому

нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных

юридических актов, которые не являются источниками права.

Индивидуальные юридические акты – это акты государственных органов,

негосударственных организаций, должностных лиц, предписывающие

определенные юридические последствия для конкретных субъектов

правоотношений (постановление о наложении штрафа, договор купли-

продажи, акт о регистрации брака и т. д.). Среди индивидуальных правовых

актов выделяют и так называемые правоприменительные акты. Они

представляют собой решения по конкретному юридическому делу и

адресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или

решение суда, указ или приказ о назначении на должность и т. д.). Эти акты

относятся к конкретным жизненным ситуациям, имеют однократное

применение и обязательны для исполнения только для тех, кому они

адресованы. Индивидуальные юридические акты являются важным и

необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм,

содержащихся в нормативно-правовых актах. Их осуществление

обеспечивается компетентными органами государства.

Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести по

различным основаниям: по юридической силе; по объему и характеру действия;

по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической силе все

нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

113 114

Юридическая сила нормативно-правового акта определяет его место и

значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию

государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются

только на часть территории или на строго определенный контингент лиц,

находящихся на данной территории; на акты исключительного действия,

которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств

(чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий). По

субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовые акты можно

подразделить на акты законодательной власти (законы), акты

исполнительной власти (подзаконные акты), акты судебной власти

(юрисдикционные акты общего характера).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права имеют

приоритет перед законами или иными источниками внутригосударственного

права. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

«общепризнанные принципы и нормы международного права и

международные договоры Российской Федерации являются составной

частью ее правовой системы. Если международным договором Российской

Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила международного договора». Данное положение

Конституции РФ предусматривает прямое действие норм международного

права в случае их противоречия нормам национального права. Так, статья 69

Основного закона закрепляет, что «Российская Федерация гарантирует права

коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными

принципами и нормами международного права и международными

договорами Российской Федерации».

Правовыми последствиями провозглашения приоритета

международного права перед национальным законодательством является, во-

первых, то, что правоприменительные органы, в том числе Конституционный

Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их

компетенции вправе и обязаны применять нормы международного права при

рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством.

С другой стороны, физические и юридические лица на основе данного

конституционного положения имеют право обратиться к нормам

международного права в целях защиты своих прав.

Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, весьма

часто обосновывает свои решения ссылками на общепризнанные принципы и

нормы международного права, относящиеся к правам и свободам человека и

гражданина.

114 115

3. Юридический прецедент создается в тех случаях, когда в силу

неопределенности или противоречивости нормативных предписаний суд

создает новые нормы права вследствие обнаруженных пробелов в праве при

отсутствии соответствующего нормативно-правового акта. Различают

судебный и административный прецеденты. В настоящее время правовой

прецедент является одним из основных источников права там, где действует

англосаксонская правовая система (в Англии и США, Канаде, Австралии,

Индии), и имеет место в тех случаях, когда общеобязательная сила придается

решениям суда по конкретному делу и такое решение становится

общеобязательным для других аналогичных дел. В основе создания

судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может

отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона.

Суд обязан вынести решение по такому делу, и оно впоследствии

принимается за общее обязательное правило при разрешении всех

аналогичных дел.

Если существует прецедент, то судебная практика может выработать

нормы права. Принцип прецедента означает, что суд руководствуется

накопленной практикой. Акты судебной практики обобщаются высшими

судебными органами. И они же дают разъяснения по ним.

Высшие органы судебной власти создают в пределах своей

компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения

применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом

разрешении юридических дел или же при противоречии нормативных актов

конституции государства, общепризнанным принципам и нормам

международного права. Нормотворческая деятельность судебной власти

основана на конституционных принципах и ее полномочиях, закрепленных в

законодательстве.

Прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным

ситуациям. Следовательно, эти нормы могут полнее отражать регулируемые

ими общественные отношения, чем абстрактные нормы закона.

4. Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) являются

одним из древних источников права, сохраняющих свое значение в

традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные

нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных. В

настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее

характерны для мусульманского права, что является отличительной

особенностью данной правовой системы. Мусульманская правовая система

берет свое начало в Коране – собрании изречений пророка Мухаммеда,

ниспосланных ему Аллахом. Юридические положения Корана мы находим в

определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их

115 116

«правовыми строфами»). Это строфы, которые устанавливают личный статус

(их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы

уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную

процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся

экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к

«международному праву» (25)

. Вторым по значимости источником

мусульманского права является Сунна – сборник преданий о пророке

Мухаммеде, его действиях и высказываниях. Третьим источником

мусульманского права считается иджма (или единое соглашение

мусульманского общества), которая используется для углубления и развития

легального толкования божественных источников. Четвертый источник – кияс,

или суждение по аналогии. Кияс становится легитимным благодаря Корану и

Сунне.

5. Правовой (юридический) обычай – один из наиболее древних

источников позитивного права. Он был распространен в эпоху Древнего

мира и Средневековья (законы Хаммурапи, законы XII таблиц, законы Ману,

Салическая Правда и т. д.). Юридический обычай – это исторически

сложившееся, укоренившееся в результате постоянного и единообразного

применения правило поведения и благодаря этому ставшее устойчивой

нормой поведения, санкционированное затем государством. Правовой

обычай – это такое правило поведения, в котором содержится отсылка к

законодательству. Однако в современных условиях роль правового обычая

как источника права невелика, и он сохраняет свою значимость лишь в тех

случаях, когда закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу

правового регулирования.

Не каждый обычай выступает в качестве источника права.

Источником права является только правовой обычай. В чем же

заключается различие правового обычая от простого обычая, не имеющего

юридического значения? Правовым обычай становится тогда, когда в

законодательстве государства содержится ссылка на него и государство

придает ему обязательную юридическую силу. Поэтому отличительная

особенность правового обычая заключается в том, что он санкционирован

государством и ему присущи те же признаки, что и правовой норме. То

есть правило поведения, заключенное в юридическом обычае,

предоставляя известную сферу внешней свободы одним лицам,

соответственным образом ограничивает внешнюю свободу других лиц4

.

 

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности/ Пер. с

франц. В.А. Туманова. М., 1996. С. 312.

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 80.

116 117

Если правило поведения, содержащееся в обычае, включено в

законодательный акт, то в данном случае это будет уже не правовой

обычай, а правовая норма нормативно-правового акта.

Англия – страна, где обычаям (custom) придается самое большое


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!