Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Потребительский рынок. Прогнозирование спроса на товар народного хозяйства



Рынок- представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров.

Основные элементы рынка: спро­с, предложение и цена.

Состав и структуру потребительского рынка мож­но классифицировать по:

• региональному признаку;

• назначению (рынок продовольственных, непродовольс­твенных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

• каналам реализации товара.

Потребительский рынок характеризуется до­лей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. Для рынка продовольственных товаров характерны сле­дующие специфические черты: широкая взаимозаменяемость товаров по своему функци­ональному назначению, что обусловливает отсутствие отло­женного спроса; сезонность производства ряда продовольственных това­ров, что вызывает существенные сезонные колебания реализо­ванного спроса; широкие связи между торговлей и производством; совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением; ограниченность срока хранения ряда продуктов пита­ния.

Рынок непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом, вы­сокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной ин­дивидуальностью в спросе населения, четким разграничением.

Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны: длительные сроки потребления; отложенный спрос населения на отдельные изделия; ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий на­селения; общественный характер использования многих предме­тов; организация дополнительных услуг по эксплуатации ряда изделий, торговля запасными частями.

По каналам реализации товаров потребительский рынок подразделяется на организованный и неорганизован­ный.

Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магази­нов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. Неорганизованный рынок охватывает реализацию час­тными лицами, занимающимися предпринимательской дея­тельностью, товаров, произведенных в республике и привезен­ных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (на ста­дионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.



Спрос - платежеспособная потребность, которую предъявляют покупа­тели на рынке для реализации своих интересов. Всегда конкретен, подвижен и изменчив.

Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управле­ния экономикой.

Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные про­гнозы спроса.

Краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используют­ся для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих, коммерчес­ких решений. Разрабатываются на месяц, квартал, год. Они д. отличаться более высокой степенью точности. При разработке среднесрочных прогнозов учитывают­ся сложившаяся структура, возможности производства и вли­яние инвестиций на развитие производственной деятельнос­ти. В течение 3-5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. Нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно опре­делить совокупный спрос с выделением основных товарных групп. Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производ­ства товаров и торговли.

Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.

Для повышения точности прогнозов необходимо при­менять комплекс методов прогнозирования с целью получе­ния нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.

Обоснование объема розничного товарооборота на про­гнозируемый (планируемый) период предполагает определе­ние, с одной стороны, покупательных фондов, с другой - то­варных ресурсов. Покупательные фондыхарактеризуют совокупный спроснаселения на товары народного потребле­ния. Они представляют собой сумму денежных доходов насе­ления, которая расходуется на покупку товаров. Покупатель­ные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует дви­жение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.



Определение покупательного фонда в целом по стране сво­дится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, ва­люты.

Покупательный фонд = Денежные доходы - Нетоварные расходы +- Изменение сбережений в сбербанке, у населения, приобретение ценных бумаг, валют

Денежные доходыи расходы населения можно разделить на два вида: 1) оборот денег между населением и государственны­ми, кооперативными, коммерческими, общественными органи­зациями и предприятиями; 2) оборот денег между отдельными группами населения.

При первом виде оборота превышение доходов над рас­ходами или расходов над доходами означает увеличение или уменьшение остатка денег у населения; при втором - это лишь перемещение денег от одних групп населения к другим, что не изменяет их массы, находящейся в обращении.

Нетоварные расходырассчитываются на основе про­гнозных данных развития отраслей сферы обслуживания на­селения, прогнозов финансовых органов. Например, величи­на оплаты жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из жилой площади, объема коммунальных услуг, сред­них ставок квартплаты и прогнозируемых тарифов по комму­нальным услугам. Расходы на культурно-бытовое обслуживание рассчитываются исходя из разветвленной сети зрелищных предприятий, их валового сбора, объема бытовых услуг.

Все предметы народного потребления относят к товар­ным ресурсам. Источники товарных ресурсов: продукция легкой, пищевой и других отраслей промыш­ленности, сельского хозяйства, поступление товаров по им­порту.

Величина товарных ресурсов определяется исходя из пот­ребностей в товаре и возможности их удовлетворения. Потреб­ность в товарах служит базой для составления заказа на их про­изводство.

Общая потребность товароврассчитывается на основе сле­дующих элементов:

• необходимый объем продаж товаров (необходимый объем розничного товарооборота, определенного на основе по­купательного фонда);

• предполагаемая реализация товаров организациям и уч­реждениям;

• необходимый прирост или снижение товарных запасов до нормативов;

• возмещение потерь товаров в пределах естественной убы­ли;

• ожидаемые потери от уценки товаров устаревших фасо­нов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.

При расчете потребности в товарных ресурсах учитываются состояние товарных запасов к началу прогнозируемого перио­да, необходимость их пополнения до норматива.

Возможный объем товарных ресурсовопределяется на осно­ве данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров.

Ранее товарно-денежный оборот регулировался с по­мощью разработки материальных балансов - балансов пред­метов потребления.

Балансы предметов народного потребленияразрабатывают­ся по отдельным товарам и группам товаров. На их основе опре­деляются товарные фонды по большинству товаров. По продукции сельского хозяйства учитывается ее про­изводство не только на гос-ых предприятиях и в колхозах, но и в личных подсобных, фермерских, крестьянских и других хозяйствах.

Главной статьей использования товаров является рыноч­ный фонд, т.е. та часть товарных ресурсов, которая направляет­ся для продажи населению, пополнения запасов товаров в роз­ничной торговой сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли. Рыночный фонд определяется в соответ­ствии с объемом производства товаров и импорта.

При прогнозировании рыночных фондов необходимо учи­тывать:

• платежеспособный спрос населения;

• динамику потребительских цен;

• состояние товарных запасов и др.

На основе балансов продовольственных и непродовольс­твенных товаров производится сводный расчет товарного обеспечения розничного товарооборота.

Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам.

На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих това­ров.

На втором этапе необходимо осуществлять прогноз струк­туры товарного предложения.

Предложение товаров на потребительском рынке формиру­ется из товаров, произведенных в стране (регионе), за ее пред­елами (импорт товаров) и товарных запасов. Размеры товарно­го предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления.

В переходный период объем производства и продаж продук­ции формируется двумя способами:

- путем заключения предприятиями-изготовителями пря­мых договоров на поставку продукции;

- путем доведения до предприятий заказа на поставку про­дукции для государственных нужд.

На третьем этапе должны разрабатываться балансы спроса и предложения.

Балансы спроса и предложения разрабатываются по важ­нейшим товарам согласно определенной номенклатуре. При разработке прогнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов.

Объем продаж товаров, спрос на которые удовлетворяется не полностью, определяется их предложением, а по недефицит­ным товарам - спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовы­вают с промышленными предприятиями путем прямых догово­ров.

 

 

54. Прогнозирование и планирование развития отраслей сферы обслуживания населе­ния.

Сфера обслуживания населения (непроизводственная сфера) включает отрасли образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.

Прогнозирование и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения производится с учетом особенностей данных отраслей.

По образованию и подготовке специалистов прогнозируются следующие показатели: контингент, прием и выпуск учащихся, количество классов, среднее число учеников в одном классе, сменность занятий, сеть школ и ее развитие. Расчеты производятся исходя из численности населения и его половозрастной структуры. Главным показателем является контингент учащихся. Он характеризует общую численность учащихся с выделением групп, получающих общее, среднее и профессиональное образование (колледжи, средние профессионально-технические училища).

Система показателей обосновывается нормами и нормативами по определению потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

При прогнозировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием определяются: прием в высшие и средние специальные учебные заведения; выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам.

В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещение естественного выбытия, частичной замены практиков дипломированными специалистами и др.

По здравоохранению прогнозируются показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и домах отдыха. Показатели, рассчитанные на 10 тыс. человек, характеризуют обеспеченность населения медицинской помощью и профилактическими услугами. На их основе планируется численность обслуживающего персонала, производство лекарственных средств, материально-техническое обеспечение и финансирование учреждений здравоохранения.

При прогнозировании показателей широко используется нормативный метод. В частности, необходимое количество больничных коек определяется исходя из установленного норматива, дифференцированного по видам заболеваний, на 10 тыс. человек и прогнозируемой численности населения. Необходимая численность врачебных должностей в больницах и санаториях определяется с учетом количества коек в этих учреждениях и нормативов на одного врача, в поликлиниках — на основе данных о посещаемости больных и нормативов нагрузки (количества посещений) на одного врача.

При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культуры используются следующие показатели: количество посещений театрально-зрелищных учреждений; сеть массовых библиотек и клубов; выпуск книг, газет, журналов; количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др.

Прогнозные расчеты на краткосрочный период осуществляются с использованием методов экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок. При прогнозировании на перспективу могут применяться многофакторные модели.

 

Прогнозирование и планирование развитие коммунального хозяйства

По жилищно-коммунальному хозяйству прогнозируется развитие жилищного хозяйства (строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда) и коммунального хозяйства (водопровод и канализация, городской транспорт, энергетическое хозяйство, прочие отрасли: озеленение, санитарная очистка и др.).

Развитие жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в расчете на одного жителя. Дополнительная потребность в жилой площади определяется разностью между общей потребностью и наличным жилым фондом с учетом выбытия. Она служит базой для прогнозирования ввода жилья и капитальных вложений в жилищное строительство с учетом средней стоимости 1 м2 жилой площади, дифференцированной по зонам, районам и городам. В процессе прогнозных расчетов используются социальная норма (с учетом рациональных потребностей в жилье) и санитарная (обеспечивает нормальные гигиенические условия жизни).

Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок. Увеличение и благоустройство жилищного фонда неразрывно связаны с развитием коммунального хозяйства.

При разработке прогноза развития коммунального хозяйства используются разнообразные показатели, различающиеся по видам услуг.

Главным показателем работы сети водоснабжения является отпуск воды потребителям. Потребность в воде определяется для населения (с учетом норм потребления и его численности) и промышленных предприятий (с учетом норм расхода на единицу продукции и производственной программы).

Объем услуг канализации характеризуется такими показателями, как пропуск и очистка сточных вод через главные коллекторы и их обработка на очистных сооружениях.

Показателями развития канализации населенных пунктов служат обеспеченность жилого фонда канализацией, протяженность сети и главных коллекторов, пропускная способность по сточным водам, процент водоотведения.

По газификации прогнозируются количество газифицированных квартир, величина потребляемого газа в среднем на одного жителя, отношение количества газифицированных квартир к их общему числу.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!